семинар - практикум для педагогов на тему: "Как развить творческий потенциал в себе?"
материал
семинар - практикум на тему: "Как развить творческий потенциал в себе?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum_2019_god.docx | 566.85 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 5»
Семинар-практикум для педагогов
на тему:
«Как развить творческий потенциал в себе?
Подготовила: воспитатель МАДОУ «Детский сад № 5»
Павлова Светлана Александровна
высшей квалификационной категории
г. Гусев
2019 г.
Сегодня на семинаре мы будем говорить о творчестве педагогов, о нашем с вами творческом потенциале. И как его развить в себе?
Известно, что творческие люди проявляют способности во всем. И не обязательно осваивать профессию художника или скульптора, чтобы быть оригинальным и креативным человеком. А насколько вы проявляете творческие способности в своей ежедневной жизни, мы узнаем на нашем семинаре.
Как говорил, Марк Матусович Поташник – доктор педагогических наук.
«Педагогический труд не творческим не бывает, и быть не может, так как неповторимы дети, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом - «педагогический».(Слайд 2).
Таким образом, педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества.
Николай Константинович Рерих- русский художник, писатель.
«Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота. Творческий воспитатель – это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет». (Слайд 3).
Так что же является Главными признаками творчества современного педагога?
Академик М. Поташник выделил следующие признаки творчества:
- Создание нового или существенное усовершенствование известного;
- Оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;
- Взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидание, то есть творческий человек постоянно работает над собой, над созданием нового;
(Слайд 4).
Следовательно, творческая деятельность - это процесс создания новой информации или продукции с высокими показателями их количества и качества с наименьшей затратой времени и сил.
В современных условиях все больше появляется педагогов-мастеров своего дела...
Вопросы для всех:
1. Творчество и мастерство – одно и то же или нет? (Слайд 5).
Творчество - это свободное выражение своей индивидуальности, результатом которого может быть нечто качественно новое.
Мастерство - умение овладеть каким-либо ремеслом, применяя опыт предшественников. Можно быть мастером, но не быть творцом.
Мастер – это работник, в совершенстве владеющий своей профессией, а мастерство, как правило, связывают с большим опытом.
Творческим может быть и молодой педагог, еще не мастер.
2. Какие способности человека служат ступеньками к педагогическому творчеству? (Слайд6).
Способности: Умение – наблюдать, анализировать, обобщать, выделять главное, предвидеть; способности – гибкость и нестандартность мышления; комбинирование, реконструирование; видеть проблемы и противоречия.
Таким образом, творческий педагог – обладает научным, психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательскою смелостью, критическим анализом и разумным использованием передового педагогического опыта.
Источниками творчества могут быть:
- анализ учебно-воспитательного процесса, выявление проблем;
- изучение опыта коллег;
- чтение научной литературы;
- картотека интересных фактов, высказываний;
- вопросы детей, которые педагог записывает и анализирует;
- общение с коллегами, друзьями, воспитанниками;
3. Какие условия нужны для того, что чтобы воспитатель развивался творчески? ( Слайд 7)
Условия:
- нравственно - психологический климат коллектива,
- стимулирование к нестандартным решениям,
- обогащение общей культуры, кругозора, информативности,
- материальная обеспеченность, материальная база,
- свобода критики, проведение дискуссий,
- влияние личности руководителя,
- наличие свободного времени для пополнения интеллектуального багажа.
Таким образом, чтобы наш коллектив развивался творчески нужно:
точность во всем
- дисциплина
- порядочность
- вдохновение
- умение слушать критику
- внимание
- воля
- уверенность в собственных силах
- способность доводить дело до конца
- высокий общий уровень развития
- знание своего дела
Важнейшая сторона нашей жизни – это воображение. Воображение – это присущая только человеку, возможность создания новых образов, путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Проще сказать — лишите человека фантазии и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей способностью человека. А с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.
Так что можно сказать, никакая творческая деятельность невозможна без фантазии, воображения.
Перед проведением нашего семинара я провела тест с педагогами.
