Картотека "Игры с мячом для развития речи"
картотека (средняя группа)
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igry_s_myachom_dlya_razvitiya_rechi.docx | 20.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «Кто кем был?»
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход игры: взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой
Лошадь – жеребёнком шкаф – доской
Корова – телёнком велосипед – железом
Дуб – жёлудем рубашка – тканью
Рыба – икринкой ботинки – кожей
Яблоня – семечкой дом – кирпичом
Лягушка – головастиком сильный – слабым
Бабочка – гусеницей взрослый – ребёнком
Игра с мячом «Животные и их детёныши»
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход игры: Бросая мяч ребёнку, взрослый называет какое-либо животное, а ребёнку, возвращая мяч взрослому, называет детёныша этого животного.
Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.
Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.
Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.
Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.
Игра «Кто где живёт?»
Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, взрослый задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
Вариант 1. Взрослый – Дети
Кто живёт в дупле? – Белка.
Кто живёт в скворечнике? – Скворцы.
Кто живёт в гнезде? – Птицы: ласточки, кукушки, сойки.
Кто живёт в будке? – Собака.
Кто живёт в норе? – Лиса.
Кто живёт в логове? – Волк.
Кто живёт в берлоге?- Медведь.
Вариант 2. Взрослый – Дети
Где живёт медведь? – В берлоге.
Где живёт волк? – В логове.
Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».
Игра «Скажи ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход: Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний.
Стол – столик, ключ – ключик.
Шапка – шапочка, белка – белочка.
Книга – книжечка, ложка – ложечка.
Голова – головка, картина – картинка.
Мыло – мыльце, зеркало – зеркальце.
Кукла – куколка, свёкла – свёколка.
Коса – косичка, вода – водичка.
Жук – жучок, дуб – дубок.
Вишня – вишенка, башня – башенка.
Платье – платьице, кресло – креслице.
Перо – пёрышко, стекло – стёклышко.
Часы – часики, трусы – трусики.
Игра «Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.
Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна»
Воспитатель - Дети
Солнце – что делает? – Светит, греет.
Ручьи – что делают? – Бегут, журчат.
Снег – что делает? – Темнеет, тает.
Птицы – что делают? – Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель – что делает? – Звенит, капает.
Медведь – что делает? – Просыпается, вылезает из берлоги.
Игра «Лови да бросай – цвета называй»
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Взрослый - Дети
Красный – мак, огонь, флаг
Оранжевый – апельсин, морковь, заря
Жёлтый – цыплёнок, солнце, репа
Зелёный – огурец, трава, лес
Голубой – небо, лёд, незабудки
Синий- колокольчик, море, небо
Фиолетовый – слива, сирень, сумерки
Игра «Весёлый счет»
Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.
Ход: взрослый бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь».
Пример:
Один стол – пять столов
Один слон – пять слонов
Один журавль – пять журавлей
Один лебедь – пять лебедей
Одна гайка - пять гаек
Одна шишка – пять шишек
Один гусёнок – пять гусят
Один цыплёнок – пять цыплят
Один заяц – пять зайцев
Одна шапка – пять шапок
Одна банка – пять банок
Одна пуговица – пять пуговиц
Одна конфета – пять конфет
Игра « Хорошо – плохо»
Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения.
Ход: логопед задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях.
Взрослый: Дождь.
Дети: Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев,
полезен для земли и будущего урожая, но плохо - намочит нас, бывает холодным.
Взрослый: Город.
Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
Взрослый: Зима
Игра «Чья голова?»
Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных.
Ход игры: воспитатель, бросая мяч ребёнку в руки, громко говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».
Например:
У рыси голова – рысья
У рыбы – рыбья
У кошки – кошачья
У сороки – сорочья
У лошади - лошадиная
У орла – орлиная
У верблюда – верблюжья
У собаки – собачья.
Игра «Горячий – холодный»
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка дошкольного возраста противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку в руки, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч взрослому, называет другое – с противоположным значением.
Взрослый – Дети
Горячий – холодный
Хороший – плохой
Умный – глупый
Весёлый – грустный
Острый – тупой
Гладкий – шероховатый
Лёгкий - тяжёлый
Глубокий – мелкий
Светлый – тёмный
Добрый – злой
Игра «Кто как передвигается?»
Цель: обогащение и развитие глагольного словаря детей среднего дошкольного возраста, развитие мышления, произвольного внимания, воображения, ловкости, памяти.
Ход: взрослый, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
Взрослый – Дети
Собака – стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит.
Кошка – мяукает, ласкается, царапается, лакает.
Мышка – шуршит, пищит, грызёт, прячется, убегает.
Змея – ползёт, шипит, извивается, жалит, нападает.
Человек – ходит, учится, кушает, растет.
Растение - …..
Игра «Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход: Воспитатель, бросая мяч в руки поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает у него:
-Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить на вопрос взрослого:
-Сорока стрекочет.
Примеры вопросов:
-Сова летает, а кролик?
-Корова ест сено, а лиса?
-Крот роет норки, а сорока?
-Петух кукарекает, а курица?
-Лягушка квакает, а лошадь?
-У коровы телёнок, а у овцы?
-У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры с мячом для развития речи
Игры с мячом на развитие детской речи, способствуют усвоению детьми правильных грамматических форм слов и вырабатывают ориентирование в звуковой модели слова. Цели игры с мячом на развитие детской ре...
Игры с мячом для развития речи
Материал для развмещения в родительском уголке, содержит примеры игр с мячом, напрвленных на развитие лексико-грамматического строя речи старших дошкольников....
Игры с мячом для развития речи
В данном материале представлена подборка игр с мячом, направленных на обогащение словаря, формирование грамматического строя ребенка...
ИГРЫ С МЯЧОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.
Развитие Коммуникативных навыков...
Тренинг с родителями воспитанников подготовительной к школе группы «Игры с мячом для развития речи детей»
Для многих людей мяч - одна из первых любимых игрушек. И не удивительно. Мяч незаменим для развития общей и мелкой моторики, координации движений, скорости реакции, ловкости, внимания, смекалки. С его...
«Игры с мячом для развития речи, мелкой и общей моторики»
Описание значения игр для развития мелкой моторики. Приведены методики работы (проект Яртовой - пальчиковая гимнастика под музыку, игры с мячом)...
Игры с мячом для развития речи детей
Картотека игр с мячом для развития речи у детей дошкольного возраста...