Воспитание культурно-гигиенических навыков посредством игры в адаптационный период с детьми 1,6 -3 лет
картотека

Вафиева Ирина Федоровна

Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

      Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурное подразделение муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Манчажская

средняя общеобразовательная школа» - «Детский сад села Манчаж»

 Игры в адаптационный период

с детьми 1,6 -3 лет

                                                                                                                          Воспитатель: Вафиева И.Ф.

с. Манчаж

2017 г

 Методические рекомендации

            Игры в адаптационный период с детьми .

     

      Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

      Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д.

                                                     

.

«Доброе утро!»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения.

Взрослый вместе с детьми напевно произносит текст:

-      Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев)

Вы проснулись? (хлопки в ладоши)

-      Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа)

Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

-      Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек)

Вы проснулись?

-      Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ)

Ты проснулся?

-      Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики»)

Вы проснулись?

-      Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику)        

 Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

-      Доброе утро, детки! Все проснулись?! К солнышку потянулись! (руки наверх, потягиваемся)

Иди ко мне

         Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: "Иди ко мне, мой хороший!" Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: "Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!".

 Игра повторяется.

Пришел Петрушка

         Материал. Петрушка, погремушки.

         Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми.

Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

Выдувание мыльных пузырей

      Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри.

(Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)

                                                  Хоровод

         Ход игры. Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая:

                                           Вокруг розовых кустов,

                                           Среди травок и цветов,

                                           Кружим, кружим хоровод.

                                           До того мы закружились,

                                           Что на землю повалились.

                                           БУХ!

           При произнесении последней фразы оба "падают" на землю.

Вариант игры:

                                         Вокруг розовых кустов,

                                         Среди травок и цветов,

                                         Водим, водим хоровод.

                                         Как заканчиваем круг,

                                         Дружно прыгаем мы вдруг.

                                         ЕЙ!

      Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.

                                                       Покружимся

      Материал. Два игрушечных мишки.

      Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также   покружиться, прижимая к себе игрушку.

      Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.

                                         Я кружусь, кружусь, кружусь,

                                         А потом остановлюсь.

                                         Быстро-быстро покружусь,

                                         Тихо-тихо покружусь,

                                          Я кружусь, кружусь, кружусь

                                          И на землю повалюсь!

                                             Прячем мишку

       Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: "Где мишка?", ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося "ку-ку!" Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.

                                             Солнышко и дождик

      Ход игры. Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в "окошко" (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: "На небе солнышко! Можно идти гулять". Дети бегают по всей площадке. По сигналу: "Дождик! Скорей домой!" - бегут на свои места и присаживаются за стульями. Игра повторяется.

                                                              Поезд

        Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в "поезд": "Я - паровоз, а вы - вагончики". Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди

стоящего. "Поехали", - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: "Чу-чу-чу". Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: "Остановка". Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.

Эта игра способствует отработке основных движений - бега и ходьбы.

                                         Хоровод с куклой

                                (проводится с двумя-тремя детьми)

      Материал. Кукла средних размеров.

      Ход игры. Воспитатель приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию (например, "Веселую дудочку" М. Красева).

Вариантигра проводится с мишкой.

                                                 Догонялки

                                (проводится с двумя-тремя детьми) 

       Ход игры. Кукла, знакомая детям по игре "Хоровод с куклой", говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: "Вот мои ребятки".

Вариант: игра проводится с мишкой.

                                            Солнечные зайчики

      Материал. Маленькое зеркальце.

      Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

                                        Солнечные зайчики

                                        Играют на стене.

                                        Помани их пальчиком,

                                        Пусть бегут к тебе!

По сигналу "Лови зайчика!" дети пытаются его поймать.

Игру можно повторить 2-3 раза.

                                            Игра с собачкой

      Материал. Игрушечная собачка.

      Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:

                                                     Гав-гав! Кто там?

                                                     Это песик в гости к нам.

                                                     Я собачку ставлю на пол.

                                                     Дай, собачка, Пете лапу!

