Консультация для родителей "Движение - это жизнь"
консультация

 Скарга Елена Александровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley._2.docx34.28 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городской округ «Воркута»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 65 «Бусинка» г. Воркуты

 

«Челядьöс 65 №-а видзанiни «Бусинка» школаöдз велöдан

  муниципальнöй сьöмкуд учреждение Воркута к.

Консультация для родителей.

«Движение это жизнь»

2017 г.

Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Кто помогает родителям в воспитании детей? Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими.

На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи.

Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и гармоничного роста.

Как часто мы повторяем: "Движение – это жизнь”. Но движение – это и огромная радость, которая проявляется от удовлетворения естественной потребности человека в движении.  

Движения детей носят произвольный характер, они прилагают волевые усилия для преодоления трудностей. Совершенствование двигательных умений и навыков обусловлено развитием таких физических качеств, как быстрота, ловкость, координация, выносливость. Отличительной особенностью детей является их познавательная активность, стремление действовать. Они проявляют инициативу в выборе игр, упражнений, пособий, а также повышенную эмоциональность в процессе двигательной деятельности. Чаще всего во время игры дети выражают свои эмоции криком, смехом, различными движениями.

Двигательная активность – это естественная потребность ребенка, такая же важная, как сон, еда. Для нормальной жизнедеятельности детского организма необходимо обеспечить ему от 6 до 13 тысяч движений в день. В детском саду организации двигательного режима уделяется большое внимание. Этому служат: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, динамические паузы на занятиях, чередование статических и динамических видов занятий, подвижные игры самостоятельная активность детей в течение дня.

Важным условием укрепления здоровья является выполнение единого двигательного режима в детском саду и дома.

У людей, не занимающихся спортом, частота пульса на 20 % выше. Это приводит к быстрому изнашиванию организма

Режим дня – это оптимально сочетаемые периоды бодрствования и сна в течение суток. Он удовлетворяет потребности детей в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности. Режим дисциплинирует детей, способствует формировании многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму. Одним из существенных компонентов режима дня является прогулка. Это наиболее эффективный вид отдыха. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. Дети должны гулять не менее двух раз в день по два часа. Летом – неограниченно.

Летом и с нового учебного года мы начнём гулять систематически, и очень важно, чтобы ваш ребёнок умел одеваться самостоятельно и быстро. Немаловажной частью режима является сон, который особенно необходим ослабленным детям. Важно, чтоб ребенок засыпал в одно и тоже время. Таким образом, домашний режим ребенка должен быть продолжением режима дня детского сада, и особенно в выходные дни.

Повышение психоэмоциональной устойчивости:

По материалам исследований, особо опасны для любого человека, не активные эмоции, а пассивные: отчаяние, тревога, боязливость, депрессия. Именно поэтому надо развивать позитивное мышление, которое достигается упорными тренировками. Одной из формул здоровья является эмоциональное состояние

Связь голоса со здоровьем была отмечена ещё в древности, в ту минуту, когда мы смеёмся, нервные импульсы заставляют вырабатывать мозгу вещества удовольствия; минута смеха продлевает жизнь и очень полезна для наших детей.

Закаливание. Другим, не менее важным компонентом здорового образа жизни является закаливание. Закаливание представляет собой своеобразную тренировку всего организма. Сущность закаливания заключается в том, чтобы путем воздействия на организм высокими и низкими температурами выработать в нем способность быстро и безотказно реагировать на различные влияния.

Начинать закаливание можно в любом возрасте. Однако, чем раньше это сделать, тем здоровее и устойчивее к простудным заболеваниям будет ребенок.

Традиционные способы закаливания.

Воздушные ванны – могут быть холодные (+14 и ниже) и теплые (+20 и выше). Дозировка воздушных ванн осуществляется двумя способами: постепенным снижением температуры воздуха или увеличением длительности процедуры при одной и той же температуре.

Сон на воздухе.

Прогулки на свежем воздухе в любую погоду. При этом важно правильно одеть и обуть ребенка соответственно сезону погоды, чтобы обеспечить ему свободу движения и необходимый тепловой комфорт.

Солнечные ванны- главное, обеспечить питьевой режим.

Водные процедуры:

а) обтирание – проводят мокрым полотенцем, рукавичкой из фланели или просто рукой (32–25 С). Обтирают ребенка по частям: сначала руки, потом грудь, затем спину. Вытирают насухо и растирают. Вся процедура продолжается не более 5минут;

б) обливание – может быть местным (ножные ванны, обливание ног с использованием контрастных температур) или общим (обливание всего тела, душ, купание в открытых водоемах).

