Методическая разработка на тему " Растим патриотов"
методическая разработка (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Политические и социально-экономические изменения Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей . Фактически наблюдается потеря значимости таких жизненных ценностей, как гражданственность, патриотизм, семья, любовь, дружба; ослабление воспитательной функции семьи . В такой ситуации особенно важно помнить, что образование – это неразрывное единство воспитания и обучения. Решение проблемы духовно-нравственных ценностей, в сущности, является социальным заказом общества. И первой ступенью в механизме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения являются дошкольные образовательные учреждения.
Личностно-ориентированный подход В современной педагогической практике прослеживается устойчивая тенденция к усилению личностного подхода в воспитании. Личностно-ориентированный подход характерен для деятельности нашего ДОУ: каждый ребенок рассматривается как неповторимая личность; задачей воспитания является создание условий для роста личностного саморазвития и, прежде всего, роста духовно-нравственного. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей. Именно поэтому коллектив ДОУ внедряет в практику деятельности детского сада новые методы и приемы, направленные на формирование, в растущем человеке, начала духовности. (“Я – петербурженец ”,“ Этноэтикет в воспитании дошкольника” Р.Х.Гасанова ).
ДОУ осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
Особенности организации работы с социумом Именно на особенностях организации работы с социумом остановим ваше внимание. Ведь всем известно, что хоть детский сад и является “островком детства”, но он не может существовать изолированно от города и страны в целом. Значение социума для дошкольника также велико, как и значение семьи. И именно здесь сходятся воедино задачи общества, ДОУ и семьи, заинтересованность в воспитании духовно-нравственной личности. Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из важных направлений педагогической деятельности . Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы района, социумом ближайшего окружения. Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находятся его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине, бережное и ответственное к ней отношение .
Д идактическая последовательность ознакомления дошкольников с социумом ближайшего окружения
С редняя группа Знакомство с микрорайоном, родным городом начинается с детского сада, который является частью их социальной инфраструктуры. Сад – чрезвычайно важный этап в ознакомлении детей 3-4 года( средняя группа) жизни с социумом. Поэтому работа педагогов направлена на систематическое и целенаправленное обучение младших дошкольников: наблюдать, запоминать, ориентироваться в пространстве, тем самым, способствуя обогащению опыта восприятия и познания окружающего мира. Важно проводить экскурсии по детскому саду, целевые посещения музыкального зала, кухни, медблока и т. д. Ведь проходя по коридору, невозможно рассмотреть картину на стене. В музыкальном зале нужно заниматься – слушать музыку, учиться петь и танцевать, а не рассматривать помещение и его особенности. А сколько интересных и необыкновенных для ребенка вещей можно увидеть в кабинете заведующей или методиста! Кроме познавательной ценности у таких экскурсий есть еще одно – экскурсии способствуют более легкой и быстрой адаптации детей. Уже знакомые предметы, помещения, люди, работающие в детском саду, больше не пугают малыша, они становятся близкими и понятными ему.
Средняя группа Основными задачами ознакомления детей с ближайшим окружением представляются следующие: освоение дошкольниками предметного мира: обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи; формирование навыков поведения в детском саду, на участке, во время прогулок по ближайшим улицам, а также навыков общения со сверстниками, родителями, сотрудниками детского сада; воспитание у детей уважительного отношения к труду взрослых, знакомство с профессиями, понимание назначения атрибутов профессиональной деятельности.
Старшая группа воспитатели знакомят детей с объектами, находящимися вне территории детского сада. Прежде всего, проводятся целевые прогулки на ближайшие улицы Итальянская
Малая садовая
Невский проспект
Манежная площадь
Михайловский сквер В оспитатели знакомят детей с объектами, находящимися вне территории детского во время которых ребята усваивают нормы поведения на улице, закрепляют свои знания о городском транспорте, правилах дорожного движения, рассматривают корпуса домов, здания магазинов, кинотеатров, филармонии, гостиницы ,музеев, театров, храмов
Расположение детского сада Все это возможно благодаря расположению ДОУ, ведь наш сад расположен в историческом центре нашего города,есть учреждения образования (ДТЮ, д/сады, гимназия, колледж, школа рисования, зимний стадион), здравоохранения,культуры ( музеи, кинотеатры, филармонии, и т.д ), пожарная часть, отделение Сбербанка, гостиница, храмы, магазины, парковка, дом радио.
Сотрудничество с ГРМ Наш сад работает в тесном сотрудничестве с ГРМ . Использование в практике работы с дошкольниками элементов музейной педагогики заключает в себе не только образовательное значение, но и воспитательное. Занятия, организованные на базе музея помогают педагогам расширять представления дошкольников об окружающем мире, учат любить родину, формируют умение выполнять элементарные исследовательские действия
Мини-музеи на базе групп детского сада Хорошим начинанием является открытие мини-музеев на базе групп детского сада. Экспонаты музея помогают развивать интеллект дошкольников и привлекать к сотрудничеству родителей. “Знать предмет – значит действовать с ним” Ж.Пиаже . В этой работе осуществляется тесное взаимодействие “ребенок- педагог- родитель” в группах появляются мини-музеи “Стражи нашего города”, . Процесс создания экспонатов очень кропотливый и длительный. Построение музейной экспозиции требует соблюдения принципов предметности (подлинности), принципа научности, коммуникативно-информационного принципа. Организация работы с дошкольниками с использованием элементов музейной педагогике требует большой подготовки от воспитателей: это и изучение научной литературы, обращение к историческим фактам, рассматривание огромного количества фотографий и рисунков, сопоставление исторических фактов, изучение мировой культуры, краеведения. Результатом всей работы можно считать то, что практически каждый ребенок может выступить в роли экскурсовода и рассказать много интересного гостям, посетителям мини-музея.
В ознакомлении детей с социумом города выходят следующие задачи: знакомство с основными историческими сведениями и современной жизнью города, с его достопримечательностями; воспитание бережного отношения к памятникам природы, истории и культуры; подготовке к школе, воспитание желания учиться, создание положительного образа школы; социализация ребенка дошкольника, включающая формирование у него умения вести себя в общественных местах, общаться с взрослыми и сверстниками.
Подготовительная группа Ц ентральным объектом ознакомления с социумом города становится школа. Как правило, 95 % выпускников ДОУ поступают в гимназию, поэтому детский сад стремиться поддерживать преемственность в работе , проводя совместные мероприятия, целевые посещения, экскурсии . Большую поддержку при ознакомлении дошкольников с социумом оказывают детскому саду родители. Их помощь в организации экскурсий намного упрощает процесс ознакомления с профессией( музейный работник, продавец, пожарный, банковский работник, служащий). Например, детям запомнилась поездка Кидбург .
Маршрут выходного дня Иногда проведение экскурсий, прогулок становится проблематично из-за финансовой стороны, или же отдаленности объектов . Поэтому родители с пониманием относятся к заданиям воспитателей сходить в выходные дни в парк, посетить приехавший зоопарк, музей и т.д. такая взаимосвязь с родителями помогает осуществлению полноценного образовательно-воспитательного процесса. Есть такие объекты, которые находятся в другом районе города, тогда составляется маршрут выходного дня и педагоги рекомендуют родителям ознакомить детей с достопримечательностями города.
Дом Радио - блокадное прошлое города Так же воспитанники в рамках военно- патриотического воспитания посещают музей Блокады, знакомятся в Русском музее с картинами военной тематики, возлагают цветы к мемориальным доскам знакомятся с Домом Радио - изучая блокадное прошлое города, посещают тематические выставки, реконструкции связанные с военной историей города
Парад При помощи родителей дети становятся участниками парадов, праздников и памятных мероприятий, знакомятся с участниками военных событий ( ветеранами) . Под руководством воспитателей принимают участие в выставках(в очной и заочной форме) и мероприятиях проводимых в нашем городе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему "Растим патриотов"
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени....
Консультация для родителей. Тема: "Растим патриота"
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на формирование и развитие личности...
Консультация для родителей на тему "Растим патриотов"
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себе ...
консультация для педагогов на тему «РАСТИМ ПАТРИОТОВ»
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота и способной успешно выполнять гражданские обязанности...
Методическая разработка на тему "Растим здорового ребенка"
Круглый стол для воспитателейЦель: расширить знания, умения и навыки по сохранению и укреплению здоровья детей Большую часть времени в ДОУ ребёнок проводит в группе. Наша цель – создать условия, ...
Методическая разработка на тему "Воспитание юных патриотов"
Как нет человека без самолюбия, Так и нет человека без любви к своему отечеству, И эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека….К. Д. Ушинский Прежде, чем ребенок начнет воспринимать...
Методическая разработка тема «Растим патриотов России»
Аннотация Конспект интерактивного занятия для старшего дошкольного возраста Растим патриотов России. Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: - дать детя...