Конспект "Река Обь"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 423 комбинированного вида
«Золотой ключик»
Конспект по познавательному развитию
«Река Обь»
Воспитатель Плешкова Ольга Викторовна
г. Новосибирск
Цель: расширение представлений детей о реке Обь. Задачи: Продолжать знакомить детей с жизнью реки Оби и её обитателями, ролью реки в жизни человека, помочь детям понять, как загрязнение реки влияет на рыб и водоплавающих птиц. Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, умение работать с географической картой. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю. Развивать любознательность и познавательную активность через включение детей в различные игровые ситуации. Развивать познавательную активность и любознательность при изучении истории родного края; способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, делать выводы. Закреплять знания о пресноводных обитателях рек: - Развивать умение классифицировать рыб, водоплавающих птиц, гнездящихся на берегу рек.
- Развивать связную речь и активизировать словарный запас детей.
- Воспитывать интерес к жизни пресноводных обитателей.
Оборудование:
карта водохранилища, презентация, проектор, карточки с морскими и речными рыбами, плакат с морем, плакат с рекой, карточки с водоплавающими птицами и карточки с кормом для птиц, ленты голубого цвета для схемы реки, капельки голубого, желтого и белого цвета.
Ход:
Воспитатель: Дети, отгадайте загадку: Бежит. Бежит, не выбежит. Течет. Течет, не вытечет. Верно. Это река.
А как с нашим городом связана река? Мы сегодня поговорим о реке Обь. А что вы знаете об этой реке? А какие виды транспорта можно встретить на реке Оби? Давайте отправимся в путешествие по реке. На лодке, катере, теплоходе, барже, на плоту. Выбираем средство путешествия. Ребята, скажите, а откуда начинается наша река Обь? Посмотрим на карту. Исток Оби Истоком реки Обь является место слияния двух рек - Бия и Катунь. Река Бия (301 км) берет свое начало в Республике Алтай, вытекая из Телецкого озера. Телецкое озеро находится на северо-востоке Горного Алтая в районе его стыка с горной системой Западный Саян. На территории Алтайского края Бия сливается с рекой Катунь, порождая реку Обь. Бия является правой составляющей рекой истока Оби. Река Катунь (688 км) начинается с горного ледника на юге Республики Алтай. Здесь находится Катунский хребет, являющийся одним из крупнейших хребтов Центрального Алтая. Ледник Геблера находится на южном салоне горы Белуха (4509 м) высшей точки Катунского хребта. И с этого ледника, на высоте примерно 2000 метров берет начало Катунь. Река, в основном, протекает по территории Республики Алтай, и только последние 97 километров они течет в пределах Алтайского края. На территории Алтайского края Катунь сливается с рекой Бией и образует реку Обь. Катунь является левой составляющей рекой истока Оби.
Бия подходит к точке слияния с северо-востока, а Катунь подходит с юго-востока. Водоразделом двух рек в этом месте служит остров Иконников (1400 га). Западная часть острова имеет сужение - стрелку. Реки огибают остров, и на стрелке Иконникова острова происходит слияние двух водных потоков в один, так появляется Обь. В месте истока Оби на правом берегу расположен поселок Сорокино, входящий в состав города Бийска, а на левом находится село Верх - Обское. Исток реки Обь является природным феноменом. При встрече двух рек их воды не сливаются в один поток. Вода в Бии — темно-синего цвета, а вода в Катуни-бирюзового или мутно – серого, зависит от времени года. В русле Оби два разных потока текут, постепенно перемешиваясь, на протяжении нескольких километров. Устье Оби. Устье Оби находится на побережье Карского моря, в Ямало-Ненецком автономном округе. Здесь, на самом севере России, река Обь впадает в холодное Карское море. При впадении образуется один из крупнейших заливов в мире - Обская губа. Протяженность залива более 800 км, ширина от 25 до 80 км. В своем устье, река Обь впадает в Обскую губу не единым водным потоком, а разливается на множество рукавов, самые крупные из которых - Большая и малая Обь. Обская губа является эстуарием реки Обь, то есть затопляемым участком устья реки. Несмотря на то, что в устье река разливается на несколько рукавов, в устье река Обь является судоходной. До устья Оби действует речной режим судоходства, после устья, в Обской губе, действует морской режим судоходства. Ближайший крупный город к устью Оби - столица Ямала город Салехард. Ближайшая железнодорожная станция находится в городе Лабытнанги. По версии некоторых ученых, Обская губа является продолжением реки Обь. Соответственно устье Оби расположено на 800 километров севернее. Наша река Обь зарождается на Алтае, впадает в Карское море.
А как называется путь реки от истока до устья? Ответы детей.
-Это русло реки. Давайте посмотрим на карте путь нашей реки. Мы с вами путешествуем по реке. Что мы может увидеть по пути? Разные города. Тайгу. Небольшие поселки.
-А что является основным питанием реки? Это снег. Почему реки разливаются весной? Они получают воду после таяния снега. Наша река Обь имеет множество притоков.
Вот вам задание: составить схему реки.
Дидактическая игра: « Схема реки»
Воспитатель:
Скажите мне: кто живет в реке? Разве только рыба? А чем рыбе питаться? А каких речных рыб вы знаете?
Ответы детей.
В реке обитает более 40 видов рыб. Наиболее ценные - осетр речной, стрелять, муксун, нельма, пелядь, таймень - занесены в Красную книгу. Как вы думаете, почему? Этих рыб охраняют от браконьеров. Воспитатель:
- Назовите деревья и кусты, которые растут у реки. Дети:
- У реки растут - тополь, осина, черёмуха, шиповник, ива. Воспитатель:
- Посмотрите, какие красивые цветы можно увидеть летом. На воде. Как они называются? (Фотография водяной лилии и желтой кувшинки) (ответы детей)
Воспитатель:
- Кто знает название этих трав? (фотография рогоза и остролиста). Ответы детей.
Воспитатель:
- Посмотрите, ребята, кто это? Правильно, это щука. Что вы о ней знаете, расскажите.
Воспитатель:
- Ребята, а это лещ. Как вы думаете, что он умеет хорошо делать? (ответы детей)
- Чем питаются рыбы? - При помощи чего рыбы плавают? - Как и чем рыбы дышат?
(дети отвечают на вопросы воспитателя)
Воспитатель:
- Ребята, у нас в Оби возникла экологическая проблема – В реку попали морские рыбы. Смогут ли они здесь жить? Почему? Ответы детей. Воспитатель:
-Морские рыбы привыкли жить в солёной воде моря, а в реке вода пресная. Поэтому в реке морские рыбы погибнут. Давайте разделим морских и речных рыб. Дидактическая игра: «Каждой рыбке своё место » Спасибо, ребята, что помогли спасти морских рыб. Покажите картинки и назовите птиц, которых можно увидеть на нашей реке. Серый гусь, кряква. Лебедь. Чайка.. (Дети показывают картинки)
К какой группе относятся эти птицы? Почему их называют - водоплавающие? Чем эти птицы отличаются друг от друга? Чем питаются водоплавающие птицы? Дети отвечают на вопрос.
Давайте узнаем кому из них, что по вкусу, соединяя птицу и её корм. Дидактическая игра «Кому, что по вкусу » - А сейчас давайте поговорим о речном транспорте. Какие виды речного транспорта вы знаете? Для чего служит речной транспорт?
Ответы детей. В некоторые места в тайге можно добраться только по реке или по воздуху.
Игра «Ходят капельки по кругу»
Пошел дождь, застучали капельки. (Дети прыгают)
Много собралось капелек, образовали они ручейки. (Дети встают в колонны по 3-4 человека).
Объединились ручейки в речки (2-3 речки).
Слились в одну большую речку.
Горная речка течет по камням. (Дети быстро двигаются друг за другом).
По равнине течет река (дети медленно иду друг за другом).
Воспитатель:
- Ребята, скажите, а как человек использует реку? Ответы детей. Воспитатель:
-Мы воду пьем, постоянно используем в своих нуждах. А что нужно делать, чтобы река оставалась чистой? Ответы детей.
Воспитатель:
-Правильно ребята, мы должны беречь нашу реку, не бросать мусор, не сливать отходы, не мыть машины на берегу рек. Наше путешествие подходит к концу. Что вы сегодня узнали о реке? Ответы детей.
А сейчас определим ваше отношение к нашему путешествию: Если вы узнали много нового, и вам было интересно, возьмите и положите на плакат: Река голубую капельку; Если было интересно, но не все понятно, положите желтую капельку; Если многое осталось непонятным, положите белую капельку.
Спасибо за работу!
- Мне нравится (1)