Рабочие материалы
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Утверждаю завед. д/с «Белек»
______________ /Сырат А.В./
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Белек» с.Белдир-Арыг МР «Тес-Хемский район РТ»
Воспитательница:
Монгуш-оол С.В.
с.Белдир-Арыг
Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
/В. А. Сухомлинский/
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенным.
Изображение необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям огромную радость, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальные способы изображения расковывают ребенка, позволяют почувствовать их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов изображения, их особенностями, многообразием материалов, используемых в работе, учатся на основе полученных знаний создавать свои творения. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Цели, задачи работы кружка.
Цель - развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного изображения.
Задачи:
развивающие:
• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
• Развивать творческие способности детей.
• Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
воспитательные:
• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
• Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
обучающие:
• Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
• Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
• Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
• Формировать умение оценивать созданные изображения.
Продолжительность освоения программой: 1 год
Возраст участников: 2 -3 года
Организация занятий кружка: программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изодеятельности. Общее количество занятий в год -36., время занятий 10-15 мин.
Направление деятельности: нетрадиционные методы изображения.
Нетрадиционные художественные техники
-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
-Оттиск печатками: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
-Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку).
Форма проведения кружковой работы: теоретические, практические, групповые.
В процессе совместного рисования использовали различные методы и приемы:
словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Подходы и методы их реализации:
*Систематические занятия.
*Игры, игровые приемы.
*Организация и оформление выставок детских работ.
* Проведение мастер-класса среди педагогов
Ожидаемый результат работы кружка:
1. Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и техники.
2. Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
3. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
4. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Перспективное планирование
кружка «Разноцветные ладошки» на 2019-2020 г. г
- Сентябрь – 1 неделя
«Набежала тучка». Тампонирование. Познакомить с техникой рисования – тампонированием; учить аккуратно набирать краску; продолжать знакомить с цветом; развивать эстетический вкус.
- лист бумаги белого цвета;
- краска серого цвета в чашечке;
- тампон;
- салфетки.
- Сентябрь – 2 неделя
«Петушок, петушок…». Рисование пальчиками. Учить закрашивать шаблон пальцами, не выходя за рамки шаблона.
- лист бумаги белого цвета с силуэтом петуха;
- гуашь разного цвета в чашечках;
- салфетки.
3. Сентябрь – 3 неделя
«Ягодки на тарелке». Рисование пальчиком. Познакомить детей с техникой рисования пальцами.
- лист бумаги с силуэтом тарелки;
- гуашь красного цвета;
- салфетки.
4. Сентябрь – 4 неделя
«Ежик». Рисование ладошкой. Дать ребенку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами; совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки; знакомить с цветом; учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату.
- листы бумаги белого цвета с силуэтом ежика;
- гуашь черного цвета в чашечках;
- салфетки.
- Октябрь – 1 неделя
«Мой любимый дождик». Рисование пальчиками. Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показать приёмы получения точек и коротких линий. Учить рисовать дождик из тучек, передавая его характер (мелкий капельками, сильный ливень, используя точку и линию как средство выразительности.
- два листа светло-серого цвета с нарисованными тучками разной величины;
- синяя гуашь;
- салфетки.
2. Октябрь – 2 неделя
«Желтые листья летят». Рисование ладошками. Познакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – листочки. Развивать цветовое восприятие.
- бумага размером А 4;
- гуашь жёлтая;
-тарелочки.
- Октябрь – 3 неделя
«Веселые мухоморы». Рисование пальчиками. Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность бумаги.
- вырезанные из белой бумаги мухоморы различной формы;
- гуашь белая, салфетки;
- иллюстрации мухоморов.
- Октябрь – 4 неделя
«Зернышки для цыплят». Рисование пальчиками. учить детей наносить точечные рисунки пальцами.
- бумага размером А 4,
- гуашь жёлтая,
- тарелочки.
- Ноябрь – 1 неделя
«Птички клюют ягоды». Рисование пальчиками. Учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования пальчиками. (Выполнение ягод различной величины и цвета). Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. - Листы А 4 различных цветов;
- коричневая гуашь;
- кисть;
- гуашь красного, оранжевого цветов в мисочках;
- пробки, вырезанные из старых книг рисунки птиц.
- Ноябрь – 2 неделя
«Цветные ладошки». Рисование ладошкой. Познакомить детей с техникой рисования ладошкой, вызвать интерес к нетрадиционному рисованию.
- листы белой бумаги;
- гуашь разного цвета;
- салфетки.
- Ноябрь – 3 неделя
«Веточка рябины». Рисование пальчиками. Продолжать учить рисовать пальцем или ватной палочкой. Развивать чувство цвета и ритма.
- листы бумаги белого цвета с нарисованной веточкой рябины;
- гуашь красного цвета в чашечках;
- салфетки;
- иллюстрации рябины.
- Ноябрь – 4 неделя
«Щенок». Рисование тычком жёсткой кистью. Продолжать учить детей рисовать методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской. Воспитывать интерес к рисованию.
- альбомные листы;
- гуашь коричневая;
- жесткие кисти.
- Декабрь – 1 неделя
«Звездочки на небе». Рисование пальчиками. Продолжать учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в рисунке.
- листы бумаги темно- синего цвета с аппликацией - крыши домов;
- гуашь желтого цвета в чашечках;
- салфетки;
- иллюстрации с ночным звездным небом.
- Декабрь – 2 неделя
«Дед Мороз». Рисование ладошками. Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками – учить рисовать Деда Мороза. Развивать внимание, мышление, память, речь.
- листы бумаги светло-голубого цвета;
- белая гуашь в плошках;
- салфетки.
- Декабрь – 3 неделя
«Дед Мороз» (продолжение работы). Рисование пальчиками. Продолжать учить детей создавать ритмические композиции. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Вызывать у детей желание украсить наряд Деда Мороза.
- заготовки с бородой Деде Мороза дополненные аппликацией (шапочка и нос) с предыдущего занятия.
- Декабрь – 4 неделя
«В лесу родилась елочка». Рисование тычком жёсткой кистью. Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
- листы белой бумаги с силуэтом елочки;
- гуашь зелёная;
-салфетки.
- Январь – 2 неделя
«Украсим елочку». Рисование пальчиками. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.
Вызывать у детей желание украсить елочку к новому году.
- силуэт ёлки зелёного цвета;
- гуашь красного, оранжевого и синего цветов в мисочках;
- салфетки.
- Январь – 3 неделя
«Елочка – красавица». Рисование ладошками. Продолжать знакомить детей с техникой печатанья ладошками. Развивать внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к отображению ярких впечатлений в рисунке; вызвать желание сделать коллективную работу.
- лист ватмана;
- зеленая гуашь;
- салфетки.
- Январь – 4 неделя
«Снеговик». Тампонирование. Познакомить детей с новой техникой рисования - тампонированием.
Учить аккуратно, набирать краску.
Развивать эстетический вкус.
- силуэт снеговика на листе ;
- голубого цвета А4,
- гуашь белая,
-тампоны из губки.
- Февраль – 1 неделя
«Снег кружится». Рисование пальчиками. Закреплять умение рисовать пальчиками. Вызвать эмоциональный отклик.
- листы голубой бумаги А4,
- гуашь белая.
- Февраль – 2 неделя
«Веселые осьминожки» (коллективная работа). Рисование ладошками. Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Закрепить умение дополнять изображение деталями. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к рисованию.
- лист ватмана голубого цвета – «море»;
- гуашь разноцветная в плошках;
-салфетки.
3. Февраль – 3 неделя
«Цветочек для папы». Рисование ладошкой. Продолжать учить использовать ладонь, как изобразительное средство окрашивать её краской и делать отпечаток. Закрепить умение дополнять изображение деталями.
- ватман,
- гуашь разных цветов.
4. Февраль – 4 неделя
«Петушок». Рисование пальчиком и ладошкой. Продолжать знакомить с техникой рисования пальчиками и ладошкой; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор.
- белый лист бумаги на каждого ребенка;
- мисочки с красками желтого, синего, красного, зеленого цветов.
- Март – 1 неделя
«Цветы для мамы». Рисование ладошками, пальчиками, печатками. Закрепить технику печатания ладошками. Развивать интерес к выполнению работы.
- гуашь,
- плотные цветные листы,
- салфетки.
- Март – 2 неделя
«Цыпленок». Рисование методом тычка. Упражнять детей в рисовании методом тычка. Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представления о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской.
- белый лист бумаги с силуэтом цыпленка на каждого ребенка;
- краски желтого цвета;
- кисти.
- Март – 3 неделя
«Божьи коровки на лужайке». Рисование пальчиками. Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать травку различных оттенков (индивидуальная деятельность).
- вырезанные и раскрашенные божьи коровки без точек на спинках;
- ватман, салфетки,
- бумага светло- и тёмно-зелёного цветов, чёрная гуашь в мисочках.
- Март – 4 неделя
«Жили у бабуси два веселых гуся». Рисование ладошками. Продолжать использовать ладонь, как изобразительное средство, дорисовывать детали.
