Рабочая программа театрального кружка
методическая разработка

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Основная образовательная (общеразвивающая) программа дополнительного образования «Солнышко»

Руководитель программы

Воспитатель

(первой квалификационной категории) Канаева Елена Сергеевна

Организация-исполнитель

МАДОУ «Детский сад №36» г.о. Саранск

Адрес организации исполнителя

г. Саранск, ул. Воинова, д.4

Цель программы

Развитие коммуникативно-творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.

Направленность программы

Художественно-эстетическое развитие

Срок реализации программы

3 учебных года

Вид программы

Уровень реализации программы

Адаптированная

Дошкольное образование

Система реализации контроля за исполнением программы

Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

Практическую работу осуществляет воспитатель

Ожидаемые результаты программы

Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства;

Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем;

Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи;

Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя-подбор грима, костюмов, прически;

Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой;

Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций;

Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников студии в самом различном качестве.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_kruzhku_avtosohranennyy.docx93.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №36 комбинированного вида»

                                                                     

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СОЛНЫШКО»

 для детей  дошкольного возраста 4-7 лет

(Срок реализации 3 учебных года)

                                                                                                      Разработала:

Канаева Елена Сергеевна,                                                                                                    воспитатель

МАДОУ «Детский сад №36»

первой квалификационной  

категории

г. Саранск,  2019 г.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Основная образовательная (общеразвивающая) программа дополнительного образования «Солнышко»

Руководитель программы

Воспитатель

(первой квалификационной категории) Канаева Елена Сергеевна

Организация-исполнитель

МАДОУ «Детский сад №36» г.о. Саранск

Адрес организации исполнителя

г. Саранск, ул. Воинова, д.4

Цель программы

Развитие коммуникативно-творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.

Направленность программы

Художественно-эстетическое развитие

Срок реализации программы

3 учебных года

Вид программы

Уровень реализации программы

Адаптированная

Дошкольное образование

Система реализации контроля за исполнением программы

Координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

Практическую работу осуществляет воспитатель

Ожидаемые результаты программы

Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства;

Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем;

Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи;

Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя-подбор грима, костюмов, прически;

Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой;

Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций;

Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников студии в самом различном качестве.

Пояснительная записка

Актуальность.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, - все это помогает осуществить театр.

Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего, то, что не только психологи, но и педагоги - практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения. Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью. 
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С познавательным развитием тесно связано и речевое. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

Новизна и отличительные особенности программы.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—7 лет (средняя, старшая, подготовительная группа). Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания и систематизации материала описанного в литературе.
Новизна заключается в том, что в работе кружка могут принимать участие и родители. 
Расширение круга общения создает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое особенное место, стать полноценным членом общества. Таким образом, подобная организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех, так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнеры взаимодействия.

Цель: развитие коммуникативно-творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

  • Формировать и активизировать познавательный интерес детей.
  • Снимать зажатость и скованность.
  • Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
  • Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.
  • Развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях.
  • Развивать интерес к сценическому искусству.
  • Развивать способность верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).
  • Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.
  • Развивать умение сочинять этюды по сказкам.
  • Развивать умение импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
  • Развивать чувство ритма и координацию движений.
  • Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
  • Развивать двигательные способности, ловкость, подвижность.
  • Создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.
  • Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.
  • Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
  • Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов.
  • Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.
  • Пополнять словарный запас.
  • Развивать умение строить диалог.
  • Воспитывать культуру поведения в театре.

Срок реализации программы.

Реализация программы рассчитана на 8 месяцев (с 1 октября по 31 мая).

Количество занятий в год – 64.

Продолжительность занятий.

Дата проведения: вторник, четверг.

Длительность: 20 минут в средней группе, 25 минут в старшей группе, 30 минут в подготовительной группе.

Форма организации: групповая.

Формы усвоения программы:

Формы подведения итогов: драматизации сказок, стихов; выступления перед детьми других групп, родителями, сотрудниками детского сада; участие в конкурсах по театрализованной деятельности.

Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.

Педагогические условия для реализации программы:

  • Создание предметно пространственной развивающей среды.
  • Единство социально-эмоционального и когнитивного развития.
  • Насыщение театрализованной деятельности интересным и эмоционально – значимым для детей содержанием.
  • Последовательность ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности.
  • Наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми.
  • Совместное участие в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

Методы и приемы обучения:

Методы:

  • Беседа
  • Разыгрывание сказок, сценок
  • Драматизации сказок
  • Ролевые диалоги по иллюстрациям
  • Имитационные этюды
  • Этюды на выразительность передачи образа
  • Этюды на выражение основных эмоций
  • Пантомимические этюды и игры
  • Упражнения на выразительность движений и мимики
  • Упражнения на интонационную выразительность
  • Игровые упражнениям
  • Отгадывание загадок
  • Рассматривание картинок по сказкам
  • Проблемные ситуации
  • Подвижные игры
  • Танцы
  • Слушание музыкальных фрагментов
  • Самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и др.).

Занятия в основном строятся по единой схеме:

  • введение в тему, создание эмоционального настроения;
  • театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
  • эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы:

  • выбор детьми роли по желанию;
  • назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
  • распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);
  • проигрывание ролей в парах.

Предполагаемые умения и навыки детей:

  • Умеют действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно.
  • Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.
  • Запоминают заданные позы.
  • Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.
  • Знают 5-8 артикуляционных упражнений.
  • Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе, не прерывают дыхание в середине фразы и беззвучно.
  • Умеют произносить скороговорки в разных темпах, шепотом.
  • Умеют произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
  • Умеют выразительно прочитать диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.
  • Умеют составлять предложения с заданными словами.
  • Умеют сочинять этюды по сказкам.
  • Умеют строить простейший диалог.

Принципы проведения театрализованной деятельности:

Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.

Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир - это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

Принцип обучения деятельности. Главное - не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.

Основные направления программы:

  1. Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

  1. Музыкально-творческое. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

  1. Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

  1. Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:
  • Что такое театр, театральное искусство;
  • Какие представления бывают в театре;
  • Кто такие актеры;
  • Какие превращения происходят на сцене;
  • Как вести себя в театре.
  1. Работа над спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).

Оборудование детского театрального кружка

В группах детского сада организованы уголки для театрализованных представлений, спектаклей. В них отводится место для режиссёрских игр с пальчиковым, настольным, стендовым театром, театром шариков и кубиков, костюмов, на рукавичках. В уголке располагаются:

  • различные виды театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелеграфе и др.;
  • реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
  • атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармони с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразие деятельности, успешного выполнения задания.

Умения и навыки педагога в организации театрализованной деятельности. Для всестороннего развития ребёнка средствами театрально-игровой деятельности в первую очередь организуется педагогический театр в соответствии с целями дошкольного образования. Работа самих педагогов требует от них необходимых артистических качеств, желания профессионально заниматься над развитием сценической пластики и речи, музыкальных способностей. При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе. Он становится стрессоустойчивым, артистичным, приобретает режиссёрские качества, умение заинтересовать детей выразительным воплощением в роли, его речь образна, используются «говорящие» жесты, мимика, движение, интонация. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актёрского мастерства и навыками режиссуры.

Главные условия - эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога - образец для подражания. Педагогическое руководство игровой деятельностью в детском саду включает:

  • воспитание у ребенка основ общей культуры.
  • приобщение детей к искусству театра.
  • развитие творческой активности и игровых умений детей.

При проектировании предметно - пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

  • индивидуальные и социально - психологические особенности ребенка;
  • особенности его эмоционально личностного развития;
  • интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  • любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
  • возрастные особенности.

«Центр Театра»

  1. Настольный театр игрушек.
  2. Настольный театр картинок.
  3. Стенд-книжка.
  4. Фланелеграф.
  5. Теневой театр.
  6. Пальчиковый театр.
  7. Театр Би-ба-бо.
  8. Театр Петрушки.
  9. Детские костюмы для спектаклей.
  10. Взрослые костюмы для спектаклей.
  11. Элементы костюмов для детей и взрослых.
  12. Атрибуты для занятий и для спектаклей.
  13. Ширма для кукольного театра.
  1. Музыкальный центр, видеоаппаратура
  2. Медиотека (аудио- и СВ диски).
  3. Декорации к спектаклям
  4. Методическая литература

Взаимоотношения с родителями.

Реализация данной рабочей программы осуществляется во взаимодействии с семьями воспитанников и совершенствования педагогического мастерства педагогов.

Самые главные ценители театральных постановок, восторженные почитатели талантов маленьких актеров - это их родители.

Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада театрализованная деятельность будет успешной. ДОУ должно быть открытой системой - родители должны иметь возможность прийти на занятие, чтобы понаблюдать за своим ребенком. А педагоги должны быть готовы к позитивному взаимодействию, оказывая им необходимую консультативную помощь.

В процессе творческого взаимодействия с ребенком, педагог, прежде всего озабочен процессом воспитания, а не обучения, А воспитание детей включает и воспитание их родителей, что требует от педагога особого такта, знаний и терпения.

Основные формы работы с родителями:

  • Беседа — консультация (о способах развития способностей и преодоления проблем конкретного ребенка)
  • Выставки (фото выставки, выставка детских работ, выставка рисунков)
  • Совместные творческие вечера (родители привлекаются для постановки спектаклей, для участия в конкурсах чтецов «Расскажем стихотворение вместе»)
  • Творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом, совместно подготавливают материал для досугов детей)
  • Анкетирование
  • Совместные спектакли
  • Совместные театральные праздники (по инициативе родителей)
  • Дни открытых дверей
  • Совместные литературные вечера

Формы театрализованной деятельности:

  • Спектакли с участием родителей.
  • Театральные праздники для детей разного возраста и разных возможностей (совместная организация педагогов разных структурных подразделений детского сада).
  • Семейные конкурсы, викторины.
  • День открытых дверей для родителей.
  • Мастер-классы и семинары-практикумы «Театральная мастерская».
  • Консультации для родителей

Механизм оценки получаемых результатов

Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.

  1. Основы театральной культуры.

Высокий уровень — 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности: знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.

Средний уровень — 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.

Низкий уровень — 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.

  1. Речевая культура.

Высокий уровень — 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.

Средний уровень — 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.

Низкий уровень — 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.

  1. Эмоционально-образное развитие.

Высокий уровень — 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.

Средний уровень — 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.

Низкий уровень — 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.

  1. Навыки кукловождения.

Высокий уровень — 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем.

Средний уровень — 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем.

Низкий уровень — 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.

  1. Основы коллективной творческой деятельности.

Высокий уровень — 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.

Средний уровень — 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.

Низкий уровень — 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.

Так как программа является развивающей, то достигнутые успехи демонстрируются воспитанниками во время проведения творческих мероприятий: концерты, творческие показы, вечера внутри группы для показа другим группам, родителям.

Ожидаемый результат:

  1. Умение оценивать и использовать полученные знания и умения в области театрального искусства.
  2. Использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредоточивать внимание, эмоциональную память, общаться со зрителем.
  3. Владение необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи.
  4. Использование практических навыков при работе над внешним обликом героя - подбор грима, костюмов, прически.
  5. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра, литературой.
  6. Активное проявление своих индивидуальных способностей в работе над спектаклем: обсуждение костюмов, декораций.
  7. Создание спектаклей различной направленности, участие в них участников студии в самом различном качестве.

Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности

Высокий уровень (18-21 баллов).

Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Понимает основную идею литературного произведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание.

Способен сопереживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоятельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет интонационно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности.

Импровизирует с куклами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.

Средний уровень (11-17 баллов).

Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения.

Дает словесные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения и образные выражения.

Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью воспитателя.

Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа. Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности.

С помощью руководителя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета.

Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.

Низкий уровень (7-10 баллов).

Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра.

Знает правила поведения в театре.

Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета.

Пересказывает произведение только с помощью руководителя.

Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения.

Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем.

Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности.

Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью руководителя.

Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.

Творческое задание № 1

Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.

Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям.

Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.

Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.

Ход проведения.

  1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника^: от имени самого героя; от имени его партнера.
  2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе.

Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)

  1. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка пс подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе. кукольный и настольный театры.
  2. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.
  3. Показ сказки зрителям.

Творческое задание № 2

Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»

Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.

Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать.

Давать характеристики главных и второстепенных героев.

Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю.

Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь.

Проявлять активность в деятельности.

Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.

Ход проведения.

  1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему.

Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.

  1. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?». Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.
  2. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).
  3. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.
  4. Показ спектакля малышам.

Творческое задание № 3

Сочинение сценария и разыгрывание сказки

Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.

Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец.

Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки.

Проявлять согласованность своих действий с партнерами.

Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации.

Ход проведения.

  1. Руководитель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.
  2. Руководитель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя).

Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.

  • Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка).
  • Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?

Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия берется за основу.

  1. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.
  2. Показ спектакля гостям.

Предполагаемые умения и навыки

Средняя группа

Умеют действовать согласованно.

Умеют снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Запоминают заданные позы.

Запоминают и описывают внешний вид любого ребенка.

Знают 5-8 артикуляционных упражнений.

Умеют делать длинный выдох при незаметном коротком вздохе.

Умеют произносить скороговорки в разных темпах.

Умеют произносить скороговорку с разными интонациями.

Умеют строить простейший диалог.

Умеют составлять предложения с заданными словами.

Старшая группа

Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.

Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.

Запоминать заданные позы.

Запоминать и описывать внешний вид любого ребенка.

Знать 5—8 артикуляционных упражнений.

Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы.

Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.

Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужны ми интонациями.

Уметь составлять предложения с заданными словами.

Уметь строить простейший диалог.

Уметь сочинять этюды по сказкам.

Подготовительная группа

Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке.

Уметь двигаться в заданном ритме, по сигналу педагога, соединяясь в пары, тройки четверки.

Уметь коллективно и индивидуально передавать заданный ритм по кругу или цепочке.

Уметь создавать пластические импровизации под музыку разного характера.

Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.

Находить оправдание заданной позе.

На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия.

Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на за данную тему.

Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.

Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса.

Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах.

Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.

Знать и четко произносить в разных темпах 8—10 скороговорок.

Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.

Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.

Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.

Уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов.

Уметь подобрать рифму к заданному слову.

Уметь сочинить рассказ от имени героя.

Уметь составлять диалог между сказочными героями.

Знать наизусть 7—10 стихотворений русских и зарубежных авторов.

Содержание программы

Содержание программы включает пять основных блоков

Блок 1. Театральная игра.

Блок 2. Культура техники речи.

Блок 3. Ритмопластика.

Блок 4. Основы театральной азбуки.

Блок 5. Основы кукловождения.

Следует отметить, что блоки 1, 2, 3 реализуются на каждом занятии, блок 4 — на тематическом занятии 2 раза в год (по три занятия в октябре и в марте); блок 5 — на одном-двух занятиях в месяц.

Ступенька первая (64 часа)

Занятия с детьми 4-5 лет

Занятие 1. Давайте познакомимся. Цель: познакомиться с детьми и рассказать им о том, какую роль играет театральная деятельность в жизни человека.

Занятие  2. Изменю себя, друзья. Догадайтесь кто же я? Цель: развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.

Занятие 3. Пойми меня. Цель: развивать внимание, память, образное мышление детей.

Занятие 4. Волшебная шкатулка. Цель: развитие речи, отгадывание загадок, имитационные упражнения.

Занятие 5. Выросла репка большая - пребольшая. Цель: развивать воображение и фантазию, учить создавать образы с помощью выразительных движений.

Занятие 6. Чтение пьесы «Репка». Цель: развивать речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Репка».

Занятие 7. Импровизация русской народной сказки «Репка». Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

Занятие 8 - 11. Репетиция пьесы «Репка». Цель: развивать правильное речевое дыхание, речевой аппарат продолжать заучивание текста сказки «Репка».

Занятие 12. Дружно, весело, с охотой быстро оправимся с работой. Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

Занятие 13. К дедушке все прибегали, тянуть репку помогали. Цель: развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Занятие 14. Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем! Цель: развивать воображение, инициативу, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.

Занятие 15. Играем спектакль «Репка». Итоговое.

Занятие 16. Мешок с сюрпризом. Цель: развивать артикуляцию и дикцию; познакомить детей с новыми скороговорками.

Занятие 17-18. Воображаемое путешествие. Цель: развивать воображение, фантазию, память; умение общаться в предполагаемых обстоятельствах.

Занятие 19. Потеряли котятки по дороге перчатки. Цель; чтение сказки С. Маршака «Перчатки»; беседа по содержанию, игровое упражнение «грустные котята».

Занятие 20. Отыскали перчатки, вот спасибо котятки! Цель: мимические этюды; драматизация сказки «Перчатки».

Занятие 21. Без друзей нам не прожить ни за что на свете. Цель: развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Занятие 22 -23. Очень жить на свете туго без подруги или друга. Цель: чтение сказки «Как собака друга искала»; беседа по содержанию; мимические этюды; драматизация сказки.

Занятие 24. Волшебная шкатулка. Цель: развитие речи, отгадывание загадок, имитационные упражнения.

Занятие 25. Игровой урок. Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнение словарного запаса детей.

Занятие 25. Стоит в поле теремок. Цель: развивать воображение и фантазию, учить создавать образы с помощью выразительных движений.

Занятие 26. Чтение пьесы «Теремок». Цель: развивать речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Теремок».

Занятие 27. Импровизация русской народной сказки «Теремок». Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

Занятие 28-31. Репетиция пьесы «Теремок». Цель: развивать правильное речевое дыхание, речевой аппарат продолжать заучивание текста сказки «Теремок».

Занятие 32.Дайте только срок, достроим новый теремок. Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

Занятие 33. Вот красивый теремок, очень, очень он высок! Цель: развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Занятие 34. Играем спектакль «Теремок». Итоговое.

Занятие 35. Театральная игра «Ходим кругом». Цель: учить «снимать» зажатость и скованность; согласовывать свои действия с другими детьми.

Занятие 36. Вышла курочка - хохлатка, с нею желтые цыплятки. Цель: развитие речи, отгадывание загадок, мимические этюды, имитационные упражнения.

Занятие 36. Желтый маленький комочек, любопытный очень - очень. Цель: чтение сказки К. Чуковского «Цыпленок»; беседа по содержанию, мимические этюды; игровое упражнение «на птичьем дворе».

Занятие 37. Быстро времечко пройдет и цыпленок подрастет. Цель: мимические этюды; драматизация сказки «Цыпленок».

Занятие 38 - 39. Воображаемое путешествие. Цель: развивать воображение, фантазию, память; умение общаться в предполагаемых обстоятельствах.

Занятие 40. Игровой урок. Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнение словарного запаса детей.

Занятие 41-42 Эмоции. Цель: учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, любопытство, испуг) по мимике; совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли.

Занятие 43. Театрализованная игра «Колобок». Цель: развивать воображение и фантазию, учить создавать образы с помощью выразительных движений.

Занятие 44. Импровизация русской народной сказки «Колобок». Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

Занятие 45 - 47. Репетиция пьесы «Колобок». Цель: развивать правильное речевое дыхание, речевой аппарат продолжать заучивание текста сказки «Колобок».

Занятие 48. Колобок наш удалой. Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

Занятие 49. Волшебная шкатулка. Цель: развитие речи, разучивание новых скороговорок, отгадывание загадок, имитационные упражнения.

Занятие 50. Игры с бабушкой Забавой. Цель: развивать правильное речевое дыхание; совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность.

Занятие 51. Театрализованная игра «Полет на Луну». Цель: учить «снимать» зажатость и скованность; согласовывать свои действия с другими детьми.

Занятие 52-53. Язык жестов. Цель: развивать выразительность движений умение владеть своим телом; учиться передавать эмоциональное состояние с помощью жестов, поз, мимики.

Занятие 54. Игровой урок. Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнение словарного запаса детей.

Занятие 55. Спал щенок возле дивана, вдруг услышал рядом «мяу». Цель: чтение сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?»; беседа по содержанию, мимические этюды; игровое упражнение «сказочные герои».

Занятие 56. Импровизация сказки «Кто сказал «мяу»? Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

Занятие 57- 58. Репетиция сказки «Кто сказал «мяу»?». Цель: формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

Занятие 59. Посмотрел везде щенок, но найти никак не мог! Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

Занятие 60. Не вы ли «мяу — мяу» говорили? Цель: развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Занятие 61. Играем спектакль «Кто сказал «мяу»?». Итоговое.

Занятие 62. Волшебное путешествие по сказкам. Цель: этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций.

Занятие 63. Театрализованная игра «Ярмарка» Цель: тренировать дикцию, расширять диапазон голоса и уровень громкости, совершенствовать элементы актерского мастерства; внимание, память, общение.

Занятие 64. Игровая программа «Это вы можете!» Цель: закрепление пройденного материала; дать детям возможность проявить инициативу и самостоятельность в выборе и показе отрывков из поставленных ранее спектаклей.

Ступенька вторая (64 часа)

Занятия с детьми 5-6 лет.

Занятие 1. Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать! Цель: беседа о роли театральной деятельности в жизни человека; знакомство с новыми детьми.

Занятие 2. Изменю себя, друзья. Догадайтесь кто же я? Цель: развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.

Занятие 3. Пойми меня. Цель: развивать внимание, память, образное мышление детей.

Занятие 4. Волшебная шкатулка. Цель: развитие речи, отгадывание загадок, имитационные упражнения.

Занятие 5. Игры с бабушкой Забавой. Цель: развивать правильное речевое дыхание; совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность.

Занятие 6. Колобок наш удалой, колобок не тот - другой! ». Цель: чтение белоруской народной сказки «Пых»; беседа по содержанию, мимические этюды; игровое упражнение «сказочные герои».