Рациональное питание.

Пища должна быть рациональной по химическому составу и содержать белки, жиры и углеводы, витамины и микроэлементы. Быть безвредной и безопасной. Ещё в древности было известно, что правильное питание есть непременное условие долгой жизни.

Современные учёные выявили, что основными нарушениями в питании являются избыток углеводов и жиров животного происхождения, дефицит фруктов, овощей и ягод, а также нарушение режима питания.

Обязательно ли детям есть первые блюда? Да. Употребляемые только вторые блюда не вызывают достаточного отделения желудочного сока, пища долгое время задерживается в пищеварительном канале, бродит и раздражает слизистую оболочку. Поэтому дома в ежедневном рационе питания должны присутствовать супы.

Витаминотерапия и профилактика дефицита микроэлементов позволяет повысить устойчивость детей к различным инфекциям, ускоряет сроки выздоровления, повышает физическую и умственную работоспособность.

Используйте непосредственное укрепление иммунитета с помощью самых простых средств – сиропа шиповника, меда, чеснока (измельчите дольку и оставьте в комнате на блюдце), лимона.

Важно полноценное питание: качественное, разнообразное и сбалансированное, богатое витаминами и микроэлементами.

Соблюдайте основные режимные моменты: как можно чаще бывайте с ребенком на свежем воздухе, что поспособствует подавлению развития многих вирусов. Укладывайте ребенка спать вовремя, давая ему тем самым возможность полностью восстановить силы. Принятие пищи в одно и то же время обеспечивает хорошую работу желудочно-кишечного тракта.

По возможности ограничьте число контактов ребенка с возможными источниками инфекций (избегайте поездок в городском транспорте; если в семье кто-то заболел - используйте марлевые маски, чаще мойте руки и т.д.).

Щадящее закаливание (приучайте ребенка принимать воздушные ванны, ходить в облегченной одежде (летом - босиком и в обуви на босу ногу, спать в комнате с открытой форточкой чаще проветривайте помещение).

Поощряйте двигательную активность ребенка и приобщение его к спорту.

Если нет противопоказаний, возите ребенка на отдых к морю.

Что такое закаливание? (высказывания родителей)

Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счёт того, что организм при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными реакциями – увеличением выработки тепла и уменьшением теплоотдачи. При закаливании одновременно происходит и повышение иммунитета за счёт увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов.

В «минимум» закаливания включать воздушные и водные процедуры, правильно подобранную одежду.

«Соки наши защитники».

Все соки обладают общеукрепляющим действием, стимулируют пищеварение и усвоение пищи, а также выводят из организма токсические вещества, в том числе и радиоактивные (морковный и яблочный). Наконец, соки – это ещё и источник витаминов, минеральных солей и многочисленных микроэлементов.

1). Чёрная смородина и шиповник повышают устойчивость организма к охлаждению и ОРВИ.

2). Напиток «защиты» — морковный сок. Рекомендуется пить свежий морковный сок от 1 столовой ложки до половины стакана в день, но не более 100г., так как в больших количествах он способен вызвать желтушное окрашивание кожи. Кроме того, у некоторых детей он вызывает аллергию.

3). Соки являются более чистыми экологическими продуктами. Они быстрее усваиваются организмом (уже через час) и, следовательно, чуть ли не сразу после употребления включаются в обмен веществ, что благотворно влияет на восстановительные процессы организма. В соках много воды, но это поистине живая вода – она обогащена биологически активными веществами растительных клеток.

Хорошее здоровье – это образ жизни. Это стиль жизни, который человек выбирает для себя, если хочет достичь наивысшего благополучия. Считается, что все, что ни делает человек, так или иначе, отражается на состоянии его здоровья. Хорошее здоровье – это не фиксированное состояние, а непрерывно протекающий процесс, который включает в себя все цели в жизни человека, его интересы и привычки. Уважаемые родители, я бы хотела, чтобы вы поделились своим опытом формирования здорового образа жизни своей семьи.

Подведём итоги:

 что такое здоровье? (красота, счастье, богатство, сила, ум, хорошее настроение)

 что нужно делать, чтобы быть здоровым взрослым и детям? (спать не менее 7-8 часов, не заниматься самолечением, следить за физическим состоянием, закаливать свой организм, заниматься спортом, физическими упражнениями, гулять на свежем воздухе)

Причины кризиса у детей 3 лет.

