Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)
Воспитатель ГБДОУ детский сад №12 компенсирующего вида Московского района
г. Санкт-Петербурга Федорова Ксения Николаевна
Проблема развития мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии и педагогике имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.
И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Развитию движений кистей и пальцев рук без предметов детей раннего возраста с давних времен придавалось большое значение в народной педагогике, так как развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению. Для этого малышам в качестве подготовительных упражнений предлагались различные пальчиковые игры с потешками. Интересная игровая форма, ритмическая организация поэтического текста и соотнесенных с ним движений, вовлекали ребенка в выполнение действие по показу взрослого.
Пример некоторых игр и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук. В ходе этих игр развиваются следующие движения: хватание: ребенок учится захватывать предмет соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий движения кистей и пальцев рук. Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе. А также проведение занятий по укреплению мелкой моторики рук способствует: развитию хватания; развитию согласованных движений обеих рук; развитию точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук; формированию ручных умений(расстегивание и застегивание липучек, кнопок, пуговиц, молний); развитию осязания; развитию мышления и воображения.
В раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным тестом(«Сорока-Белобока») развитию элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д. В старшем дошкольном возрасте, работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки, должна стать важной составляющей подготовки к школе, в частности к письму. Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что центры в головном мозге человека, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимуляция мелкой моторики способствует активизации всех отделов головного мозга. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: « Ум у ребёнка находится на кончиках его пальцев» . Таким образом , пальчиковые игры и упражнения, а также массаж характеризуются как один из способов развития речи детей и подготовки их к школе. Развитие мелкой моторики пальцев рук возможно только в игровой деятельности, т.к игра ведущий вид деятельности в младшем дошкольном возрасте. В игре осознаются и закрепляются самые примитивные действия с предметами, конечно у ребенка возникают трудности в освоение манипулятивной деятельности, в таком случае нужно не забывать хвалить ребёнка , создавая тем самым ситуацию успеха. Предметы, игрушки и материалы подбираются в соответствии с целью задания.
Методы обучения:
· показ действий
· действия руками ребенка
· поэтапная словесная инструкция.
Игры:
«Прячем ручки»,
«Спрячь в ладошке»,
«Что внутри?» (в непрозрачную коробку складываются мелкие предметы), «Непослушные колечки» (игра в пирамидку),
«Забавные шнурки»,
«Пришей пуговицу»
В группе раннего возраста кроме запланированных занятий по мелкой моторике, проходящих два раза в неделю, где воспитателем используются игры соответствующие возрастным особенностям каждого ребенка игровые методики, проводятся занятия изобразительным искусством. Два раза в неделю малыши рисуют красками и карандашами и занимаются лепкой из пластилина. Эти занятия оказывают существенное влияние на развитие мелкой моторики. Занятия проводятся воспитателями в соответствии с установленными программами. Здесь дети знакомятся с основными приемами работы карандашами, фломастерами и кистями, со свойствами красок. Наибольший интерес вызывает работа ребенка с пластилином. Детям очень нравиться повторять за взрослыми движения, работая с этим новым для них пластичным материалом. Это способствует развитию согласованных движений рук ребенка, а в конечном итоге на развитие речи и мышления малыша. Занятия этими предметами проводятся в режиме дифференцированного подхода. Расписанием предусмотрены индивидуальные занятия с малышами. И, хотя в речевом и мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, заниматься мелкой моторикой необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей. Продолжая занятия мелкой моторикой, воспитатели подготавливают детей к очень трудному этапу в их жизни - школьным годам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_paltsev_i_kistey_ruk_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 303.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук детей младшего дошкольного возраста
Воспитатель ГБДОУ детский сад №12 компенсирующего вида Московского района г. Санкт-Петербурга Федорова Ксения Николаевна
Проблема развития мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии и педагогике имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.
И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Развитию движений кистей и пальцев рук без предметов детей раннего возраста с давних времен придавалось большое значение в народной педагогике, так как развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению. Для этого малышам в качестве подготовительных упражнений предлагались различные пальчиковые игры с потешками. Интересная игровая форма, ритмическая организация поэтического текста и соотнесенных с ним движений, вовлекали ребенка в выполнение действие по показу взрослого.
Пример некоторых игр и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук. В ходе этих игр развиваются следующие движения: хватание: ребенок учится захватывать предмет соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий движения кистей и пальцев рук. Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе. А также проведение занятий по укреплению мелкой моторики рук способствует: развитию хватания; развитию согласованных движений обеих рук; развитию точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук; формированию ручных умений(расстегивание и застегивание липучек, кнопок, пуговиц, молний); развитию осязания; развитию мышления и воображения.
В раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным тестом(«Сорока-Белобока») развитию элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д. В старшем дошкольном возрасте, работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки, должна стать важной составляющей подготовки к школе, в частности к письму. Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что центры в головном мозге человека, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимуляция мелкой моторики способствует активизации всех отделов головного мозга. В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: « Ум у ребёнка находится на кончиках его пальцев» . Таким образом , пальчиковые игры и упражнения, а также массаж характеризуются как один из способов развития речи детей и подготовки их к школе. Развитие мелкой моторики пальцев рук возможно только в игровой деятельности, т.к игра ведущий вид деятельности в младшем дошкольном возрасте. В игре осознаются и закрепляются самые примитивные действия с предметами, конечно у ребенка возникают трудности в освоение манипулятивной деятельности, в таком случае нужно не забывать хвалить ребёнка , создавая тем самым ситуацию успеха. Предметы, игрушки и материалы подбираются в соответствии с целью задания.
Методы обучения:
- показ действий
- действия руками ребенка
- поэтапная словесная инструкция.
Игры:
«Прячем ручки»,
«Спрячь в ладошке»,
«Что внутри?» (в непрозрачную коробку складываются мелкие предметы), «Непослушные колечки» (игра в пирамидку),
«Забавные шнурки»,
«Пришей пуговицу»
В группе раннего возраста кроме запланированных занятий по мелкой моторике, проходящих два раза в неделю, где воспитателем используются игры соответствующие возрастным особенностям каждого ребенка игровые методики, проводятся занятия изобразительным искусством. Два раза в неделю малыши рисуют красками и карандашами и занимаются лепкой из пластилина. Эти занятия оказывают существенное влияние на развитие мелкой моторики. Занятия проводятся воспитателями в соответствии с установленными программами. Здесь дети знакомятся с основными приемами работы карандашами, фломастерами и кистями, со свойствами красок. Наибольший интерес вызывает работа ребенка с пластилином. Детям очень нравиться повторять за взрослыми движения, работая с этим новым для них пластичным материалом. Это способствует развитию согласованных движений рук ребенка, а в конечном итоге на развитие речи и мышления малыша. Занятия этими предметами проводятся в режиме дифференцированного подхода. Расписанием предусмотрены индивидуальные занятия с малышами. И, хотя в речевом и мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, заниматься мелкой моторикой необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей. Продолжая занятия мелкой моторикой, воспитатели подготавливают детей к очень трудному этапу в их жизни - школьным годам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста"
Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста»
познакомить родителей с приёмами развития мелкой моторики у детей в процессе использования дидактической игры. Дать рекомендации для родителей по применению дидактических игр для развития мелкой мотор...
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики, как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста»
Почему мы развиваем мелкую моторику рук у детей.У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на м...
«Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста»
Вопрос развития речи и мелкой моторики рук детей очень актуален. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на молни...
Консультация для родителей « Развитие мелкой моторики , как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста.
Консультация для родителей « Развитие мелкой моторики , как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста.Цель: познакомить родителей с приёмами развития мелкой моторики у детей ...
Статья на тему: Развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук детей младшего дошкольного возраста.
Эта статья посвящена проблеме развития мелкой моторики ребёнка. Как утверждал В.А.Сухомлинский "Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев" таким образом развитие мелкой моторики способствует ...
Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста
Консультация для родителей по развитию у детей мелкой моторики....