 

      Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка "ест суп", "лает", говорит ребенку "спасибо!"

При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.

                                     

                                                Собирание "сокровищ"

       Материал. Корзина.

       Ход игры. На прогулке воспитатель собирает вместе с ребенком "сокровища" (камешки, стручки, веточки, листья, раковины) и складывает их в корзину. Выясняет, какие "сокровища" вызывают у малыша наибольший интерес (это подскажет дальнейшие пути общения). Затем называет какое-либо "сокровище" и просит достать его из корзины.

                                                      Делаем коллаж

       Материал. Обрезки цветной бумаги, поздравительные открытки, веревочки, кусочки пенопласта, пряжи и т. п.

       Ход игры. Воспитатель расстилает на столе большой лист плотной бумаги или картона. Кисточкой промазывает клеем с одной стороны кусочек пенопласта (открытку и т.д.) и передает ребенку, чтобы он наклеил его на бумагу. Разрешает малышу самому выбирать предметы, которые ему хотелось бы наклеить. Внимательно понаблюдав за действиями взрослого, ребенок сумеет сам намазывать клей. Завершенный коллаж можно повесить на видном месте, чтобы все могли им любоваться.

Игра способствует развитию творческих навыков.

                                                  Ловись, рыбка

      Материал. Картонная коробка, металлические пробки от бутылок ("рыбки"), магнит, палочка и веревка (для удочки).

      Ход игры. В картонную коробку помещают несколько металлических пробок от бутылок, желательно разного цвета. К одному концу веревки (или тесемки) привязывают палочку, а к другому - брусок магнита. Воспитатель показывает ребенку, как выуживать "рыбок" из коробки, притягивая металлические пробки магнитом. Если пробки разного цвета, то малышу можно предложить вытянуть, например, красную рыбу.

   После того как будут извлечены все пробки, взрослый считает их ("Вот сколько рыб мы поймали!"), и игра начинается сначала.

Игра способствует развитию согласованности движений.

                                                   

  Пальчиковые игры

        В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние,

поднять настроение можно "пальчиковыми" играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.

                                         

                                                Кто в кулачке?

       Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.

Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.

               Кто залез ко мне в кулачок?

               Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.)

               Ну-ка, ну-ка, вылезай!

               Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)

                                                Игра с кистями рук

       Ход игры. (Выполняя движения, воспитатель просит ребенка повторять их.) Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими - это "струи дождя". Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем - "кисточкой" кружки на щеках ребенка, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке.

   Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия, воспитатель создает определенную последовательность звуков, например: стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп и т.п.

Приведенные ниже игры не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

                                           Покатаемся на лошадке

        Материал. Лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени).

        Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: "Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) нно-нно". Ребенок повторяет тихо: "Нно-нно". Взрослый: "Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: "Нно-нно, беги, лошадка!" (Сильнее раскачивает ребенка.) Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук "н" протяжно, а все звукосочетание -громко и четко.

Игра развивает речевую активность.

                                      Дуть во что-нибудь и на что-нибудь

      Ход игры. Воспитатель дует на маленький воздушный шарик через соломинку, заставляя его перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый

отдельно. Сдувает листочек с ладони ребенка. Дует на цветок или травинку. Ребенок повторяет действия взрослого.

               Подуй на шарик, подуй на вертушку, подуй в рожок

      Материал. Воздушный шарик, вертушка, рожок.

      Ход игры. На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на стол кладут вертушку и рожок. Воспитатель показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить действие. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, дудит в рожок, ребенок повторяет.

Игра способствует развитию речевого аппарата.

                                         

 Книжка-угадайка

       Материал. Записная книжка с проволочной спиралью.

       Ход игры. Наклеивают в записной книжке через страницу (на правой стороне) картинки с изображением известных ребенку предметов. Каждую страницу без картинок разрезают на несколько горизонтальных полосок, начиная с левого края. Рассматривая книжку вместе с малышом, воспитатель постепенно отворачивает полоску за полоской. Ребенок старается догадаться, что изображено на картинке.

Игра развивает воображение и логическое мышление.

                             Забава с увеличительным стеклом

       Материал. Увеличительное стекло (предпочтительно пластмассовое).

       Ход игры. На прогулке воспитатель дает ребенку травинку. Показывает, как смотреть на нее через лупу. Предлагает ребенку посмотреть сквозь увеличительное стекло на пальцы и ногти - это обычно зачаровывает малыша. Прогуливаясь по участку, можно исследовать цветок или кору дерева, рассмотреть кусочек земли: нет ли там насекомых и т.д.

Игра развивает наблюдательность.

                         Прогулки по очертаниям разных фигур

      Материал. Широкая плотная лента (тесьма).

      Ход игры. С помощью ленты на полу изображают круги, квадраты, треугольники и т.д. Воспитатель показывает ребенку, как идти по ленте (начинают с круга). Взрослый берет малыша за руку, идет вместе с ним и поет на любой мотив: "Мы идем по кругу, тра-ля-ля, тра-ля-ля. Мы идем по кругу, тра-ля-ля, тра-ля-ля". Так проходят все фигуры. Затем воспитатель пробует вместе с ребенком пройти по ним, пятясь назад, боком, на цыпочках, перепрыгивая через фигуру и т.д.

Игра способствует развитию представлений о предметах.

                                             Вместе с мишкой

       Материал. Игрушечный медвежонок.

       Ход игры. Воспитатель беседует "на равных" с мишкой и ребенком, например: "Катя, тебе нравится пить из чашки?", "Миша, нравится тебе пить из чашки?" Делает вид, что поит мишку чаем. Затем проделывает с мишкой другие манипуляции.

Такие действия формируют у ребенка навыки сюжетной игры.

                                         Чертим разные фигуры

       Материал. Принадлежности для рисования (бумага, мягкие цветные карандаши).

       Ход игры. Воспитатель садится с ребенком за стол или на пол. Рисует на бумаге круг. Затем дает ребенку карандаш и водит его рукой с карандашом по бумаге, стараясь нарисовать круг. Говорит ему, когда закончит: "Какая хорошая получилась картинка". Таким же образом помогает малышу рисовать другие фигуры, проводить зигзагообразные линии, и каждый раз повторяет: "Какая хорошая получилась картинка". Затем предлагает ребенку действовать карандашом самостоятельно.

        Каждый раз, начиная игру, воспитатель берет карандаш другого цвета - это поможет ребенку научиться различать цвета.

Подобные игры способствуют развитию творческих навыков.

                                                     

                                             Игра с куклой

        Материал. Кукла.

        Ход игры. Дайте ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку), попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т. д. Предложите причесать ее, умыть, накормить и т.д.

                                                Собираем игрушки

        Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде: "Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем".

Дети двух - трехлетнего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.

                                            Передай колокольчик

        Материал. Колокольчик.

        Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: "Тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик".

Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой).

                                                     Зайка

       Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок -"зайка" - сидит в кругу на стуле ("спит"). Педагог поет песенку:

                                           Зайка, зайка, что с тобой?

                                           Ты сидишь совсем больной.

                                           Ты не хочешь поиграть,

                                           С нами вместе поплясать.

                                           Зайка, зайка, попляши

                                           И другого отыщи.

       После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. "Зайка" встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг.

Игра повторяется.

                                                  

Позови

      Материал. Мяч.

      Ход игры. Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть - покатать мяч друг другу. Затем говорит: "Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь поиграть? Позови". Мальчик зовет: "Вова, иди играть". После игры Коля садится на место, а Вова зовет следующего ребенка.

       Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.

                                               

Мяч в кругу

        Ход игры. Дети (8-10 человек) садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.

                                              Все дальше и выше

         Материал. Яркий мяч.

         Ход игры. Ребенок сидит. Воспитатель, стоя на некотором расстоянии, бросает ему мяч и приговаривает: "Бросим дальше, бросим выше". Малыш ловит мяч.

Упражнение повторяется с другим ребенком.

                                                   Бегом к дереву

        Ход игры. В двух-трех местах участка - к дереву, к двери, к скамейке - привязаны цветные ленты.

         Воспитатель говорит ребенку: "Я хочу побежать к дереву". Берет его за руку и бежит вместе с ним. Затем бежит с ребенком в другое, отмеченное лентой место, всякий раз объясняя, что собирается делать.

После этого взрослый предлагает малышу самостоятельно побежать к дереву, к двери и т. д. Хвалит ребенка, когда он достигнет места назначения.

                                              Еле-еле, еле-еле

          Ход игры. Дети вместе с взрослым бегут по кругу, держась за руки. Воспитатель говорит или поет:

                                              Еле-еле, еле-еле

                                              Завертелись карусели,

                                              А потом, а потом

                                              Все бегом, бегом, бегом!

                                              Тише, тише, не бегите,

                                              Карусель остановите.

                                              Раз и два, раз и два,

                                              Вот и кончилась игра!

          В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем медленнее и останавливаются.

                                           

                                             Мы топаем ногами

          Ход игры. Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:

                                              Мы топаем ногами,

                                              Мы хлопаем руками,

                                              Киваем головой.

                                              Мы руки поднимаем,

                                              Мы руки опускаем,

                                              Мы руки подаем.

(Дети берутся за руки, образуя круг.)

                                           Мы бегаем кругом.

Через некоторое время воспитатель говорит: "Стой". Все останавливаются.

Игра повторяется.

                                                      

Мяч

           Ход игры. Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает: "Друг веселый, мячик мой. Всюду, всюду он со мной! Раз, два, три, четыре, пять. Хорошо мне с ним играть!"

После этого "мячик" убегает, а взрослый ловит его.

                                            

                                   Огуречик - огуречик...

           Ход игры. На одном конце площадки - воспитатель (ловишка), на другом - дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах.

 Воспитатель говорит:

                                           Огуречик, огуречик,

                                           Не ходи на тот конечик,

                                           Там мышка живет,

                                           Тебе хвостик отгрызет.

При последних словах дети убегают, а воспитатель их догоняет.

       Главной фигурой и центром внимания для двухлетних детей всегда остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за его деятельностью. Если малыши не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.

В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.

Прыгай веселей

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • развитие чувства ритма, координации движений.

Педагог: рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Прыгай, прыгай веселей! ----------- Прыгают на двух ногах
Прыгай, прыгай - побыстрей!
Вверх, вниз, вверх, вниз! ---------------- 
руки поднимают вверх, вниз
И немного покружись!--------------
 кружатся на месте.
Мы немножко отдохнём и опять играть начнём.

Игра повторяется несколько раз.

Осенние листочки

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • развитие чувства ритма, координации движений;
  • взаимодействие детей.

Материал: игрушка Гномик, осенние листочки из картона разных цветов, магнитофон, аудиозапись медленной музыки.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает детям, что сегодня к детям пришел маленький гномик и принес красивые листочки.

- Давайте назовем, какого цвета листочки.

- Гномик приглашает вас потанцевать с листочками.

Дети берут листочки и кружатся с ними под музыку.

- А хотите потанцевать с гномиком?

Воспитатель, держа гномика в руках, берет за руки одного ребенка и кружится с ним в паре. Так гномик «танцует» со всеми детьми по очереди.

Затем гномика помещают в центр, дети дарят ему листочки, встают в хоровод и идут под музыку вокруг гномика.

В заключение гномик благодарит малышей.

Огуречик - огуречик

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения.

Ход игры: на одном конце площадки – воспитатель, на другом – дети. Они приближаются к ведущему прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик,

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

При последних словах дети убегают, а воспитатель их догоняет.

Игра повторяется несколько раз.

Карусели

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • взаимодействие детей.

Ход игры: держась за руки, дети вместе с воспитателем движутся по кругу, говоря:

Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели

(карусель медленно движется в правую сторону).

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом

(темп речи и движений постепенно ускоряются)!

Побежали, побежали,

Побежали, побежали

(все бегут)!

Тише, тише, не спешите,

Карусель ос-та-но-ви-те.

Раз-два, раз-два (пауза),

Вот и кончилась игра

(темп движений постепенно замедляется, на слова раз-два, все останавливаются и кланяются друг другу).

Игру повторить 3—4 раза, каждый раз меняя направление движения.

«В нашей группе»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • знакомств  детей друг с другом.

Ход игры: педагог предлагает детям сесть в круг, хлопать в ладоши, приговаривая:

В нашей группе, в нашей группе,

Много маленьких ребят,

Много маленьких ребят,

Вместе рядышком сидят.

Называем по очереди всех детей:

А у нас есть … Настя

А у нас есть … Петя и т.д.

Много маленьких ребят,

Много маленьких ребят

Вместе рядышком сидят.

Игра повторяется несколько раз, чтобы дети запомнили друг друга.

«Заинька – паинька»

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения.

Ход игры: воспитатель встает напротив ребенка и просит его повторить движения зайки:

Будем заинькой?

Ну-ка, зайка, поклонись, серенький поклонись.

Вот так, вот так, поклонись.

 (кланяются в разные стороны)

Заинька, повернись, серенький повернись.

Вот так, вот так, повернись. 

(поворачиваются, руки на поясе)

Заинька, топни ножкой, серенький топни ножкой.

Вот так, вот так, топни ножкой, серенький топни и ножкой.

Вот так, вот так, топни ножкой. 

(топают по очереди каждой ножкой)

В конце игры воспитатель хвалит «зайку», поглаживает по головке: «Молодцы!».

 Поглаживает ручки и ножки. По желанию ребенка игра повторяется.

                                         

Жил-был у бабушки козлик

Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального климата в группе;
  • снятие эмоционального напряжения.

Ход игры: дети стоят возле воспитателя. Воспитатель рассказывает:

 Жил-был у бабушки козлик.

У него были ножки — вот такие (дети выставляют поочередно ноги),

а копытца вот здесь (приседают и дотрагиваются до пяток), 

рожки вот здесь (прикладывают кисти рук к голове), 

хвостик за спиной вот такой (показывают рукой, оглядываясь назад). 

Был козлик ма-а-а-ленький (дети приседают), 

потом он вырос и стал большим, вот таким (встают и поднимаются на носки).

 Рожки у козлика были маленькие, а потом выросли большие!

Хвостик был маленький, а вырос большой, длинный (показывают руками). Захотелось козлику погулять, пошел он по полям, по долам, по высоким горам (дети  расходятся по всей площадке). 

Зовет бабушка козлика домой, а он говорит: не хочу! Иди, козлик, домой, а то волк съест!

(Воспитатель изображает волка и предлагает детям убегать от него).

По желанию детей игра повторяется.

 

Стихи про умывание

Потешки для умывания

Зайка начал умываться.

Зайка начал умываться

Видно в гости он собрался

Вымыл ротик

Вымыл носик

Вымыл ухо

Вот и сухо.

 Водичка, водичка.

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Мыло.

Мыло душистое, белое, мылкое,

Мыло глядит на грязнулю

С ухмылкою:

Если б грязнуля вспомнил

 про мыло –

М     мыло его, наконец бы отмыло.

Знаем, знаем да – да – да

Где ты прячешься, вода!

Выходи, водица,

Мы пришли умыться!

Лейся на ладошку,

Лейся понемножку.

Лейся, лейся, лейся

Лейся, посмелей,

Катя умывайся веселей.

 

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

Брызги – вправо, брызги – влево!

Мокрым стало наше тело!

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро!

Я сегодня утром рано

Умывался из – под крана.

Я и сам теперь умею

Вымыть личико и шею.

Моем руки дружно,

Нам обедать нужно.

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маше улыбаемся.

