СТАТЬЯ Тема: «Актуальность использования игр с мячом для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста».
статья

Подсекалова Маргарита Владимировна

Мяч – одна из самых древних и любимых игрушек детей. Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии ребенка. Мяч таит в себе гармонию формы, яркость цвета, динамичность, поэтому эмоционально воздействует на ребёнка, что находит отражение в содержании детских игр. Умение пользоваться им разумно созвучно самой природе раннего детства. Он проходит через все периоды жизни ребенка, начиная с младенчества, заканчивая школьным возрастом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №297 Пушкинского района Санкт –Петербурга (отделение дошкольного образования детей)

СТАТЬЯ

Тема: «Актуальность использования игр  с мячом для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста».

Составитель:

Подсекалова М.В.

Санкт-Петербург

2020 г.

Тема: «Актуальность использования игр  с мячом для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста».

Мяч – одна из самых древних и любимых игрушек детей. В Древней Греции, Риме, Египте, Древней Руси он считался самым совершенным предметом, так как был похож на солнце, а значит, обладал волшебной силой. Происхождение слова «мяч» связано со словами: мягкий, мякоть, мякиш. То есть мяч – это мягкий шар. История не знает ни точного места, ни времени возникновения мяча. Известно лишь, что мяч возник в глубокой древности и за свою историю существования претерпел много изменений. Сначала его плели из травы, пальмовых листьев, изготавливали из плодов деревьев, шерсти животных, шили из кожи, набивая травой, опилками и другим подобным материалом. Мяч и предметы, похожие на него, археологи находят по всему миру.

Мяч – удобная, динамичная игрушка, занимающая особое место в развитии ребенка. Мяч таит в себе гармонию формы, яркость цвета, динамичность, поэтому эмоционально воздействует на ребёнка, что находит отражение в содержании детских игр. Умение пользоваться им разумно созвучно самой природе раннего детства. Он проходит через все периоды жизни ребенка, начиная с младенчества, заканчивая школьным возрастом. Сначала ребенок рассматривает, поворачивает перед собой мячик, удерживая его двумя руками. Позже он радуется, удивляется и даже сердится, что мяч убегает от него и призывает к движению. Дальше у ребенка появляется желание не просто бросать и катать мяч, а делать это определенным образом, И, наконец, мяч становится основой для важной социальной способности: принимать и отдавать. Все мы хорошо знаем, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Игра позволяет соединить физическое и психическое развитие ребёнка, создаёт условия для гуманизации педагогического процесса, становится катализатором в процессе формирования творческой личности дошкольника. Игры и игровые упражнения с мячом бесценны по своей значимости для здоровья, эмоциональной достаточности, физического и интеллектуального развития ребенка. Сенсомоторная активность – основа жизни и развития ребёнка. Это значит, что он с рождения нуждается в сенсорной информации и движении. Известно: первые целенаправленные двигательные акты ребёнка связаны с активизацией движений головы (удержание, повороты). Развитие зрения, слуха, осязания, а также сенсорная информация, которую воспринимает малыш из окружающего мира, способствуют своевременному созреванию анализаторов и двигательных зон коры головного мозга. Играм с мячом отводится особая роль в развитии ребенка. Отмечая разностороннее влияние мяча на психофизическое развитие ребенка, Ф. Фребель подчеркивал его роль в развитии координации движений, кисти руки, а, следовательно, и в совершенствовании коры головного мозга. Он считал, что почти все, в чем нуждается ребенок для своего развития, ему дает мяч. Особо важное значение имеют игры и упражнения, в которых действия с мячом сопровождаются словами и песнями. По данным исследований , отбивание мяча снимает: агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие (свобода телодвижения от мышечной брони, мышечного напряжения.) Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками и т.д. Подобные движения с мячом развивают глазомер, координацию движений, силу, ловкость, быстроту реакции, развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов, формируют умения и навыки, необходимые в повседневной жизни. Игры с мячом важны и для развития руки ребенка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое значение для развития функций мозга ребенка. И чем они разнообразнее, тем больше «двигательных сигналов» поступает в мозг, тем интенсивнее проходит накопление информации, а следовательно и интеллектуальное развитие ребенка. Между тем логопедам хорошо известно, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом, поскольку игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению, помогают разнообразить виды деятельности при коррекции речи, развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность движений. Движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное, ведь мяч может быть брошен любому ребенку. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей. Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков. В играх с мячом у ребенка повышается умственная активность, ориентировка, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество. Игры подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. На основе этих, разученных детьми, элементов, могут быть организованы и игры, которые проводятся по упрощенным правилам. Таким образом, игры и игровые упражнения с мячом играют большую роль во всестороннем физическом и интеллектуальном, психическом развитии детей дошкольного возраста.

В первые годы жизни ребёнка мячи (шары) используются как развлечение, забава. К концу дошкольного возраста и в школьный период мяч становится не только любимой игрушкой, но и предметом занятий спортом (гимнастические упражнения, эстафеты, футбол, баскетбол, волейбол и т.д.) Несмотря на то, что в дошкольном детстве мяч является самым популярным и спортивным инвентарём на занятиях и в повседневной жизни, на практике мячу уделяется недостаточное внимание. Поэтому целью многих педагогов и специалистов и стало создание новых подходов в решении этой проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки во всестороннем развитии ребенка дошкольного возраста

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с м...

. Консультация для родителей: «Значение конструирования для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста»

Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование (создание различных построек из строительного матери...

Презентация «Дидактическая игра как средство всестороннего развития ребенка дошкольного возраста»

laquo;Дидактическая игра как средство всестороннего развития ребенка дошкольного возраста»...

Статья "«Значение конструирования для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста»

Описание значения занятий конструированием для речевого, познавательного, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития ребёнка....

Значение конструирования для всестороннего развития ребенка дошкольного возраста

Термин «конструирование» (от латинского слова соnstruerе) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.Под детским конструированием принято пон...

Проект «РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Проект «РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...