Как вы уже знаете в период кризиса 3 лет у детей появляются такие особенности в поведении как: негативизм, своеволие, упрямство, агрессия и многие другие нежелательные проявления психики. Все эти особенности поведения объясняются тем, что ребёнок период 2,5 - 3,5 лет начинает осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять собственную волю.

Острое протекание кризиса трех лет с истериками может быть следствием авторитарной модели воспитания в семье, ограничения личной инициативы и самостоятельности ребёнка, неадекватного и частого применения наказаний и запретов, либо наоборот к обострению взаимоотношений ребенка со взрослыми будет способствовать такой стиль семейного воспитания как гиперопека, а также несогласованность и непоследовательность в требованиях к ребенку.

Сколько длится кризис 3 лет у детей? Психология.

В центре кризиса 3 лет стоит бунт против авторитарного воспитания, против ранее сложившихся отношений в семье. Понятие "Кризис трёх лет" весьма условно, его временные границы размыты. Начинается кризис 3 лет примерно с 2,5 и продолжается до 3,5 - 4 лет. Продолжительность протекания кризиса 3 лет зависит от выбранной модели воспитания, особенностей психики и личности.

Лев Семёнович Выготский - советский психолог, подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса "скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме".

Положительные приобретенные черты личности ребенка после кризиса 3 лет у детей:

Становление нового уровня самосознания.

Стремление к самостоятельности.

Развитие волевых качеств, активности.

Установление со взрослыми более глубоких, новых отношений в общении, познавательной и предметной деятельности, игре, в которой велика значимость положительной оценки взрослых успехов и личных достижений детей.

Может ли кризис 3 лет у ребенка пройти незаметно, без симптомов?

Кризис 3 лет у детей может протекать без каких-либо явных негативных проявлений в поведении ребёнка. Мнение о том, что это может негативным образом сказаться на психическом развитии или становлении личности ребёнка, ошибочно.

В кризисе развития личности ребёнка главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит, какие новообразования психики появятся у ребенка.  Появление таких качеств, как самостоятельность, воля, гордость за достижения является верным признаком адекватного развития личности ребёнка на данном возрастном этапе его развития.

Кризис 3 лет у детей - Как помочь ребенку справиться с кризисом.

Не применяйте авторитарный стиль воспитания, откажитесь от гиперопеки.

Придерживайтесь единой тактики воспитания. Детям следует предъявлять единые требования. Проявляйте чуткость и терпение.

При возникновении у ребёнка вспышки гнева, слез, истерик, проявляйте спокойствие и терпение. Не позволяйте себе кричать и срываться в ответ, если ребенок будет видеть ваше спокойствие, он быстрее успокоиться в ответ. Ребенок не должен усвоить, что криком, слезами и истерикой можно манипулировать родителями. Детей бьющихся в истерике не нужно наказывать. Ваш крик и ругань только усилят истерику. Ребёнок сам успокоиться, когда поймет, что на вас его слезы не действуют. 

Старайтесь не спорить с ребёнком. Не пытайтесь силой переломить его упрямство. Помните, что ребенок проверяет вас. Раньше ребёнку было позволено практически всё, теперь же многое находится под запретом, в следствие чего ребенок пытается выстроить новую систему взаимоотношений со взрослыми и окружающим миром. Ребёнок учится на родителях отстаивать свою точку зрения, независимость.

Не командуйте своим ребенком! Он этого не потерпит. Это лишь приведет к нервному напряжению. Поменьше вмешивайтесь и торопите его.

За едой не уговаривайте – пусть ест сам. Выпустите из-за стола, как только он закончил есть. Дайте возможность ребенку быть самостоятельным (например, самому одеваться и раздеваться).

Дайте ребёнку возможность проявлять самостоятельность. Поручите ему несложные задания: полить цветы, накрыть на стол, подмести пол и т.д.

Позвольте ребенку делать самостоятельный выбор: спрашивайте, какую игрушку он бы хотел взять с собой в садик или на прогулку. Какую футболку хотел бы одеть из предложенных вами нескольких вариантов. Ребёнок должен учиться принимать самостоятельные решения.

Уступайте в мелочах. Если ребенок за обедом хочет сначала съесть второе, а потом суп, позвольте ему, ничего страшного не случиться.

Ищите вместе с ребёнком компромиссные решения в сложившейся конфликтной ситуации, с предоставлением ребенку права выбора.

Воспитание должно строиться не на запретах и наказаниях, а на позитивном разрешении действовать.

Четвертый год жизни наиболее благоприятный период для формирования трудолюбия у ребенка.

Регулярное понукание со временем порождает упрямство, занижает самооценку, лишает самостоятельности и права выбора собственного пути решения стоящей перед ним задачи. Помните, любая чрезмерная опека убивает инициативу ребенка.

Предлагайте ребенку свою помощь, а не делайте все за него.

Показывайте ребенку свою любовь, чаще хвалите, обнимайте его.

Малыш может решить, что вы его не любите, если вы начнете постоянно ругать его за его проступки, например, за нечаянно разбитую чашку или пролитый суп. Ребёнок в этом возрасте не способен еще разграничивать ваше отношение к его конкретным поступкам и общее отношение к нему лично. Спокойно объясните ребёнку почему он не прав, почему это плохо. Чтобы не закреплять в ребенке комплекс вины не кричите на него.

В возрасте 3 лет игра становится для ребенка ведущей деятельностью. Используйте игровые приемы в общении с ребенком. Если ребенок отказывается кушать кашу, попросите его покормить игрушку, сказав, что кушать та согласна только по очереди с ребенком. По средствам ролевых игр можно обучить ребенка правилам этикета, нормам поведения, правилам вежливости, как правильно вести себя за столом, в союзники возьмите игрушки ребенка.

Ребенок четвёртого года жизни начинает испытывать гордость за свои успехи и достижения. Хвалите и поддерживайте своего ребенка.

Не сравнивайте достижения вашего ребенка с достижениями других детей. На четвертом году жизни у ребенка еще не сформировано чувство здорового соперничества. Сказав своему ребенку: "Вот посмотри, какой Катя красивый аккуратный кораблик нарисовала, а у тебя не корабль, а корыто какое-то и рисунок неаккуратный, ты не старался!" вы внушите малышу только негативные чувства к Кате. Намного будет лучше и эффективнее, если вы приведете ребёнку его собственный пример. Например: "Сегодня у тебя кораблик получился намного лучше, чем вчера, рисунок аккуратный, молодец".

Не следует ставить ребёнку общих оценок, типа: "растяпа", "плохорукий" и т.п. Ваши невзначай брошенные слова могут больно ранить ребенка и послужить основой для дальнейших психологических проблем. Поддерживайте в ребёнке уверенность, что он всё может сделать сам: "Молодец, у тебя почти получилось, давай я тебе немного помогу, и мы вместе всё сделаем правильно".

Что должен знать и уметь делать ребенок к 3 годам?

Три года — очень интересный возраст. В этот период ребенок не только растет, но и меняется. Он становится очень любознательным и самостоятельным, требует больше внимания со стороны взрослых. Это переломный момент, который можно рассматривать как итог развития ребенка от его рождения.

Степень развития психических процессов к трем годам можно оценить по следующим признакам:

Ребенок в три года может узнавать по голосу близких людей.

Много рисует и получает от рисования удовольствие, в рисунках его еще трудно угадать какой-то смысл, но уже часто среди массы так называемых каракулей угадываются некие фигуры - треугольники, круги, четырехугольники и т.д.;

С удовольствием лепит; причем ребенка в этом возрасте при лепке интересует не столько результат, сколько сам процесс - как материал мнется, как легко подчиняется он движению пальцев.

Одевается сам или под присмотром взрослых.

Строит пирамидку из 3-х кубиков.

Сидя на велосипеде крутит педали;

Знает свое имя и фамилию.

Называет 3 основных цвета из 4-х.

Прыгает на месте на 2-х ногах.

Собрать и положить игрушки в соответствующее место.

Положить книги и журналы на полку.

Отнести салфетки, тарелки и столовые приборы на стол.

Убрать за собой оставшиеся после еды крошки. Очистить свое место за столом.

Простые гигиенические процедуры: почистить зубы, помыть и вытереть руки и лицо, причесаться.

Самому раздеться — с некоторой помощью одеться.

Перенести упаковку с продуктами или баночку с консервами из пакета до нужной полочки;

Концентрировать внимание, т.е. выполнять задание, не отвлекаясь в течение около 5 минут;

Находить 3-4 отличия между предметами; удерживать в поле зрения 3-4 предмета; находить 2 предмета похожих друг на друга;

Уметь запоминать 3-4 картинки, знать наизусть несколько четверостиший, повторить небольшую прочитанную сказку с помощью взрослого;

Вспомнить, что он делал утром, днем, вечером;

Рассказать по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам.

Уметь быстро и правильно собирать пирамидку; складывать картинку из 4-х частей; собирать несложные игры-вкладыши; находить простые связи между предметами и явлениями.

Уметь находить в окружающей обстановке много предметов и один; выражать словами каких предметов больше или меньше; сравнивать 3-4 предмета по величине (ширине, высоте, длине).

Уметь правильно отвечать на вопросы; согласовывать слова в роде, числе, падеже;

Правильно пользоваться предлогами в, на, за, под; употреблять предложение с однородными членами.

Изображать простейшие предметы и явления действительности, используя прямые, округлые, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся линии;

Повторять простые движения пальчиковой гимнастики.

Называть свое имя и фамилию.

Называть имена людей его ближайшего окружения.

Называть и отличать 2-3 дерева.

По опорным обобщающим словам находить предметы (покажи "обувь", "мебель", посуду").

Различать времена года;

Называть существенные детали и части предметов.

Ребенок знает 1200—1500 слов, не только знает и понимает слова, обозначающие реально воспринимаемые «сейчас» предметы, но и представляет образы предметов, которые не находятся непосредственно в поле его зрения;

Знает 5-6 форм (круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, многоугольник);

Начинает ориентироваться в пространстве (запоминает дорогу к магазину, в парк, к бабушке, в детский сад);

Отгадывает загадки;

Если ребенок в этом возрасте может не все, не стоит расстраиваться и считать, что ребенок отстает в развитии. Каждый ребенок развивается "по- своему". И возможно нужно уделить ему немножко больше времени, чем обычно.

Взаимодействие педагогов и родителей позволяет выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка. Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка. Чтобы не оставаться связанным только со своей семьей, ребенок должен научиться сочетать различные области социализации».

Различные окружения – семья и другие системы социализации и воспитания – играют неодинаковую роль, имеют разные представления, функции, планы. Ребенок – участник окружений, цели, нормы и ценности которых могут быть сходными или вступать в противоречие. По мнению, А.Валлона, несколько окружений могут совпадать внутри одного и того же индивида, и при этом они могут вступить в конфликт. Как считает Ш.Зауш – Годрон, через эти конфликты происходит подлинная, внутренняя трансформация человека, а также могут измениться условия отношений с «другим». От того, как будет протекать взаимодействие детского сада с семьей, зависит продвижение ребенка в проблемном поле взросления: успешное с последствиями для здоровья. К сожалению, в практике работы детского сада с семьей преобладает ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей, характеризующееся парциальности, четкими границами и формальностью общения. Оно затрудняет развитие отношений с семьей, а значит и развитие ребенка. Поддерживающее и развивающее взаимодействия наблюдается крайне редко. В чем состоит их смысл?

Поддерживающее взаимодействие – это взаимодействие по решению актуальных проблем воспитания детей при обоюдной готовности воспитывающих взрослых. Такие проблемы на ступенях дошкольного детства возникают постоянно. Сопровождаемые страхом проблемы воспитания могут вызывать у родителей негативные эмоции, которые нередко «выливаются» на ребенка и воспитывающих взрослых, старших или младших детей, прародителей в семье и на воспитателей в детском саду. Развивающее, продуктивное взаимодействие с воспитателями призвано предупреждать возникновение проблем «отцов и детей» и помогать родителям осваивать продуктивные способы общения с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация консультации "Роль книги в жизни детей младшего возраста"

Презентация консультации "Роль книги в жизни детей младшего возраста". Материал для родителей....

Консультация "Роль книги в жизни детей младшего возраста"

Консультация "Роль книги в жизни детей младшего возраста". Материал для родителей....

Консультация "Значение искусства в жизни ребёнка"

« Значение искусства в жизни ребёнка»         Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вку...

Консультация "Значение этикета в жизни ребенка-дошкольника"

Консультация для воспитателей семейного детского сада...

Консультация "Творческие игры в жизни ребенка"

Консультация для родителей "Творческие игры в жизни ребенка"Подготовила Ледяева Т.А, воспитатель СП ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" с.Большая Глушица детский сад №3 "Красная шапочка"...

Консультация "Слово нельзя в жизни ребенка, или как правильно запрещать".

Цель:раскрыть родителям значение запретов в жизни ребенка;познакомить их с основными правилами,которых надо придерживаться относительно запретов при воспитании детей....