"Путешествие в страну Сенсорику"
консультация (младшая группа)

Елена Александровна Гончарова

обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сенсорика274.05 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД № 26 «ЗВЕЗДОЧКА»

Родительское собрание

(игровой практикум)

в младшей группе по теме:

«Путешествие в страну Сенсорику»

https://upload2.schoolrm.ru/resize_cache/1325740/c3bed4c46e3bebf9034448fed65e7b8e/iblock/322/3229b01e2cb49569996b6c2246da47a7/8f472a042f34e426de229ea9e087e37c.jpg

Подготовила воспитатель:

Гончарова Елена Александровна

г.о.Клин, 2019г.

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: ознакомить родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей 3-4 лет, направленных на последовательное развитие у детей восприятия цвета, формы, величины предметов, положений в пространстве и др.); активизировать педагогический опыт родителей по теме собрания; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива.

Участники: родители, воспитатели.

Место проведения: помещение группы.

План проведения:

1. Вступительный этап:

· введение в проблему;

· создание проблемной ситуации.

2. Основная часть:

· игротека в форме путешествия на поезде по станциям.

3. Подведение итогов собрания:

· обратная связь;

· решение родительского собрания;

· рефлексия.

Ход:

1. Подготовительный этап

· Изготовление пособий и дидактических игр по сенсорному развитию.

· Подборка и оформление рекомендаций по теме собрания.

· Проведение консультаций: «Сенсорное воспитание и развитие младших дошкольников».

· Оформление наглядной информации

 Музыкальное оформление.

2. Организационный этап

· Оформление выставки, посвященной сенсорному развитию (литература, игрушки, дидактические игры, пособия).

· Подготовка места проведения собрания  и необходимого оборудования.

3. Вступительный этап

Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра» А. С. Макаренко

Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему – то научить.

Сегодня хочется поделиться с вами своим опытом работы с детьми и поговорить о сенсорных дидактических играх, в которые мы играем в детском саду и в которые мы советуем играть дома. И проведём мы нашу встречу не совсем обычно, в форме игры- путешествия в страну Сенсорику. Но сначала немного в памяти освежим, что же, это такое сенсорное развитие.

Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов:

*их размере, 

*форме,

*цвете,

*положении в пространстве,

*вкусах, запахах и т. д.

Когда малыш впервые столкнется с многообразием окружающих его форм, красок и событий (а это происходит практически в первые же дни его жизни, важно не пропустить это время, помочь ему освоиться в этом мире и подтолкнуть к самосовершенствованию.

Именно эти цели являются основополагающими в сенсорном воспитании ребенка – планомерном, последовательном ознакомлении его с так называемой сенсорной культурой. Конечно же, даже без помощи родителей ребенок, так или иначе, познает мир таким, каким он есть, но эти познания, без правильного сенсорного развития, могут оказаться ложными или неполными, поверхностным, неполноценным.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. На втором- третьем году жизни, дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Вопрос родителям: Знаете ли вы, представления о каких цветах, формах, величинах должны накапливать дети третьего года жизни? (ответы родителей)

• Различать не менее 6 цветов, помнить их названия, сортировать предметы по заданному образцу цвета.

• Анализировать размеры при помощи минимум трёх определений (большой, средний, маленький).

• Без затруднений собирать пирамидку. Минимальное количество элементов в этом возрасте 5–8 колец. Хороший эффект даёт обратный сбор пирамидки, не только от большего элемента к меньшему, но и наоборот.

• Собирать целую картинку из разрезанных элементов. Оптимальное количество элементов в этом возрасте 4-6-8деталей.

• Оперировать представлениями о форме предметов. Различать   понятия «куб»«шар»«кирпичик».

• Сортировать одинаковые предметы по общим признакам: цвету, форме, размеру.

• соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске)

• ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, квадрат)

• сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине

• выделять формы предметов, обводя их по контуру то одной, то другой рукой

Основная задача сенсорных дидактических игр для малышей – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения, занятиях изодеятельности, конструирования позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их разнообразных ситуациях, повседневной жизни.

Вопрос родителям: Какие дидактические сенсорные игры есть у вас дома? Как в них вы играете со своим ребёнком? Чему могут научить ребёнка эти игры? (ответы родителей)

Создание проблемной ситуации: (звучит музыка из передачи «Что? Где? Когда?», перед родителями появляется «ящик ощущений», это может быть мешочек и др.)

Перед нами возникла проблемная ситуация – узнать на ощупь, что находится в «ящике ощущений». (воспитатель предлагает трём родителям определить на ощупь содержимое ящика). Родители запускают руки в ящик и ощупывают предмет. (ответы родителей ). Сейчас вы попали в затруднительную ситуацию. Такое бывает часто, когда человек утомлён, возбуждён, напуган или встречается с неизвестным объектом.

Ребёнка с рождения окружает огромное количество предметов и явлений, которые обладают самыми разнообразными свойствами и качествами. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучать ребёнка основным умственным действиям и правилам восприятия.

Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими сенсорному развитию детей младшего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями, направленными на усвоение сенсорных эталонов. И в итоге вы должны узнать, что же находится в этом ящике. А так как вы родители маленьких детей, а все дети любят играть, то я вам предлагаю вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать сенсорные знания.

Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте поиграем. Вы этого хотите? Тогда мы отправляемся с вами в путешествие в страну Сенсорику!

(звучит сказочная мелодия)

В страну Сенсорику повезёт нас «Паровозик из Ромашково» (звучит песенка из м/ф «Паровозик из Ромашково»)

Солнышко светит,

Облака плывут,

Паровозик едет

Тук тук тук тук тук.

Тук тук тук колеса,

Мчится паровоз,

Он в страну Сенсорику

Всех детей привез!