- нарисованное заранее озеро,
- гуашь,
- маркеры для рисования деталей.
1. Апрель – 1 неделя
«Солнышко» (коллективная работа). Рисование ладошками. Продолжать знакомить с техникой печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки – лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие, мелкую моторику.
- лист ватмана с нарисованным посередине желтым кругом;
- гуашь желтого цвета в плошке;
- салфетки.
- Апрель – 2 неделя
«Повисли с крыш сосульки - льдинки». Рисование пальчиками. Упражнять в технике рисования пальчиками. Закрепить умение ритмично наносить точки в определенной последовательности. Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких впечатлений в рисунке.
- белый лист бумаги с силуэтами сосулек на каждого ребенка;
- мисочки с краской синего цвета;
- салфетки.
- Апрель – 3 неделя
«Рыбки в аквариуме». Рисование ладошкой и пальчиками. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли. Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить умение дополнять изображение деталями.
-Тонированные листы бумаги (светло-голубые, разноцветная краска);
-салфетка;
-иллюстрации.
- Апрель – 4 неделя
«Клоун». Рисование восковыми мелками. Учить технике работы с графическими материалами, развивать чувство ритма.
- контур предмета;
- восковые мелки;
- белая бумага.
- Май – 1 неделя
«Салют». Рисование методом тычка. Познакомить детей с праздником «День Победы» и неотъемлемой частью празднования – салютом. Упражнять детей в рисовании методом тычка. Закрепить умение ритмично наносить точки на всю поверхность листа.
- иллюстрации с изображением салюта;
- листы бумаги синего цвета;
- гуашь разных цветов в чашечках;
- салфетки.
- Май – 2 неделя
«Одуванчик». Рисование пальчиками. Вызывать эстетические чувства к природе и её изображениям нетрадиционными художественными техниками; развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
- листы белой бумаги,
- гуашь жёлтого, зелёного цвета.
- Май – 3 неделя
Оформление коллажа «Подводное царство».
Разные. Учить детей аккуратно наклеивать готовые силуэты рыбок на один коллаж. Учить рисовать пальчиками водоросли. Вызвать желание работать в сотворчестве с педагогом.
- плотный синий ватман,
- силуэты рыбок,
-зеленая гуашь,
-клейстер,
-салфетки.
- Май – 4 неделя
«Рисуем, что хотим». Разные. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Все имеющиеся в наличии.
Литература:
1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. – 144с., 16л. вкл.
2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-120с.
3С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М.: ТЦ Сфера, 2002.-192с.
4. Е. П. Арнаутова Педагог и семья. – М.: Изд. дом «Карапуз», 2001.-264с
5. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. ,2012 г.
2005
6.«Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006
7.«Яркие ладошки» Н. В. Дубровская «детство-пресс» 2004
8.«Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н. В. Дубровская «детство-пресс»20036 «Дошкольное воспитание» - №4 1993 г.
9. «Дошкольное воспитание» - №8 2005 г.
10.«Дошкольное воспитание» - №6 2007 г.
11. «Дошкольное воспитание» - №7 2007 г.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе.
1. Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей. - М.: Чистые пруды, 2007.-32с.: ил 2. Медиоресурсы интернета «МААМ. ru», «Почемучка. ru» и т. д
3. Кихтева Е. Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.
4. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»
5. Цквитария Т. А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2011 г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Белек» с.Белдир-Арыг МР «Тес-Хемский кожуун РТ»
Выполнила:
воспитательница
Монгуш-оол С.В.
с.Белдир-Арыг
Пояснительная записка
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус Роль взрослого помочь ему в этом дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. В результате вышесказанного актуальность программы «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» необходима и продиктована временем.
Актуальность выбранной темы:
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Цель: Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3. Улучшить общую двигательную активность;
4. Содействовать нормализации речевой функции;
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Основные направления работы с детьми на занятиях.
- Пальчиковая гимнастика
- Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок)
- Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков.
- Работа с бумагой (складывание, снимание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров).
- Работа с карандашом (обводка, раскрашивание, выполнение графических заданий).
- Игры в “сухом бассейне”, наполненном фасолью или цветными крышками.
Формы работы:
-совместная деятельность воспитателя с детьми
-индивидуальная работа с детьми
-свободная самостоятельная деятельность самих детей.
