Подвижные игры Кириллова
картотека

Подвижные игры по лексическим темам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizh.igry_yu.a._kirillova_vosstanovlen.docx57.15 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ «ЗА ВЕСНОЮ»

Дети встают в круг, берутся за руки, педагог встает вместе с детьми. Под чтение педагогом текста стихотворения дети хороводом движутся в правую сторону (при каждом повторении игры направление движения менять: в правую, затем в левую сторону и т. д):

За весною ровным кругом

Мы шагаем друг за другом.

Стой на месте.

Дружно вместе

 Сделаем вот так!

Педагог показывает какое-либо движение или фигуру (наклон, приседание, «пружинка» и т.д.), дети повторяют его вслед за педагогом.

Педагог отмечает детей, которые лучше всех выполнили задание.

Примечание. По мере освоения игры водящим, показывающим движения и фигуры, можно назначить ребенка.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЛЯГУШКИ»

На игровой площадке очерчивается мелом или выкладывается шнуром круг диаметром 3—3,5 м. Дети встают за кругом друг за другом на некотором расстоянии друг от друга. Педагог находится несколько в стороне от детей. Он говорит:

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки.

Ква-ква, ква-ква-ква!

Скачет, вытянувши ножки.

Дети подпрыгивают на двух ногах, продвигаясь вперед вдоль круга. По окончании текста педагог хлопает в ладоши — пугает лягушек; дети перепрыгивают черту и присаживаются внутри круга на корточки — лягушки прыгают в болото. Через 5—10 секунд педагог предлагает лягушкам выйти из болота, игра повторяется.

Примечания. 1. Лягушки прыгают в болото только после хлопка педагогом в ладоши. 2. Сначала педагог встает впереди колонны вместе с детьми, потом отходит в сторону, следит за тем, как дети согласуют движения с ритмом стиха. 

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЦВЕТНЫЕ ГОРШОЧКИ»

Инвентарь: 4 обруча (диаметр 50—55 см) — желтого, синего, зеленого и красного цветов; несколько масок-медалей с изображениями желтой розы, синей фиалки, зеленого кактуса и красной герани.

Педагог делит детей на 4 команды — «Розы», «Фиалки», «Кактусы» и «Герани». Каждая из команд надевает маски-медали в соответствии с названием команды, встает вокруг обручей определенного цвета. Дети берутся за обручи правой рукой и одновременно со словами педагога:

Мы — веселые цветочки —

На окне растем в горшочках.

Нам в горшочках не сидится,

Мы хотим повеселиться!

Мы немного порезвимся

И в горшочки возвратимся!

двигаются на поскоках вокруг своих обручей. По окончании чтения текста дети останавливаются, кладут обручи на землю. После слов педагога «раз, два, три, четыре, пять — нам пришла пора играть!» дети врассыпную разбегаются по игровой площадке, В это время педагог меняет обручи местами, и произносит: «Раз, два, три — свои горшочки найди!» Дети должны найти свои «горшочки»-обручи определенного цвета, встать вокруг них.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЛЕТУЧИЕ РЫБКИ»

   Инвентарь: резиновый шнур длиной 2,5—3 м, 6—8 ленточек голубого цвета (ширина ленты 4—5 см, длина 40—50 см), 2 колечка от кольцеброса.

   По считалке выбираются 2 «рыбака», они растягивают «сеть» (резинку, привязанную за концы к колечкам от кольцеброса; к резинке через 50 см одним концом прикреплены ленточки) и стараются поймать плавающих в воде «рыбок» — бегающих по площадке детей. Все остальные дети — «летучие рыбки». Дети передвигаются по площадке, время от времени подпрыгивая вверх. Когда «сеть» приближается к «летучим рыбкам», они выпрыгивают из воды и перелетают (перепрыгивают) через «сеть». Кто из игроков заденет «сеть», тот считается пойманным и выбывает из игры (уходит за границу игровой площадки, становится рядом с педагогом). Через 1,5—2 мин «рыбаки» подсчитывают улов. По считалке выбирается новая пара «рыбаков», и игра продолжается. Игра повторяется 3—4 раза.

Примечание. Педагог внимательно следит, чтобы все дети активно двигались по игровой площадке, равномерно распределялись по ней, не скапливались в одном месте.

         

ИГРА МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ «КТО ЖИВЕТ В РЕЧКЕ?»

   Дети образуют круг. Педагог в центр круга читает текст. В соответствии с ритмом текста дети выполняют«пружинку», одновременно плавно покачивая руками вперед-назад, повторяют текст вслед за педагогом:

В речке струится вода.

Бьется о берег волна.

 Плещутся в речке ерши.

Кто живет в речке? Скажи!

    После слова «скажи!» дети останавливаются. Педагог называет кого-либо из обитателей речки, например «улитка!», дети показывают названную фигуру. Педагог обходит по кругу всех детей, отмечает тех, кто показал более интересную фигуру. Игра продолжается.

Примечания. 1. После нескольких повторений игры роль водящего может выполнять ребенок, который может не только называть, но и показывать свой вариант фигуры, который остальные игроки повторяют вслед за ним.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «КОЗА И ВОЛК»

Инвентарь: маска-шапочка козы, маска-шапочка волка.

Перед началом игры по считалке выбираются «коза» и «волк», остальные дети — «пастухи». «Пастухи» берутся за руки, образуют круг. Внутри круга — луг, где пасется «коза». Одновременно со словами педагога, повторяя текст вместе с педагогом:

Коза пасется на лугу.

Свою козу я берегу.

Коза дает нам молоко. —

Коза, не бегай далеко!

В лесу живет сердитый волк.

Зубами серый щелк да щелк.

Задумал волк козу поймать,

Козу мы будем охранять!

играющие («пастухи») движутся по кругу. Чуть поодаль от круга (на расстоянии 1 —1,5 м) в лесу притаился «волк». По окончании текста «волк» начинает ловить «козу». Для этого ему необходимо попасть внутрь круга. Но попасть в круг он может только через ворота (двое детей движутся по кругу с поднятыми руками; у остальных детей руки опущены); а «коза» может выбегать из круга и вбегать в него в любом месте, кроме ворот. Когда «волк» поймает «козу», выбирают по считалке новых «волков» и «козу», игра повторяется.


ПОДВИЖНАЯ ИГРА «СЕЛЕЗЕНЬ И УТКА»

Перед началом игры по считалке выбирают «селезня» и «утку». Остальные играющие берутся за руки и образуют круг. На некотором расстоянии от круга игроков (2—3 м) на земле обозначают небольшой кружок — «дом утки». «Селезень» встает за кругом играющих детей, «утка» — внутри круга. «Селезень» старается войти в круг и поймать «утку», но играющие закрывают перед ним ворота: опускают руки, приседают, но его не пропускают. В то время как «селезень» ловит «утку», дети водят хоровод и поют:

Селезень ловит утку,

 Молодой ловил серую,

 Поди, утица, домой!

Поди, серая, домой!

У тебя семеро детей,

Дети малые пищат! Есть хотят!

После слов «есть хотят!» «утка» старается убежать в свой «дом». Если с окончанием песенки «утка» была в кругу, то играющие открывают ворота пошире и выпускают ее, а «селезня», наоборот, удерживают в кругу. Если «утка» успеет улететь в свой «дом», «селезень» встает в круг, а «уточка» по желанию может выбрать другого «селезня». В случае, если «селезень» поймал «утку», то они оба встают в круг, а игру продолжает новая пара водящих, выбранная по считалке.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЗАЙЦЫ И ВОЛК»

   На игровой площадке обозначается дом зайцев — линией, чертой, шнуром. Дети встают за линию на некотором расстоянии друг от друга. В стороне на расстоянии 3—3,5 м от зайцев находится волк. Звучат слова педагога:

   Зайки скачут: скок, скок, скок На зеленый на лужок. Травку щиплют, кушают, Осторожно слушают, Не идет ли волк?

Зайцы выбегают на полянку, прыгают, «щиплют» травку, резвятся. Через 30—45 секунд педагог говорит:

Торопитесь, зайки!

Убегайте вы с лужайки!

Волк идет сюда, беда,

Разбегайтесь кто куда!

После последних слов педагога зайки убегают от волка в свой дом, волк пытается зайцев поймать.

Примечания. 1. Первое время роль волка выполняет педагог, при этом он не спешит поймать зайцев, давая возможность детям убежать и спрятаться -в домике. Затем можно предложить выполнять роль волка детям по желанию. 2. Следить за тем, чтобы дети выполняли действия игры только после сигналов педагога.


ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЛЕБЕДИ И ГУСИ»

Инвентарь:4 детских ведерка, наполненных кубиками, 4 кегли (2 кегли красного цвета, 2 — желтого цвета).

   На игровой площадке чертами на земле обозначаются друг напротив друга 2 линии (расстояние между линиями 6—7 м). По краям каждой из линий ставится по кегле, Рядом с каждой из линий равномерно по всей ее длине рассыпаются кубики. Дети произвольно делятся на две команды с равным количеством игроков в каждой. Одна команда — «Лебеди», вторая — «Гуси». Обе команды образуют посередине площадки по кружку и берутся в своих кружках за руки. Одновременно со словами педагога:

К югу птицы полетели,

А потом на землю сели.

Нужно птицам отдыхать,

Себе корма поискать.

дети каждой из команд двигаются по кругу в любую сторону. Затем педагог громко произносит одно из названий команд, например «Лебеди!» Играющие названной команды бегут к заранее указанной педагогом линии и начинают собирать кубики. После слов педагога:

Раз, два, три, четыре, пять,

Возвращайтесь к нам опять!

дети из команды «Лебеди» должны сразу же прекратить собирать кубики и подойти к педагогу. Все дети вместе с педагогом подсчитывают число собранных предметов.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЗАБАВНЫЕ ШЛЯПЫ»

Инвентарь: 2—3 одинаковые по размеру пластмассовые ведра любого цвета, по верхнему краю которых приклеены ободки из картона (ширина ободка 8—10 см; высота ведра 30—40 см, диаметр по верхнему краю 25—30 см), — это «забавные шляпы»; мешочки с песком (200 г) по количеству детей (мешочки сшиты из клеенки). Дети берут мешочки с песком и строятся в две-три колонны за линией, обозначенной на игровой площадке чертой. Команды располагаются на расстоянии 1,5—2 м друг от друга. На расстоянии 2 м от черты напротив каждой из команд на землю ставятся «забавные шляпы» (ведро стоит на земле). После слов педагога:

Играем сегодня

Со шляпами, дети!

Смешнее тех шляп

Я не видел, поверьте!

Шляпы забавные,

Яркие, славные.

С ними играем,

Мешочки в них кидаем!

дети по очереди бросают мешочки одной рукой от черты снизу, стараясь забросить его в «шляпу» (при повторении бросают мешочек другой рукой). Когда все дети выполнят броски, педагог определяет, в какой из «шляп» находится больше мешочков, отмечает команду игроков, попавших мешочками в «шляпу» большее число раз.


ПОДВИЖНАЯ ИГРА

«ПОСАДИ ОВОЩИ И СОБЕРИ УРОЖАЙ»

Инвентарь: 3 малых обруча, 3 небольших пластмассовых ведерка (высота 15—18 см), 4—6 пластмассовых шариков желтого цвета — «репа», 4—6 пластмассовых шариков красного цвета — «помидоры»; 4—6 пластмассовых шариков зеленого цвета — «огурцы»; мел.

Дети строятся в 2—3 колонны перед линией старта (расстояние между колоннами 2—2,5 м). На расстоянии 5—6 м от линии старта напротив каждой из колонн кладут по обручу. Дети, стоящие в колоннах первыми, держат ведерко, наполненное пластмассовыми шариками — «репой», «помидорами» или «огурцами». Педагог читает стихотворение:

Мы сажали огород, Что там только не растет: Репа, брюква, огурцы — Вот такие молодцы! Помидоры и салат, Их отведать каждый рад! Весной грядки мы копали, В грядки семена сажали, Потом всходы поливали, Сорняки все вырывали! Вырос знатный урожай! Урожай ты собирай! Раз, два, три, беги!

После слов педагога «раз, два, три, беги!» игроки, стоящие в колоннах первыми, бегут к своим обручам и выкладывают в них все «овощи» из ведерка, затем возвращаются обратно с пустыми ведерками и передают их следующим игрокам своей колонны. Те бегут к обручам, «собирают овощи» в ведерки, возвращаются к своим колоннам, передают ведерки следующим игрокам. Таким образом, одни игроки в колоннах «сажают овощи», другие — «овощи собирают». Выигрывает та команда, игроки которой быстро и без потерь выполнят задание.

Примечания. 1. Игроки начинают выполнять упражнение четко из-за линии старта; переступать линию старта нельзя до тех пор, пока предыдущий игрок не передаст следующему за ним игроку в руки ведерко. 2. Игра начинается только после слов педагога «раз, два, три, беги!»

ИГРА МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ

«СЪЕДОБНОЕ — НЕСЪЕДОБНОЕ»

Инвентарь: мяч резиновый или пластиковый.

Дети, образуя круг, встают на некотором расстоянии друг от друга. Педагог находится в центре круга, в руках у него мяч. Он читает стихотворение»

Бывает трудно угадать, Что можно есть и что нельзя. Вам очень много нужно знать, Поверьте мне, друзья! Про овощи и фрукты Готовы вам задания. Должны все сами отгадать. Готовы все? Внимание!

Закончив чтение, педагог кидает по очереди детям мяч, одновременно называя «съедобное» (по теме «Овощи» — лук, капуста, огурец, помидор, кабачок, горох, морковь и др.; по теме «Фрукты» — яблоко, груша, банан, апельсин, лимон и др.) или «несъедобное» (любой предмет, вещь — дом, подушка, стул, ложка, велосипед, машина и т. д.). Если педагог называет «съедобное», то игрок должен поймать мяч; если называет «несъедобное», то ребенок либо уворачивается от мяча, либо отбивает его от себя руками. Если игрок ошибается при выполнении задания, то он отходит в сторону от круга. Побеждают двое-трое самых внимательных игроков.

Примечания. По мере освоения правил игры и накопления словарного запаса ведущим в игре может быть кто-либо из наиболее внимательных детей. По мере надобности педагог имеет право вмешаться в действия ведущего-ребенка, чтобы помочь ему. 


ПОДВИЖНАЯ ИГРА

«ЕЖИК В ЛЕСУ»

Инвентарь: маска ежика, 4 флажка.

На участке для прогулки флажками обозначается игровая площадка размером 8x8—10x10 м. По считалке выбирается водящий-«ежик», он надевает на голову маску и встает в середину площадки. Остальные дети — «грибы», они образуют круг вокруг «ежика», берутся за руки. Одновременно со словами педагога:

Грибничок колючий

Идет в лесу дремучем.

Раз грибок,

Два грибок,

Вот и целый кузовок!

игроки начинают двигаться по кругу в правую сторону, «ежик» движется внутри круга навстречу игрокам противоходом. По окончании чтения текста педагогом дети поворачиваются кругом и идут по кругу в противоположном направлении, при этом «ежик» говорит:

А я по лесу иду,

 В кузовок грибы беру.

Раз, два, не зевайте,

От меня вы убегайте!

После слов «ежика» «грибы» разбегаются по площадке, а «ежик» старается их поймать, коснуться рукой. Те игроки, до которых дотронется «ежик», отходят за какую-либо из границ площадки. Когда «ежик» поймает 3—5 игроков, игра останавливается. Подсчитывается количество собранных «ежиком» «грибов» — пойманных игроков. Затем по считалке выбирается новый водящий, игра повторяется.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА

«ПО ГРИБЫ»

Дети встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга лицом к центру круга.

Осеннею порою

Мы в лес с тобой придем, (шагают на месте, энергично взмахивая руками) 

Грибов корзинку целую

В лесу мы соберем! (выполняют   приседания,   держа руки вперед полукругом. 

Летает паутина,

И падает листва, (покачивают руками над головой вправо-влево)

Шуршит под сапогами

Увядшая трава (слегка наклоняются вперед, выполняют прямыми руками махи вперед-назад)

По тонкому мосточку

Ручей мы перейдем, (идут на носочках по кругу друг за другом, руки в стороны)

Семью лисичек рыженьких

Во мху с тобой найдем. (останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга, выполняют наклоны вниз, руки при наклоне внизу)

Раздвинем травку палочкой

И там увидим вдруг — (ставят руки вперед, выполняют ими скрестные движения)

Цветные сыроежки (кружатся на месте, руки на поясе)

Рассыпались вокруг.

А на полянке крепкие (выполняют «пружинку», руки на поясе)

Боровики стоят.

Под лапы елок спрятались, (ставят руки «елочкой» над головой, пальцы соединены)

В корзинку не хотят.

Опят, груздей и рыжиков (выполняют повороты вправо-влево, руки на поясе

С тобою мы нашли,

Грибов корзинку целую(хлопают в ладоши)

Домой мы принесли!

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ»

На площадке для игры обозначается (мелом, шнуром, кубиками) линия длиной 3,5—4 м, за которую встают дети. Напротив детей на расстоянии 3—4 м находится берлога, в которой спит медведь. Берлога медведя обозначается кружком или обручем. Педагог объясняет детям, что все они — грибники, которые пришли в лес с корзинами за грибами. Педагог говорит:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру!

Медведь постыл

На печи застыл!

Во время произнесения педагогом текста дети маленькими шагами, на цыпочках идут в сторону спящего медведя, имитируют собирание грибов и ягод — наклоняются за ними, делают вид, что срывают их и складывают в корзинки.

Когда педагог произнесет последние слова, медведь, до сих пор дремавший в берлоге, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходить из берлоги. Неожиданно медведь бежит за играющими и старается кого-то поймать. Дети убегают от медведя за линию.

Примечания. 1. Медведем выбирается наиболее активный ребенок, ему можно надеть на голову маску. 2. Медведь не пятнает детей, успевших перебежать через линию. 3. Медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов зачина.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ХИТРАЯ ЛИСА»

Инвентарь: мел или кегли (4—8 штук).

На участке для прогулки очерчивается мелом или обозначается кеглями площадка для игры (5x5 м). Играющие образуют круг, встают на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга на расстоянии 2—2,5 м от него чертой или небольшим кружком обозначается дом «лисы». По сигналу педагога «Мы присядем, отдыхаем. Глазки дружно закрываем!» дети, стоящие в кругу, присаживаются на корточки и закрывают глаза. Педагог обходит круг за спинами детей и незаметно дотрагивается до одного из играющих. Тот ребенок, до которого дотронется педагог, становится «хитрой лисой».

После слов взрослого «встаньте, дети, посмотрите! Хитрую лису найдите!» дети встают, открывают глаза и внимательно смотрят друг на друга, пытаясь определить, кто из них «хитрая лиса», не выдаст ли она себя чем-нибудь. Играющие вместе с педагогом хором три раза громко спрашивают: «Хитрая лиса, ты где?» При этом все игроки внимательно смотрят друг на друга. После вопроса, произнесенного в третий раз, ребенок, выбранный «хитрой лисой», быстро выбегает в центр круга, поднимает руки вверх и громко говорит: «Я здесь!» После этого все дети разбегаются по игровой площадке, а «лиса» старается их поймать (дотронуться).

Пойманного игрока «хитрая лиса» уводит к себе в дом. После того как «лиса» поймает двух-трех игроков, педагог громко произносит: «Стоп, игра, стоп, игра! Становиться в круг пора!» Играющие дети вновь образуют круг, игра повторяется.


ИГРА МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ «ГУЛЕНЬКИ»

Дети образуют круг вместе с педагогом, берутся за руки. Под чтение текста стихотворения педагогом идут хороводом в правую сторону:

Ой, люли, люли, люленьки!

Прилетели к нам гуленьки,

Прилетели гуленьки.

Сели возле люленьки.

Все вместе идут по кругу в обратную сторону, педагог произносит:

Они стали ворковать,

Ване спать не давать.

Ой, вы, гули, не воркуйте,

Дайте Ванечке поспать.

Дети останавливаются, педагог произносит:

Перва гуля говорит: «Надо кашкой накормить».

Дети имитируют еду ложкой.

А вторая говорит: «Ване спать надо велеть».

Дети присаживаются на корточки, руки под щеку.

А третья гуля говорит: «Погулять надо сходить».

Дети врассыпную расходятся по игровой площадке, гуляют рядом с педагогом.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ПТИЧКИ В ГНЕЗДЫШКАХ»

На игровой площадке (5x5 м) обозначаются цветной водой, линиями или шнурами 3—4 круга (диаметр кругов 1—1,3 м) — это гнезда птичек. Дети-птички размещаются в гнездах. Педагог находится в центре игровой площадки. Он говорит:

Пришла красавица-весна, Тепло и радость принесла. Где же вы, маленькие птички — Воробушки да синички? Из гнезд скорее вылетайте, Свои крылья расправляйте!

Дети перешагивают через линии очерченных кругов — вылетают из гнезд и разбегаются по всей площадке. Педагог «кормит» птиц то на одной, то на другой стороне площадки: дети присаживаются на корточки   постукивая кончиками пальцев по коленям, — клюют зерна. Затем вновь бегают, прыгают по площадки. Педагог говорит:

Милые птички,

Воробушки да синички!

В гнездышки свои летите

Свои крылья опустите!

Дети убегают в гнезда, перешагивая через линии. Все птички должны занять свои гнезда. Игра повторяется.                                         


ПОДВИЖНАЯ ИГРА  «СОЛНЫШКО И ДОЖДИК»

Инвентарь: 1 зонт.

В центре участка для прогулки встает педагог, в руках у него закрытый зонт. Дети врассыпную встают вокруг педагога.

По сигналу педагога «солнышко» все дети идут гулять по игровой площадке, бегают, играют. По сигналу «дождик» бегут к педагогу прятаться под зонт.

Педагог на сигнал «солнышко» закрывает зонт, на сигнал «дождик» соответственно раскрывает зонт и поднимает его над головой.

Вариант. После неоднократного повторения игру можно усложнить: по краю площадки чертой (длина 3,5—4 м) или очерченными на земле кружками и обозначается «дом» для детей. Педагог предлагает детям зайти в дом, присесть на корточки за чертой или в кружках. Педагог становится лицом к детям на расстоянии 1,5—2 м от «дома». По сигналу педагога «На небе солнышко! Можно идти гулять!» дети разбегаются по всей площадке. По сигналу «Дождик идет. Скорее домой!» бегут на свои места за чертой и присаживаются на корточки.

ИГРА МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ «ЛОВУШКА»

Инвентарь: веревка (длиной 3—4 м), на конце которой привязан мешочек с песком.

Играющие образуют на игровой площадке круг. Встают в кругу на расстоянии вытянутых в стороны рук. Все дети — «перелетные птицы» (утки, гуси, ласточки, кукушки, лебеди и т. д.). В центре круга — педагог, он изображает охотника. В руках у него «сеть-ловушка» (веревка, к концу которой привязан мешочек с песком). Педагог читает текст:

Охотник с сетью в лес пришел,

В лесу поляну он нашел.

Он птиц готовится ловить,

Он хочет сетью птиц накрыть.

Скорее, ласточки, кукушки,

Летите прочь вы от ловушки!

Кто не успеет улететь,

Тот попадет в большую сеть.

Крыльями машите,

Над ловушкой взлетите.

После этого он начинает вращать «ловушку»  по кругу над самой землей. Игроки при приближении к ним «ловушки» подпрыгивают вверх, стараясь, чтобы она не задела их ног. Тот игрок, ног которого коснулась веревка или мешочек с песком, считается проигравшим (эта «птица» поймана «охотником» в «ловушку»). Он выходит из круга и становится в стороне от играющих. Когда «охотником» будет поймана большая часть птиц, игра останавливается. Педагог отмечает самых ловких и внимательных игроков.


ПОДВИЖНАЯ ИГРА «НАЙДИ СВОЮ СКАМЕЕЧКУ»

На игровой площадке параллельно друг другу на расстоянии 3—4 м ставятся две скамейки. Педагог произвольно делит группу детей пополам. Подгруппы детей рассаживаются на скамейки лицом напротив друг друга. Педагог говорит:

Со скамеек поднимайтесь,

На прогулку собирайтесь!

Будем с вами мы гулять,

Бегать, прыгать и скакать.

Дети встают со скамеек, расходятся по игровой площадке группами, парами или в одиночку, могут побегать, попрыгать. Педагог произносит слова:

Погуляли, поиграли И снежки вы покидали. Пора теперь в обратный путь — На скамейках отдохнуть!

Домой!

Дети бегут к скамейкам (каждая подгруппа к своей скамейке) и садятся на них.

Примечания. 1. Дети расходятся по площадке только после слов педагога «бегать, прыгать и скакать». 2. Дети бегут обратно к скамейкам только после слова «домой!» 3. В качестве усложнения игры можно ввести правило садиться на свои скамейки в определенном порядке.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПОГРУЗИ МЕБЕЛЬ В МАШИНУ»

Инвентарь: 4—6 малых обручей (диаметр 50—55 см), пластмассовые кубики (ребро кубика 6—7 см) любого цвета по количеству детей в группе, 6—9 кеглей (высота кеглей 27—30 см), «цветная» вода (гуашь, растворенная в воде) в пластиковой бутылке.

Педагог делит детей на 2—3 команды. Команды строятся в колонны по одному за линией, обозначенной на игровой площадке «цветной» водой (расстояние между командами — 2 м, длина линии старта — 4—5 м). На линии старта около первого игрока каждой команды кладут обруч, в обруч ставят пластмассовые кубики («мебель») по числу игроков в команде. На расстоянии 2 м от стартовой черты ставят первую кеглю напротив каждой из команд, оставшиеся 2 кегли ставят далее по одной линии на расстоянии 40—50 см друг от друга. Второй обруч (это «машина») кладется на расстоянии 5—6 м от линии старта После расстановки оборудования на игровой площадке педагог объясняет детям задание: по сигналу педагога первый игрок команды берет кубик из обруча на линии старта, обегает «змейкой» 3 кегли, кладет кубик в обруч на линии финиша, возвращается бегом в свою команду и встает в конец колонны. Как только первый игрок, возвращаясь обратно, пересечет линию старта, упражнение начинает выполнять второй участник команды. Следующие игроки выполняют те же действия. 


ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ЧАШКИ, ЛОЖКИ, САМОВАРЫ»

Инвентарь: 5—7 масок-медалей с изображением чашек, 5—7 масок-медалей с изображением ложек, 5—7 масок-медалей с изображением самоваров (диаметр медалей 8—10 см, прикрепляется медаль к одежде детей с помощью «липучки»).

Педагог делит детей на 3 группы. Одной группе детей прикрепляются на одежду маски-медали с изображением чашек, второй группе — маски-медали с изображением ложек, третьей — маски-медали с изображением самоваров. Педагог перед началом игры читает стихотворение:

Тары-бары, тары-бары! Чашки, ложки, самовары Друг за другом побежали, Друг от друга не отстали! Посмотрите вы скорее, Кто же бегает быстрее?

Педагог говорит: «Приготовились!» — и все игроки принимают положение высокого старта. Сигналом для начала бега является название одной из групп детей, например «Чашки!» По этому сигналу бегут только те дети, у которых на одежде маски-медали с изображением чашек. Остальные играющие должны остаться на месте. Затем педагог произносит название другой группы детей — «Ложки!», потом третьей — «Самовары!» При повторении названий команд названные группы детей бегут в противоположном направлении. И так меняются 3—4 раза.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ВЕСЕЛАЯ ПОСУДА»

Инвентарь: 5—7 масок-медалей с изображением чашек, 5—7 масок-медалей с изображением ложек, 5—7 масок-медалей с изображением самоваров (диаметр медалей 8—10 см, прикрепляется медаль к одежде детей с помощью «липучки»).

Педагог делит детей на 3 группы. Одной группе детей прикрепляются на одежду маски-медали с изображением чашек, второй группе — маски-медали с изображением ложек, третьей — маски-медали с изображением самоваров. Педагог перед началом игры читает стихотворение:

Тары-бары, тары-бары! Чашки, ложки, самовары Друг за другом побежали, Друг от друга не отстали! Посмотрите вы скорее, Кто же бегает быстрее?

Педагог говорит: «Приготовились!» — и все игроки принимают положение высокого старта. Сигналом для начала бега является название одной из групп детей, например «Чашки!» По этому сигналу бегут только те дети, у которых на одежде маски-медали с изображением чашек. Остальные играющие должны остаться на месте. Затем педагог произносит название другой группы детей — «Ложки!», потом третьей — «Самовары!» При повторении названий команд названные группы детей бегут в противоположном направлении. И так меняются 3—4 раза.


ПОДВИЖНАЯ ИГРА С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ «МЫ НА КУХНЕ УБИРАЛИ»

Дети образуют круг, становятся на некотором расстоянии друг от друга. Педагог становится в центр круга, показывает движения и читает текст стихотворения, дети повторяют движения вслед за ним.

Мы на кухне убирали,

Чашки мыли, вытирали.( Стоят,    руками    выполняют скользящие   движения   вверх-вниз ладонью о ладонь).

Вдруг чашки разбились, упали,

От них лишь осколки остались. (Выполняют «пружинку», руки на пояс).

Мы осколки убирали,

Очень мы сильно устали. (Выполняют 2—4 наклона вперед, руки вниз).

Пришла пора нам отдыхать,

Прыгать, бегать и играть. (Выполняют   повороты   влево-вправо, руки на пояс).

Мы в ладоши хлоп-хлоп, (Хлопают в ладоши).

Мы ногами топ-топ. (Топают ногами, руки вниз)

А потом прыг-скок, прыг-скок, (Прыгают  на  месте  на  двух ногах, руки на пояс.)

Наутек — и молчок!(Присаживаются на корточки).

ИГРА МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ «ЗИМА-НЕВИДИМКА»

По считалке выбирается водящий. Он становится в центре игровой площадки. Педагог повязывает платок на голову водящего так, чтобы из-под платка ничего не было видно. Остальные играющие располагаются в 4—5 м от него по кругу. После чтения педагогом стихотворения:

Откуда к нам идет зима?

Вы догадайтесь сами.

Зима к нам с Севера идет

Неслышными шагами.

И днем встречали зиму мы,

И темной ночью звездной.

К нам невидимкою зима

Пришла в тиши морозной.

тот из играющих, на кого укажет педагог, начинает осторожно приближаться к водящему. Игрок, на которого указал педагог,— это «зима». Водящий, услышав шорох или шаги «зимы», должен указать рукой направление, откуда эти звуки доносятся. Если водящий с первого раза укажет рукой направление, откуда идет «зима», верно, то ребенок-«зима» становится следующим водящим, а предыдущий водящий становится в круг на его место. Если же водящий неправильно показывает направление, то игрок, на которого указал педагог, продолжает движение к водящему. Победителем считается тот игрок-«зима», который сможет неслышно приблизиться к водящему вплотную и дотронуться до его плеча рукой, он становится следующим водящим. Игра повторяется.


ПОДВИЖНАЯ ИГРА «СТОП!»

На игровой площадке обозначается линия длиной 6—8 м. На противоположной стороне площадки обозначается кружок (диаметр кружка 50— 70 см). По считалке выбирается водящий, он встает в кружок. Остальные игроки становятся в шеренгу за линией. Педагог читает детям стихотворение:

Осень заплакала частым дождем. Мокнут деревья, дорожки и дом. Осень не хочет от нас уходить, Хочет быть с нами, играть и дружить. Осень, не плачь, не грусти, золотая. Сегодня мы, осень, тебя провожаем. Зиму мы ждем: «Приходи поскорей! Снежком и морозцем порадуй детей!»

После этого водящий поворачивается спиной к играющим и громко произносит:

Осень провожаем, Зиму встречаем! Стоп!

На каждое слово водящего все игроки шагают вперед. Как только водящий скажет: «Стоп!» — дети останавливаются. Водящий поворачивается лицом к играющим и внимательно смотрит, кто из детей не успел замереть на месте и шевельнулся. Он называет по имени тех детей, кто пошевелился, и они уходят за исходную линию. Затем водящий снова поворачивается спиной к играющим и опять говорит: «Осень провожаем...» Все дети продолжают шагать вперед с того места, где их застал сигнал «Стоп!» Игроки, которые были возвращены водящим за исходную линию, начинают двигаться из-за нее. Игра продолжается до тех пор, пока кто-либо из игроков не подойдет вплотную к водящему и не встанет в его «дом» раньше, чем он произнесет: «Стоп!» Тот из играющих, кто это сделает первым, становится новым водящим.


ПОДВИЖНАЯ ИГРА С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ «ВЕСЕЛЫЙ ВОРОБЕЙ»

Дети образуют круг, встают лицом в центр на некотором расстоянии друг от друга. Педагог находится посередине круга, показывает движения, которые дети повторяют вслед за ним.

Воробей с березы

на дорогу прыг!

Прыгают на двух ногах, руки вниз. 

Больше нет мороза —

Чик-чирик!

Хлопают в ладоши

Вот журчит в канавке               

Быстрый ручеек, 

Выполняют наклоны влево-вправо, руки на поясе

И не зябнут лапки —

ско-скок-скок!

Прыгают на двух ногах, руки вниз.

Высохнут овражки —

Прыг, прыг, прыг!

Хлопают в ладоши.

Вылезут букашки —

Чик-чирик!

Выполняют «пружинку», руки на пояс.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ПТИЧКИ В ГНЕЗДЫШКАХ»

Педагог находится в центре игровой площадки. Он говорит:

Пришла красавица-весна,

Тепло и радость принесла.

Где же вы, маленькие птички —

Воробушки да синички?

Из гнезд скорее вылетайте,

Свои крылья расправляйте!

Дети перешагивают через линии очерченных кругов — вылетают из гнезд и разбегаются по всей площадке. Педагог «кормит»

птиц то на одной, то на другой стороне площадки: дети присаживаются на корточки, постукивая кончиками пальцев по коленям, — клюют зерна. Затем вновь бегают, прыгают по площадке. Педагог говорит:

Милые птички, Воробушки да синички! В гнездышки свои летите, Свои крылья опустите!

Дети убегают в гнезда, перешагивая через линии. Все птички должны занять свои гнезда. Игра повторяется. 


ПОДВИЖНАЯ ИГРА С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ «ЛОХМАТЫЙ ПЕС»

Инвентарь: маска собаки.

На площадке обозначается линия длиной 3—4 м. На противоположной от линии стороне на расстоянии 3—3,5 м находится водящий, который изображает пса (водящим педагог назначает кого-либо из активных детей). Дети гурьбой тихонько подходят к нему, останавливаются. Педагог произносит слова стихотворения, показывает движения, дети повторяют движения и слова текста вслед за педагогом.

Вышли мы во двор гулять. Шагают на месте.

Смотрим, у калитки

Кто-то спит, поджавши хвост, Наклоны   влево-вправо,  руки   на

пояс.

Весь промок до нитки.

Воспитатель произнес: Стучат кулачками друг о друга.

 «Вот лежит лохматый пес,

Шерстью черной весь оброс. Выполняют два приседания, руки

вниз.

В лапы он уткнул свой нос.

Тихо, смирно он лежит, Стоя, кладут обе руки под щеку.

Не то дремлет, не то спит.

Он хвостом не шевелит, Выполняют «пружинку», руки на

пояс.

Только носом он сопит.

Подойдем к нему, разбудим.  Хлопают в ладоши.

И посмотрим: „Что-то будет?"

ПОДВИЖНАЯ ИГРА С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ «КОТЯТА»

Дети встают в круг на небольшом расстоянии друг от друга лицом к центру круга.

Вы послушайте, ребята,

Что хочу я рассказать: Выполняют «пружинку», руки к плечам.

Родились у нас котята —

Их по счету ровно пять. Выполняют   наклоны   вправо-влево, руки согнуты в локтях, ладони вперед, пальцы рук широко расставлены.

Мы решали, мы гадали: Выполняют на месте поскоки с ноги на ногу, руки на поясе.

Как же нам котят назвать?

Наконец мы их назвали: Выполняют наклон вперед, руки вперед, ладони перпендикулярно.

Раз, Два, Три, Четыре, Пять.

Раз — котенок самый белый, Выполняют наклон вперед, руки отводят назад.

Два — котенок самый смелый, Выполняют наклон вперед, руки отводят назад.

Три — котенок самый умный, Выполняют наклон вперед, руки в стороны.

А Четыре — самый шумный, Топают ногами, ладонями прикрывают уши.

Пять похож на Три и Два —

Те же хвост и голова, Выполняют повороты вправо-влево, руки на поясе.

То же пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке. Приседают, руки кладут под щечку.


ПОДВИЖНАЯ ИГРА «ПУЗЫРЬ»

Дети вместе с педагогом берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Педагог говорит:

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся вверх и вширь.

Раздувайся, пузырь,

Пузырь мыльный и цветной,

Раздувайся большой,

Оставайся такой Да не лопайся.

Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока педагог не скажет: «Лопнул пузырь!» Дети опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом «Хлоп!»

Вариант. После слов «лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук «ш-ш-ш» — воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь — отходят назад, образуя большой круг.

Примечание. Перед проведением игры можно показать детям настоящие мыльные пузыри.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ «МАШИНЫ РАЗНЫЕ НУЖНЫ, МАШИНЫ ВСЯКИЕ ВАЖНЫ»

Дети образуют круг.

Усы скользят по проводам —

Поднимают руки вверх, качают руками над головой вперед-назад.

Троллейбус подъезжает к нам.

Ставят руки к плечам, выполняют руками движения вверх-вниз.

А без усов бедняга

Не сделает ни шага!

Поднимают руки от плечей вверх, затем ставят их обратно к плечам (2 раза).

Бывает, что усы

Не только для красы!

Поднимают руки от плечей вверх, затем ставят их обратно к плечам (2 раза).

Пожарная машина мчится,

Сигналит: «Всем посторониться!

Бегут по кругу друг за другом, руками крутят воображаемый руль.

На помощь я спешу туда,

Где дым и пламя, где беда!»

 Шагают друг за другом, энергично взмахивая руками.

Самосвал привез песок,

Разгрузиться сам не смог.

Идут по кругу притоптывающим шагом, руками, согнутыми в локтях, выполняют круговые вращения вперед-назад.

Мы починим самосвал,

Чтоб как новенький он стал.

Останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга, постукивают кулачками друг о друга.

Экскаватор едет к нам:

«Может, вырыть пару ям? Шагают на месте.

Мне всегда копать охота,

Я люблю свою работу!» Выполняют наклоны вниз, при наклоне руки отводят назад. 

Машина легковая

Бежит, забот не зная. Выполняют «пружинку», руки на поясе.

Водитель весело поет: Хлопают в ладоши.

«Будь осторожен, пешеход!» Слегка   наклоняются   вперед, руки вперед в стороны. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов.«Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов  о подвижных играх и играх малой подвижности как о форме  двигательной активности детей.Задачи:1. Познакомить педагогов  с подвижными игр...

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место в режиме дня) - подсказки для инструктора

Подвижные игры. (Понятие, значение и характеристика подвижных игр; классификация подвижных игр: элементарные подвижные, спортивные; игры разной динамики, игры с разным двигательным содержанием; место ...

Дидактическая игра «Посади бабочку на цветок» Подвижная игра «Бабочки летают» Подвижная игра на прогулке «Карусели» (на прогулке)

Ребята, берём стулья и садимся на ковер. Посмотрите какая у нас полянка. А на нашу полянку прилетели бабочки, посмотрите какие они красивые!...

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

В настоящее время наблюдается ухудшение здоровья дошкольников. Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Подвижные игры просто необходимы детям дошкольного возраста. Ведь подви...

Мастер – класс для воспитателей «Играем с детьми в подвижные игры и игры малой подвижности»

Цель: Систематизировать представления педагогов о подвижных и малоподвижных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни. Вносить элементы творчества и театрализованности в игру....

Картотека на тему "Подвижные игры летом" Подвижные игры на прогулке в теплое время года ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ

Картотека на тему"Подвижные игры летом"Подвижные игры на прогулке в теплое время годаИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ...