Рабочая программа кружка "Почемучки" для детей 4-5 лет
рабочая программа (средняя группа)

Ежова Елена Михайловна

Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога). Кружковая работа осуществляется в течение всего учебного года и не дублирует основную образовательную программу Учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_pochemuchki.docx29.25 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ПОЧЕМУЧКИ»

СРЕДНЕЙ  ГРУППЫ № 2 с  4   до  5  лет

на 20   -20    учебный год

Ф.И.О. и должность автора программы: Ежова Елена Михайловна

Содержание

I.  Целевой раздел

II. Содержательный раздел

III. Организационный раздел

IV. Методическое обеспечение программы

V. Приложения

  1. Целевой раздел.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов.

Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).

Кружковая работа осуществляется в течение всего учебного года и не дублирует основную образовательную программу Учреждения.

Пояснительная записка

Программа кружка «Почемучки» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Конституция РФ, ст. 43, 72.
  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
  • Закон РФ «Об образовании».
  • СанПиН 2.4.1.3049-13
  • Устав МБДОУ ДС №10
  • ФГОС ДО.

Реализуемая программа строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.

Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объем воды и т. д. Все это объекты исследования.

Исследовательское поведение дошкольника – главный источник для получения представлений о мире. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и не живым в природе.

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка «Почемучки» для детей дошкольного возраста (4-5 лет). Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.

Актуальность:

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Цель программы:

  1. расширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности;
  2. способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

  1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
  2. Развивать умение выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы.
  3. Активизировать речь и обогащать словарь детей.
  4. Развитие эмоционального мира через экспериментальную деятельность дошкольников.
  5. Воспитывать в детях взаимопомощь, доброжелательность в отношениях со сверстниками.

Ожидаемые результаты: дети умеют сравнивать и обобщать собственные наблюдения, делать выводы, связанные с различными природными явлениями, предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.

Занятия проводятся 2 раза в месяц, во второй половине дня, продолжительность: 20 минут. Всего 16 занятий в год. Проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями, явлениями социальной жизни.

Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения дошкольников 4-5 лет, включает в активную познавательную деятельность.

Приоритет в обучении отдается совместной практической деятельности воспитателя и детей.

1.1 Возрастные особенности развития детей

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.

У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.

  1. Содержание психолого-педагогической работы

2.1 Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей 4-5 лет

Познавательно-исследовательская деятельность. Продолжать знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, помогать осваивать перцептивные действия. Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования. Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности. Учить понимать и использовать в познавательно-исследовательской деятельности модели, предложенные взрослым.

Сенсорное развитие. Продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования. Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов.

Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал), с цветами (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый). Развивать осязание. Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.).

Проектная деятельность. Развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам. Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.

Дидактические игры. Учить детей играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать; составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы).

Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей («Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию)»). Развивать наблюдательность и внимание («Что изменилось?», «У кого колечко?»).

2.2. Средства обучения и воспитания.

Средства обучения и воспитания в детском саду рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы.

Средства воспитания и обучения - это совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективную реализацию воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Оборудование отвечает санитарно-гигиеническим нормам, педагогическим требованиям.

Информационно-коммуникационные средства: магнитофон, видеоплеер, монитор, проекционный экран.


2.3 Календарно-тематический план работы

кружка «Почемучки» на 20   -20   уч.г.

Октябрь

1 занятие. «Знакомство со свойствами дерева и металла»

Цель. Познакомить детей со свойствами дерева и металла (металл—холодный материал, дерево—теплый, металл прочнее и тяжелее дерева). Показать детям, как свойства этих материалов люди используют при изготовлении предметов.

2 занятие. Опыт «Почему птицы могут летать?»

Цель: найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

Ноябрь

1 занятие. «Для чего нужен Язык?»

Цель. Обогатить сенсорный опыт детей, развить и совершенствовать сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление).

2 занятие. Опыт «Зачем зайчику другая шубка?»

Цель: выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Декабрь

1 занятие. «Знакомство со свойствами резины»

Цель. Познакомить детей с резиной, её качествами и свойствами: бывает разного цвета, не пропускает воздух и воду. Развивать умения обследовательской деятельности, вычленяя общие признаки резины.

2 занятие. Опыт «Как звери меняют шубку?»

Цель: выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Январь

1 занятие. «Освобождение бусинок из ледяного плена»

Цель. Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда – тает в тепле. Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.

2 занятие. Эксперимент  «Нужен ли зимой растениям снег?»

Цель: подтвердить необходимость некоторых изменений в природе.

Февраль

1 занятие. «Сильная газета»

Цель. Познакомить детей с новыми свойствами бумаги: на большую площадь действует сильное давление. Развивать у детей умение рассуждать, сравнивать результаты проверок, наблюдательность. Воспитывать умение прислушиваться к мнению сверстников.

2 занятие. Опыт «Где будут первые проталинки?»

Цель: установить связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца.

Материал: емкости для каждого ребёнка, окрашенные в светлые и темные тона.

Март

1 занятие. «Знакомство детей со свойствами ткани»

Цель. Познакомить детей с различными свойствами ткани: прочная, ее можно резать, шить; мять, гладить, стирать и т.д. Сформировать представление о разнообразии видов ткани и способов ее использования.

2 занятие. Опыт «Из чего птицы строят гнезда?»

Цель: выявить некоторые особенности меха, тонкие веточки, палочки, камешки.

Апрель

1 занятие. «В мире стекла и пластмассы».

Цель. Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из стекла и пластмассы. Помочь выявить эти качества при помощи разнообразных приемов. Научить группировать предметы по материалу.

2 занятие. Опыт «Как развивается растение?»

Цель: выделять циклы развития растения: семя – росток – растение – цветок – плод –  семя.

Май

1 занятие. «Уголь и мел»

Цель. Продолжать знакомить детей с различными природными материаламиУчить детей аккуратности в работе с углем и мелом.

2 занятие. Опыт «Из чего птицы строят гнезда?»

Цель: выявить некоторые особенности меха, тонкие веточки, палочки, камешки.

Работа с родителями.

Месяц

Тема

Форма работы

Октябрь

Значение детского экспериментирования для психического развития ребёнка

Консультация

Ноябрь

Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию

Памятка 

Декабрь

Родители гиды на пути к познанию

Консультация

Февраль

Экспериментирование дома

Памятка

Март

Развитие познавательных процессов старших дошкольников посредством экспериментирования

Консультация

Апрель

Фоторепортаж: «Наши опыты»

Папка - ширма

Май

Литература в помощь

Выставка литературы

Список литературы

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 368 с.
  2. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2016.
  3. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2016.
  4. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. – М., ЦГЛ, 2005.
  5. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
  6. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
  7. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
  8. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
  9. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для детей старшей группы №5 составлена на основе Примерной основной общеобразовательной программы "Развитие +" под редакцией А.И. Булычевой

Рабочая программа  для детей старшей группы №5 составлена на основе Примерной основной общеобразовательной программы  "Развитие +" под редакцией  А.И. Булычевой...

Адаптированная рабочая программа для детей средней группы с ОНР составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой с учётом ФГОС ДО

Адаптированная рабочая программа для детей средней группы с ОНР составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакци...

Рабочая программа для детей младшего возраста разработана на основе основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад «Аистёнок»

Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психич...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...