Проект "Щелкунчик"
методическая разработка (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «ЩЕЛКУНЧИК»
Цель:
Знакомить с творчеством русского композитора Петра Ильича Чайковского балетом «Щелкунчик».
Задачи:
Образовательные: формировать навыки активного слушания, расширить кругозор.
Развивающие: развивать творческие способности ,музыкальную память.
Воспитательные :воспитывать культуру взаимоотношений в совместной деятельности.
Вид проекта: творческий
Продолжительность: краткосрочный
Сроки проведения: 2.12 2019 г. по 27.12.2019 г.
Участники проекта: дети подготовительных групп , воспитатели.
Риски: карантин
Оборудование: доска, акустическая установка , ноутбук.
Подготовка проекта: Выбор темы , определение задач, соответствующих возрасту участников, длительности проекта, написание сценария, распределение обязанностей между участниками
Актуальность проекта: в канун новогоднего праздника хочется поделиться своими впечатлениями о прекрасной музыке балета «Щелкунчик» .Это волшебная сказка о добре и зле, новогоднем чуде, в которое верят и взрослые и дети. Учить сопереживать чужой беде, быть эмоционально отзывчивым, быть готовым прийти на помощь , ценить дружбу- вот в чём я вижу актуальность проекта. И помощником в этой задаче будет музыка замечательного русского композитора Петра Ильича Чайковского.
Предполагаемый результат:
формирование познавательного интереса, проявления творческой инициативы, овладение исполнительскими и творческими умениями и навыками .
Реализация проекта:
I Вводный этап:
Предварительная работа с детьми по прослушиванию и обсуждению сказки , музыкальных фрагментов балета.
II Основной этап:
Музыкально- образовательная деятельность, проведение развлечения.
III Заключительный этап: Проведение музыкальной викторины по прослушанным произведениям.
Проект дал возможность закрепить и обобщить знания детей ,полученных на музыкальных занятиях, развлечении. Возник эмоциональный отклик на яркие музыкальные впечатления. Дети проявили интерес к представленному материалу. Развитие интереса к музыке русских композиторов важно в музыкальном воспитании , в формировании музыкальной культуры.
Вечер досуга:
Цель: формировать начала музыкальной культуры.
Образовательные задачи:
формировать у дошкольников устойчивый интерес к слушанию музыки, формировать навыки выразительного исполнения танцевальных импровизаций,
Развивающие задачи:
развивать у детей чувство уверенности в себе.
Воспитательные задачи:
воспитывать музыкально-эстетический вкус
Музыкальный руководитель: Снежные хлопья летят за окном. Скоро Рождество. Дети готовятся к празднику. Под новогодней ёлкой лежат подарки. Девочке Маше подарили игрушку Щелкунчик.
Кто знает, кто такой Щелкунчик? Зачем он нужен?
На самом деле, он не игрушка, а заколдованный принц. Злая колдунья Мышильда заколдовала его, превратила в Щелкунчика. А он попал в дом к Маше.
Брат Маши, непослушный мальчик, стал смеяться над большим ртом Щелкунчика. Щелкунчик стал щёлкать самые большие орехи и сломался . Маша расстроилась ,взяла его на руки, стала петь колыбельную песню. А что потом произошло? Что же случилось ночью? Ожили игрушки!
Куклы, солдатики, петрушки. А ещё из всех щелей полезли мыши. Это мышиный царь, сын колдунья Мышильды с семи головами вывел своё мышиное войско.
Кто сможет защитить игрушки? Конечно, бесстрашный Щелкунчик.
Щелкунчик командует игрушечным солдатикам строиться против мышей.
«Марш» из балета « Щелкунчик»
Завязался бой.
Как вы думаете, кто победил в этой схватке? Конечно ,войско Щелкунчика.
Колдовство Мышильды кончилось, Щелкунчик превратился в прекрасного принца. Он взял Машу за руку и предложил ей отправиться в город Конфитюренбург.
Что же это за город такой? Это не простой город! Это -город сладостей, кофе и чая. На пути в город они встречают фею Драже.
Звучит музыка « Фея Драже»
На что похожа эта музыка? (на звук колокольчиков)
А что за инструмент звучит на самом деле? (челеста)
Этот инструмент похож на маленькое пианино. Только звук у него как у колокольчика.
Оркестр .
Фея Драже приглашает Машу и Принца в Конфитюренбург. И там их встречают цветы. Что такое вальс?
Давайте мы с вами превратимся в цветы и покружимся, потанцуем.
«Вальс цветов» импровизация с цветами.
В Конфитюренбурге живут и другие интересные персонажи. Маша и Принц встречают Принца Кофе
«Арабский танец». Принца Чай « Китайский танец».
В Конфитюренбурге жители тоже готовятся к встрече Нового года, там кружатся Снежинки, гости из разных стран танцуют на балу.
Давайте и мы себя представим на балу и потанцуем.
Маша очень хотела иметь такого надёжного друга как Щелкунчик.
Как вы думаете, смогли бы наши герои победить Мышильду в одиночку?
А всем ли людям нужны друзья? Есть ли у вас друзья? А знаете вы, что такое дружба?
Я предлагаю вам посмотреть мультфильм « Щелкунчик»
Просмотр мультфильма
Развлечение «Щелкунчик»
Цель: формировать начала музыкальной культуры.
Образовательные задачи:
формировать у дошкольников устойчивый интерес к слушанию музыки, формировать навыки выразительного исполнения танцевальных импровизаций,
Развивающие задачи:
развивать у детей чувство уверенности в себе.
Воспитательные задачи: воспитывать музыкально-эстетический вкус
Музыкальный руководитель:
Тихо, тихо рядом сядем,
Входит музыка в наш зал.
В удивительном наряде
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены,
Вся земля видна вокруг.
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой.
Это музыка торопит
И зовет нас за собой.
Мы отправляемся в волшебный мир сказки. Сказки не простой — новогодней. Здесь собрались те, кто верит в чудеса, кто любит приключения, кто не боится опасностей и преодолеет все преграды, разрушив злое колдовство.
Говорят, под Новый год
Что ни пожелается,
Все всегда произойдет,
Все всегда сбывается.
Я желаю всей душою
Друга верного найти.
Вместе мы преодолеем
Все невзгоды на пути.
Музыкальный руководитель:
Я вижу, у тебя доброе сердце, но хватит ли у тебя сил и смелости, чтобы преодолеть все преграды? Твой друг в беде, ему нужна помощь.
Музыкальный руководитель:
Вот тебе новогодний подарок. Его зовут Щелкунчик. Смешной человечек с огромным ртом умеет щелкать твердые орехи. Возьми его, он принесет тебе счастье.
Мари:Не страшно мне, рядом друг теперь.
Музыкальный руководитель:
Ночь за окном спускается и сказка начинается. Звучит музыка, появляется Мышильда.
Мышильда:Где эта девчонка? Я должна помешать ей. Не будет Нового года, не будет волшебства, Щелкунчик навсегда останется безобразной игрушкой!
Подходит к Мари, пытается напасть, под музыку появляется Щелкунчик-мальчик.
Щелкунчик:
Прочь пошла, колдунья злая,
Не посмеешь нам мешать.
Видишь, сабля золотая,
Всех я буду защищать!
Мышильда:
Хорошо. Уйду сейчас.
Где же сабля — вот те раз!
(Хихикает, выхватывает саблю).
Как теперь сражаться будешь?
Где возьмешь ты силы?
Оставайся навсегда
Слабым, некрасивым!
(Смеется, шипит, убегает из зала.)
Щелкунчик:
Добрым сердцем отогрела,
Колыбельную мне спела,
Ожил я, теперь повсюду
Защищать тебя я буду.
Но без сабли мне — беда!
(слышны завывания ветра. )
Мари:
Как трудна дорога наша,
Сбились мы с пути!
Музыкальный руководитель:
Вьюга тропку заметает,
Не дает идти!
Музыкальный руководитель:
Быстрокрылы и легки,
Сказочной зимою,
Что за чудо-мотыльки
Кружат над тобою?
Исполняется «Танец снежных хлопьев»
Музыкальный руководитель:
Город волшебный встает на пути,
Добрую фею вам нужно найти.
Звучит музыка Феи Драже, выходит Фея.
Фея.
Приветствовать рада гостей!
Прошу, проходите скорей.
Все феей Драже называют меня.
Вас всех с Новым годом, друзья!
Мари и Щелкунчик:
Мы ищем дорогу в Волшебную страну. Нужно разрушить колдовство злой мышиной королевы.
Фея:
Я дорогу укажу,
Но сначала, вас прошу,
рассыпались мои волшебные драже, перепутались они. Помогите мне, разберите!
Игра «Собери по цвету». На подносе выносят драже разного цвета и чашки. Дети должны разобрать драже по цвету — кто быстрее.
Музыкальный руководитель:
А теперь встречайте следующего гостя, он поможет вам добраться в Волшебную страну.
Исполняется арабский танец «Кофе». Под музыку выходит Принц Кофе
Музыкальный руководитель:
На забаву царским детям
Много лет тому назад
Вместо кукол и игрушек
Привозили арапчат.
И хотя они одежду яркую носили,
Но по Африке далекой все равно грустили.
Музыкальный руководитель:
Я знаю, кто может развеселить его
Он с бубенчиком в руке,
В ярко-красном колпаке,
Он веселая игрушка
А зовут его … (Петрушка).
Выходите-ка, Петрушки,
Не забудьте бубен взять.
Мы веселый русский танец
Начинаем танцевать.
Дети-Петрушки танцуют .
Щелкунчик:
Саблю мою волшебную
Королева мышей унесла,
Обещала мне, что игрушкою
Я останусь теперь навсегда!
Музыкальный руководитель:
Беритесь за руки скорей,
Не выпускайте вы мышей! Щелкунчик снимает маску, превращается в принца.
Музыкальный руководитель:
Свершилось чудо в эту ночь,
Умчались все невзгоды прочь.
Пусть распахнутся шире двери,
Входите, счастье и веселье.
Хочу сказать я вам, друзья,
Что жить без дружбы нам нельзя.
Вот и закончилась добрая сказка!
Викторина по прослушанной музыке.
1.Кто автор сказки «Щелкунчик и Мышиный король?
2.Кто сочинил музыку к «Щелкунчику»?
3. Какой танец в балете танцуют снежинки ?
4. Как звали правительницу в волшебном городе Конфитюренбурге?
5.Какие принцы встретились на пути героям и какие танцы они исполняют?
III Заключительный этап: Проведение музыкальной викторины по прослушанным произведениям.
Проект дал возможность закрепить и обобщить знания детей ,полученных на музыкальных занятиях, развлечении. Возник эмоциональный отклик на яркие музыкальные впечатления. Дети проявили интерес к представленному материалу. Развитие интереса к музыке русского композитора важно в музыкальном воспитании , в формировании музыкальной культуры.Дети сопереживали героям, стали более эмоционально отзывчивыми.