1. Внимание! Наш поезд прибывает на станцию. Как она называется, мы сейчас и узнаем.  Выходите из вагонов, садитесь поудобнее, будем выяснять.

*Он в яйце есть и в цыпленке,

В масле, что лежит в масленке,

В каждом спелом колоске,

В солнце, в сыре и в песке. (желтый цвет)

*Он с лягушкой может квакать,

Вместе с крокодилом плакать,

Из земли с травой расти,

Но не может он цвести. (зелёный цвет)

*Всех быков он возмущает,

Ехать дальше запрещает,

Вместе с кровью в нас течет,

Щеки всем врунам печет. (красный цвет)

*Им треть флага занята,

Он в название кита,

И в букете васильковом,

И на ящике почтовом. (синий цвет)

Догадались, как станция называется? Станция «Цветная».

 Упражнение 1 «Разноцветные флажки» веселая, подвижная игра-разминка для детей, направленная на развитие внимания и реакции детей. Так же позволяет закрепить знание цвета.

для игры нужно взять несколько разноцветных флажков. Когда ведущий поднимает красный флажок – дети должны подпрыгнуть; зеленый – хлопнуть в ладоши; синий – шагать на месте, желтый – взяться за руки и т. п.

А нам пора отправляться дальше (Звучит музыка)

Как же называется эта станция, давайте угадаем?

*Ни угла, ни стороны,

А родня – одни блины. (круг)

*Обведи кирпич мелком

На асфальте целиком,

И получится фигура –

Ты, конечно, с ней знаком. (прямоугольник)

*Злая рыба хвост-лопата

Откусила полквадрата –

Целый угол, верь не верь!

Кто ж он, бедненький, теперь? (треугольник)

*Кубик в краску окуни,

Приложи и подними.

Вася десять раз так сделал –

Отпечатались они. (квадраты)

*Треугольник с полукругом

Круг дразнили "толстым другом".

Круг, расстроившись до слез,

Уже стал и вверх подрос.

Кто же угадает тут,

Как теперь его зовут. (овал) 

 Как станция называется? Догадались? (станция Фигурная).

Нас встречают фигуры разной формы. Они нам приготовили много интересных игр, которые познакомят с плоскостными геометрическими формами –кругом, квадратом, треугольником, овалом, прямоугольником.

Упражнение 2 «Прятки». Те фигуры, которые угадали выставляются на наборное полотно и воспитатель просит запомнить их расположение, затем накрывает их платком и незаметно убирает одну из фигур. После этого игроки должны определить, какая фигура «спряталась».

Пора отправляться дальше. Ну, вот и приехали!  Не удивляйтесь, мы приехали на удивительную станцию «Самый догадливый»

Упражнение 3 «Съедобное-несъедобное» (обоняние) В одноразовые стаканчики положите небольшие продукты питания и предметы из окружающей обстановки.  стаканчик. Направо пусть откладывает стаканчики с запахом съедобных продуктов, а налево -с запахом несъедобных. После того, как все стаканчики будут распределены, пусть откроет глаза и проверит, верно ли им была произведена сортировка.

Следующую остановку мы делаем  с вами на необычной станции

Мама краски мне купила,
Ну, а кисточку — забыла.
Только я не унываю —
Пальцы в краску окунаю,
На бумагу их кладу,
Ловко линии веду. Станция «Рисовалки»

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей детей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру.

Могут все детишки смело рисовать.

И не только кистью, можно вытворять.

Пальцем ткнуть, и носом,

А печатать - ладошкой, а ещё в придачу -

Маленькою ножкой.

Вот и разрисуем мир мы, в яркий цвет,

Удивительный и радостный, этот свет. (Н. Биушкина)

 Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой или же знакомым предметом.

Упражнение 4 «Солнышко» Вот вам задание, используя нетрадиционную технику рисования и вашу фантазию, нарисуйте все вместе солнышко.

Сегодня мы с вами подтвердили тот факт, что у взрослых и детей познание неизвестного проходит по одному пути: через восприятие сенсорных свойств и качеств, от ощущений к представлениям и понятиям. Наиболее полный образ объекта ребенок получает только тогда, когда задействованы все группы анализаторов.

-В заключении хотелось бы подчеркнуть, что сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития. А это очень важная, но не единственная сторона общего психического развития. Ребёнок должен развиваться гармонически, т. е. в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношениях.

Воспитатель: Подведение итогов собрания.

-Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии (ответы родителей)

Я считаю, что цель игротеки достигнута. Мы обратили ваше внимание на то, что необходимо в детском саду и дома проводить с детьми дидактические сенсорные игры, задача которых – помочь ребенку накопить представление о цвете, форме, величине предметов и т. д. Желаем вам успехов!

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционное родительское собрание в I младшей группе «Путешествие в страну Сенсорику»

Нетрадиционное родительское собрание в I младшей группе «Путешествие в страну Сенсорику»...

Путешествие в страну Сенсорики

Закрепить знания свойств предметов: цвет, форма. Вызвать интерес к загадкам, стремление их разгадывать. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования (пальчиками и ладошкой). ...

Нетрадиционное родительское собрание «Игротека «Путешествие в страну Сенсорику» (игровой практикум)

предлагается родительское собрание нетрадиционной формы проведения, вместе с детьми....

Родительское собрание "Путешествие в страну "Сенсорика".

Родительское собрание по сенсорному развитию детей в форме игрового практикума....

Мастер-класс для родителей "Игротека. Путешествие в страну Сенсорику"

Представляю вашему вниманию родительсткое собрание в форме мастер-класса. С каждым годом ваш ребёнок поднимается на новую ступень своего развития. Уже можно задуматься над его дальнейшей судьбой ...