"Игрушка в жизни ребенка"
статья

Губина Анна Васильевна

Тема статьи "Игрушка в жизне ребенка" актуальна, так как игрушка неизменный спутник ребенка с первых дней жизни. Значение игрушек в жизне ребенка переоценить невозможно, ведь именно игра- основная деятельность в дошкольном детстве. В статье также описаны основные виды игр, в которых игрушки перимущественно используются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrushka_v_zhizni_rebenka.doc26.23 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

"Игрушка в жизни ребенка"

Воспитатель группы №4

Губина А.В.

Санкт- Петербург 2020

Игрушки - специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимоcти от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия.

В игрушке присутствует условность изображения предмета, которая также позволяет выполнять с ней разнообразные действия. И наоборот, натуралистическая, "приземленная" игрушка не дает простор воображению ребенка, тормозит развитие игрового замысла, ориентирует на определенный набор действий. Игрушка, по образному выражению А.С. Макаренко, - " материальная основа" игры, она необходима для развития игровой деятельности. С ее помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль.

К.Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка- это своеобразная школа воспитания чувств ребенка.

Игрушка наряду с детской книгой - первое произведение искусства, которое входит в жизнь малыша. Хорошо оформленная игрушка будит в нем эстетические переживания, прививает художественный вкус. Игрушки стали частью общечеловеческой культуры.

Возникновение игрушки в человеческом обществе ученые связывают с развитием трудовой деятельности первобытного человека. С тех древнейших времен известны игрушки в форме орудий труда, оружия, предметов быта, с помощью которых дети осваивали многие жизненно важные действия, способы деятельности.

Образцы древнерусских игрушек (глиняные свистульки, уточки, птички, куколки) найдены в ходе археологических исследований в раскопках Радонежа, Москвы, Коломны.

Об игрушках средневековья можно судить по музейным коллекциям, имеющимся во многих странах мира. Сохранились игрушки, предназначенные для представителей знати и их детей. Много игрушек военного содержания ( кони в рост ребенка, доспехи, шлемы, мечи). Обязательным атрибутом каждого состоятельного дома была кукла, которой придавалось магическое значение как хранительнице домашнего очага.

Существовали игрушки и для детей бедноты, но они не дошли до наших дней из-за недолговечности материала, из которого их мастерили (солома, кора деревьев, глина).

На Руси игрушки имели серьезное значение. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно.

Промышленное производство игрушек началось в немецком городе Нюрнберге в XIX веке. Здесь в 1880 году стали применять штамповку при изготовлении игрушек, что дало возможность выпускать массовую дешевую продукцию. Известными центрами производства игрушек стали французские города Страсбург и Лимож.

Игрушки оказались "чувствительными" к изменениям, происходящим в человеческом обществе. С развитием промышленности, средств передвижения, техники в целом меняется содержание игрушек, появляются новые виды.

Со времен Ф. Фребеля большое внимание стали уделять строительным материалам для детских игр. Их выпускали очень много- разнообразных размеров, конструкций. В 1901 году в Великобритании создали первый металлический конструктор.

Педагогические требования к игрушке:

- игрушка должна содействовать развитию ребенка,

- игрушка должна расширять кругозор ребенка, увлекать образами современной действительности,

- игрушка должна быть динамичной, пробуждать ребенка к разнообразным действиям в игре,

- игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызывать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус. Оформление игрушки должно быть безопасным для жизни и здоровья ребенка и отвечать ряду гигиенических требований.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра иной раз требует для себя новую игрушку.

В каждом возрасте ребенку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные ( куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические ( конструкторы), игрушки- "орудия труда" (савок, сачок), игрушки-забавы, театральные, музыкальные, спортивные игрушки для детей всех возрастов.

Все игрушки, независимо от их классификационной принадлежности, нужно группировали так, чтобы они своими размерами соответствовали друг другу, росту ребенка.

Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребенка, с его стремлением к игре коллективной, в которой игрушками он пользуется с другими детьми.

Многие дети используют в игре не только игрушки. но и приспосабливают для этого другие предметы. Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. В игре ребенок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения, в игре развивается его воображение, фантазия.

Новые игрушки приобретаются с целью расширить тематику игр, обогатить их содержание. Для большинства игр игрушки необходимы. Чтобы правильно подобрать игрушки ребенку, нужно знать, какую пользу могут принести игрушки определенного вида, какие навыки могут дать, какие качества характера ребенка могут помочь воспитать.

Игрушки распределяются по видам игр, в которых они преимущественно используются.

1. Сюжетные игрушки - образные игрушки.

2. Дидактические игрушки (матрешки, пирамиды, бирюльки).

3. Игрушки-забавы.

4. Спортивные игрушки (мячи, обручи, велосипеды, ролики).

5. Музыкальные игрушки, наборы колокольчиков, бубны.

6. Театрализованные игрушки (куклы - бибабо, куклы - марионетки).

7. Технические игрушки (игрушечные фотоаппараты, бинокли).

8. Строительные и конструктивные материалы.

9. Игрушки - самоделки.

Игрушка помогает ребенку в освоении окружающего мира, но этот мир он познает, непосредственно соприкасаясь с ним самим, с живым, действующим, настоящим.

Темы настольных игр чрезвычайно разнообразны: труд, искусство, путешествия, спорт, жизнь детей - все находит в них отражение. Разнообразны и игровые принципы, на которых построена игра.

Театральная игрушка - одна из самых живых и веселых. С ее помощью взрослый может делать буквально чудеса.

А.С. Макаренко говорил, что только та игра хороша, которая требует от ребенка рабочего усилия, усилия мысли. Этому требованию отвечают и многие игрушки. Игра - труд приносит детям радость не от того, что они все делают, как взрослые, но от того, что видят результат своего труда.

В каждом доме, где есть ребенок - должен быть уголок игрушек. Лучше, чтобы это было солнечное, светлое место в комнате. Прежде всего в нем необходимо поставить стол и стул, соответствующие росту ребенка.

Игры и игрушки - не личное дело ребенка, это общее дело семьи, где старшие учат младших, младшие помогают старшим, где все живут общими интересами. Это также и дело общественной важности, так как игры имеют огромное значение в формировании личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игрушка в жизни ребенка

. Игрушек много, но какие выбрать?  Эта консультация поможет родителям сделать правильный выбор ....

Консультация для родителей "Игрушки в жизни ребенка"

Игрушка для ребенка – это первая «примерка» мира.  Игры так же важны для развития ребенка, как сбалансированное питание или здоровый сон. Более того, правильно организованная игра способствует ул...

«Игрушка в жизни ребенка.»

консультация для родителей...

"Значение игрушка в жизни ребенка".

"Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет".А.С.Макаренко....

ИГРУШКА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

«Игрушка в жизни ребёнка»Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в дан...

"Роль игрушки в жизни ребенка. Какие игрушки нужны детям" консультация для родителей

В консультации описываютя виды игрушек, даются советы по подбору игрушек, раскрывается значение игрушки в развитии ребенка....