Буклет для родителей "Кризис 3-х лет"
консультация (младшая группа)
О кризисе 3-х лет:
- Процесс развития ребенка можно условно разделить на периоды: стабильные и критические.
- Во время стабильных периодов ребенок развивается медленно и незаметно.
- Во время критических периодов личность ребенка меняется полностью за очень короткий срок.
Кризис, как правило, наступает незаметно, поэтому очень трудно определить его начало и конец.
Границы кризиса, определяющие начало и конец, крайне неотчетливы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_pamyatka_dlya_roditeley_krizis_3_let.docx | 60.92 КБ |
Предварительный просмотр:
О кризисе 3-х лет
- Процесс развития ребенка можно условно разделить на периоды: стабильные и критические.
- Во время стабильных периодов ребенок развивается медленно и незаметно.
- Во время критических периодов личность ребенка меняется полностью за очень короткий срок.
- Кризис, как правило, наступает незаметно, поэтому очень трудно определить его начало и конец. Границы кризиса, определяющие начало и конец, крайне неотчетливы.
- Кризис 3-х лет называется именно так, потому что наступает в период от 2,5 до 3-х лет и оканчивается примерно в 3 – 3,5 года.
- Кризис наступает потому, что должны измениться условия развития ребенка: отношение к нему, система его воспитания.
- До наступления кризиса ребенок практически всегда послушен воле взрослого, охотно подражает ему во всем, принимает его предложения.
- С наступлением кризиса взрослым все труднее становится управлять поведением ребенка.
Симптомы
наступления кризиса 3-х лет:
- Негативизм – ребенок начинает негативно относиться ко всему тому, что исходит от взрослого, перестает беспрекословно выполнять его просьбы, начинает делать все наоборот.
- Упрямство – ребенок начинает постоянно настаивать на своем, причем, не потому что он этого хочет, а потому что он этого потребовал.
- Строптивость – постоянное недовольство, капризы, сопротивление нормам воспитания, образу жизни, который сложился до трех лет.
- Своеволие - ребёнок всё хочет делать сам, постоянно борется за свою самостоятельность.
Остальные три симптома встречаются реже – как правило, в случаях возникновения резкого противостояния в отношениях ребёнка с семьей.
- Бунт против окружающих - ребёнок как будто находится в состоянии жёсткого конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведёт себя агрессивно.
- Обесценивание ребёнком личности близких – ребенок может начать называть своих родителей и других родственников бранными словами, дразнить и обзывать их.
- Деспотизм – начинает подавлять своих близких, заставляет делать все, что он захочет, стремится стать «господином» положения.
Как смягчить проявления кризиса
- Поддерживайте общее положительное самоощущение ребёнка: чаще говорите о своей любви к нему. Одобряйте, поддерживайте все успехи малыша.
- Уважайте замыслы малыша, внимательно слушайте его вопросы и отвечайте так, чтобы ребёнок чувствовал вашу заинтересованность его делами.
- Оценивайте только действия и поступки ребёнка, но не унижайте его личность, не обижайте его. Такие слова, как «неумеха», «растяпа», «вечно у тебя всё валится из рук», больно ранят самолюбие малыша.
- Не сравнивайте неудачи ребёнка с успехами других детей. Такие слова, как «эх, ты, у тебя не получается, а вот Саша давно уже умеет это делать», не приведут ни к чему хорошему.
- Достижения малыша сравнивайте с его собственными: «Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера». Не следует воспитывать у ребёнка чувство соперничества с другими.
- Там, где это возможно, предоставляйте ребёнку право быть самостоятельным: давайте ему возможность выбора занятий, игр, тех или иных вещей и действий (например, спрашивайте, хочет ли он гулять, какую одежду хочет надеть, какие игрушки взять на прогулку, что он хочет сегодня съесть на обед и пр.).
- Неприятные процедуры, которые могут вызвать сопротивление малыша, спровоцировать упрямство и негативизм, старайтесь перевести в увлекательную для него игру.
- Не драматизируйте конфликтную ситуацию, старайтесь смягчить её, используйте шутку, юмор, небольшие хитрости.
- Не вступайте с ребёнком в бесконечные пререкания в тех случаях, когда он часто упрямится, противопоставляет себя окружающим. Они могут усугубить его упрямство. Вы мудрее его, поэтому помогите ему справиться с самим собой.
- Если же в момент истерики вы будете увещевать его или наказывать, вы не получите положительного результата. Ребёнок, находящийся в состоянии аффекта, непроницаем для разумных доводов, а гнев и наказание только подстегнут негативное поведение.
- Не запугивайте ребёнка и не угрожайте ему.
- Не будьте чрезмерно уступчивыми, не идите на поводу любых желаний ребёнка. Если вы позволите ему с помощью истерик добиваться цели, это может стать устойчивой формой поведения. Сдержитесь, сделайте вид, что вас не волнует истерика, и ребёнок, с визгом падающий на пол, довольно быстро поймёт, что таким способом он ничего не добьется.
- Не будьте сами чрезмерно упрямыми. Взрослым нужно уметь посмотреть со стороны на самих себя. Упрямство детей часто появляется в ответ на желание родителя подчинить себе ребенка: «Я что тебе сказала, ты будешь слушаться или нет?», «Вот, я тебе покажу, как не слушаться!» и т.п. На подобное обращение ребёнок отвечает естественной реакцией упрямства.
- Кризисные явления могут пройти почти незаметно, если с первых дней жизни малыша вы будете учитывать его потребности, правильно организовывать общение с ним и его индивидуальные игры и занятия, уважать его личность и учить его уважать и любить других.
Педагогические хитрости,
или как помочь ребенку стать послушней
- Везде, где возможно, пусть ребенок делает что-то для себя сам и по своему усмотрению. Не следует устраивать скандалы из-за того, что он не повинуется вам. Если нет острой необходимости, не настаивайте на своем! А если вы вынуждены настаивать (допустим, собрать игрушки, одеться, чтобы идти куда-то, или, напротив, раздеться, чтобы ложиться спать, и т. п.), то не акцентируйте внимания на его отказе повиноваться. Не спешите "принимать меры", подождите! Выждать минуту-другую можно почти всегда.
- Вместо принуждения лучше сделать так, чтобы ребенок сам захотел выполнить то, что от него требуется. Для этого необходимо всего лишь придумать, как превратить обременительную для ребенка обязанность в игру. Например: ваш ребёнок отказывается наотрез кушать, хотя голодный. Вы не упрашивайте его. Накройте стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок, как большой, садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой съедает полностью обед.
- Принуждение там, где оно неизбежно, следует разбавить свободой выбора. Например: "Тебе купить творожок с курагой или без?"; «Ты сегодня наденешь красную или синюю футболку?»; «Ты будешь кушать манную кашу или гречневую?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Права ребенка"
В краткой, лаконичной форме познакомить детей и взрослых с правами детей....
Буклет о спорте
Стихи и загадки о спорте....
Буклет "Олмпийские игры"
В буклете рассказывается о возникновении Олимпийских игр....
Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков С, З, Ц" первый комплекс
Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков С, З, Ц" первый комплекс сделан в программе фотошоп....
Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков Ш, Ж, Ч, Щ" второй комплекс
Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков Ш, Ж, Ч, Щ" второй комплекс сделан мной в программе фотошоп....
Буклет для родителей "Полезные советы"
Предлагаю вашему вниманию «Полезные советы». Они помогут Вам донести до детей самоценность окружающих нас живых и неживых объектов, увидеть их хрупкость и незащищённость, дадут повод задуматься ...
Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОНСКОГО;Картотека игр на развитие памяти у детей старшего дош.возрас
Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОН...