Кризис шести – семи лет.
консультация (подготовительная группа)
По сложности протекания кризис у детей 6-7 лет может сравниться разве что с подростковым кризисом. В этом возрасте заканчивается беззаботная дошкольная жизнь малыша, он приобретает новый статус – первоклассника. Во многом кризис детей 6-7 лет обусловлен навалившимися на них обязанностями, с грузом которых маленькие ученики не всегда могут справиться без помощи родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krizis.docx | 467.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей подготовительной группы
Кризис шести – семи лет.
Основной причиной кризиса 6 – 7 лет является то, что ребенок исчерпал развивающие возможности игр. До этого возраста дети с помощью игр осваивали различные социальные роли и отношения, совершенствовали свои умения, оттачивали интеллект, учились управлять своим поведением и эмоциями. Но приходит момент, когда игр становится не достаточно для познания этого сложного мира. Дети стараются стать похожими на взрослых, у которых, по их мнению, есть могущество всезнания.
Дети в это возрасте начинают очень ревностно относится к своим близким. Они не отходят от родителей, не давая возможности им остаться наедине.
Очень часто дети в этом возрасте доходят до непреднамеренного вандализма. Таким образом, они пытаются усовершенствовать то, что имеют. Взрослые же, считают это за поломку.
Признаки кризиса.
- Повышенная утомляемость
- Раздражительность
- Вспышки гнева
- Замкнутость
- Плохая успеваемость
- Агрессивность или, наоборот, излишняя застенчивость
- Повышенная тревожность.
Возможные неблагоприятные последствия
Нежелание учиться, посещать детский сад; низкая успеваемость; проблемы в общении со сверстниками; закрепленная высокая тревожность в сочетании с неадекватной самооценкой; может развиться невроз, который необходимо лечить с помощью психолога, психиатра.
Советы родителям
Главный совет – будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха – доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.
В сущности, для взрослого критический период развития ребенка оказывается кризисом собственной системы воспитания. Поведение ребенка меняется, и родители обнаруживают, что их стратегии уже неэффективны. Если взрослому удается найти новые продуктивные способы взаимодействия с ребенком, то происходит успешное разрешение кризиса. Если же родители пытаются сохранить старые формы взаимодействия, то это приводит к неблагополучию в отношениях с ребенком и к собственным эмоциональным проблемам.
Еще один важный момент – ребенок нуждается в обратной связи, то есть в ответной реакции на свое поведение. Ребенку надо увидеть себя в новом качестве взрослого. Что становится таким зеркалом? С одной стороны, это внешние реакции взрослых, с другой – внутренняя реакция более широкого плана.
Возможны две полярные стратегии поведения родителей: безусловный запрет и полное попустительство. Обе эти стратегии вызывают конфликты.
Известный российский психолог Ю. Б. Гиппенрейтер приводит несколько важных правил, чтобы наладить общение с ребенком. Некоторые из них касаются того, как помочь ребенку взрослеть.
Правило 1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: "С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!"
Правило 2. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
Правило 3. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться "сознательным".
Один из важных принципов воспитания – это принцип динамического равновесия, подразумевающий гармонию в расширении прав и обязанностей ребенка. Особенно важен этот принцип в критические периоды, когда ребенок выходит на новый уровень самостоятельности. Ребенок должен понимать, что получение новых прав сопряжено с появлением новых обязанностей.
Другой важный принцип, который признается и отечественными, и зарубежными психологами, это то, что в жизни каждого ребенка обязательно должны быть правила (ограничения, требования, запреты). Но их не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Автор российского бестселлера "Общаться с ребенком. Как?" Ю. Б. Гиппенрейтер предлагает использовать образ четырех цветовых зон поведения ребенка:
зеленая зона – все то, что разрешено делать ребенку по его собственному усмотрению или желанию;
желтая зона – действия ребенка, в которых ему предоставлена относительная свобода (определенные границы: может решать сам, но при условии соблюдения некоторых правил);
оранжевая зона – такие действия ребенка, которые, в общем, родители не приветствуют, но ввиду особых обстоятельств допускают (возможны исключения);
красная зона – категорические "нельзя", действия, неприемлемые ни при каких обстоятельствах.
Кризис семи лет – первый из критических возрастов, когда возможны вербальные (словесные) формы помощи ребенку в проживании трудного периода.
При негативизме следует спокойно и твердо настаивать на семейных требованиях, объясняя ребенку, почему в семье возникли такие правила и уклад – ребенок уже в состоянии воспринять логические доводы и обоснования.
Если ребенок стремится к самостоятельным занятиям, ему нужно помочь, предоставить возможности для новых форм деятельности. Можно предлагать ребенку новые формы занятий и предоставить возможность взять на себя какие – то новые обязанности.
Расширение сферы интересов ребенка, происходящее в этом возрасте, нуждается в поощрении. Следует поддерживать интерес ребенка к миру людей и вещей, давать ему пищу для развития (походы в музеи, на экскурсии). Не стоит жалеть времени на разговоры об увиденном.
И еще один момент. Даже в самых простых ситуациях можно дать ребенку почувствовать свою самостоятельность и ответственность за принимаемые решения. Иногда взрослым не стоит бояться проявить свою "слабость", особенно если у ребенка ярко выражено стремление к взрослости.
Терпения и успехов Вам, дорогие родители! Радуйтесь Вашим детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кризис шести-семи лет Консультация для родителей (законных представителей) подготовительной группы
Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, или кризис шести-семи лет, наиболее вариативен по своим проя...
Кризис шести-семи лет Консультация для родителей (законных представителей) подготовительной группы
Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, или кризис шести-семи лет, наиболее вариативен по своим проя...
Консультация для родителей подготовительной группы Кризис шести-семи лет
Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, или кризис шести-семи лет, наиболее вариативен по своим проявлениям. Основной его при...
Консультация для родителей "Кризис шести-семи лет"
Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, или кризис шести-семи лет, наиболее вариативен по своим проявлениям. Основной его причиной является то, что дети исчерпали развивающи...
Консультация для родителей "Кризис шести-семи лет"
Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, или кризис шести-семи лет, наиболее вариативен по своим проявлениям. Основной его причиной является то, что дети исчерпали развивающи...
Консультация для родителей подготовительной группы Кризис шести-семи лет
Кризис конца дошкольного возраста и перехода к возрасту школьному, или кризис шести-семи лет, наиболее вариативен по своим проявлениям. Основной его причиной является то, что дети исчерпали развивающи...
Кризис шести-семи лет
что из себя представляет кризис 6-7 лет и как помочь ребенку с ним справиться...