Семинар "Взаимодействие ДОУ и семьи" Тема: " Общение ребёнка и воспитателя в современном детском саду".
учебно-методический материал

Воробьева Оксана Сергеевна

Тема: " Общение ребёнка и воспитателя в современном детском саду".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_vzaimodeystvie_dou_i_semi.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка Детский сад № 21 «Надежда»

Семинар "Взаимодействие ДОУ и семьи"

Тема: " Общение ребёнка и воспитателя в современном детском саду".

                                                    Подготовил: Воспитатель Воробьева О.С.

г.о. Ступино

2019г.

        Период от рождения до поступления в школу является по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, он обеспечивает именно общее развитие.

        Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности - игре, рисовании, конструировании, музыкальной деятельности, речевом общении и др.

         В общении с детьми я придерживаюсь принципа: "Не рядом , не над, а вместе". Эту модель общения называют лично-ориентированной. Она составляет альтернативу содействовать становлению ребёнка дошкольника как личность.

         Это предполагает решение следующих задач:

    - развитие доверия ребёнка к миру, чувства радости существования;

    -формирование начал личности, развитие индивидуальности ребёнка.

        Знания, умения, навыки, которыми овладевают дошкольники нашего детского сада, мы рассматриваем не как цель, а как средство полноценного развития личности ребёнка.

        Способы общения предполагают умение стать на позицию ребёнка. Тактика моего общения с воспитанниками - сотрудничество. На ребёнка при этом я смотрю как на полноправного партнёра в условиях сотрудничества.     Личностно - ориентированная модель общения воспитателя с ребёнком помогает приобщить ребёнка к миру человеческих ценностей. В общении я передаю дошкольнику выработанные человечеством и зафиксированные в культуре средства и способы познания мира, его преобразования и переживания. Овладение ими и ведёт к развитию специфических человеческих способностей у наших воспитанников.

       Мир человеческих отношений раскрывает дошкольнику в представлениях о добре и зле, о своём и чужом, о правде и лжи, о справедливости и т.д.

       В современном детском саду общение дошкольника с воспитателем становится внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации.

       Для воспитания личности необходима особая организация педагогического процесса в дошкольном учреждении, основная черта которой - психологически бережное отношение к личности ребёнка, уважение в нем человека, имеющего право на личную жизнь. Поэтому я стараюсь как можно реже прерывать деятельность детей и мешать ей. При этом я продумываю стиль и модель общения с детьми в зависимости от поставленных задач. Выбор содержания деятельности должен основываться на желании детей, определяться их уровнем развития. Дошкольники становятся участниками планирования собственной деятельности, поскольку их вопросы, идеи, предложения, особенности поведения, опыт жизни в детском саду и за его пределами - важнейшие критерии содержания воспитания и обучения и сроков его реализации.

Общаясь с ребёнком я помню:

     -ребёнок мне ничего не должен. Это я обязана помочь ребёнку стать более самостоятельным и ответственным;

     -в каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно попытаться понять цели, которые ребенок преследует теми или иными действиями;

     -называть свои правила и требования против воли детей - это насилие, даже если намерения педагога положительны; - тихий, застенчивый ребёнок нуждается в моей профессиональной помощи так же, как и отъявленный драчун;

     -благополучная социальная ситуация развития - это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общения.

      Открытое планирование требует перестройки деятельности воспитателя.     В моей работе присутствуют определённые доли импровизации. Таким образом, педагогический процесс должен базироваться на двух составляющих:

  • планировании, направленном на усвоение детьми определённого содержания программы(стратегия педагогического процесса),
  •  своеобразной педагогической импровизации, посредством которой взрослый варьирует содержание , формы и методы в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребёнком ( тактика педагогического процесса).

       Детально запрограммировать весь педагогический процесс невозможно, поскольку разнообразные жизненные явления вносят свои коррективы в запланированную деятельность. С целью охраны физического и психического здоровья детей я поддерживаю компоненты жизнедеятельности в детском саду, осуществляю привычные для дошкольников ритуалы. Это

  •  режимные моменты ( сон, питание, прогулка);
  •  систематические занятия, утренняя гимнастика и т.п.

       Наряду с этим вношу в повседневную жизнь детей элементы сюрпризности, с тем, чтобы разнообразить её, сделать интересной.

       Приступая к работе с детьми дошкольного возраста, очень важно помнить, что обучение не должно разрушать естественность их жизни.

       Поэтому я придерживаюсь определённых правил:

  • Нужно помнить, что принудительное обучение бесполезно. Обучение должно быть организованно таким образом, чтобы ребёнок занимался с желанием, был инициативным!
  • Необходимо постоянно поощрять его усилия и стремления узнать новое, научиться новому.
  • Знать, что только имея с ребёнком контакт, можно его чему-то научить.
  •  Учитывать, что лучше слышат того, кто тише говорит. Помнить, что у каждого ребёнка свой срок и свой час постижения тех или иных знаний.
  • Сравнивать результаты работы ребёнка можно только с его же собственными достижениями, но не с достижениями других детей. Нужно избегать отрицательных оценок дошкольника и результатов его деятельности.
  • Учитывать индивидуальные особенности детей. Максимум внимания уделяю отстающим ребятам. Новый материал я начинаю с ними усваивать раньше, чем со всей группой( опережать, а не догонять основную массу). Использую средства наглядности в определённых границах, в соответствии с возрастом детей, их возможностями, программными задачами, этапом усвоения материала. Создаю ребенку условия для применения поисковых ориентировки в заданиях. Приучаю детей точно и связно выражать свои мысли. не надо знакомить ребят с обилием терминов, даже если они способны их запомнить. важнее объяснить суть понятий. Понимание важнее запоминания!

        Таким образом, без грамотно построенного процесса обучения, при котором сохраняются самобытность и специфика дошкольного детства, невозможно всестороннее развитие дошкольника.

         Такой процесс предполагает разнообразие форм организации обучения и возвращение первоначального значение слову "занятие"- заниматься с ребенком чем-то интересным и полезным для его развития, но не в форме школьного урока.

        Основа обучения - разнообразная деятельность детей. Программное содержание занятий должно быть направлено на выявление индивидуальных возможностей ребенка. Такое обучение является личностно ориентированным. В его процессе создаются условия для формирования не только знаний, умений и навыков, но и основных базисных характеристик личности. К ним относятся самостоятельность, инициативность, ответственность, творчество (направленное в дошкольном возрасте на создание не объективно, а субъективно новых материальных и духовных ценностей), компетентность, коммуникативность, воля (произвольность).

      Таким образом, весь образовательный процесс я нацеливаю на развитие личности каждого ребенка. Большое внимание уделяю развивающей предметно - пространственной среде, как основе индивидуального подхода к ребенку.

           В целях реализации индивидуальных интересов, потребностей должно обеспечиваться право дошкольников на любимое занятие.

          В общении воспитателя с ребёнком огромную роль играет речь. Речь - неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества. Для того чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, побуждающие ребёнка осознано обращаться к слову, формирующим потребность быть понятым сначала взрослым, а потом сверстниками. Такие условия возникают, прежде всего, в процессе самого общения и деятельности, организуемой взрослыми совместно с детьми. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем более необходимым для ребёнка становится речевое общение. Воспитатель должен соблюдать некоторые инструкции в общении с детьми. Я, осуществляю индивидуально- дифференцированный подход, который помогает каждому ребёнку; налаживать с помощью речи взаимодействие со сверстниками в самодеятельной сюжетно- ролевой игре, активно и самостоятельно осваивать язык, что проявляется в играх со звуками, рифмами, в вопросах о названиях и назначении предметов. На занятиях и в каждодневном общении моя речь выступает фактором развития речи детей. Она должна быть эталоном для детей и оцениваться с трех сторон: содержательностью ( о чём и сколько говорю, что сообщаю детям); безупречная правильность формы ( как говорю); возрастная и педагогическая направленность( умение говорить с дошколятами, убеждённо и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым- родителям, коллегам).

        В течении дня, я продумываю наиболее целесообразные модели общения; каждое обращение к детям должно соответствовать правилам общей культуры; нельзя на детей переносить свое плохое настроение, ходить с недовольным лицом (улыбка, доброжелательность, явное желание выслушать ребёнка, иногда серьёзность и озабоченность - вот на чем основывается выражение лица); в течении дня не забывать приласкать каждого ребёнка, каждого встретить ласковым словом и улыбкой и так же проводить вечером домой; предпочтительным должен стать партнёрский стиль.

         Ещё одна неотъемлемая часть взаимоотношений педагога и ребёнка, это культурно-досуговые праздничные традиции. Они играют важную роль в создании благоприятной психологической среды для дошкольников.

        Виды культурно-досуговой деятельности многообразны, их можно классифицировать следующим образом; праздники, развлечения, творчество(коллективные творческие дела).

        Я считаю, что главное в работе педагога, на современном этапе- это правильное общение воспитателя с ребёнком, от этого зависит благоприятный психологический климат в группе, а значит и комфортное пребывание в детском саду.

        Работа с родителями ведётся систематически и индивидуально. Родители с удовольствием и активно участвуют в жизни группы. Провожу так же анкетирование родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете Тема: " Общение ребёнка и воспитателя в современном детском саду"

Выступление на педсовете Тема: " Общение ребёнка и воспитателя  в современном детском саду"...

Общение ребенка и воспитателя в современном детском саду

Период от рождения до поступления в школу является по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физ...

Эссе на тему: "Современный воспитатель в современном детском саду"

                                           Эссе  на тему:"Современный вос...

Общение ребёнка и воспитателя в современном детском саду

Период от рождения до поступления в школу является по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физ...

Статья на тему: " Общение ребёнка и воспитателя в современном детском саду".

В статье говорится о том, что главное в работе педагога, на современном этапе - это правильное общение воспитателя с ребенком, от этого зависит благоприятный психологический климат в группе, а знвчит ...