Консультация для педагогов. «Роль родного языка и речи в развитии ребенка».
консультация (подготовительная группа)
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей.
Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. На основе длительного изучения процессов мышления Л.С. Выготский пришел к выводу: Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие, но и формирование его характера в целом находятся в непосредственной зависимости от речи.
Формирование речевой деятельности представляет собой процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми с помощью материальных и языковых средств. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности. Противоречие, возникающие в общении, ведут к развитию речевой способности , к овладению все новыми средствами общения , формами речи . В исследованиях , проведенных под руководством М.М Лисиной ,установлено ,что содержание и уровень развития речи детей определяются характером их общения как со взрослыми ,так и сверстниками.
В раннем детстве при еще не сложившимся сознании ребенок более чувствителен к неявной информации. Он воспринимает мир всеми органами чувств. Одновременно с чувственными впечатлениями, представлениями о предметах и явлениях усваиваются и слова, их значение, произношение, грамматические формы. Все это происходит в первые годы жизни на основе подражания и подсознательного обобщения ребенком форм языка.
Речевая среда рассматривается достаточно широко – как любые образцы, воспринимаемые человеком, т.е. это не только речь взрослых, но и телевидение , радио, кино, театр.
Речевая среда в дошкольные годы является прежде все речь взрослых и детей в семь , в детском саду В нее входит и то целенаправленное обучение родной речи ,которое осуществляется в разных формах в дошкольных образовательных учреждениях. Средством обучения и развития детей служит речь педагога. Дидактическое общение с воспитанниками лежит в основе создания речевой среды с высоким развивающим потенциалом.
Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками, особенно начиная с четырех - пятилетнего возраста. Полезно общение детей разного возраста. Однако его положительного воздействия сложно достичь лишь под руководством взрослого.
Влияние речевой среды на развитие речи может быть положительными, если ребенок окружен людьми, овладевшим культурой речи, если взрослые общаются с детьми ,поощряют их активную речь . Напротив ,недостаточное внимание к детской речи , к общению с детьми ,неправильная речь окружающих оказывают неблагоприятное воздействие на психическое развитие дошкольников.
Учить детей следует на лучших образцах родного языка, с раннего детства развивать интерес и любовь к народному эпосу, сказками, пословицами, поговорками, к лучшим образцам детской литературы. Все это обогатит их образную речь, приобщит к национальной культуре.
Овладение культурой общения, неустанное ее усовершенствование являются профессиональной обязанностью воспитателя. Прежде чем приступить к развитию речи воспитанников ему следует позаботиться о развитии и упорядочении своей речи. Учитывая интересы детей, особенности детской психики, педагог должен овладеть основными методическими приемами развития речи, мастерством их применения.
Е.И. Михеева детально рассмотрела культурные и методические требования к речи педагога.
1. Речь педагога должна быть абсолютно грамотна, литературна.
2. Особого внимания требует к себе этика речи. По форме и тому речь воспитателя должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.
3. Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей. Чем моложе ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура речи. При длинных сложных предложениях дети не улавливают основного смысла.
4. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений интересам детей, опираться на их опыт.
5. Особого внимания требуют точность, ясность и простота речи. От точности речи зависит точность восприятия, отчетливость понимания.
6. Необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребенок совершенно не способен. Недопустима и слишком медленная речь: она надоедает.
7. Следует регулировать силу голоса. Тихую речь дети не слышат, не усваивают ее содержание. Громкую речь дети принимают как манеру речи.
8. Речь педагога должна быть эмоциональна, выразительна и отображать интерес, внимание, любовь к ребенку, заботу о нем.
9. Педагоги должны владеть мастерством, знанием приемов, необходимость для оказания соответствующего внимания на речь детей.
10. Лица с ярко выраженными и неисправными недостатками речи не должны руководить развитием речи детей.
По проблемам культуры речи есть обширная литература, освещающая законы и правила родного языка, речевого взаимодействия. Однако мало изучить их, нужно осознавать необходимость достижение высокого уровня речевой культуры, устранения из речи неправильных словоупотреблений ,видеть ошибки и совершенствовать свою речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_rodnogo_yazyka_i_rechi_v_razvitii_rebenka.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов. «Роль родного языка и речи в развитии ребенка».
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей.
Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. На основе длительного изучения процессов мышления Л.С. Выготский пришел к выводу: Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие, но и формирование его характера в целом находятся в непосредственной зависимости от речи.
Формирование речевой деятельности представляет собой процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми с помощью материальных и языковых средств. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности. Противоречие, возникающие в общении, ведут к развитию речевой способности , к овладению все новыми средствами общения , формами речи . В исследованиях , проведенных под руководством М.М Лисиной ,установлено ,что содержание и уровень развития речи детей определяются характером их общения как со взрослыми ,так и сверстниками.
В раннем детстве при еще не сложившимся сознании ребенок более чувствителен к неявной информации. Он воспринимает мир всеми органами чувств. Одновременно с чувственными впечатлениями, представлениями о предметах и явлениях усваиваются и слова, их значение, произношение, грамматические формы. Все это происходит в первые годы жизни на основе подражания и подсознательного обобщения ребенком форм языка.
Речевая среда рассматривается достаточно широко – как любые образцы, воспринимаемые человеком, т.е. это не только речь взрослых, но и телевидение , радио, кино, театр.
Речевая среда в дошкольные годы является прежде все речь взрослых и детей в семь , в детском саду В нее входит и то целенаправленное обучение родной речи ,которое осуществляется в разных формах в дошкольных образовательных учреждениях. Средством обучения и развития детей служит речь педагога. Дидактическое общение с воспитанниками лежит в основе создания речевой среды с высоким развивающим потенциалом.
Большое влияние на речь детей оказывает общение со сверстниками, особенно начиная с четырех - пятилетнего возраста. Полезно общение детей разного возраста. Однако его положительного воздействия сложно достичь лишь под руководством взрослого.
Влияние речевой среды на развитие речи может быть положительными, если ребенок окружен людьми, овладевшим культурой речи, если взрослые общаются с детьми ,поощряют их активную речь . Напротив ,недостаточное внимание к детской речи , к общению с детьми ,неправильная речь окружающих оказывают неблагоприятное воздействие на психическое развитие дошкольников.
Учить детей следует на лучших образцах родного языка, с раннего детства развивать интерес и любовь к народному эпосу, сказками, пословицами, поговорками, к лучшим образцам детской литературы. Все это обогатит их образную речь, приобщит к национальной культуре.
Овладение культурой общения, неустанное ее усовершенствование являются профессиональной обязанностью воспитателя. Прежде чем приступить к развитию речи воспитанников ему следует позаботиться о развитии и упорядочении своей речи. Учитывая интересы детей, особенности детской психики, педагог должен овладеть основными методическими приемами развития речи, мастерством их применения.
Е.И. Михеева детально рассмотрела культурные и методические требования к речи педагога.
1. Речь педагога должна быть абсолютно грамотна, литературна.
2. Особого внимания требует к себе этика речи. По форме и тому речь воспитателя должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.
3. Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей. Чем моложе ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура речи. При длинных сложных предложениях дети не улавливают основного смысла.
4. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений интересам детей, опираться на их опыт.
5. Особого внимания требуют точность, ясность и простота речи. От точности речи зависит точность восприятия, отчетливость понимания.
6. Необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребенок совершенно не способен. Недопустима и слишком медленная речь: она надоедает.
7. Следует регулировать силу голоса. Тихую речь дети не слышат, не усваивают ее содержание. Громкую речь дети принимают как манеру речи.
8. Речь педагога должна быть эмоциональна, выразительна и отображать интерес, внимание, любовь к ребенку, заботу о нем.
9. Педагоги должны владеть мастерством, знанием приемов, необходимость для оказания соответствующего внимания на речь детей.
10. Лица с ярко выраженными и неисправными недостатками речи не должны руководить развитием речи детей.
По проблемам культуры речи есть обширная литература, освещающая законы и правила родного языка, речевого взаимодействия. Однако мало изучить их, нужно осознавать необходимость достижение высокого уровня речевой культуры, устранения из речи неправильных словоупотреблений ,видеть ошибки и совершенствовать свою речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ РОДНОГО ЯЗЫКА И РЕЧИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обуч...
Роль родного языка и речи в развитии ребенка
В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознания себя в окру...
Консультация для педагогов «Роль родного языка и речи в развитии ребенка»
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психическо...
РОЛЬ РОДНОГО ЯЗЫКА И РЕЧИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обуч...
Консультация для родителей Роль родного языка и речи в развитии ребенка
Консультация для родителей Роль родного языка и речи в развитии ребенка....
«Роль родного языка и речи в развитии ребенка»
Признание и уважение всех языков, является ключом к сохранению мира. Каждый язык неповторим. Он имеет собственные выражения, которые отражают менталитет и обычаи народа. Подобно нашему имени, мы обрет...
Роль родного языка и речи в развитии ребенка
Роль родного языка и речи в развитии ребенка...