Тест «Насколько развита ваша фантазия?» (Слайд 8)
1. Рассматривая абстрактную картинку, вы прежде всего видите: а) ее основной фон; б) какие-то отдельные очертания, напоминающие вам существующие образы; в) набор красочных пятен, раздражающе действующих на ваши глаза. 2. Вы слушаете музыку, которая вам очень нравится. Кто-то ее выключает. Ваша реакция: а) вы требуете ее сейчас же включить; б) вы даже не замечаете того, что музыку выключили, – она звучит у вас в голове от первого до последнего аккорда; в) вам все равно. 3. Верите ли вы в гороскопы? а) да; б) нет; в) иногда они говорят правду. 4. Любите ли вы фантастику? а) да, очень; б) терпеть не могу; в) иногда читаю. 5. С каким цветом у вас ассоциируется слово любовь? а) белый; б) золотой; в) красный. 6. Возникало ли у вас хоть раз в жизни желание домыслить какой-нибудь сюжет книги, фильма и т. д. по своему усмотрению? а) иногда; б) постоянно; в) когда как, все зависит от моего расположения духа. 7. Часто ли у вас получается кого-либо разыграть? а) обожаю это делать, тем более, что мне это прекрасно удается; б) к сожалению, я не всегда веду себя убедительно, разыгрывая кого-либо, но все-таки это мне иногда удается; в) я не умею и не люблю разыгрывать. 8. Склонны ли вы испытывать чувство ревности, если ваш партнер отсутствует по непонятным причинам? а) да; б) нет; в) случается. 9. У вас есть постоянный круг общения? а) да, я уже много лет общаюсь с одними и теми же людьми; б) нет, я человек непостоянный; в) в принципе, круг общения постоянный, но очень люблю знакомиться с новыми людьми. 10. Накрывая на стол, вы задумываетесь о том, как, что и куда поставить? а) не имеет значения, главное – побыстрее приступить к трапезе; б) конечно, хотелось бы, чтобы на столе все было красиво и аппетитно, но не всегда удается воплотить это желание; в) я всегда подключаю свою фантазию, ведь готовить пищу и сервировать стол – это целое искусство. 11. Ночью вас разбудил страшный грохот. Ваши мысли: а) упал шкаф; б) выбили окно; в) началась война. 12. Вы читаете интересную книжку. Доходите до кульминации произведения и обнаруживаете, что несколько страниц текста отсутствуют. Вы: а) очень сильно расстроитесь и постараетесь добыть их любым путем; б) вас это нисколько не огорчило, вы продолжаете читать дальше; в) у вас совершенно пропадает интерес к этой книге. 13. Как вы обычно рассказываете друзьям интересные истории? а) сухо, коротко и ясно, излагая только факты; б) ярко и красочно, пускаясь в подробные описания мельчайших деталей; в) не очень длинно, но слегка приукрашивая произошедшие события. 14. Вы предпочитаете говорить или слушать? а) говорить, причем рассказываю настолько интересно, что люди слушают меня, открыв рот; б) конечно, слушать, особенно если собеседник рассказывает что-нибудь интересное и новое; в) в зависимости от обстоятельств и тех, кто находится рядом со мной. 15. Какую работу вы предпочитаете? а) однообразную, хорошо знакомую, которая отработана до автоматизма; б) я не могу долго выполнять одну и ту же работу, поскольку теряю к ней интерес, поэтому стараюсь переключиться на другое занятие; в) работу, где надо много думать и требуется полет мысли, где каждый новый рабочий день не похож на другой.
Вы набрали от 15 до 25 баллов
Вы относитесь к людям, абсолютно лишенным фантазии, хотя все-таки есть возможность ее развить. Скорее всего, вы не очень разговорчивы, выражаете свои мысли кратко, четко и весьма сухо, считая, что не стоит тратить время на пустое словословие. При отсутствии фантазии вам не следует пробовать свои силы в тех областях, где она необходима, – вы потерпите фиаско, лучше занимайтесь своим привычным делом.
Вы набрали от 26 до 35 баллов
Вы не обделены фантазией и относитесь к категории таких людей, которые могут и беседу о прекрасном поддержать, и в серьезном бизнесе преуспеть. А все потому, что ваш уровень развития позволяет вам понимать и принимать многое в этой жизни. К любому делу вы подходите творчески, что, правда, не мешает вам взвесить все «за» и «против», рассмотреть все возможные варианты. Ваше воображение помогает вам в житейских вопросах, и это уже само по себе немаловажно.
Вы набрали от 36 до 45 баллов
Вы относитесь к тому типу людей, которых принято называть чудаками и фантазерами. С самого детства вы уносились в заоблачные дали в своих мечтах, воображая себя романтическим героем из какой-нибудь книжки. Подобная мечтательность разделила вашу жизнь на два мира, один из которых вам близок, поскольку вы придумали его сами, и другой, реальный, который никак не вписывается в вами придуманные рамки. Ваша проблема заключается в том, что вы слишком широко раздвинули пространство воображаемого, и оно не оставляет места действительности. Попробуйте посмотреть на жизнь более трезво, это обеспечит вам безболезненное существование в настоящем мире.
Делая свой вывод, могу сказать вам, что большинство педагогов в нашем коллективе – не обделены фантазией и относятся к категории таких людей, которые могут и беседу о прекрасном поддержать, и в серьезном, бизнесе преуспеть. А все потому, что ваш уровень развития позволяет вам понимать и принимать многое в этой жизни. К любому делу вы подходите творчески, что, правда, не мешает вам взвесить все «за» и «против», рассмотреть все возможные варианты. Ваше воображение помогает вам в житейских вопросах, и это уже само по себе немаловажно. А сейчас я хочу проверить, насколько развита ваша фантазия в творческих заданиях, но сначала поиграем.
