Развитие логического мышления у детей в старшей группе.
консультация (старшая группа)
Абстрактно-логическое мышление начинает формироваться на шестом году жизни ребёнка. В этом возрасте детям всё меньше нужно опираться на наглядность, чтобы представить что-то или выполнить задание логического содержания. Одним из главных инструментов познания становится речь, слово. Дети учатся оперировать словами. Когда старшего дошкольника спрашивают «Что больше, пять или три?», он не представляет пять яблок и три, прикладывая мысленно их друг к другу, а просто вспоминает, что пять больше трёх, то есть слово «пять» обозначает группу с большим количеством любых предметов, чем слово «три».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_logicheskogo_myshleniya_u_detey_starshey_gruppy.docx | 29.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие логического мышления в старшей группе детского сада
Абстрактно-логическое мышление начинает формироваться на шестом году жизни ребёнка. В этом возрасте детям всё меньше нужно опираться на наглядность, чтобы представить что-то или выполнить задание логического содержания. Одним из главных инструментов познания становится речь, слово. Дети учатся оперировать словами. Когда старшего дошкольника спрашивают «Что больше, пять или три?», он не представляет пять яблок и три, прикладывая мысленно их друг к другу, а просто вспоминает, что пять больше трёх, то есть слово «пять» обозначает группу с большим количеством любых предметов, чем слово «три».
Мышление старших дошкольников также называют словесно-логическим.
Появление абстрактно-логического мышления знаменуется ещё одним ценным приобретением: чтением, то есть превращением слов в образы
Это не означает, что детям шестого-седьмого года жизни при выполнении логических операций наглядность не нужна совсем. Занимаясь с ними, педагог использует игрушки, раздаточный объёмный (мелкие игрушки, геометрические тела) и плоский материал (картинки, схемы, карточки с заданиями). Но зачастую в роли наглядности выступают абстрактные, не передающие свойств предметов заменители: счётные палочки, фишки, геометрические фигуры. Например, во время прочтения воспитателем стихотворения: «В дверь вошёл Серёжа, а потом Алёша, а потом Маринка, а за ней Иринка, а потом вошёл Кондрат. Сколько стало всех ребят?» дети выкладывают по одной счётной палочке, когда называют имя ребёнка, а в итоге подсчитывают их все и отвечают на вопрос загадки.
Задачи развития логических способностей детей старшего возраста пополняются новыми:
- Развивать знаково-символическую мыслительную деятельность (дети работают меньше с натуральными изображениями предметов, больше с их символическими изображениями, схемами, знаками, в том числе цифрами).
- Совершенствовать умения:
- сравнивать, классифицировать, строить предположения и доказывать их;
- систематизировать предметы по 2–3 признакам, совершать сериации 10 и более предметов, разница между которыми незначительна;
- вести анализ объекта или явления при минимальной помощи педагога;
- отслеживать закономерности, прогнозировать результат своей деятельности.
- Обучать порядковому и количественному счёту в пределах 10, составу числа до 5.
- Формировать экологически грамотное поведение на основе понимания взаимосвязей в природе, её самоценности и неповторимости.
- Учить анализировать структуру конструкции, воспроизводить её в разных вариантах.
Как и раньше, в работе с детьми педагог использует практические методы развития логики, но теперь в них возрастает роль самостоятельности детей. Старшие дошкольники обследуют предложенные предметы (например, геометрические тела), сравнивают их по величине, цвету, определяют характерные свойства, получая от педагога не готовую иформацию о предметах, а лишь наводящие вопросы.
Разнообразнее становится экспериментальная и опытная деятельность старших дошкольников, они могут устраивать долгосрочные опыты, наблюдая за их ходом и развитием, занося данные отдельных этапов опыта в календарь наблюдений. Просматривая календарь, дети поясняют, как логически взаимосвязаны этапы опыта, что было вначале и что получили в конце. Выгонка лука на перо, «пробуждение» веток деревьев зимой могут стать отличным стимулом для логического развития ребёнка, если он будет не просто наблюдать за явлениями, а делать умозаключения на основе изменений. Краткосрочный опыт: как и с каким звуком падают на асфальт камень и пёрышко, — также даст ребятам много пользы для умственного развития, повод для размышлений.
Экспериментальная деятельность в старшем дошкольном возрасте помогает детям усвоить важнейшие причинно-следственные связи между явлениями окружающего мира
Практические приёмы неразрывно связаны со словесными: получив определённый результат действий, ребёнок должен объяснить, почему получилось именно так, какие причины вызвали результат. Стимулируют мыслительную деятельность задания типа «докажи», «поясни». С детьми старшего дошкольного возраста можно вступать в игровой спор, побуждая их высказывать своё мнение и отстаивать его правоту, опираясь на усвоенные ранее знания. В старшем дошкольном возрасте ребёнка также учат выполнять операцию «отрицание», используя частицу «не»: если кукла Маша не в синем платье, значит, Машей зовут куклу в красном платье и т. д.
