Практикум для родителей: "Семейное чтение: необходимое и организованное"
консультация
Прослушав курс АСОУ на тему "Развитие речи детей дошкольного возраста средствами художественной литературы" убедилась, что многие современные родители дошкольников недооценивают роль домашнего чтения в разностороннем развитии детей. Итоговой работой по теме курса выбрала практикум для родителей. В презентации поставлена задача - убедить в крайней необходимости домашнего чтения. Решают эту задачу на практике все участники обсуждения. Возможно, материал пригодится и в качестве консультации для педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shcherbakova_l.a._itogovaya_rabota.pptx | 2.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проведения практикума - Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна . - Практикум призван помочь родителям привить своим детям любовь к книгам, ведь это – первая ступенька к грамотности и обучению в течение всей их жизни В процессе данного мероприятия решаю проблему формирования читательской культуры, устойчивой потребности в чтении, любви к книге, развития семейного интереса к чтению и книге, поддержки высокого престижа чтения в сознании родителей и их детей. Хочу помочь родителям в построении семейного досуга, общения, сотворчества вокруг чтения.
Цель «практикума «Семейное чтение: необходимое и организованное» Оказание помощи родителям в культурно-просветительной работе, направленной на саморазвитие и самосовершенствование родителей. Задачи «практикума»: 1. Формирование читательской культуры, устойчивой потребности в чтении, любви к книге. 2. Привлечение родителей к активной поддержке детского чтения, помощь им в построении семейного досуга, общении, сотворчестве вокруг чтения. 3 . Составление памятки и практических рекомендаций для организации семейного чтения.
Ожидаемые результаты , От практикума жду , что в результате работы проявится интерес к семейному чтению, уверенность в необходимости читать самим и своим детям книги. Родители после практикума получат исчерпывающую информацию о крайней необходимости чтения детям вслух и практические рекомендации об организации этого процесса . Предварительная работа Ознакомление с теоретическим материалом при помощи ИКТ для проведения практической работы.
Материалы и атрибуты Большая таблица из двух колонок «ДА» и «НЕТ», отдельные тезисы для памятки, где пропущена частица «НЕ», которые в процессе работы будут прикрепляться в разные колонки таблицы, памятки -подсказки, заранее напечатанные для каждого родителя
Основные этапы проведения « практикума «Семейное чтение: необходимое и организованное» 1 Этап организационный Цель: моделирование взаимодействия 2 Этап основной Цель: повышение родительской компетенции по вопросам семейного чтения Этап заключительный Цель: формирование у родителей мотивации семейного чтения.
Содержание первого этапа (организационный) Приветственное слово педагога: Многолетняя практика показала, что книга – это не только источник знаний, как провозглашает известная всем цитата М . Горького , но и мощное воспитательное средство, воздействующее на душу ребенка и формирующее его личность. Здесь важно все: что читать, с кем, когда и как. Сегодня мы остановимся подробнее на каждом из этих пунктов.
Содержание второго этапа ( основного) Просмотр презентации по теме « Семейное чтение: необходимое и организованное». Обсуждение и обмен мнениями. 3. Практическая работа (слайд 12)
Вступительное слово: Пожалуй, нет такого ребенка, который не любил бы слушать чтение вслух, да и большинство родителей с удовольствием читают своим малышам, но мало кто задумывается о том, что семейное чтение может служить раннему развитию малыша: чтение развивает слух, память, укрепляет связь между родителем и ребенком, оно может подтолкнуть ребенка к самостоятельному чтению или вдохновить на творческий порыв. У малыша постоянно работает фантазия: часто чтение книг вдохновляет ребёнка на выдумку продолжения понравившейся ему истории. Вы сами будете с интересом выслушивать от ребенка его же варианты развития дальнейших событий книги. Для самых маленьких чтение — это прежде всего общение с родителями, по терминологии выдающегося американского психолога Дж. Кэмпбелла , период «пристального внимания», остро необходимого любому ребенку. Ребенок ценит то время, когда папа или мама откладывают все дела, сажают на колени малыша и они вместе читают любимую книгу. Можно крепко-крепко прижаться к маме, слышать ее голос, вместе с ней сопереживать любимым героям, смеяться над их приключениями.
Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения. ВОПРОС ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ : «Как ваши дети относятся к чтению книг взрослыми»?
Книги дают ребенку: - интеллектуальное и эмоциональное развитие; - развитие языка; - социальное и образовательное развитие; - влияют на социализацию личности. Чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души В. Сухомлинский Согласитесь, в 21веке полноценными читателями надо успеть стать в детстве, иначе потом жизненный стремительный темп может не оставить для этого времени ВОПРОС ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: «Почему Ваш ребенок просит Вас почитать ему вслух?».
Главный путь широкого приобщения ребят к чтению – это возрождение традиции семейных чтений. Семья – важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков и средство духовно-нравственного воспитания личности. Совместное чтение побуждает ребёнка задавать вопросы искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступить в диалог с взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребёнка с народными обычаями, традициями, семейными историями. ВОПРОС ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ : «Есть ли необходимость возрождать традиции семейного чтения?»
Семейное чтение: «ЗАЧЕМ?» Семейное чтение даёт возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близких что- то важное и интересное. После чтения предлагаемых сказок дети втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет необходимость просить прощения после совершённого необдуманного поступка или сказанного обидного слова в адрес бабушки, вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом, побудить к созданию своей родословной, опираясь на опыт старших представителей семейного рода. Чтение сказок, включая сказки на духовно-нравственную тематику, позволяет детям уяснить значение понятий, о которых они не слышат ни в детском саду, ни во дворе, ни в обыденном семейном общении – это например такие понятия как целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстная любовь, самопожертвование. Время, отданное ритуалу семейного чтения, сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, мыслить, размышлять, чувствовать и сопереживать. Ну как, к примеру, объяснить ребёнку которая о нём заботится?
Чтение ребенку вслух – семейное чтение Развивает язык, память, воображение, учит мыслить Выстраивает связь между родителями и ребенком ВОПРОС ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: «Что дает семейное чтение?»
Семейное чтение С точки зрения романтика, дарит семейное счастье. С точки зрения прагматика, чтение родителями вслух является наилучшей инвестицией в интеллектуальное будущее ребенка. Все мы хотим, чтобы наши дети выросли умными, добрыми и счастливыми. Есть простое средство -- читаем детям вслух !
Семейное чтение: « КАКИМ ОБРАЗОМ »? «Как читать вашему ребёнку» «Пробуждение у детей интереса к чтению зависит не только от литературного материала, но и от подачи его читателям. И ещё больше оно зависит от личности взрослого, взаимодействующего с ребёнком на материале книги. Залог успеха в пробуждении у детей желания читать – способность взрослого … оживлять интерес детей собственным интересом». И.Н. Тимофеева
Практическое руководство по поддержанию у детей интереса к чтению. 1. Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как удовольствию 2.Читайте детям вслух с самого раннего возраста. 3.Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т. п. 4.Устройте с детьми поход в библиотеку и учите их пользоваться ее фондами. 5. Показывайте, что Вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков. 6. Подпишитесь на журналы для ребенка с учетом его интересов и увлечений. 7. Пусть ребенок читает кому-нибудь из домашних или своим друзьями, которые еще не умеют читать. 8. Во время поездки на машине пусть дети слушают записи литературных произведений. 9. Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т. д.) 10. В доме должна быть детская библиотека. ВОПРОС ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: « Что сделать, чтобы ребенок читал»?
11. Если дети посмотрели интересную передачу по телевизору, достаньте книгу на эту тему. 12.Разыгрывайте с детьми сказки по ролям: используйте выразительное чтение, костюмы и реквизит. 13. Устройте маскарад и предложите детям нарядиться в костюмы любимых героев. 14. Сходите с детьми в зоопарк или в музей, спросите, что им особенно понравилось, а потом купите книги на эти темы. 15.Заинтересуйте детей историческим чтением, предложив им посмотреть старые газеты и найти в них, каким был ваш город в прежние времена (или поискать информацию в библиотеке). 16. Расскажите детям о книге, которую Вы только что прочитали и которая им будет интересна: разожгите их любопытство, прочитайте отрывок, а потом оставьте книгу в доступном месте. 17. Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им. 19. Читайте вместе с детьми перед тем, как уложить ребенка.
Семейное чтение: «От слов – к делу»! -Итогом нашего коллективно-творческого дела должна стать ПАМЯТКА - ПОДСКАЗКА, которую вы составите сами. Памятка поможет вам организовать семейное чтение . -Прочитайте тезисы, написанные на полосках бумаги. Проанализируйте добавьте или не добавляйте частицу «не» к этим предложениям, обоснуйте свое решение и расположите в нужной части таблицы «ДА» «НЕТ»
«Памятка - подсказка» «ДА» Читайте своим детям (сказку на ночь или рассказ вечером). Читайте вместе со своим ребенком 10 минут каждый день. Читайте сами, показывая пример своему ребенку. Разрешайте ребенку самому выбирать книги для чтения. Поощряйте его желание подержать, полистать книгу, «поиграть» с ней. Заботьтесь о том, чтобы у ребенка дома было много красочных книг. Посещайте с ребенком регулярно книжный магазин или библиотеку. Дарите ребенку книги. Поощряйте ребенка в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым. Делайте чтение приятным времяпрепровождением. Хвалите ребенка, если он/она читает. «НЕТ» Не заставляйте читать насильно. Не выбирайте книги для ребенка, пока он/она вас об этом не попросит. Не заставляйте читать слишком трудные книги. Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения. Не проявляйте излишнюю озабоченность, если вам кажется, что у ребенка не слишком быстрые успехи в чтении. Не критикуйте ребенка, если он старается читать. Поощряйте, поддерживайте - и улучшение наступит быстрее. Не сравнивайте уровень чтения ребенка с уровнем его братьев, сестер, других детей. Не прекращайте чтения детям вслух, как только они научатся читать сами. Не отговаривайте ребенка от чтения - читать что-то лучше, чем ничего не читать
Итог встречи: Я узнал(а) много нового… Мне это пригодится в жизни… На практикуме было над чем подумать… На все вопросы, возникшие в ходе практикума, я получил(а)ответы… На практикуме работал(а) добросовестно и приобрел(а)определенный опыт… - У каждого участника сегодняшнего практикума в конверте находятся 10 квадратов двух цветов: красного и зеленого по пять каждого цвета, пронумерованные цифрами от 1 до 5 -Вопросов, на которые вы будете отвечать тоже 5 -Если вы отвечаете «ДА» на вопрос №1, положите зеленый квадрат с №1 в зеленую коробку, если отвечаете «НЕТ» - красный –в красную и т.д. -Наполнение коробок даст оценку нашей работе. Содержание третьего этапа (заключительного) 1.Подведение итогов работы. 2.Рефлексия (слайд 14)
Использование крылатых и образных выражений по тематике Чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души В. Сухомлинский «Пробуждение у детей интереса к чтению зависит не только от литературного материала, но и от подачи его читателям. И ещё больше оно зависит от личности взрослого, взаимодействующего с ребёнком на материале книги. Залог успеха в пробуждении у детей желания читать – способность взрослого … оживлять интерес детей собственным интересом». И.Н. Тимофеева
Рефлексия Не все родители могут организовать для своих детей чтение вслух, осознают значимость такого чтения для развития ребенка. Практикум даст конкретное руководство по организации процесса и мотивирует его организовать . Возможно возникнут затруднения в практической работе из-за отсутствия опыта такой деятельности, поэтому работа проводится в сотрудничестве всех участников. Обмен мнениями, коллективный анализ материала, «живое» общение позволят создать благоприятную рабочую обстановку, которая сведет к минимуму возможные риски. . Данную презентацию смогу использовать при проведении консультаций с родителями и коллегами.
Список использованной литературы 1. Гурович М. М. Ребенок и книга./ М. М. Гурович — Детство-пресс, 2004. 2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л. С. Выготский — Санкт-Петербург, 1997. 3. Кудрявцев В. Воображение ребенка: природа и развитие: Ст 1/В. Т. Кудрявцев// Психологический журнал.-2001. 4. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления./ Л. А. Венгер , А.Л., Венгер — М.: Знание, 1985. 5. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей./ А. Э. Симановский — Ярославль: Академия развития, 1996. 6. Синицына Е. И. Умные сказки./ Е. И. Синицына — М.: Лист, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности".
Именно книга, как хранилище и источник духовного опыта человечества, должна выполнить роль духовно-нравственного развития в семье....
анкета для родителей "Семейное чтение"
анкета позволит педагогу выявить наличие книг у детей дома, какие авторы....
Семинар-практикум с родителями семейного клуба "Здоровые ножки шагают по дорожке"
Цель: Установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах приемственности воспитания, физического развития и оздоровления детей....
Взаимодействие с родителями. Семейное чтение. Правила для родителей
Материал предназначен для родителей и педагогов ДОУ...
Семинар-практикум для родителей «Семейная академия для маленьких умников»
Семинар-практикум для родителей по развитию умственных способностей старших дошкольников, как компонента готовности к школьному обучению...
Семинар-практикум для родителей "Семейные традиции" в детском саду
Цель: Привлечение родителей к обмену опытом о семейных традициях. Донести до родителей значимость семейного воспитания.Задачи: - Познакомить ...
Семинар-практикум для родителей"Семейные традиции"
Цель: Привлечение родителей к обмену опытом о семейных традициях. Донести до родителей значимость семейного воспитания.Зад...