План работы на 2019-2020 учебный год
Работа с детьми
Месяц | Содержание | Задачи |
Сентябрь | Д/и «Цветные колечки», «Пирамидка» | Упражнять детей в нанизывании колец на стержень. Развивать глазомер. Знакомить с цветом. |
Самомассаж рук | Упражнять детей в поглаживании тыльной и ладонной поверхностей кисти рук подушечками 2-5 пальцев. | |
Пальчиковая гимнастика «Сорока – сорока» | Выполнять круговые движения по ладони левой рук указательным пальцем правой руки, по очереди загибать все пальчики, кроме большого. | |
Конструирование «Поезд» | Развивать умение сооружать поезд, знакомить с деталями строительного материала. | |
Д/и «Оденем куклу на прогулку» | Упражнять детей в одевании и раздевании кукол. | |
Октябрь | Д/и «Чудесный мешочек» | Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. |
Пальчиковая гимнастика «Капуста» | Упражнять в выполнении различных имитационных движений. | |
Перекладывание из одной емкости в другую | Формировать умения действовать по указанию педагога-брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев. | |
Д/и «Сухой бассейн»» | Развивать умения находить мелкие игрушки в «сухом бассейне». | |
Д/и «Прищепки» | Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами , сжимать и разжимать ее. | |
Ноябрь | «Пальчиковая гимнастика «Семья» | Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца. |
Подвижная игра «Зарядка» | Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту. | |
Упражнение «Пуговицы»» | Формировать умения детей выкладывать простейший узор из пуговиц. | |
Самомассаж «Ручки греем» | Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони. | |
Игра» Художник» | Развивать умения рисовать с помощью волшебной палочки или пальчиком. | |
Декабрь | Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки» | Упражнять в поочередном соединении большого пальчика с остальными левой и правой рукой вместе. |
Конструирование «Башенка» | Привлекать детей к конструированию башенки. Знакомить с деталями строительного материала. | |
Д/и «Рисуем на крупе» | Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук. | |
Настольная игра «Мозаика» | Развивать координацию движений пальцев ведущей руки. | |
Подвижная игра «Лохматый пес» | Упражнять в выполнении движений, согласно тексту. | |
Январь | Игра «Веселые упражнения с карандашом» | Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук. |
Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка». | Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу. | |
Игра «Лепим снежки» | Развивать умения скатывать шарики разного размера из салфеток. | |
Графическое упражнение «Проведи дорожку» | Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой. | |
Февраль | Д/и «Массажный мячик» | Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. |
Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев» | Упражнять детей в поочередном касании пальчиков, начиная с большого, запоминать названия каждого из них. | |
Самомассаж «Добываем огонь» | Формировать умения энергично растирать ладони друг о друга. | |
Конструирование из палочек «Лесенка» | Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу. | |
Д/и «Уложим куклу спать» | Упражнять в закреплении навыков раздевания. | |
Март | Пальчиковое рисование «Букетик для мамы» | Развивать умения детей рисовать пальчиками. |
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик..» | Формировать умения поочередно разгибать пальчики. | |
Конструирование «Машина» | Развивать умение сооружать машину, знакомить с деталями строительного материала. | |
Самомассаж «Стряпаем» | Развивать умения имитировать скатывание колобков. | |
Застегивание и расстегивание пуговиц | Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие. | |
Апрель | Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам» | Развивать умения правильно держать карандаш. |
Конструирование «Дорожка» | Развивать умения детей сооружать дорожку, знакомить с деталями строительного материала. | |
Игра «Спрячь в ладошке» | Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. | |
Упражнение «Обведи шаблон» | Развивать умения детей левой рукой крепко прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить его карандашом. | |
Упражнение «Фонарики» | Формировать умение сжимать и разжимать кулачок. | |
Май | Игра «Собери бусы» | Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок. |
Пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте» | Формировать умения детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика. | |
Игра «Дарики - комарики» | Упражнять в соединении большого и указательного пальцев на обеих руках. | |
Игра «Где же, где же наши ручки?» | Развивать умения подражать движениям взрослого. | |
Складывание в бутылочку | Формировать умения бросать мелкие предметы в бутылочку, у которой узкое горлышко. |
Работа с родителями:
Сентябрь
Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»
Октябрь
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»
Ноябрь
Памятка «Пальчиковые игры для малышей»
Декабрь
Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»
Январь
Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома.»
Февраль
Создание картотеки потешек для работы с детьми.
Март
Фотовыставка «Наши с мамой руки»
Апрель
Папка – передвижка «Рисуем без кисточки»
Используемые литературы:
Сентябрь-май
1.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006.
2. «Энциклопедия развивалок» под.ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др.-М.:ООО «ЭКСМО»,2011.
3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.
4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.