Консультация для воспитателей. Формирование правильной осанки у детей
консультация

Фролкова Светлана Владимировна

Дошкольный возраст – важный период в формировании правильной осанки, т.к. костная система ребёнка находится ещё в стадии формирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

   Консультация для воспитателей

к педагогическому совету

Тема: «Формирование правильной осанки

 у детей дошкольного возраста»

Инструктор по физическому воспитанию Фролкова С.В.

                                                                   

                                                                         Февраль 2019г.

     

                                         Формирование правильной осанки у детей

                                                   дошкольного возраста

         Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для активного всестороннего развития – как умственного, так и физического. В это время ребёнок получает и усваивает информации в несколько раз больше, чем в период школьного обучения. Сегодня, следуя моде времени, родители больше внимания обращают на умственное развитие своих детей, не проявляя должной заботы о развитии физическом.

       Дошкольный возраст – важный период в формировании правильной осанки, т.к. костная система ребёнка находится ещё в стадии формирования.

  Помня об этом, мы постоянно ведём работу по совершенствованию общего режима, закаливания, по воспитанию культуры движений. Мы постоянно следим за сменой деятельности детей. За положением спины и плечевого пояса детей многие родители обычно следят, а вот положение ног часто ускользает от внимания взрослых. Нередко дети сидят либо, скрестив голени и опираясь наружным краем стопы о пол (это может привести к деформации стопы), либо зацепив ступнями за передние ножки стула и сдвинувшись на край. При таком положении возможен наклон таза влево или вправо, а затем появление искривления позвоночника. Большинство детей, засыпая, сворачиваются калачиком и порой находятся в этой позе до 40 мин. и более. Это тоже вредит правильной осанке.

       Поэтому необходимо воспитывать у детей привычку принимать правильную рабочую позу в различных условиях: сидеть на стуле за столом прямо, непринуждённо, опираясь ногами о пол, правильно ходить и стоять, равномерно распределяя тяжесть туловища на обе ноги или чередуя опору. Учить детей контролировать свою позу.

      Для правильной осанки на занятиях физкультуры используются упражнения на  укрепление мышц плечевого пояса, спины, живота.

Большое влияние на физическое развитие ребёнка имеет плавание. Регулярные занятия плаванием положительно влияют и на закаливание организма. При этом совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

Плавание благотворно влияет не только на физ. развитие, но и на формирование его личности. Занятия плаванием развивают такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, самообладание, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе. Кроме того, умение плавать – жизненно необходимый навык.

      Поэтому можно утверждать, что одна из основных задач детского сада – приобщение детей к активным занятиям физической культурой.


       Полноценное физическое развитие невозможно без правильной осанки. Осанку часто считают универсальным показателем состояния здоровья человека и его гармоничного развития, т.к. при всех видах нарушения осанки внутренние органы смещаются, а, следовательно, нарушаются их функции:

      ·        Ухудшается работа сердца;

      ·        Желудочно-кишечного тракта;

      ·        Уменьшается жизненная ёмкость лёгких;

      ·        Снижается обмен веществ;

      ·        Развивается головная боль;

      ·        Повышается утомляемость;

      ·        Снижается аппетит;

      ·        Ребёнок с нарушенной осанкой становится ленивым, апатичным, избегает излишней физической нагрузки и подвижных игр.

Поэтому смело можно говорить о том, что нарушение осанки ведёт к различным проблемам со здоровьем. И если в детском возрасте эти проблемы может быть не так заметны, то в более зрелом возрасте могут превратиться в смертельно опасные болезни. Именно поэтому на формирование правильной осанки необходимо обратить внимание ещё в раннем возрасте.

 Осанка – это привычная поза человека при сидении, стоянии, ходьбе.

             Признаки правильной осанки:                               

                                           правильная осанка        

Плечи развёрнуты и отведены назад;

Лопатки не выпирают;

Линия шеи должна находиться на одной вертикальной линии с позвоночником;

Живот подтянут (у дошкольников при нормальном развитии, физиологическая особенность такова, что живот выступает вперёд)

Голова держится прямо;

Спина ровная;

Походка лёгкая;

Фигура стройная.

         Наш позвоночник при правильной осанке имеет три изгиба: шейный прогиб, грудной выгиб и поясничный прогиб. Формирование правильной осанки начинается практически с первых дней жизни человека. Позвоночник новорожденного ребёнка не имеет никаких изгибов. Первый изгиб – шейный лордоз формируется к трём месяцам жизни ребёнка. Второй изгиб позвоночника – грудной кифоз формируется к шести месяцам жизни ребёнка. Третий изгиб – поясничный лордоз формируется к 9 – 12 месяцам жизни ребёнка. Закрепляются все эти изгибы позвоночника в подростковом возрасте.

         Неправильная осанка – это не значит, что произошло просто искривление позвоночника. Нарушения осанки бывают разные. Чаще всего встречается три вида нарушения осанки: кифоз, лордоз и сколиоз.

        

                            Виды неправильной осанки:

  1. Кифотическая (кифоз) — усиленный изгиб позвоночника грудной области. При кифозе наблюдается круглая спина или сутулость, нижний край лопаток выступает назад, грудь впалая, плечи направлены вперёд.

  1. Лордотическая (лордоз) – усиленный изгиб позвоночника в поясничной области. При лордозе наблюдается сутулость, живот выделяется вперёд.

3.    

С

     Cколиоз – это изгиб позвоночника влево или вправо от нормального положения позвоночника (боковое искривление позвоночника. При этом лопатки находятся ассиметрично, одна выше, другая ниже.

На формирование правильной осанки влияют множественные факторы. К ним можно отнести: наследственность, правильные физические нагрузки, организацию двигательной деятельности ребёнка, правильное питание, режим дня, организацию развивающей среды и т.д. Если Вы замечаете, что у ребёнка появляются признаки нарушения осанки, то необходимо найти причины этого и устранить их. На формирование правильной осанки большое влияние так же оказывает правильное развитие стопы. Поэтому ещё одним фактором формирования правильной осанки ребёнка будут меры профилактики плоскостопия.

Причины нарушения осанки:

§  Чрезмерные физические нагрузки;

§  Поднятие тяжестей;

§  Неправильное питание, т.к. растущему организму необходимы кальций и фосфор;

§  Нарушение витаминного обмена;

§  Неправильная посадка ребёнка за столом;

§  Мебель несоответствующая росту и пропорциям ребёнка;

§  Наследственная предрасположенность.

Для того чтобы предотвратить нарушение осанки Вашего ребёнка необходима профилактика нарушения осанки.

Вот некоторые профилактические мероприятия нарушения осанки:

1.     Регулярно проводить утреннюю гимнастику и подвижные игры.

2.     Не допускать, чтобы ребёнок спал на очень мягкой, легко проминающейся постели.

3.     Кровать у ребёнка должна быть жёсткая, до двух лет ребёнок должен спать без подушки, или можно использовать специальную плоскую подушку, которая практически лишь обозначает место подушки, позже применяется детская ортопедическая подушка .

4.     До трёх месяцев нельзя ребёнка долго держать в вертикальном положении, до 6 месяцев нельзя на долго сажать, а до 9 месяцев нельзя на долго ставить на ножки. Если есть предрасположенность ребёнка к нарушению осанки лучше исключить прыгунки и ходунки.

5.     Дошкольникам нельзя долго стоять на одной ноге, могут измениться тазовые кости.

6.     До 7 лет ребёнку нельзя носить и поднимать тяжести, только до двух килограмм после пяти лет.

7.     Следите за осанкой вашего ребёнка, когда он сидит за столом, делайте замечания, если он сел неправильно.

8.     Мебель должна соответствовать росту и пропорциям ребёнка.

Как правильно подобрать мебель для ребёнка нужного размера?

    Для ребёнка в возрасте 7 мес. – 1,8 года, если рост ребёнка составляет до 80 см, то высота стола должна быть 34 см, а высота сиденья стула – 17 см;

    Для ребёнка 1,5 – 2,8 лет, при его росте 80 – 90 см высота стола должна составлять 38 см, а высота сиденья стула – 20 см;

    Для ребёнка 2 – 4 лет, при его росте 90 – 100 см, высота стола должна составлять 43 см, высота сиденья – 24 см;

  Для ребёнка 3 – 6 лет, при росте 100 – 115 см высота стола должна составлять 48 см, высота сиденья – 28 см;

   Для ребёнка 5 – 7 лет, при росте 115 – 130 см высота стола должна составлять 54 см, высота сиденья – 32 см;

   Для ребёнка 6 – 7 лет, при росте более 130 см высота стола должна составлять 60 см, высота сиденья – 36 см

Ещё одна мера профилактики нарушения осанки — правильная посадка ребёнка за столом:

Если ребёнок просто сидит за столом и, например, слушает Вас, то у его позвоночника должно быть 3 точки опоры: седалищные бугры, поясничным отделом спины ребёнок должен касаться спинки стула, ноги должны стоять прямо, пятки прижаты к полу, колени должны находиться под прямым или тупым углом;

Если ребёнок пишет или рисует, то появляется её одна точка опоры – предплечья рук;

Между краем стола и туловищем ребёнка должно быть расстояние 4 – 5 см;

Спинка стула должна быть на уровне поясничного изгиба позвоночника ребёнка;

Ширина стула должна быть 2/3 бедра ребёнка;

Высота стула должна быть равна длине голени ребёнка + ещё 2 см;

Край стула должен заходить под крышку стола на 4 – 5 см.

Это самые простые рекомендации по формированию правильной осанки ребёнка и профилактике нарушения осанки. Следуя этим простым правилам, у Вашего ребёнка не должно быть проблем с красивой, грациозной и ровной спиной. Более подробную и конкретную информацию можно посмотреть в специализированной литературе, посвящённой именно формированию правильной осанки.

 И главное – лучше формировать осанку в раннем детстве, чем потом исправлять её в зрелости!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Формирование правильной осанки для детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей: "Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей "Формирование правильной осанки для детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей: "Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста"...

Консультация для воспитателей "Формирование правильной осанки у детей"

В консультации  указаны какие бывают нарушения осанки у детей. Даны советы, как организовать педагогическую работу, чтобы предотвратить нарушение осанки у детей....

Консультация для воспитателей "Формирование правильной осанки у детей"

В консультации  указаны какие бывают нарушения осанки у детей. Даны советы, как организовать педагогическую работу, чтобы предотвратить нарушение осанки у детей....

Консультация для родителей: «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста, в процессе занятий плаванием».

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. По мере роста родителям и воспитателям, как дома,...

Консультация для родителей "Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста"

Проблема оздоровления детей-это целенаправленная работа всего коллектива педагогов и родителей. Невозможно оценить роль семьи в сохранении и укреплении здоровья ребёнка. Основы здоровья закладыва...