Игры и задания на логику для старших дошкольников
Игровых заданий, упражнений и задач на сообразительность для старших дошкольников существует очень много, в разных вариациях, но все они по содержанию сводятся к таким основным видам:
- Математические. В них используются знания о количестве, величине и форме, ориентирование в пространстве и времени.
- Экологические, основанные на природоведческих знаниях.
- Игры со словами. В них используется не только звучание, но и «образ» слова, буквы (ребусы, шарады).
- Общепознавательные. Это логические задания, для решения которых дети опираются на свои представления о взаимоотношениях между людьми, о профессиях, семье и тому подобном: «Бабушка, внучка да мама с дочкой, сколько всего человек? (Три)».
Таблица: картотека дидактических игр на развитие логики у детей старшего дошкольного возраста
Название игры | Программные задачи | Ход игры |
Подбери игрушку | Упражнять в счёте предметов по названному числу и запоминании его, учить находить равное количество игрушек. | Воспитатель по очереди вызывает детей и даёт им задание принести определённое число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принёс Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвёртом-5. Затем детям предлагается отсчитать определённое число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребёнок проверяет, верно ли выполнено задание. |
Подбери фигуру | Закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал. | Сначала воспитатель предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Потом он показывает таблицу, на которой нарисованы фигуры, но другого цвета и размера, говорит: «У меня большой жёлтый треугольник, а у вас?» Вызывает 2–3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий квадрат». |
Назови и сосчитай | Учить детей считать звуки, называя итоговое число. | Воспитатель предлагает детям сосчитать, помогая рукой, сколько раз он ударит по столу. Удары производят негромко и не слишком часто, чтобы дети успевали их считать. Сначала извлекают не более 1–3 звуков и только тогда, когда дети перестанут ошибаться, количество ударов увеличивается. Далее, предлагается воспроизвести указанное количество звуков. Педагог по очереди вызывает детей к столу и предлагает им ударить молоточком, палочкой о палочку 2–5 раз. В заключение всем детям предлагают поднять руку (наклониться вперёд, присесть) столько раз, сколько раз ударит молоточек. |
Хватит ли? | Учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что количество не зависит от размера. | Воспитатель предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет: «Хватит ли зайчикам морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как проверить?» Дети считают игрушки, сравнивают их число, затем угощают зверят, прикладывая мелкие игрушки к крупным. Выявив равенство и неравенство количества игрушек в группе, они добавляют недостающий предмет или убирают лишний. |
Собери фигуру | Учить вести счёт предметов, образующих какую-либо фигуру. | Воспитатель спрашивает: «Какого цвета палочки? По сколку палочек каждого цвета?» Предлагает разложить палочки каждого цвета так, чтобы получились разные фигуры. После выполнения задания дети ещё раз пересчитывают палочки. Выясняют, сколько палочек пошло на каждую фигуру. Педагог обращает внимание на то, что палочки расположены по-разному, но их поровну.«Как доказать, что палочек поровну?» Дети раскладывают палочки рядами одну под другой. |
Расскажи про свой узор | Учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу. | У каждого ребёнка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу — круг, в левом верхнем углу — квадрат. В левом нижнем углу — овал, в правом нижнем углу — прямоугольник, в середине — круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. |
Палочки в ряд | Закрепить умение строить последовательный ряд по величине. | Воспитатель объясняет задание: «Нужно палочки построить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Предупреждает детей, что задание нужно выполнять на глаз (примеривать и перестраивать палочки нельзя). «Чтобы выполнить задание, верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд». |
Кто быстрее найдёт | Упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами. | Детям предлагают сесть за столы. Одного ребенка просят назвать фигуры, стоящие на подставке. Воспитатель говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдёт». Я буду говорить, какой предмет надо найти. Выигрывает тот, кто первым найдет предмет, поместит его рядом с фигурой такой же формы». Дети называют выбранный предмет и описывают его форму. Воспитатель задаёт вопросы: «Как ты догадался, что зеркало круглое? Овальное?» |
Сложи дощечки | Упражнять в умении строить последовательный ряд по ширине, упорядочивать ряд в 2-х направлениях: по убыванию и возрастанию. | Участвующие делятся на 2 группы. Каждая подгруппа получает набор дощечек разной высоты. Оба набора помещаются на 2 столах. Дети двух подгрупп сидят на стульях с одной стороны стола. С другой сторон столов расставляются свободные скамейки. Обе подгруппы детей должны выстроить дощечки в ряд (одна по убывающей ширине, другая по возрастающей). По очереди один ребёнок подходит к столу и ставит в ряд 1 дощечку. При выполнении задания исключаются пробы и перемещения. Затем дети сравнивают. Определяют, какая подгруппа справилась с заданием правильно. |
Угадай | Закрепить навыки счёта в пределах 10. | В центре круге сидит зайка. В. говорит, что зайка хочет поиграть. Он задумал число. Если к этому числу добавить 1, то получится число … Какое число, задумал зайка? |
Незаконченные картинки | Знакомить детей с разновидностями геометрических фигур округлых форм. | На каждого ребёнка нужен листок бумаги с незавершёнными изображениями (1–10 предметов). Воспитатель предлагает детям узнать, что изображено на картинках. Когда все вместе это выяснить, предлагает подобрать фигуры, недостающие в рисунках и наклеить их. Перед наклеиванием проверяет правильность подбора фигур. Законченные работы выставляются, дети сами находить друг у друга ошибки. |
Чиним одеяло | Продолжать знакомить с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных деталей. | Игру можно построить в виде рассказа. «Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое одеяло. Однажды Буратино ушёл в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушера в это время прогрызла в одеяле дыры. Сосчитайте, сколько дыр прогрызла крыса? Теперь возьмите фигуры и помогите Буратино починить одеяло». |
Живые числа | Упражнять в счёте (прямом и обратном) в пределах 10. | Дети получают карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 10. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»,они строятся в шеренгу, называя своё число. |
Кто правильно пойдёт, тот игрушку найдёт | Учить передвигаться в заданном направлении и считать шаги. | Педагог объясняет задание: «Будем учиться идти в нужном направлении и считать шаги. Поиграем в игру «Кто правильно пойдёт, тот игрушку найдёт». Я заранее спрятала игрушки. Сейчас буду вызывать вас по одному и говорить в каком направлении надо идти и сколько шагов сделать, чтобы найти игрушку. Если вы будете точно выполнять мою команду, то придете правильно». Педагог вызывает ребенка и предлагает: «Сделай 6 шагов вперёд, поверни налево, сделай 4 шага и найди игрушку». Одному ребёнку можно поручить назвать игрушку и описать её форму, всем детям — назвать предмет такой же формы (задание делят по частям), вызывают 5–6 детей. |
Найди игрушку | Учить овладевать пространственными представлениями. | «Ночью, когда в группе никого не было, — говорит воспитатель, — к нам прилетел Карлсон и принёс в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме он написал, как их можно найти». Распечатывает конверт и читает: «Надо встать перед столом, пойти прямо и т. д.» |
Найди парную картинку | Учить узнавать по описанию узор, составленный из геометрических фигур. | Назначают ведущего. Он берёт одну из карточек на столе у педагога и, не показывая, описывает её устно. Тот, у кого такая же карточка поднимает руку. Выигравшим считается тот ребёнок, который узнал карточку по словесному описанию и составил пару. Каждую карточку описывают 1 раз. |
Очень нравятся старшим дошкольникам логические задачи на исключение, решить которые нужно по условию с опорой на соответствующую наглядность. Такие упражнения полезны ещё и тем, что развивают память, воображение, образность мышления. Основная функция таких задач — отработка операции «отрицание» при помощи частицы «не».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование на математических занятиях и в свободной деятельности дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»
технология опыта и результативность...
«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр и упражнений" (обобщение педагогического опыта)
Каким образом построить систему педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников на основе использования логических игр и упражнений? Будет ли данная деятельность име...
Опыт работы "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактического материала «Логические блоки Дьенеша»".
Краткое описание работы:· Основные противоречия, решаемые в опыте: Обнаруживается противоречие между необходимостью повышать уровень интеллектуального развити...
Консультация на тему: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр»
В данной консультации рассмотрены игры на развитие логического мышления, которые могут использовать воспитатели, студенты и родители для работы с детьми старшего дошкольного возраста....
Выступление на педагогическом совете на тему "Создание условий для развития логического мышления у детей старшей группы" (Из опыта работы)
Способность логически мыслить позволяет:- понимать происходящее вокруг,- вскрывать существенные стороны, связи в предметах и явлениях окружающей действительности,-делать умозаключения, решать различны...
Развитие логического мышления у детей старшей группы посредством игровых занятий
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"20296145","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"766","width":"540"}}]]...
Картотека дидактических игр по развитию логического мышления для детей старшей группы
В данную картотеку входят игры на развитие логического мышления для детей старшей группе....