Адаптированная образовательная программа сопровождения на 2016-2017 учебный год
рабочая программа (подготовительная группа)
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (ФЗ, ст.2, п.п. 28).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aop_ryba.docx | 37.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа №2083 Дошкольное отделение «Ивушка»
Адаптированная образовательная программа
сопровождения на 2016-2017 учебный год
(этап подготовки к школьному обучению)
Фамилия, имя, отчество ребенка:
______________________________________
Дата рождения
авторский коллектив:
Тьютор: Кравцова О.А.,
Учитель-логопед: Коновалова Т.В.,
Педагог-психолог: Разина М.В.,
Воспитатели:
Москва, 2016г.
Оглавление.
I. Целевой раздел.
Пояснительная записка:
Принципы и подходы к формированию АОП;
Цели и задачи реализации АОП;
Планируемые результаты освоения АОП:
Срок реализации АОП;
Возраст обучающегося, состав группы
Кадровое обеспечение образовательного процесса;
Способы контроля (педагогическая диагностика).
II. Содержательный раздел.
Учебно-методический план;
Взаимодействие педагогических работников в процессе
реализации индивидуально ориентированной программы;
Содержание коррекционной психолого-педагогической работы;
Взаимодействие с родителями ребенка с ОВЗ.
III. Организационный раздел.
Программно-методическое обеспечение дошкольного образования детей с интеллектуальными нарушениями;
Индивидуальный режим инклюзивного включения ребенка с ОВЗ;
Организация развивающей предметно-пространственной среды(оборудование);
Список литературы
Приложения
I. Целевой раздел.
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (ФЗ, ст.2, п.п. 28).
Основанием для составления адаптированной образовательной программы ребенка с ОВЗ дошкольного возраста послужили рекомендации ПМПК.
Заключение и рекомендации ПМПК и ПМПк
Заключение ПМПК | |
Рекомендации ПМПК по организации специальных условий | |
Рекомендации ПМПк (на базе ДО) |
Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы проблемы с социальной адаптацией последних. Инклюзивное дошкольное образование подразумевает совместное обучение в ДО здоровых детей и детей с особенными потребностями. Данная АОП предусматривает непосредственное включения ребёнка с особыми потребностями в состав группы, где он занимается на общих основаниях со всеми детьми.
Необходимость разработки АОП обусловлена тем, что у нормативно развивающихся детей в дошкольном детстве общение, предметная, игровая изобразительная, конструктивная и трудовая деятельность лежат в основе возникновения всех психологических новообразований и становления личное ребенка в целом. У детей с ОВЗ в раннем и дошкольном возрасте деятельность формируется с опозданием или с отклонениями на всех этапах развития. Только в ходе целенаправленного обучения у детей с нарушением интеллекта развиваются все виды детской деятельности, следовательно необходимо создание специальных условий, для наиболее успешного развития такого ребенка в среде нормативно развивающихся сверстников.
В основу АОП положена Программа которая рекомендована ПМПК по организации специальных условий для данного ребенка и которая отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данной категории.
Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания и обучения, принятые в дошкольной педагогике: научность, доступность, концентричность изложения материала, повторяемость, единство требований к построению системы воспитания и обучения детей -дошкольников.
Принципы и подходы к формированию программы:
При разработке АОП учитывались ООП ДОО и современные, тенденции дошкольного образования, нашедшие отражение в ФГОС и комплексной программе «От рождения до школы» под ред. Я Е. Вераксы, Т. С. Комаровой; М. А. Васильевой, которую реализует инклюзивные группы нашего образовательного комплекса.
АОП направлена на социализацию ребенка с ОВЗ и подготовку к обучению в школе в условиях инклюзивной группы.
Цель программы: всестороннее развитие ребенка дошкольного с ОВЗ при реализации инклюзивной практики в ДО.
Задачи программы: развитие игровой, коммуникативной и познавательной деятельности, развития речи и творческой активности ребенка; коррекция нарушений развития ребенка; создание условий для успешной социальной адаптации.
Срок реализации АОП - 1 год.
Возраст: __________ лет
Состав группы: ________ человек. Группа сформирована из нормативно развивающихся детей и детей с особыми образовательными потребностями: речевые нарушения различной тяжести, задержки психического развития различного генеза, умственная отсталость различного генеза и др. (в соответствии с особенностями данной группы)
Кадровое обеспечение образовательного процесса:
Важным условием обеспечения коррекционно-развивающей работы является подбор высококвалифицированного штата специалистов, работающих с особыми детьми и родителями.
- Воспитатель
- Педагог-психолог
- Учитель-дефектолог
- Учитель-логопед
Ожидаемые результаты усвоения программы и способы контроля:
В соответствии с диагнозом.
Оценка готовности к обучению осуществляется путем логопедической, дефектологической и социально-педагогической подготовки.
Программа реализуется в условиях пятидневного посещения инклюзивной группы полного дня в индивидуальных и групповых видах организованной образовательной деятельности.
Предоставление ребенку времени для самостоятельной игровой деятельности является обязательным условием реализации программы в условиях совместного воспитания детей с разными образовательными потребностями.
Диагностические карты наблюдений детского развития
Оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики | ||||||
Группа дошкольного отделения | ||||||
Ф.И. ребенка | Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям | |||||
социально-коммуникативное развитие | познавательное развитие | речевое развитие | художественно-эстетическое развитие | физическое развитие | Реализация |
Оценка уровня развития
(по программе «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2011г. с учетом критериев заложенных в «Регистре качества образования» (МЦКО)
- показатель "сформирован" - означает, что показатель устойчив, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т. д.
- показатель "находится в стадии формирования" - означает, что показатель периодически проявляется и его проявление зависит от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т. д.
- показатель "не сформирован" означает, что показатель проявляется крайне редко и его появление носит случайный характер
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Учебно-методический план (в соответствии с рекомендациями ПМПК)
№ | Образовательная область | Направление работы специалиста | Кол-во часов в неделю | Используемые программы и технологии | Форма проведения занятия | Специалисты | ||
1. | Познавательное развитие | Ознакомление с окружающим миром и обеспечение успешного усвоения академической познавательной составляющей программы | Учитель- дефектолог | |||||
2. | Речевое развитие | Формирование правильного звукопроизношения и развитие речи: формирование лексико-грамматического строя, связной речи | Учитель- логопед | |||||
3. | Социально-коммуникативное развитие | Развитие коммуникативных навыков | Психолог | |||||
4. | Образовательная деятельность по всем областям | Развитие всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательной деятельности, развитие речи, развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной моторики, развитие зрительно-двигательной координации, развитие творческой активности ребенка в соответствии с режимом. | Воспитатель | |||||
Художественно -эстетическое развитие (раздел музыка)
| Развитие умений и интереса к прослушиванию песен и музыкальных произведений, формирование элементарных певческих и музыкальных навыков, развитие основных движений , ритмичности движений. | Музыкальный руководить | ||||||
Физическое развитие | развитие основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной моторики, | Воспитатель по физкультуре |
Взаимодействие педагогических работников в процессе
реализации индивидуально ориентированной программы
Образовательные области | Направление работы по разделам образовательной области | Содержание коррекционной работы | Специалисты, осуществляющие коррекционную работу | Виды деятельности по осуществлению коррекции |
Социально- коммуникативное развитие | Социализация | Формирование навыков невербальной коммуникации Общение и речевое развитие | Воспитатель Педагог-психолог Учитель-дефектолог Учитель-логопед | Повседневное общение, специально организованные занятия, игра, обучение родителей способам невербальной коммуникации |
Игра | Переход от неспецифических манипуляций к специфическим. Формирование простых игровых действий. Обучение игровому взаимодействию | Воспитатель Педагог-психолог Учитель-дефектолог | Включение в игровое взаимодействие детей в условиях группы. Специально организованные игры-занятия | |
Самообслуживание, трудовое воспитание | Одевание и раздевание. Навыки туалета. Навыки приема пищи. Элементарные трудовые навыки. | Воспитатель Учитель-дефектолог Младший воспитатель. | Игра, специально организованные занятия, организованная педагогом деятельность в режимных моментах | |
Формирование основ безопасности. | Элементарные навыки культурного поведения и соблюдение правил безопасности | Воспитатель Учитель-дефектолог Педагог-психолог | Повседневная деятельность, игра, специально организованные занятия | |
Познавательное развитие | Формирование целостной картины мира | Знакомство с окружающим миром, формирование у детей целостного восприятия и представлений о различных предметах и явлениях окружающей действительности, а также представления о человеке, видах его деятельности и взаимоотношениях с природой. | Воспитатель Педагог-психолог Учитель-дефектолог Учитель-логопед | Повседневная деятельность, специально организованные занятия, игра |
Мышление: Алгоритмы деятельности причинно- следственные связи | Учитель-дефектолог Воспитатель Педагог-психолог | Специально организованные занятия, игра, повседневная деятельность | ||
Сенсорное развитие всех видов восприятия. Создание целостного образа окружающего | Учитель-дефектолог Воспитатель Педагог-психолог | Специально организованные занятия, игра, повседневная деятельность | ||
Формирование элементарных математических представлений | Познание детьми дошкольного возраста количественных и качественных отношений между предметами, Формирование элементарных умений сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств. | Учитель-дефектолог Воспитатель Педагог-психолог | Специально организованные занятия, игра, повседневная деятельность | |
Художественно-эстетическое развитие | Художественное творчество Конструктивно-модельная деятельность | Формирование интереса к рисованию, лепке, аппликации, конструированию, музыкальной деятельности. Обучение способам действий в них. | Воспитатель Младший воспитатель | Специально организованные занятия. Организация педагогом деятельности в режимных моментах. Игра. |
Музыка | Интерес к прослушиванию песен и музыкальных произведений. Формирование элементарных певческих и музыкальных навыков | Музыкальный руководитель Воспитатель | Специально организованные занятия. Организация педагогом деятельности в режимных моментах. Игра. | |
Речевое развитие | Развитие речи | Развитие речи и формирование коммуникативных способностей. Систематизация и обобщение речевого материала, приобретенного детьми в процессе других видов деятельности, расширение и уточнение словаря, активизация связной речи, формирование основных функций речи — фиксирующая, сопровождающая, познавательная, регулирующая и коммуникативная; коррекция звукопроизношения у детей. | Воспитатель Педагог-психолог Учитель-дефектолог Учитель-логопед | Повседневное общение, специально организованные занятия, игра |
Грамота | Обучение элементарной грамоте, развитие ручной моторики и подготовка руки к письму, формирование элементарных представлений о звуко -буквенном анализе, развитие у детей интереса к знаково-символическим средствам. | Воспитатель Педагог-психолог Учитель-дефектолог Учитель-логопед | Повседневное общение, специально организованные занятия, игра | |
Художественная литература | Формирование восприятия художественного текста. Восприятие словесных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен) | Воспитатель Музыкальный руководитель | Повседневное общение, специально организованные занятия | |
Физическое развитие | Физическая культура Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни | Создание условий, побуждающих к двигательной активности. Стимуляция двигательной активности. Развитие основных двигательных навыков. Обучение основным движениям. | Воспитатель Воспитатель по физкультуре | Специально организованные занятия. Организация педагогом деятельности в режимных моментах. Игра. |
Содержание коррекционной психолого- педагогической работы
(в соответствии с рекомендациями ПМПК)
Педагог | Содержание коррекционной психолого- педагогической работы | Планируемые показатели к концу года |
Воспитатель | ||
Педагог-психолог | ||
Учитель-дефектолог | ||
Учитель-логопед | ||
Музыкальный руководитель | ||
Воспитатель по физкультуре |
Взаимодействие с родителями.
Контакт воспитателя, учителя - логопеда (др. специалистов) и родителей осуществляется с первых дней пребывания ребенка в группе: на первом родительском собрании родителя знакомят с результатами психолого-педагогического обследования, а воспитатель анализирует объем усвоения программного материала по разным видам образовательной деятельности.
У некоторых родителей нередко создается впечатление, что недостатки развития со временем могут исчезнуть без специальной помощи, поэтому важно подчеркнуть, что их исправление или компенсация требует систематической и достаточно продолжительной работы. Так, несвоевременная коррекция речевых недостатков может вызвать проблемы усвоения письма и чтения, а отсутствие целенаправленной работы по формированию интеллектуальных операций приведет к трудностям усвоения программы и, в целом, будет препятствовать полноценной готовности к дальнейшему обучению в школе. Наряду с родительскими собраниями рекомендуется приглашать родителей на педагогические занятия (примерно 1 -2 раза в течение месяца), где родители имеют возможность наблюдать за тем, как занимаются их дети, какие используются приемы обучения, какие требования применяются к учебе ребенка, как выполняются специальные коррекционные задания. На протяжении учебного года организуются индивидуальные встречи с родителями, где их знакомят с отдельными приемами коррекционной работы (постановка звуков, артикуляционные упражнения, специальное формирование словаря и т. д.). Воспитатель при этом должен уметь грамотно составить педагогическую характеристику на каждого ребенка, определив его позитивные особенности и те отклонения в интеллектуальном, речевом, эмоциональном поведении, которые требуют коррекции. Кроме формальных данных о ребенке (фамилии, имя, адрес, состав семьи, жилищные условия), такая характеристика содержит сведения о прохождении его адаптации при поступлении в детский сад, доброжелательности в общении с окружающими детьми и взрослыми, поведении на занятиях, предпочтениях в образовательных направлениях, степени активности на занятиях. Особо отмечается, насколько болезненно ребенок с ОВЗ относится к своим недостаткам, как сформирована его игровая деятельность, как он решает возникающие конфликты, бережно ли относится к игрушкам, есть ли проявления агрессии, гиперактивности, насколько опрятен в еде и одежде, как быстро засыпает и насколько спокойно спит.
Ответив одним-двумя предложениями на каждый пункт, воспитатель сможет дать развернутую, грамотную психолого-педагогическую характеристику ребенку.
Очень важно, чтобы руководители, воспитатели, педагоги, персонал учреждений не рассматривали нарушения развития ребенка с ОВЗ как непреодолимое препятствие в достижении им высоких показателей развития, а понимали то, как можно преодолеть очевидные барьеры посредством применения новых знаний и технологий.
III. Организационный раздел.
Программно-методическое обеспечение дошкольного образования детей с
интеллектуальными нарушениями
Название программы | Аннотация |
Индивидуальный режим инклюзивного
включения ребенка с ОВЗ в организованную образовательную и воспитательную деятельность ( в соответствии с возрастной группой)
Время | Общие режимные моменты | Виды деятельности включаемого ребенка | ||||
Понед. | Вторн | Среда | Четв. | Пятн | ||
Организация предметно-развивающей среды (оборудование)
Предметно-развивающая среда строится в соответствии с «Концепцией построения предметно-развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования».
При организации среды учитываются:
· возрастные особенности развития детей;
· уровень сформированности ведущей и типичных видов деятельности;
· индивидуальные особенности, склонности и предпочтения ребенка;
· динамичность среды, предполагающей смену деятельности детьми в соответствии с их запросами;
· использование вариативных методов и приемов обучения в динамичной среде.
В детском саду предметно-развивающая среда для ребенка с ОВЗ состоит из следующих помещений:
· комната для раздевания и ожидания родителями;
· комнаты для занятий и игр
· комната для сна
· физкультурно - музыкальный зал.
Функциональное назначение помещений, составляющих предметно-развивающую среду для ребенка с ОВЗ
Помещение | Применение |
Раздевалка для детей и взрослых | Привитие культурно-этических норм (церемония приветствия друг друга и прощания); формирование навыков раздевания и одевания, самообслуживания и т.п. Материал, необходимый для работы родителей с детьми дома (потешки, песенки, стихи); групповые правила, режим работы, расписание занятий). Наглядный информационный материал для родителей (советы психолога, консультации специалистов по вопросам воспитания и обучения детей). |
Комната для игр и занятий | Формирование ролевых действий, стимуляция сюжетно-отобразительной игры. Развитие социальных навыков, сенсорных способностей, познавательного и речевого развития, конструктивной деятельности и др. |
Спальное помещение |
реализация санитарно-гигиенических навыков, закрепление навыков одевания |
Физкультурно - музыкальный зал | Развитие двигательной активности детей, обучение навыкам правильной ходьбы и другим видам основных движений, развитие крупной и мелкой моторики, координации движений.Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование эстетического вкуса через использование различных видов и форм организации музыкальной деятельности. |
Перечень оборудования и дидактического материала
( в соответствии с возрастной группой)
Список использованной литературы
1 Закон «Об образовании в Российской Федерации», принят 29 декабря 2012г., №273-Ф3.
http7/www.rg.ru/?01 ?/1 ?/30/obrazovanie-dok.html
2. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в образовательное пространство: методические материалы для специалистов сопровождения: учителей-логопедов, учителей- дефектологов, педагогов-психологов, тьюторов и социальных педагогов образовательных организаций (серия: «Инклюзивное образование детей- инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях») / О.Г.Приходько и др.- М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. -102с.
https://mgpu.ru/materials/file/3materials.pdf
3. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждениий / Под ред. Т.В.Волосовей, Е.Н.Кутеповой.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.- 144с.
4. Возможности адаптации общеобразовательного материала для обучения в интегративной среде детей с нарушениями интеллектуального развития: Методические рекомендации / Авт.-сост. Ю.В. Афанасьева А.А. Еремина, Е.Н. Моргачева. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой' - М.: РУДН, 2008. - 92 с.
5. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание» / М.: «Просвещение», 2005. -272.
6. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
7. Балдина Е.А. Подготовка к школе детей с синдромом Дауна в инклюзивном детском саду: работа логопеда в инклюзивной группе // Синдром Дауна XXI век 2010. № 2. 36-37
http://psyjournals.ru/sdXXI/2010/n2/index.shtml
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
http://www.rg.ni/2013/l l/25/doshk-standart- dok.html
9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организации""
http://www.rg.ru/2013/07/19/sanpin-dok.html
10. Материалы курса «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: организация коррекционно-развивающей работы»: лекции 1-8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуального сопровождения детей с особыми образовательными потребностями, как части адаптированной образовательной программы.
Программа раскрывает общие стратегии деятельности педагога-психолога в ДОУ по психологическому сопровождению детей с недоразвитием познавательной сферы в рамках деятельности Консилиума образоват...
Справки мониторингов освоения основной образовательной программы за 2014- 2015, 2015 -2016, 2017-2018 учебные года.
Мониторинги усвоения программы...
Аналитическая справка по итогам мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения содержания образовательной области «Речевое развитие» адаптированной образовательной программы дошкольного образования ( на начало 2016- 2017 учебного год
Аналитическая справкапо итогам мониторингадостижения детьми планируемых результатов освоения содержания образовательной области «Речевое развитие» адаптированной образова...
Аналитическая справка по результатам освоения воспитанниками дополнительной образовательной программы "Волшебный квиллинг" (2016 - 2017 уч.год)
Анализ мониторинга работы творческой мастерской "Волшебный квиллинг" показал положительную динамику, что подтверждает эффективность работы по авторской программе дополнительного образования "Волш...
Справки мониторингов освоения основной образовательной программы за 2013-2014,2014-2015,2015-2016,2016-2017,2017- учебные года
Мониторинги усвоения программы...
Образовательная программа дошкольного образования 2016-2017
Программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к ми...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Сопровождения ребёнка - инвалида подготовительной к школе группе комбинированной направленности на 2020 - 2021 учебный год
Пояснительная записка Индивидуальная программа сопровождения ребенка - инвалида разработана на основании следующих нормативно-правовых документах: - Закон «Об образовании в Российской ...