Прогулка в жизни дошкоьников
консультация

Каширина Ирина Александровна

Выступление на тему прогулка в жизни дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_progulka.docx23.77 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила:

Каширина И.А.1КК

«Прогулка как один из факторов развития здорового ребенка»

  Прогулки на свежем воздухе важны для каждого человека, и особенно для детей. Важное место в жизни ребенка она занимает потому, что она решает ряд задач: педагогических, воспитательных, развивающих и оздоровливающих.  Во время пребывания на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей. Но самое главное  прогулка имеет оздоровительное значение.  Во время пребывания на свежем воздухе легкие очищаются от аллергенов и пыли, благодаря этому улучшаются функции верхних дыхательных путей и слизистой носа. Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Наконец, прогулка — это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Прогулка  в детском саду хорошо и правильно организована,  она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях.  Согласно правилам режима дня по СанПин,  в группах дневного пребывания предусмотрены  2 прогулки, общей продолжительностью около 4-4.5 ч.  Зимой прогулки с младшими дошкольниками разрешается проводить при температуре воздуха не ниже —15°, со старшими — не ниже —22°.  При этих же значениях температур, но сильном ветре рекомендуется сокращать продолжительность прогулки, если нет возможности защитить детей от ветра специально устроенным навесом.

  Любая прогулка начинается с подготовки к прогулке и одевания. Дети выполняют гигиенические процедуры, необходимые перед прогулкой. Далее проходят в раздевалку и одеваются строго по алгоритму в зависимости от времени года. Это нужно для того, чтобы ребенок  долго не ждал одетым, не вспотел  и не вышел на улицу мокрым и не простыл. Родители должны знать, что ребенок легко перегревается и переохлаждается, поэтому ему нужно создать состояние теплового равновесия, которое достигается правильно подобранной одеждой. Выбирая детскую одежду, родителям следует учесть, чтобы ребенок, гуляя на улице, не был стеснен в движениях, чтобы ему было удобно бегать, прыгать, подниматься после падений, крутить головой. Детская одежда должна быть не только красивой, но удобной и практичной! Как же все-таки одевать ребенка летом, осенью, зимой? Как это объяснить родителям. Существует очень простая система, но не многие о ней знают. Называется она «один – два – три». Расшифровывается она достаточно просто: прогулки с детьми летом сопровождаются одним слоем одежды, весной и осенью двумя, ну а зимой одевают три слоя одежды. В противном случае перегрев или переохлаждение могут привести к различным заболеваниям, а иммунитет ребенка будет подвергаться постоянным испытаниям. Летом одежда должна быть из легких тканей, хорошо впитывающих и легко отдающих влагу. К таким тканям относят хлопчатобумажные и льняные материи. В жару синтетические ткани плохо пропускают теплообмен и вызывают нежелательную потливость. Кроме того летом обязательно на прогулке необходимо иметь головные уборы во избежении солнечных ударов.

    Прогулки решают не только воспитательные, но и оздоровительные задачи. На них педагог проводит плановую работу по развитию движений в подвижных и спортивных играх, развлечениях и физических упражнениях. Специальное время отводится для трудовой и самостоятельной деятельности детей. Разумное чередование и сочетание этих разнообразных занятий делает прогулку интересной, привлекательной. Такая прогулка обеспечивает хороший отдых, создает у детей радостное настроение. Особенно это касается лета, когда ребенок максимальное время в детском саду проводит на улице.  В жаркое время у нас в детском саду вводится питьевой режим на прогулке, так как двигательная активность детей затрачивает много влаги в организме ребенка.

Для осуществления вышеперечисленных задач всестороннего развития на территории детского сада имеются участки для организации разнообразной деятельности детей. Большое значение для оздоровительной работы имеет озелененный, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями спланированный и оборудованный участок. На этом участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка), для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческих игр и игр с различными игрушками. На территории детского сада имеется оборудование для развития таких движений как лазанье, упражнения в равновесии, скатывание, упражнений в прыжках, метании. Все это является прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствует возрасту и силам детей. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы. Помимо игровых площадок на участке  имеются закрытые беседки для защиты от дождя и солнца.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания. Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью. Во время прогулок  широко используются подвижные игры с предметами или инвентарем, такие, как кольцеброс, кегли и тд. В жаркую погоду разрешаются игры с водой.

Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал. Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются  спортивные и музыкальные развлечения.


Взрослым следует знать:

Плюсы прогулки:

+ повышает приспособляемость и работоспособность организмов и систем растущего организма;

+ содействует закаливанию организма, профилактике простудных заболеваний;

+ формирует здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее двигательное поведение;

+ формирует правильные навыки выполнения основных движений, важных элементов сложных движений;

+ идет ускоренное развитие речи через движение;

+ воспитывает положительное отношение к природе, чувство ответственности за состояние окружающей среды и природы в целом;

+ развивает способность отмечать и производить первичный анализ сезонных изменений в жизни окружающей среды.


А не замерз ли ребенок?

Если ребенок замерзает, то необходимо обратить внимание на:

  • Поведение самого ребенка. Жалобы ребенка. Он не будет молчать, если ему холодно. Если он ничего не замечает, то ему хорошо. Становится малоподвижным, вялым, «весь сжимается», отмечается дрожь по телу.
  • Кожа на лице приобретает бледный оттенок.
  • Ледяными, а по цвету красными становятся нос и кисти рук.

Чтобы не допустить переохлаждения, ребенка следует одевать по погоде и исключить тесную обувь и одежду.

Признаки перегрева ребёнка.

  • жажда, то есть ребенок просит пить;
  • на прогулке постоянно теплое лицо, а на улице при этом ниже -8°;
  • слишком теплая, почти горячая спина и шея;
  • очень теплые руки (руки и ноги, это такие специальные части тела, которые должны быть, по причине особенностей кровообращения, «комнатной» температуры).

Чтобы ребенок не перегрелся, нужно разумно подбирать одежду.

Нельзя гулять!

— Нельзя гулять, когда ребенок болен (высокая температура, слабость, боль, тем более, если болезнь заразна, чтобы не заражать других людей).

Можно гулять!

— Но в период выздоровления гулять можно и нужно. Свежий прохладный воздух способствует выздоровлению. Особенно при болезнях дыхательных путей. Так как он способствует разжижению слизи. На улице ребенок будет эффективно кашлять, отхаркивая мокроту. Это хорошо, и не является признаком ухудшения его состояния!

   Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе – это совершенно необходимо для его здоровья. Это можно делать везде и в любое время года – во дворе городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне, возле реки, озера или моря. Гуляйте больше со своими детьми и получайте от прогулок как можно больше удовольствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение прогулки в жизни ребенка раннего возраста.

Значение прогулки в жизни ребенка....

Консультация для родителей: "Значение прогулки в жизни ребенка раннего возраста".

Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питат...

Значение прогулки в жизни ребенка раннего возраста.

Консультация о значении прогулки в жизне ребёнка....

Консультация для родителей: «Прогулка в жизни ребёнка!»

Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Родители понимают, что ребенку нужно гулять как можно больше. Однако не все знают о значении прогулки для детей. Прогулки на свежем воздухе важны ...

Значение прогулки в жизни ребенка раннего возраста.

Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления....