«Роль народного творчества в развитии и воспитании детей дошкольного возраста»
презентация к уроку (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Корниловский детский сад,
филиал МБДОУ « Детский сад 189»
«Роль народного творчества в развитии и воспитании детей
дошкольного возраста»
Выполнила:
Воспитатель
Штин И. И.
с. Корнилово
2019
Раннее детство - начало жизни. Его можно сравнить с утренней зарей, розовеющим нежным румянцем восходящего солнца.
В первых лучах солнца уже видится наступающий день, и мы говорим «Доброе утро»
С таких слов каждый день я начинаю занятия в своей группе. Мы желаем с детьми друг другу доброго утра, дарим друг другу улыбки и хорошее настроение.
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых . И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал.
А что может духовно обогатить среду?
Народное поэтическое слово, образец духовного служения людям. Оно, как родник, как чистейший ключ, бьющий из недр земли, к которому припадают поколения, наполняясь живительной силой. И передает народное слово прошлого, поступь настоящего и будущего.
И звучат изпоколение в поколения колыбельные песни, сказы, потешки, пословицы и поговорки.
2 слайд. Цель. Обеспечение процесса развития познавательно-речевой сферы ребёнка в различных видах совместной деятельности через приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи. Расширять представления детей о жизни людей в старину, старинных предметах быта. Познакомить детей с происхождением посиделок, их связью с фольклором. Обогащать знания о малом фольклорном жанре: загадках, потешках, небылицах. Познакомить с русским народным инструментом балалайкой. Упражнять в умении пересказывать сказку и инсценировать её. Развивать интерес к познавательным развлечениям, знакомящим с традициями и обычаями народа. Активизировать в речи детей слова: изба, печь, коромысло, чугунок, ухват, самовар, прялка, посиделки.
3 слайд . Актуальность. Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. При приобщении к русской культуре пробуждается интерес к прошлому народа, его традициям, самобытности. В ходе знакомства с образом жизни людей в старину, русским фольклором развивается речь детей, обогащается словарный запас. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре. Родители все реже говорят о жизни в старину своим детям. Поэтому в детском саду ведётся работа по нравственно-патриотическому воспитанию. Одна из его задач – знакомство детей с истоками русской народной культуры.
Дошкольное образовательное учреждение-первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования.
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Именно дошкольное детство наиболее благоприятно для усвоения речи.
В конце 20 века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре.
Поэтому проблема речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день очень актуальна.
Произведения устного народного творчества - это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, трудового, патриотического воспитания дошкольников.
Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант русского народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.
Поставив задачу знакомить детей с устным народным творчеством, я понимала, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты.
4 слайд. Свою работу я начала с приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Посетили школьный музей (причем неоднократно), где дети увидели в действии прялку, покачали в люльке куклу Машу, увидели настоящую русскую печку, предметы старинного русского быта, что, несомненно, оставило в их душах большое впечатление.
5 – 7 слайд. Затем решила создать у себя волшебный уголок сказок, для развития интереса к устному народному творчеству. В этом уголке дети очень любят играть с персонажами кукольного театра, «разговаривать» с любимыми игрушками. Всё это способствует развитию речевой активности, развитию доброжелательных отношений друг к другу, развитию творческого воображения, мышления.
Учитывая огромную значимость устного народного творчества в развитии речевой активности детей, работу провожу как на занятии, так и в свободное время.
В разные режимные моменты использую фольклорные произведения. Во время умывания – потешку: «Водичка-водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!
Во время причесывания - «Расти коса до пояса, не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят – все волосоньки в ряд.»;
Во время одевания на прогулку - «Вот они сапожки: этот с правой ножки, этот с левой ножки. Если дождичек пойдет, наденем сапожки, вот так хорошо.»
Пела своим ребятишкам колыбельные песни, которые они не только слушали и запоминали, но и сами пели своим куклам «дочкам».
Колыбельные песни развивают речь детей, обогащают словарный запас за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, о тех предметах, которые близки детям. Мелодичность, напевность песен делает детей мягче, добрее, спокойнее.
Баю, баю спи дружок, повернись на правый бок.
Только ты один не спишь. Закрывай глаза малыш
Баю, баюшки баю, не ложись ты на краю, а то серенький волчок, придет, схватит за бочок и утащит во лесок, под ракитовый кусток.
Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека.
Пословицы и поговорки использую в процессе повседневного общения с детьми.
- Подбадриваю робкого: «Смелость города берет»
- если ребенок ленится: «У лодыря Егорки всегда отговорки»;
- во время приема пищи: «Когда я ем, я глух и нем»
- во время одевания на прогулку: «Семеро одного не ждут»
- а если неаккуратно оделся: «Поспешишь - людей насмешишь»
Кто отвлекается от работы, в зависимости от конкретной ситуации, говорю: «Где много слов, там мало дела» или «Большой говорун, плохой работун»
На прогулках, во время наблюдения за цветами: «Весна красна цветами»
Широко использую в своей деятельности загадки, как на занятиях, так и в трудовой и игровой деятельности детей, в быту. Они пробуждают ребенка к наблюдению, размышлению, познанию. Отбирая загадки для работы с детьми, учитываю их возраст, ведь тематика для маленьких ограничена их небольшим опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок чаще всего сталкивается: загадки о предметах, домашних животных, о некоторых предметах домашнего обихода.
Лаконизм и яркость характеристики, точность языка и конкретность образа - вот основные критерии при отборе загадок для детей.
Для уточнения и углубления знаний об окружающем мире, о сезонных явлениях использую соответствующие загадки, например во время наблюдений:
Весной вырастают,
Осенью опадают.
8 слайд. Большую радость приносят детям игрушки. Познакомила воспитанников с русской народной игрушкой – матрешкой , изготовила лэпбук в форме матрешки для познавательного развития детей, что вызвало интерес к русской народной культуре.
9 – 10 слайд . Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, научила детей играть в русские народные игры с припевами, такие как «Зеркало», «Гуси, вы, гуси», «У медведя во бору»; научила детей плести венки, водить хороводы, где дети развивают не только речевые навыки, но и физические способности.
11 слайд .Познакомила детей с русскими народными инструментами: гармошка, балалайка, дудка, свистулька.
12-13 слайд .Большую работу по ознакомлению с народным творчеством провела с родителями, а именно:
- анкетирование; («Русская народная игрушка», «Приобщение родителей к истокам русской культуры»)
- беседы; («Рождество Христово», «Русские народные праздники»)
- родительские собрания; («Изба красна не только углами, но и пирогами»)
- раздавала каждому родителю тексты колыбельных песен;
- привлекала родителей к помощи при изготовлении костюмов и атрибутов к русским народным сказкам;
- привлекала родителей к совместной деятельности с детьми (рисование, рассказывание сказок, драматизация сказок и потешек и др.);
- показывала открытые мероприятия и праздники; (« Русская ярмарка», «Приходи на посиделки», «Хлебушек насущный»)
- организовывала совместные выставки работ;
- регулярно помещала в уголок для родителей материалы по развитию речевой активности, альбомы устного народного творчества.
14 слайд .Так же провела работу с педагогами по развитию интереса к традициям русского народа, к поиску новых форм и методов воспитания и развития детей при помощи русской народной культуры:
- привлекала воспитателей к участию в русских народных праздниках;
- выступала на педсоветах по вопросам приобщения детей к истокам русской национальной культуры;
- осуществляла непрерывную связь с социумом;
- воспитатели, работники д/с, родители помогли собрать домашнюю утварь, предметы старинного русского быта для создания русской горницы.
15 слайд .Проделанная работа дала следующие результаты:
- развитие личности ребенка (улучшение качества речи, развитие мышления, воображения, памяти, двигательной активности, трудолюбия);
- формирование знаний о культуре русского народа;
- воспитание общечеловеческих нравственных ценностей;
- создание «Русской горницы» в нашем детском саду;
- посещение школьного музея;
- создание выставки работ по народному творчеству (рисунки, поделки, аппликации: «Козлик», «Дымковская слобода», «Городецкая роспись», «Олешек», «Золотая хохлома»);
- организация деятельности детей по приобщению к народному творчеству (конкурсы народных песен, участие в русском народном празднике «Масленица»);
- развитие отношений д/с и социума.
Интерес к прошлому, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого общества, интерес к своим корням, к истории, культуре, быту народа есть общемировая тенденция. Только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
16 слайд .Таким образом, систематически организованная работа с дошкольниками по использованию русской народной культуры благотворно влияет на всестороннее развитие личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете «Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста»
В первых лучах солнца уже видится наступающий день, и мы говорим «Доброе утро»С таких слов каждый день я начинаю занятия в своей группе. Мы желаем с детьми друг другу доброго утра, дарим друг другу ул...
Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста
Систематически организованная работа с дошкольниками по использованию русской народной культуры благотворно влияет на всестороннее развитие личности....
«Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста"
Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Поэтому, сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают и...
"Роль народного творчества в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста"
"Раннее детство - начало жизни"...
Проект по самообразованию на тему: «Роль устного народного творчества в обучении и воспитании детей дошкольного возраста».
Проект по самообразованию на тему:«Роль устного народного творчества в обучении и воспитании детей дошкольного возраста»....
Роль народного творчества в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
С древних времен люди не только заботились о поддержании своего существования, но и стремились сохранить свой род. Все, что способствовало воспитанию сильного, ловкого, смышленого и здорового чел...
Устное народное творчество в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом.Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано ве...