Потешки для приема пищи

Разложили кашку.

Разложили кашку

Каждому в чашку.

Маленькому Яшке

Не хватило кашки.

Дайте Яшке кашки

Из маминой чашки!

Эй вечерняя звезда!

Эй, вечерняя звезда!

Поскорей лети сюда

И за стол со мной садись,

Кашей нашей угостись.

Кашкой толокняной,

Из чашки деревянной!

Люли, люли, люленьки.

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить:

«Чем нам Машеньку кормить?»

Один скажет: «кашкою»,

Другой – «Простоквашкою»,

Третий скажет – «молочком,

И румяным пирожком».

Ванечка Ванюша.

Ванечка, Ванюша,

Кашу всю ты скушай.

Стукни ложкой,

Топни ножкой.

Хлопни ты в ладошки,

И погладь ты кошку.

Варись – варись кашка.

Варись – варись кашка

В голубенькой чашке

Варись поскорее

Булькай веселее

Варись, кашка, сладка

Из густого молока

Да из манной крупки.

У того, кто кашу ест

Вырастут все зубки!

Ай, качи, качи, качи.

Ай, качи, качи, качи

Глянь, баранки, калачи.

Глянь, баранки, калачи,

С пылу, с жару из печи.

С пылу, с жару из печи.

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи.

Нам оставили бараночки.

Лепим, лепим, пирожки,

Замесили из муки,

Сели мы на лавочку,

Угостили бабушку,

Побежали в огород,

Там собрался весь народ,

Вот катенку пирожок,

Вот утенку пирожок,

И Сережке на зубок.

Час обеда подошел,

Сели деточки за стол.

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

С аппетитом мы едим,

Большими вырасти хотим.

Ладушки, ладушки!

Ладушки, ладушки,

Испечём оладушки.

На окно поставим,

Остывать заставим.

Немного погодим,

Всем оладушек дадим.

Ладушки, ладушки.

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше - два, Паше – два,

Ване – два, Тане – два.

Хороши оладушки,

У нашей бабушки.

Потешки для расчесывания

Расти, коса, до пояса.

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят –

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся –

Маму, дочка, слушайся.

Что мы делаем расческой.

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.

Что мы делаем расческой?

Вите делаем прическу.

Витя в зеркало глядит:

Нет вихров – приятный вид.

Хоть с тобой я ссорюсь часто,

Гребешок зубастый,

Здравствуй!

Без тебя нельзя сестричке

Заплести свои косички.

Без тебя пришлось бы брату

Целый день ходить лохматым.

Уж я косу заплету,

Уж я руссу заплету,

Я плету, плету, плету,

Приговариваю:

Ты расти, расти коса,

Всему городу краса.

Потешки для сна

Заря – зарница.

Заря – зарница,

Солнцева сестрица,

День замыкает,

Месяц зажигает.

И лес – то спит,

Ходит сон

У окон,

Оле спать велит.

Пошел котик во лесок,

Нашел котик поясок.

Нарядился, воротился

Стал он люлечку качать:

Баю – бай, баю – бай,

Ляг, Галинка, скоренько,

Встань, Галинка с зоренькой.

 

Ночь пришла, темноту привела.

Задремал петушок,

Запел сверчок.

Уже поздно, сынок,

Ложись на бочок,

Баю – бай, засыпай.

Ой, люли -  люли – люли!

Прилетели журавли,

Журавли – то мохноноги

Не нашли пути – дороги.

Они сели на ворота,

А ворота скрип, скрип.

Не будите у нас Ваня,

У нас Ваня спит, спит.

Ой, люли -  люли – люли!

Прилетели журавли,

Журавли – то мохноноги

Не нашли пути – дороги.

Они сели на ворота,

А ворота скрип, скрип.

Не будите у нас Ваня,

У нас Ваня спит, спит.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик уж вздремнул,

Этот пальчик уж уснул.

Этот крепко, крепко спит,

И тебе он спать велит.

Потешки для пробуждения

Малыши – крепыши.

