Статья на тему: «Что важно знать о сказкотерапии»
статья (старшая группа)
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №36 Московского района Санкт-Петербурга.
Статья на тему:
«Что важно знать о сказкотерапии»
Выполнила: Одегова
Юлия Николаевна
Санкт-Петербург, 2020 г
В настоящее время сказкотерапия понимается как способы передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Именно по этой причине сказкотерапию называют воспитательной системой. Она предназначена для всех возрастов, но чаще всего ее используют в детском возрасте, потому что она обращена к чистому и восприимчивому детскому началу ребенка.
Предметом сказкотерапии, является процесс внутреннего мира ребенка, развитие его душевных качеств. Основное направление сказкотерапии- это отыскивание и написание причин трудностей в психике ребенка. В развитие ребенка отталкиваются от того, что многие трудности объясняются внутренней дисгармонией. И основная помощь направлена на то, чтобы достичь внутреннего спокойствия.
И в сказке и в жизни человек выступает как созидатель, а дизгармоничый как разрушитель. Шкала созидатель -разрушитель является основной диагностической шкалой сказкотерапии.
Выделяют внешний и внутренний как созидатель, так и разрушитель. Внешний разрушитель доставляет больший дискомфорт другим людям, предметам и объектам мира. Внутренний разрушитель сознательно или бессознательно вредит своему здоровью и развитию. Внешний созидатель старается создать во круг себя комфортные условия, бережет то что его окружает. Внутренний созидатель очищает свои мысли, дисциплинирует свои чувства, заботиться о здоровье.
Основной принцип в работе- это вырастить внутреннего созидателя, который сумеет взять под контроль внутреннего разрушителя.
Основные задачи сказкотерапевта:
- Сказкотерапевт должен обладать психологическими знаниями о личности, в его арсенале должно быть большое количество сказок и придч.
- Научиться видеть обратную сторону проблемы. Здесь я бы хотела рассказать придчу о крестьянине и трех его сыновей. У крестьянина было три сына, очень ленивых. Когда отец умирал, он сказал, что на их поле закопал клад. После смерти сыновья прокопали все поле, но клад так и не нашли и коль поле уже было вскопано, то решили посеять там пшеницу. Весь год они жили в достатке благодаря хорошему урожаю. На следующий год они вновь перекопали все поле и снова клад не нашли и опять посадили пшеницу. В итоге они научились трудиться и каждый год сажали пшеницу, и жили в достатке.
- Научиться сказкой побуждать веру. Именно вера способна активизировать ресурсы личности и придать действиям дополнительную силу, а также формируют духовную цель. Важно не путать надежду и веру. Вера пробуждается постепенно через чудесную историю, мифы, легенды, сказки. Не случайно в сказках побеждает добро, это побуждает в человеке внутреннюю веру, созидательную силу. Сначала эти качества на уровне не осознаваемого ощущения, трепета, затем осознаются и становятся действенным. Особенно ценными терапевтическими историями являются те, которые подталкивают к размышлению о жизни. Главное заронить в душу ребенка зерно осмысления, а для этого необходимо оставить его с вопросом внутри.
В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказку, ребенок накапливает бессознательно, некий символический банк жизненных ситуации. Если мы вместе с ребенком будем разговаривать о сказке, то знания будут находиться не в пассиве, а в активе.
Сказкотерапия –это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных символов в реальность.
Основным инструментом сказкотерапии является метафора. Это функция слова, она двигает значение, и соотноситься с преобразующим действием. Метофоры могут изменить значение не только слов, но и явление окружающего мира. Важно используя метафору научиться сочинять сказку. Создавая сказку, ребенок не только рассказывает о своих проблемах, но и программирует себя. Именно поэтому важно, чтобы ребенок придумывал хороший конец сказки, это результат его деятельности, и он всегда должен быть положительным. Часто в процессе создания сказки ребенок понимает, что выбранные средства не приведут к достижению цели. И здесь задача взрослого поговорить, пофантазировать о возможных средствах решения проблем.
Очень часто в сказках детей появляются обитатели волшебного мира (феи, тролли, эльфы ит.д.). Они приходят к героям сказки и дают ценный совет, помогают, утешают ит.д. Очень важно вместе с ним поразмышлять о волшебстве, об использований волшебной силе на благо людям.
Какие сказки можно использовать в работе с детьми?
Во первых это художественные сказки, созданные многовековой мудростью народа, авторские истории. В них содержаться дидактический, психотерапевтический и медитативный аспект.
Во вторых народные сказки. В них идет оживление объектов окружающего мира. Размышления о добре и зле, победа добра.
3. Сказки о животных. Дети до пяти лет часто отождествляют себя с животными. Эти сказки лучше передадут жизненный опыт.
4. Бытовые сказки. В них часто рассказывается семейные ситуации из жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуации. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам. Такие сказки больше всего применяются с подростками и в решений семейных конфликтов.
5. Страшные сказки. Это особые сказки, в них дети многократно моделируют и проживают тревожную ситуацию. В этих сказках освобождаются от напряжения и приобретают новый способ реагирования. Для употребления страшных сказок нужно взрослому придерживаться двух правил:
Первое- рассказывать сказку страшным голосом, протягивая гласные.
Второе- конец обязательно должен быть смешным и неожиданным.
6. Волшебные сказки. Для тех кому от 5 лет. Благодаря волшебным сказкам бессознательно ребенку поступает информация о духовном развитии и мудрость.
Работа со сказкой начинается с ее анализа, обсуждением. Когда сказочные мысли будут проработаны и связаны с реальной жизненной ситуацией, тогда можно использовать другие формы работы со сказкой: изготовление персонажей, драматизация, рисование.
7. Авторские сказки. Отношение к ним, к сожалению разное, у одних существует мнение, что некоторые сказки формируют негативные жизненные сценарии. Например «Русалочка» - может сформировать комплекс жертвы или несчастной любви или « Аленький цветочек» программирует негативный сценарий судьбы девушки, которая постоянно стремиться из чудовища, сделать принца. Но я считаю, что это мнение складывается у человека в том случае, если филосовско-духовный смысл сказки не был им понят.
8. Дидактические сказки. Эти сказки используются для НОД. Цифры, знаки, буквы оживляются, возникает сказочный образ мира.
9. Психокорекционные сказки. Они создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Подбирается герой близкий по полу, характеру, возрасту ребенка. Описывается его жизнь в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство. Помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на ситуацию ребенка и приписываем герою все переживания ребенка. Герои начинает искать выход из создавшегося положения. Здесь главная задача взрослого, через сказочные события показать ситуацию с разных сторон, предоставить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем. Герой (ребенок) понимает не правоту и становиться на путь исправления.
Создавая психокоррекционную сказку важно знать скрытые причины плохого поведения ребенка:
- ребенок желает привлечь к себе внимание (в этом случае в коррекционной сказке должны содержаться модели социально- приемлемы, положительные способы привлечения внимания);
- ребенок желает властвовать над взрослыми, сверстниками (здесь можно предложить позитивную модель проявления лидерских качеств);
- ребенок желает за что-то отомстить взрослому (в психокоррекционной сказке есть указание на искаженное виденье героем проблемы и конструктивной модели поведения);
- у ребенка не сформировано чувство меры (здесь сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя и оставляя выбор стиля поведения за ребенком).
6. Психотерапевтические сказки. Сказки - врачующие душу. Они раскрывают глубину смысла происходящих событии, истории, помогающие увидеть проблему с другой стороны. Они глубоки и проникновенны, стимулируют процесс личностного роста. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблеме жизни и смерти, отношение к потери и приобретению. С помощью таких сказок можно объяснить ребенку уход близкого человека. Эти сказки создаются при поиске смысла происходящих событии и проблемных ситуации. В процессе создания такой сказки важен образ главного героя. Этот образ должен отражать скрытое, сокровенное Я-ребенка. Главная задача таких сказок помочь ребенку принять ситуацию, разобраться в смысле происходящего.
7. Медитативные сказки. Такие сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе позитивных моделей взаимоотношений с другими людьми, развитие личностного ресурса.
Выделяют три типа медитативных сказок:
- Сказки направленные на осознания себя в настоящем: здесь и сейчас. Они ориентируют на развитие различных видов чувствительности: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной и кинестетической. Характер этих сказок- путешествие. Для того чтобы создать такую сказку необходимо вспомнить ситуацию когда ребенок чувствовал себя счастливым, спокойным.
- Сказки которые отражают образы идеальных взаимоотношении между родителями и детьми, друзьями, человеком и окружающим миром, животными и т.д. Эти образы могут стать духовными ориентирами.
- Сказки направленные на поддержку потенциала личности. Раскрытие философии взаимоотношении и самореализации. Данный вид сказок адресован идеальному Я- человеку, с целью его поддержания и усиления.
Подводя итог, хотелось бы еще раз отметить, что сказка может стать вашим помощником в отношений с ребенком. Именно сказка может в увлекательной, безопасной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя. Дать возможность за 15-20 минут применить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность «проиграть » жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы. Сказка помогает скорректировать поведение ребенка. Сказкотерапию ставят в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 27.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №36 Московского района Санкт-Петербурга.
Статья на тему:
«Что важно знать о сказкотерапии»
Выполнила: Одегова
Юлия Николаевна
Санкт-Петербург, 2020 г
В настоящее время сказкотерапия понимается как способы передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Именно по этой причине сказкотерапию называют воспитательной системой. Она предназначена для всех возрастов, но чаще всего ее используют в детском возрасте, потому что она обращена к чистому и восприимчивому детскому началу ребенка.
Предметом сказкотерапии, является процесс внутреннего мира ребенка, развитие его душевных качеств. Основное направление сказкотерапии- это отыскивание и написание причин трудностей в психике ребенка. В развитие ребенка отталкиваются от того, что многие трудности объясняются внутренней дисгармонией. И основная помощь направлена на то, чтобы достичь внутреннего спокойствия.
И в сказке и в жизни человек выступает как созидатель, а дизгармоничый как разрушитель. Шкала созидатель -разрушитель является основной диагностической шкалой сказкотерапии.
Выделяют внешний и внутренний как созидатель, так и разрушитель. Внешний разрушитель доставляет больший дискомфорт другим людям, предметам и объектам мира. Внутренний разрушитель сознательно или бессознательно вредит своему здоровью и развитию. Внешний созидатель старается создать во круг себя комфортные условия, бережет то что его окружает. Внутренний созидатель очищает свои мысли, дисциплинирует свои чувства, заботиться о здоровье.
Основной принцип в работе- это вырастить внутреннего созидателя, который сумеет взять под контроль внутреннего разрушителя.
Основные задачи сказкотерапевта:
- Сказкотерапевт должен обладать психологическими знаниями о личности, в его арсенале должно быть большое количество сказок и придч.
- Научиться видеть обратную сторону проблемы. Здесь я бы хотела рассказать придчу о крестьянине и трех его сыновей. У крестьянина было три сына, очень ленивых. Когда отец умирал, он сказал, что на их поле закопал клад. После смерти сыновья прокопали все поле, но клад так и не нашли и коль поле уже было вскопано, то решили посеять там пшеницу. Весь год они жили в достатке благодаря хорошему урожаю. На следующий год они вновь перекопали все поле и снова клад не нашли и опять посадили пшеницу. В итоге они научились трудиться и каждый год сажали пшеницу, и жили в достатке.
- Научиться сказкой побуждать веру. Именно вера способна активизировать ресурсы личности и придать действиям дополнительную силу, а также формируют духовную цель. Важно не путать надежду и веру. Вера пробуждается постепенно через чудесную историю, мифы, легенды, сказки. Не случайно в сказках побеждает добро, это побуждает в человеке внутреннюю веру, созидательную силу. Сначала эти качества на уровне не осознаваемого ощущения, трепета, затем осознаются и становятся действенным. Особенно ценными терапевтическими историями являются те, которые подталкивают к размышлению о жизни. Главное заронить в душу ребенка зерно осмысления, а для этого необходимо оставить его с вопросом внутри.
В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказку, ребенок накапливает бессознательно, некий символический банк жизненных ситуации. Если мы вместе с ребенком будем разговаривать о сказке, то знания будут находиться не в пассиве, а в активе.
Сказкотерапия –это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных символов в реальность.
Основным инструментом сказкотерапии является метафора. Это функция слова, она двигает значение, и соотноситься с преобразующим действием. Метофоры могут изменить значение не только слов, но и явление окружающего мира. Важно используя метафору научиться сочинять сказку. Создавая сказку, ребенок не только рассказывает о своих проблемах, но и программирует себя. Именно поэтому важно, чтобы ребенок придумывал хороший конец сказки, это результат его деятельности, и он всегда должен быть положительным. Часто в процессе создания сказки ребенок понимает, что выбранные средства не приведут к достижению цели. И здесь задача взрослого поговорить, пофантазировать о возможных средствах решения проблем.
Очень часто в сказках детей появляются обитатели волшебного мира (феи, тролли, эльфы ит.д.). Они приходят к героям сказки и дают ценный совет, помогают, утешают ит.д. Очень важно вместе с ним поразмышлять о волшебстве, об использований волшебной силе на благо людям.
Какие сказки можно использовать в работе с детьми?
Во первых это художественные сказки, созданные многовековой мудростью народа, авторские истории. В них содержаться дидактический, психотерапевтический и медитативный аспект.
Во вторых народные сказки. В них идет оживление объектов окружающего мира. Размышления о добре и зле, победа добра.
3. Сказки о животных. Дети до пяти лет часто отождествляют себя с животными. Эти сказки лучше передадут жизненный опыт.
4. Бытовые сказки. В них часто рассказывается семейные ситуации из жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуации. Они формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам. Такие сказки больше всего применяются с подростками и в решений семейных конфликтов.
5. Страшные сказки. Это особые сказки, в них дети многократно моделируют и проживают тревожную ситуацию. В этих сказках освобождаются от напряжения и приобретают новый способ реагирования. Для употребления страшных сказок нужно взрослому придерживаться двух правил:
Первое- рассказывать сказку страшным голосом, протягивая гласные.
Второе- конец обязательно должен быть смешным и неожиданным.
6. Волшебные сказки. Для тех кому от 5 лет. Благодаря волшебным сказкам бессознательно ребенку поступает информация о духовном развитии и мудрость.
Работа со сказкой начинается с ее анализа, обсуждением. Когда сказочные мысли будут проработаны и связаны с реальной жизненной ситуацией, тогда можно использовать другие формы работы со сказкой: изготовление персонажей, драматизация, рисование.
7. Авторские сказки. Отношение к ним, к сожалению разное, у одних существует мнение, что некоторые сказки формируют негативные жизненные сценарии. Например «Русалочка» - может сформировать комплекс жертвы или несчастной любви или « Аленький цветочек» программирует негативный сценарий судьбы девушки, которая постоянно стремиться из чудовища, сделать принца. Но я считаю, что это мнение складывается у человека в том случае, если филосовско-духовный смысл сказки не был им понят.
8. Дидактические сказки. Эти сказки используются для НОД. Цифры, знаки, буквы оживляются, возникает сказочный образ мира.
9. Психокорекционные сказки. Они создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Подбирается герой близкий по полу, характеру, возрасту ребенка. Описывается его жизнь в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство. Помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на ситуацию ребенка и приписываем герою все переживания ребенка. Герои начинает искать выход из создавшегося положения. Здесь главная задача взрослого, через сказочные события показать ситуацию с разных сторон, предоставить ему альтернативные модели поведения, помочь найти позитивный смысл в происходящем. Герой (ребенок) понимает не правоту и становиться на путь исправления.
Создавая психокоррекционную сказку важно знать скрытые причины плохого поведения ребенка:
- ребенок желает привлечь к себе внимание (в этом случае в коррекционной сказке должны содержаться модели социально- приемлемы, положительные способы привлечения внимания);
- ребенок желает властвовать над взрослыми, сверстниками (здесь можно предложить позитивную модель проявления лидерских качеств);
- ребенок желает за что-то отомстить взрослому (в психокоррекционной сказке есть указание на искаженное виденье героем проблемы и конструктивной модели поведения);
- у ребенка не сформировано чувство меры (здесь сказка может довести ситуацию до абсурда, показывая последствия поступков героя и оставляя выбор стиля поведения за ребенком).
6. Психотерапевтические сказки. Сказки - врачующие душу. Они раскрывают глубину смысла происходящих событии, истории, помогающие увидеть проблему с другой стороны. Они глубоки и проникновенны, стимулируют процесс личностного роста. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблеме жизни и смерти, отношение к потери и приобретению. С помощью таких сказок можно объяснить ребенку уход близкого человека. Эти сказки создаются при поиске смысла происходящих событии и проблемных ситуации. В процессе создания такой сказки важен образ главного героя. Этот образ должен отражать скрытое, сокровенное Я-ребенка. Главная задача таких сказок помочь ребенку принять ситуацию, разобраться в смысле происходящего.
7. Медитативные сказки. Такие сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе позитивных моделей взаимоотношений с другими людьми, развитие личностного ресурса.
Выделяют три типа медитативных сказок:
- Сказки направленные на осознания себя в настоящем: здесь и сейчас. Они ориентируют на развитие различных видов чувствительности: зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной и кинестетической. Характер этих сказок- путешествие. Для того чтобы создать такую сказку необходимо вспомнить ситуацию когда ребенок чувствовал себя счастливым, спокойным.
- Сказки которые отражают образы идеальных взаимоотношении между родителями и детьми, друзьями, человеком и окружающим миром, животными и т.д. Эти образы могут стать духовными ориентирами.
- Сказки направленные на поддержку потенциала личности. Раскрытие философии взаимоотношении и самореализации. Данный вид сказок адресован идеальному Я- человеку, с целью его поддержания и усиления.
Подводя итог, хотелось бы еще раз отметить, что сказка может стать вашим помощником в отношений с ребенком. Именно сказка может в увлекательной, безопасной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя. Дать возможность за 15-20 минут применить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Это уникальная возможность «проиграть » жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы. Сказка помогает скорректировать поведение ребенка. Сказкотерапию ставят в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Это интересно знать"
О пользе комнатных растений для здоровья человека....
Родительское собрание на тему: "Что важно знать о ребенке чтобы понимать его"
Для каждого из вас ваш ребенок неповторим и уникален....
Статья на тему:зачем детям знать про светофор и правила дорожного движения?
Не только детский сад ,но и родители должны и обязаны ознакомить своих детей с малых лет правилам поведения на дороге....
Конспект родительского собрания для родителей младшей группе. Тема: «Что важно знать о ребенке, что бы понимать его».
Как бороться с капризами? (мнения родителей)Совет психолога: природа ребенка такова, что у него возникает много желаний, которые очень быстро меняются. Но взрослому совсем необязательно каждое из них ...
Статья на тему: «Что важно знать о сенсорном развитии ребенка?»
Материал для родителей о сенсорном развитие ребёнка в раннем возрасте....
Презентация Семинар-практикум для родителей на тему: «Что важно знать о ребенке двух-трех лет, чтобы лучше понимать его»
laquo;Золотые правила родителя»• Воспитывают не слова, а поступок, то есть, если хочешь, чтобы твой ребенок стал счастливым, стань счастливым сам. Ребенку нужно показать счастье, а н...
«Что важно знать о сказкотерапии»
В настоящее время сказкотерапия понимается как способы передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Именно по этой причине сказкотерапию называют воспитательной системой. Она пред...