Создание условий психологического благополучия ребёнка в дошкольной организации – установление отношений привязанности путём пошаговой адаптации
статья (младшая группа)
Создание условий психологического благополучия ребёнка в дошкольной организации – установление отношений привязанности путём пошаговой адаптации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_nagih_yasli.docx | 28.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Создание условий психологического благополучия ребёнка в дошкольной организации – установление отношений привязанности путём пошаговой адаптации» (тренинг).
Итак, начинаем наш разговор об адаптации.
Исходные позиции перед адаптацией
В жизни ваших семей наступил такой момент, когда вы, родители приняли решение отдать своего малыша в детский сад. Однако независимо от того, что повлияло на принятие данного решения, все (ребенок – родители – педагоги) пройдут через адаптацию к изменившимся условиям жизни.
Давайте посмотрим на адаптацию с этих трех сторон, попробуем понять друг друга и выработать единую позитивную позицию во имя ребенка.
Привыкание детей к детскому саду происходит болезненно. Почему? (происходит ломка привычных норм жизни, перестройка всех отношений малыша с людьми, в семье он был в центре внимания, общался с ограниченным кругом людей членами семьи. Приход в детский сад означает, что ему предстоит стать членом нового для него детского коллектива, стать равным среди других детей.
От ребёнка требуется большие усилия и умения биологически и социально адаптироваться. Биологическая перестройка происходит в первые дни посещения доу (привыкание к новому воздушному и световому режиму, установленному распорядку дня, изменению в питании)
О социальной адаптации ребёнка (способность изменять своё поведение в зависимости от новых социальных условий) мы будем говорить на следующих наших встречах.
Сегодня мы поговорим о вас – о родителях. Родители тоже находятся в психологически неравновесном состоянии.
Задания родителям.
- Поднять цветовую карточку, которая наиболее точно показывает степень вашего беспокойства (чёрная-сильное беспокойство, красная умеренное , зелёная нет беспокойства).
Вопрос к родителям, поднявшим чёрную карточку.
- От кого или от чего, по вашему мнению, зависит улучшение вашего самочувствия, или что должно измениться, чтобы вы почувствовали себя лучше?
(Ответы родителей)
На стенде перечень факторов влияющих на успешность адаптации ребёнка к детскому саду.
Физическое здоровье ребёнка
Высокий уровень развития
Умение общаться и способность ребёнка взаимодействовать со сверстниками и со взрослыми.
Наличие у ребёнка культурно-гигиенических навыков
Умение ребёнка действовать самостоятельно
Благоприятный для поступления в д/с возраст
Желание ребёнка ходить в д/с
Посильные требования к ребёнку
Небольшое количество детей в группе
Личностные и профессиональные качества педагогов
Постоянный состав педагогов
Индивидуальный подход к каждому ребёнку
Доброжелательное и спокойное поведение родителей
Согласованность действий взрослых участников адаптационного процесса.
Подготовка к поступлению в д/с
Выберите три самых главных на ваш взгляд фактора и обозначьте их по степени значимости. (ответы родителей).
Вопрос родителям.
- Нужно ли готовить детей к детскому саду. Как это сделать?
Работа в адаптационный период условно делится на два больших этапа, которые можно назвать
- этап «ДО» появления ребенка в детском саду (заочное знакомство);
- этап «ПОСЛЕ» того, как малыш переступил порог сада и группы.
Этап «ДО»: заочное знакомство
- При современном уровне развития информационных технологий несложно один раз снять пятиминутный видеоролик для домашнего просмотра с ребенком до прихода в детский сад (как вариант это может быть хотя бы фотоальбом, который выдается на дом).
Цель ролика – в комфортной привычной для ребенка обстановке среди близких показать малышу, куда он отправится и что его там ждет; снизить тревожность всех участников адаптационного процесса.
Что следует показать в ролике?
- Дорогу к детскому саду, внешний вид здания, дорогу от ворот ко входу.
- интерьер сада с какими-то интересными, привлекательными деталями.
- заведующую детским садом, вход в группу соответствующего возраста, воспитателей группы. Они могут сказать по два-три предложения – как их зовут, чем они любят заниматься с детьми и т.п.
- все помещения группы – где дети едят, рисуют, играют, спят, где находится туалет и где можно вымыть руки;
- игрушки, книги, пособия;
- зал для физкультурных/музыкальных занятий; педагог может что-то спеть или сыграть.
- Педагоги тоже готовятся к первой встрече с ребенком, познакомившись заранее с его родителями.
- Каково состояние здоровья ребенка? Часто ли он болеет и что страдает в первую очередь (носоглотка, органы дыхания, пищеварения, кишечник и т.д.)? Есть ли хронические заболевания? Перенес ли родовую травму? Каково состояние нервной системы (как он засыпает и спит; легко ли переключается с одного вида деятельности на другой; как реагирует на запреты; как вы воздействуете на ребёнка дома, если он не слушается.)?
- Какие привычки и традиции сложились дома в процессах еды, засыпания, пользования туалетом и т.п.? Какие требования предъявляют родители к ребенку в эти моменты?
- Чем больше всего любит заниматься ребенок? Что может доставить ему радость?
- Семейная ситуация, в которой развивается ребенок: полная ли семья, живут ли родители вместе с дедушкой и бабушкой, есть ли в семье другие дети (братья, сестры). И т.п.
- Как называют ребенка дома? Педагог может обнаружить, что Дима никак не отзывается, когда он обращается к нему. А дело в том, что дома его зовут Митя. Если Оксану дома называют Ксюшей, Лену – Аленой, а Ярослава принято всегда величать полным именем, желательно называть ребенка в детском саду так же, как это принято у него дома.
Вы как родители должны знать, как важно дать малышу возможность постепенно привыкнуть к новой обстановке. Для этого следует начать водить его в детский сад примерно за месяц до выхода мамы на работу и понемногу увеличивать длительность пребывания ребенка там в течение четырех недель.
Первая неделя – ребенок находится в группе и на прогулке с мамой или кем-то из близких и осваивает новое для себя пространство, наблюдает распорядок жизни группы.
Вторая неделя – ребенок остается в то же время без близких, при желании – обедает.
Третья неделя – ребенок проводит в детском саду первую половину дня до сна без близких.
Четвертая неделя – ребенок привыкает спать в группе.
Педагог расскажет вам о режиме дня в детском саду, выяснит, соблюдается ли режим дома и насколько он отличается от принятого в саду. Расскажите педагогу о своих тревогах в связи с тем, что ребенок пойдет в детский сад. Вместе обсудите, как облегчить ребенку период привыкания к детскому саду. Обсудите, кто будет приводить ребенка в детский сад. Опыт показывает, что нередко дети легче прощаются на время с папами, чем с мамами.
Договоритесь точно, когда ребенка в первый раз приведут в детский сад (лучше утром, ближе к концу завтрака, накормленного).
При первом знакомстве с помещениями группы и их предметным содержанием особое внимание надо обратить на те объекты, которые станут собственностью ребенка (его шкафчик, постель, стульчик, горшок, полотенце и т.п.). Осознание, что в детском саду, как и дома, есть вещи, принадлежащие лично ему, позволит быстрее привыкнуть к новым условиям. С предметами личной собственности каждого ребенка необходимо специально познакомить.
Схема проведения адаптационной игры
Маленькие хитрости
«Домик для твоей одежды». При первом знакомстве со шкафчиком ребенок вместе с воспитателем и мамой обходит раздевалку, рассматривает яркие картинки на стенах, проходит вдоль шкафчиков. «А это шкафчики, – говорит воспитатель, – маленькие домики. В них живут туфельки и сапожки, кофточки и шапочки, курточки и шубки. Они приходят сюда вместе с ребятками. Посмотри». Воспитатель открывает шкафчик, где висит детская одежда. «Знаете, – обращается воспитатель к маме и ее малышу, – сегодня здесь проехала маленькая машинка (пробежала куколка, проскакал зайчик, пролетел самолетик и т.п.). Давайте поищем ее. По-моему, она спряталась в каком-то шкафчике».
Воспитатель, мама и малыш открывают два–три шкафчика и в одном из них находят игрушку (ее заранее приносят родители ребенка). Воспитатель берет игрушку и ведет с ней разговор: «Какая ты красивая, машинка! Откуда же ты к нам приехала? Из Сашенькиного дома? А почему ты приехала сюда? Ты узнала, что Сашенька идет в детский сад, и тебе тоже очень захотелось приехать сюда! А почему ты спряталась в этом шкафчике? Ты выбрала этот красивый шкафчик для Сашеньки? Конечно, он будет вешать сюда свою одежду». Далее воспитатель предлагает ребенку (и его маме) раздеться и пройти в группу. При этом необходимо помнить, что ребенка нельзя заставлять раздеваться, и если он отказывается, то не надо настаивать на этом. Желательно, чтобы малыш положил в шкафчик какой-нибудь предмет своей одежды (шапочку, кофточку и т.п.).
«Кроватка ждет тебя, малыш!». Прежде чем познакомить ребенка с его кроваткой, необходимо подготовить будущее спальное место.
Отведенную для него постель разбирают: откидывают уголок одеяла, взбивают подушку. На стульчик рядом с кроватью сажают симпатичную мягкую игрушку. Мама и малыш входят в спальную комнату. «Это спальня, – говорит воспитатель. – Здесь кроватки, одеяла и подушечки. Каждая кроватка ждет своего хозяина. Его она пригреет и усыпит. Мягкая подушка ласково прижмется к щечкам малыша, одеяло накроет ручки, ножки, животик и будет согревать их!».
Воспитатель обращает внимание на разобранную постель: «Смотрите, эта кроватка ждет кого-то. И подушечка приготовилась, и одеяло приветливо распахнулось… А это кто? Что ты здесь делаешь, зайчик? Поспать захотел, а что же не ложишься? Ждешь кого-то? А, я все поняла, вы все ждете Сашеньку, приглашаете его к себе… Саша, смотри, постелька и зайчик ждут тебя! Сашенька, ты придешь к зайчику? Поспишь с ним в своей постельке?».
Обязательно предложите ребенку присесть на край кровати, погладить одеяло, положить на подушку голову: «Мягко ли тебе, Сашенька? А как подушечке приятно: у Сашеньки такие мягкие теплые щечки!».
Наконец воспитатель, передавая в руки малыша игрушку, предлагает ему уложить зайчика спать в кровать, укрыть его одеялом: «Спи, заинька! Засыпай! Скоро и Сашенька придет к тебе в свою постельку».
Основная задача игр в группе с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить ему минуты радости, попытаться вызвать положительное отношение к детскому саду.
Чтобы решить эту задачу, педагог в игровой форме выражает каждому ребенку свое доброжелательное отношение.
Поэтому мы считаем, что основные игровые цели, которые воспи‐
татель ставит перед собой в данный период – цели общения: проявлении заботы, доброжелательности и внимания каждому ребёнку («Я вас всех спрячу от дождя», «Я вас всех в гости приглашу»)
Дети и взрослые садятся в круг. Я рада вас видеть в нашем детском саду. Меня зовут…Я ваша воспитательница, а вы мои дети. Какие красивые у меня дети. А вы знаете, что делают дети в детском саду? (делают зарядку, кушают, играют, рисуют, гуляют, спят, лепят, идут домой. Ребята, давайте возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.
Игровые упражнения предполагают приспособление организма детей к новым условиям .
Знакомство Дети с воспитателем встают в круг. Ведущий (педагог) – в центре круга. Держит мягкую игрушку или мяч, называет свое имя и имя того, кому передает игрушку или бросает мячик. Педагог переходит на место ребенка, а ребенок становится ведущим. Он также называет свое имя и имя следующего участника игры (повторяется по кругу).
Приветствие «Давайте поздороваемся!»
Педагог предлагает воспитанникам поприветствовать друг друга. Дети по кругу пожимают друг другу руки. Это упражнение позволяет установить положительный контакт.
Мини-зарядка «Пальчик о пальчик»
Цели. Уравновешивание нервных процессов. Укрепление тормозных реакций. Выполнение действий по команде. Координация движений.
Пальчик о пальчик – тук да тук!
(Повторить 2 раза.)
Хлопай, хлопай, хлопай!
(Хлопают в ладоши.)
Ножками топай, топай!
(Повторить 2 раза.)
Спрятались, спрятались.
(Закрыть лицо руками.)
Пальчик о пальчик – тук да тук!
(Повторить 2 раза.)
Актуальный разговор
Литература:
О.А. Терёхина, В.С. Богославская «Здравствуй, детский сад».
Факторы, влияющие на успешность адаптации ребёнка к детскому саду.
Физическое здоровье ребёнка
Высокий уровень развития
Умение общаться и способность ребёнка взаимодействовать со сверстниками и со взрослыми.
Наличие у ребёнка культурногигиенических навыков
Умение ребёнка действовать самостоятельно
Благоприятный для поступления в д/с возраст
Желание ребёнка ходить в д/с
Посильные требования к ребёнку
Небольшое количество детей в группе
Личностные и профессиональные качества педагогов
Постоянный состав педагогов
Индивидуальный подход к каждому ребёнку
Доброжелательное и спокойное поведение родителей
Согласованность действий взрослых участников адаптационного процесса.
Подготовка к поступлению в д/с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Роль семьи в создании условий психолгического благополучия ребёнка"
О роли семьи в сохранении психологического здоровья ребёнка, формировании адекватной самооценки и низкого уровня тревожности....
«Развитие музыкальности детей дошкольного возраста в условиях психологического благополучия и эмоционального комфорта единого музыкального пространства ДОУ, семьи и социума».
В последние годы при том, что происходит активное реформирование системы дошкольного образования, развитию эмоциональной сферы всё-таки не уделяется достаточное внимание в отличие от интеллектуально...
Роль семьи в создании условий психологического благополучия ребёнка.
Консультация для родителей. Роль семьи в создании условий психологического благополучия ребёнка. Термин «психологическое благополучие» был введен в научный лексикон И.В. Дубровиной,...
"Развитие музыкальности детей дошкольного возраста в условиях психологического благополучия и эмоционального комфорта единого музыкального пространства ДОУ, семьи и социума."
Статья о психологическом благополучии и эмоциональном комфорте детей дошкольного возраста при развитии музыкальности из опыта музыкального руководителя...
Презентация «Роль семьи и детского сада в создании условий психологического благополучия ребенка»
ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ? Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте, а следовательно, зависит от окружающ...
консультация для родителей "Роль семьи в создании условий психологического благополучия ребенка".
Рекомендации для родителей по формированию адекватной самооценки и развитию положительных качеств личности ребенка....
Консультация-практикум «Роль семьи в создании условий психологического благополучия ребенка»
Материалы для родителей....