Малыши – крепыши

Вышли на площадку,

Малыши – крепыши

Делают зарядку!

Раз – два

Три – четыре

Руки выше,

Ноги шире.

Петушок – петушок.

Петушок – петушок

Золотой гребешок,

Маслена головушка

Шелкова бородушка

Что ты рано встаешь

Голосисто поешь,

Диме спать не даешь?

Потягушки – потягушечки.

(Тянемся пальчиками вверх как можно выше).

Потягушки – потягушечки,

От носочков до макушечки,

Мы потянемся – потянемся,

Маленькими не останемся.

Вот уже растем,

Растем, растем.

Потягуни – потягушечки,

От носочков до макушечки,

Мы потянемся – потянемся,

Маленькими не останемся.

Вот уже растем,

Растем, растем!

Расти, Маша, выше,

До хором, до крыши.

Расти, не балуй,

Маму с папой жалуй.

Расти с брус толщины

Да с дом вышины.

С добрым утром, глазки!

Вы проснулись? Да!

С добрым утром, ушки!

Вы проснулись? Да!

С добрым утром, ручки!

Вы проснулись? Да!

С добрым утром, ножки!

Вы проснулись? Да!

С добрым утром, солнце!

Мы – проснулись!

Солнышко – колоколнышко.

Солнышко – колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди.

Нам в поле бежать,

Нам весну встречать.

Потешки для одевания

Собери носок в гармошку,

И надень его на ножку.

Ты другой носок возьми

Точно так же натяни.

А теперь скорей вставай

И штанишки надевай.

Раз, два, три, четыре, пять.

Собираемся играть

Завязали Настеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки – сапожки.

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

Потешки для игр с пальчиками

Этот пальчик.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папенька,

Этот пальчик – маменька,

Этот пальчик – Ванечка.

Этот пальчик.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Пальчик – мальчик, где ты был?

Пальчик – мальчик, где ты был?

С этим братцем – в лес ходил.

С этим братцем – щи варил.

С этим братцем – кашу ел.

С этим братцем – песни пел!

Этот пальчик.

Этот пальчик самый толстый,

Самый сильный и большой!

Этот пальчик для того, чтоб наказывать его!

Этот пальчик самый длинный

И стоит он в середине!

Этот пальчик безымянный

Он избалованный самый!

А мизинчик хоть и мал,

Зато ловок и удал.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик уж вздремнул,

Этот пальчик уж уснул.

Этот крепко, крепко спит,

И тебе он спать велит.

Пальчик,  пальчик, где ты был?

Милый мальчик, где бродил?

Покажи – ка ноготок

Подстрижем его цок – цок,

Аккуратный ноготок.

Сидит белка на тележке.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

(загибаем пальчики)

Лисичке – сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому,

Кому в зобок,

Кому в платок,

Кому в лапочку.

У нашей бабушки.

У нашей бабушки

Десять внучат:

Две Акульки сопят в люльке,

Две Аринки спят на перинке,

Две Алёнки глядят из пеленки,

Два Ивана на лавках сидят,

Два Степана, учиться хотят.

Десять внуков, а бабушка одна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры в адаптационный период с детьми 2-3х лет

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мам...

«ИГРЫ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Рекомендации педагогам работающим с детьми младшего дошкольного возраста...

Методические рекомендации "Игры в адаптационный период с детьми 2 - 3 лет"

Основная задача игр в адаптационный период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых...

Игры в адаптационный период с детьми двух – трех лет.

Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю.Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как...

Методическая разработка: «Роль игры в адаптационный период с детьми раннего возраста»

        Сгладить процесс адаптации малыша, впервые пришедшего в детский сад, поможет правильно организованная игровая деятельность, направленная на формирование эмоцио...

Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических и навыков самообслуживания у детей 5-6 лет

Перспективное планирование на год  воспитательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Игры в адаптационный период с детьми раннего возраста «Игра-помощник» (2-3 года).

Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю....