Методическая разработка по разрешению конфликта в группе "Давай научимся дружить"
методическая разработка (старшая группа)
В теории и практике дошкольной педагогики все большее значение придается детской коллективной деятельности на занятиях. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.
Поэтому преодоление конфликтов приобрело особую актуальность в настоящее время. Социальные перемены вызвали повышение эмоциональной напряженности во взаимоотношениях людей. Кроме того, истоки противоречий и столкновений проявляются в самой природе образовательного процесса. Уже в дошкольном возрасте у детей происходят столкновения со сверстниками, сопровождаемые острыми эмоциональными переживаниями.
Конфликт - отсутствие согласия между двумя и более сторонами, столкновение противоположных интересов, сопровождаемое негативными эмоциями и острым способом разрешения значимых противоречий.
Детские конфликты - столкновение между детьми по поводу ресурсов (предметы, игрушки, интересы), трудностей в общении (отношения детей между собой, с родителями, воспитателями, взрослыми), ценностей, интересов, потребностей, сопровождаемое острыми эмоциональными переживаниями.
Целью методической разработки является создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, профилактика конфликтных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 203.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнил:
Хабипова Гульнур Илдаровна,
старший воспитатель ГБДОУ детский сад №21 Калининского района Санкт-Петербурга
Выпускник магистратуры заочной формы обучения Парамонова Е.В.
Проверила кандидат психол. наук, доцент Котова С.А.
Методическая разработка «Как научиться дружить»
Введение
В теории и практике дошкольной педагогики все большее значение придается детской коллективной деятельности на занятиях. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.
Поэтому преодоление конфликтов приобрело особую актуальность в настоящее время. Социальные перемены вызвали повышение эмоциональной напряженности во взаимоотношениях людей. Кроме того, истоки противоречий и столкновений проявляются в самой природе образовательного процесса. Уже в дошкольном возрасте у детей происходят столкновения со сверстниками, сопровождаемые острыми эмоциональными переживаниями.
Конфликт - отсутствие согласия между двумя и более сторонами, столкновение противоположных интересов, сопровождаемое негативными эмоциями и острым способом разрешения значимых противоречий[2].
Детские конфликты - столкновение между детьми по поводу ресурсов (предметы, игрушки, интересы), трудностей в общении (отношения детей между собой, с родителями, воспитателями, взрослыми), ценностей, интересов, потребностей, сопровождаемое острыми эмоциональными переживаниями[2].
Целью данной методической разработки является создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, профилактика конфликтных ситуаций. Для достижения данной цели решались следующие задачи:
- разработка занятия «Как научиться дружить» для детей старшего дошкольного возраста
- создание методического кейса материалов
- разработка памятки для родителей «Как научить ребенка делиться»
- Методические рекомендации по проведению занятия «Как научиться дружить» для профилактики конфликтов детей старшего дошкольного возраста
Первый этап: подготовительный
1.Просмотр мультфильма Caminandes 3: Llamigos
Воспитатель вместе с детьми смотрит мультфильм Caminandes 3: Llamigos, который можно скачать с официального сайта создателей мультфильма по адресу http://www.caminandes.com/
Это короткометражный мультфильм длинной 2,5 минуты. В центре сюжета захватывающая история конкуренции ламы и пингвина за желанную ими северную ягоду. В мультфильме пингвиненок одерживает победу над ламой, но проявляет чуткость и доброту, делится ягодой с ламой, и это событие становится началом новой дружбы.
После мультфильма необходимо обсудить с детьми содержание мультфильма, возможно использование следующих вопросов:
- Почему лама и пингвиненок стали ссориться?
- Почему лама и пингвиненок не хотели друг другу уступить?
- Почему расстроилась лама?
- Почему пингвиненок поделился ягодой с ламой? Правильно ли он поступил? А ты бы так же сделал?
2.Игра «Зайка»
Задача игры подготовить детей к основной игре «поделись игрушкой»
Дети становятся в круг, держась за руки. В центре круга стоит грустный зайка. Дети поют:
Зайка, зайка! Что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты вставай, вставай, скачи!
Вот морковку получи! (2 раза)
Получи и попляши!
Все дети подходят к зайке и дают ему «морковку» (игрушечная или подделка, например, из бумаги). Зайчик берёт морковку, делается весёлым и начинает плясать. А дети хлопают в ладоши. Потом выбирается другой зайка.
2.Второй этап: основной
Игра «поделись игрушкой»
Воспитатель одалживает в соседней группе разные игрушки, которых нет в его группе, кладет их в коробку, важно, чтобы количество игрушек было n – 1, где n – количество детей. На занятии воспитатель рассказывает, что дети из соседней группы решили поделиться своими игрушками, предлагает детям взять по одной. Когда одному ребенку не достается игрушки, и он расстроится, воспитатель предлагает всем детям поделиться с этим ребенком своей игрушкой (если дети не догадались сами). Видя радость ребенка, которому игрушка не досталась, а теперь у него их много, дети чувствуют сорадость, гордость за свой благородный поступок. Вокруг ребенка с игрушками дети водят хоровод.
3.Третий этап: заключительный
Слушаем песенку «Всё мы делим пополам» (автор слов Пляцковский М. Композитор Шаинский В.) и угощаем детей дольками апельсина
- Методический кейс материалов
- Рисунки
- Фотографии
- Стихотворение
Жадный мальчик. Автор Сергей Агарков
У детей, забрав игрушки,
Вова выстрелил с хлопушки,
А Наташиной сестричке
Тут же вымазал косички,
Пятилетнего Илюшку
Потягал рукой за ушки.
Мальчик очень постарался
И со всеми поругался!
А затем свои игрушки
Быстро спрятал за кадушкой:
Не хотел он, чтобы дети
Видели игрушки эти.
Думая, что он герой,
Побежал быстрей домой.
Через час пришёл играть,
А друзей то не видать!
Никого нигде не видно,
Стало мальчику обидно.
И тогда заплакал Вова,
Разревелся как корова!
Слёзы капали в корзинку
На слона и на машинку,
На альбом и на тетрадку,
И на детскую лошадку.
Он один сейчас стоял,
Горько плакал и вздыхал:
Ведь от жадности своей
Потерял он всех друзей!
- Загадки
Не просите у него
Он не даст Вам ничего.
Он не даст даже зимой
Вам сосульки ледяной.
Кто это?
(жадина)
- Мультфильм
Мультфильм "Сказка о жадности" (КИЕВНАУЧФИЛЬМ, 1976 г.)
- Сказки
«Дары маленького народца» братья Гримм
«Золотых дел мастер медлить не стал, набил себе карманы и сумки, сколько в них могло поместиться, и совершенно счастливый вернулся назад и укрылся курткой. "Если золото и давит, - сказал он, - то это еще вытерпеть можно," - и, наконец, он уснул в сладком предчувствии проснуться завтра большим богачом. Только он открыл глаза, быстро схватился, чтоб осмотреть карманы, но каково же было его изумление, когда он вытащил оттуда одни лишь черные угли. Но его неудачи на этом не кончились, он заметил, что, кроме горба на спине, вырос у него на груди таких же размеров второй. Тогда он понял, что это в наказанье за его жадность, и заплакал навзрыд и теперь должен был всю жизнь таскать два горба и прикрывать ермолкой свою лысую голову»
- Памятка для родителей «Как научить ребенка делиться»
9 подсказок для родителей
- Будьте всегда спокойны.
- В конфликте детей не принимайте какую-то одну сторону.
- Не берите на прогулку новые игрушки: ребенок не захочет ими делиться, потому что еще не наигрался сам.
- Собирая сумку, выберите вместе с малышом какую-нибудь лишнюю игрушку, которая послужит предметом обмена.
- Проводите дома беседы: рассказывайте, как хорошо играть с друзьями, как интересно делиться чем-то с другими.
- Если вы заметили, что ребенок не хочет делиться игрушками ни при каких условиях, не заостряйте на этом внимание и не ругайте. Почитайте сказки на тему жадности, посмотрите мультфильмы.
- Доверяйте ребенку дома поделить все между членами семьи: раздать всем по ягодке, по печенью. Задание будет сложнее, если ребенок будет делиться чем-то, что ему самому очень дорого: «Очень вкусно? Папа тоже хочет попробовать».
- Хвалите ребенка за щедрость.
- Как научить ребенка делиться игрушками? Подавайте личный пример. Например, можно меняться со знакомыми книгами.
Заключение
В данной работе была создана методическая разработка, направленная на создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми путем профилактики конфликтных ситуаций связанных с нежеланием детей делиться друг с другом. Так же был создан методический кейс материалов по данной тематике и разработана памятка для родителей «Как научить ребенка делиться»
Список используемой литературы
- Бит-Мирза К. С., Сидорова А. В., Токарев А. А. Детские конфликты: как их разрешить [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 32-34.
- Лямина Л. В. Формирование способности к разрешению конфликтов у детей младшего школьного возраста // Известия Самарского научного центра РАН. 2009. №4-4. С.939-943
- Maam.ru — международный образовательный портал [Электронный ресурс]: http://www.maam.ru/detskijsad/integrirovanoe-zanjatie-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-o-druzhbe-o-druzjah.html свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
прослушал(а) темы: Понятие конфликта как социального феномена. Виды конфликтов и их сущностная характеристика. Структура, динамика и стратегии разрешения конфликтов. Роль руководителя ОО в управлении конфликтами. (4 часа)
прослушал(а) темы: Понятие конфликта как социального феномена. Виды конфликтов и их сущностная характеристика. Структура, динамика и стратегии разрешения конфликтов. Роль руководителя ОО в управлении ...
Методическая разработка (консультация для родителей). Тема: "Как научить ребенка помогать вам по дому"
Вам знакома ситуация, когда ребенок находит тысячу отговорок, чтобы не помогать вам по дому? Скорее всего, у него найдется множество причин, которые мешают выполнять ему домашние дела: болит живот, по...
Методическая разработка итогового родительского собрания «Чему мы научились за год в детском саду»
Цель: подведение итогов образовательной деятельности. Задачи: познакомить родителей с достижениями и успехами их детей; подвести итоги совместной деятельности воспитателя, детей и родителей; напо...
Методическая разработка "10 игр для детского сада: учимся дружить и помогать."
В детском саду у детей закладываются умения общаться и взаимодействовать с окружающими, понимать других и себя, доверять и дружить. Через игровую деятельность любой навык усваивается лучше и легче, ре...
Рецензия на авторскую методическую разработку «Экологический проект Тема: «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»
Методическая разработка предназначена для группы комбинированной направленностистаршего Дошкольного возраста от 6 до 7 лет «Лесная полянка». Ключевой целью данной разработки является ...
Методические рекомендации «Методы разрешения конфликтов в детских взаимоотношениях»
В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к ест...
Рецензия на методическую разработку « Экологический проект Тема: «Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!»
Разработка предназначена для группы старшего Дошкольного возраста от 5 до 6 лет «Пчёлка»....