Игра «Поменяйтесь местами»
(Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию)
Все встают в круг в обручи.
Вам необходимо будет меняться местами, кто с кем желает. Слушаем меня внимательно.
Поменяются местами те,
- Кто любит яблоки.
- Кто носит часы.
- Кто умеет играть на гитаре.
- Кто носит только брюки.
Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест усложняются. Теперь вопросы должны касаться особенностей профессиональной деятельности участников, образования, специфики работы с детьми, мотивов участия в тренинге и многого другого.
Поменяются местами те, кто:
- работал только в нашем детском саду;
- любит свою работу;
- работает педагогом уже больше 10 лет;
- мечтал быть педагогом с детства и т.д.
У каждого из вас есть эмблемы в виде цветка: 1 команда – ромашка, 2 команда – роза. Я вам предлагаю сесть на свои места.
А сейчас хочу проверить, насколько развита ваша фантазия в творческих заданиях.
- Творческое задание «Прекрасная полянка».
(На столах лежат бумага, мелки, ножницы)
У каждого из вас есть любимые цветы. Представьте его. Какой он? Какие лепестки? Каким он цветом? Яркий или не очень?
А теперь, после того, как все представили это – нарисуйте свой цветок, и на его лепестках напишите что-то важное, что поможет вам быть счастливыми.
Теперь вырежете свой цветок. Выйдите человека 2 с команды и прикрепите свои цветы на ваши полянки.
Полюбуйтесь на «прекрасные полянки», запечатлите эту картинку в памяти, чтобы она поделилась своей положительной энергией. Заметьте, какие они все разные. Но всем без исключения цветам нужно солнце и внимание. Эта полянка символизирует о том, что душа каждого педагога всегда полна прекрасными цветами.
- Сочини стихотворение по рифме:
………моя ……..цветами ……..пёс …….тебя
………твоя ……..плывут ……...гулять …….творенье
………прошу ……..порхают ………нёс ……..вид
………укушу ……..шлют ………нырять ……..печенье
- Музыкальное задание.
Вам нужно под музыку сочинить один куплет - четверостишие.
- Расставание « Счастья, удачи, …»
Я предлагает всем встать в круг для завершения нашего семинара. Каждый из участников должен пожелать, одним словом всем участникам чего-то хорошего. После того, как последний участник выскажется, все громко произносят: «Мы желаем вам друзья!»
«Уже сегодня многие из нас могут сказать о себе «глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта или поэта, астронома, который, может быть жил в тебе когда-то», - сказал Антуан Сент-Экзюпери. В этих словах - призыв и предупреждение. Надо лепить человека, пока ум ребенка гибок и сам он восприимчив ко всему открытому перед ним разнообразию мира.
Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения, гибкого нестандартного мышления, умения направлять свою фантазию, творческие способности на решение разных задач.
С Антуаном Сент-Экзюпери можно поспорить, глина, из которой слеплен Профессиональный педагог, не засыхает никогда. Такой педагог всегда полон творческих сил, в нем живет и поэт, и певец, и сказочник, и великий фантазер.
В заключение нашей встречи, хочется поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать творческих находок в нашей трудной, но интересной работе, пусть эти «цветочки» добавят в вашу жизнь здоровья, счастья и любви.
Список использованной литературы:
1. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию творческих способностей у старших дошкольников М-Просвещение,2001
2.Дж.Родари грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. (Третий выпуск) Дрофа,2007
3.Левин В.А. Воспитание творчества. (пятое издание) Знание,2010.
4.Ушакова О.С. Словестное творчество дошкольников. Феникс,2010
5.Методика определения уровня воображения // Психология от А до Я. – М. 2000.
Интернет ресурсы:
2. http://festival.1september.ru/articles/526103/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов «Создание условий для развития творческих способностей детей в игровой деятельности»
Семинар-практикум для педагогов «Создание условий для развития творческих способностей детей в игровой деятельности»...
Семинар-практикум для педагогов " Методы и приёмы формирования творческих способностей дошкольников"
Цель: совершенствовать профессиональные умения и навыки воспитателей ДОУ в применении на практике технологий развития творческих способностей детей, овладевать умением вариативно использовать методы и...
семинар-практикум для педагогов "Пластинография-как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
презентация...
Семинар-практикум для педагогов на тему "Развитие творческих способностей у ребенка"
laquo;Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других.» Б.АсафьевЦели:выявить представления педагогов ...
Семинар – практикум для педагогов на тему: «Развитие коммуникативных и творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством работы с книгой»
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видео...
Семинар – практикум для педагогов на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
Семинар-практикуи для педагогов детского сада...
Семинар-практикум для педагогов "Проблемное обучение - средство развития творческого потенциала личности ребенка-дошкольника"
Решение познавательных задач вместе со взрослыми и сверстниками - путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить. В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением.Су...