Занятие 7. Импровизация сказки «Пых». Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

Занятие 8 - 11. Репетиция сказки «Пых». Цель: формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

Занятие 12. Этот колобок - хитрый маленький зверек! Цель: этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций.

Занятие 13. Колобок - колючий бок. Цель: развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Занятие 14. Играем спектакль «Пых». Итоговое.

Занятие 15.Раз, два, три четыре, пять - вы хотите поиграть? Цель: развивать фантазию, творчество; учить проявлять свою индивидуальность и неповторимость; активизировать в речи детей понятий «мимика», «жест».

Занятие 16.Игровой урок. Цель: способствовать объединению детей в совместной деятельности; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками; введение понятия «пантомима».

Занятие 17. Играем пальчиками. Цель: учить характерной передаче образов движениями рук, пальцев; игровые упражнения «пальчиковая гимнастика»; повторение и закрепление понятия «пантомима».

Занятие 18. Вот так гриб - великан, всем хватило места там! Цель: чтение сказки В. Сутеева «Под грибом»; беседа по содержанию, мимические этюды; имитационные упражнения «дождик начинается», «спрячемся от дождика».

Занятие 19. Импровизация сказки «Под грибом», Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

Занятие 20 - 24. Репетиция сказки «Под грибом». Цель: формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

Занятие 25. Сильный дождик припустил, всех зверят он намочил! Цель: этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций,

Занятие 26. Каждый хочет спрятаться под маленьким грибком. Цель: развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Занятие 27. Играем спектакль «Под грибом». Итоговое.

Занятие 28 - 29. Воображаемое путешествие. Цель: развивать воображение, фантазию, память; умение общаться в предполагаемых обстоятельствах.

Занятие 30. Раз, два, три, четыре, пять - стихи мы будем сочинять. Цель: развитие дикции; разучивание новых скороговорок; введение понятия «рифма», упражнять в придумывании рифмы к словам.

Занятие 31. Веселые стихи читаем и слово -Ирифму добавляем. Цель: создание положительного эмоционального настроя; упражнять детей в подборе рифм к словам.

Занятие 32. Кто в сыре сделал столько дыр? Цель: чтение стихотворения Яна Бжехва «Дырки в сыре»; беседа по содержанию, мимические этюды; игровое упражнение «на дворе».

Занятие 33. Импровизация стихотворения «Дырки в сыре». Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

Занятие 34 - 37. Репетиция сказки «Дырки в сыре». Цель: формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

Занятие 38. Ну, кто решит простой вопрос? Цель: этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций.

Занятие 39. Вместе все собрались и чуть не поругались. Цель: развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Занятие 40. Играем спектакль «Дырки в сыре». Итоговое,

Занятие 41. Игровой урок. Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнение словарного запаса детей, разучивание новых скороговорок и пальчиковой

гимнастики.

Занятие 42. Эмоции. Цель: учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, удивление, страх, злость) по мимике.

Занятие 43. Сочиняем новую сказку. Цель: развивать у детей творческое воображение; учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета, совершенствовать навыки групповой работы.

Занятие 44. Сказку сами сочиняем, а потом в нее играем. Цель: учить; развивать самостоятельность и умение согласованно действовать выразительно передавать характерные особенности сказочных героев в коллективе.

Занятие 45.Учимся говорить по-разному. Цель: обратить внимание детей на интонационную выразительность речи; упражнять в проговаривании фраз с различной интонацией; развивать коммуникативные способности.

Занятие 46. Учимся четко говорить. Цель: отрабатывать дикцию с помощью скороговорок и игровых упражнений «земляничка», «скажите, букашка», «заяц и зайчиха».

Занятие 47. Лети, лети лепесток. Цель: развивать воображение и фантазию; тренировать пластическую выразительность; продолжать создавать образы с помощью выразительных движений.

Занятие 48.Цветик - семицветик, сказочный цветок. Цель: чтение сказки В. Катаева «Цветик В семицветик» ; беседа по содержанию.

Занятие 49. Все слова запомню, желание исполню. Цель: этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций; формировать четкую, грамотную речь.

Занятие 50. Театрализованная игра «В саду волшебницы». Цель: развивать воображение и фантазию; тренировать пластическую выразительность; продолжать создавать образы с помощью выразительных движений.

Занятие 51. Всех ворон пересчитала и баранки потеряла. Цель: этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций; формировать четкую, грамотную речь.

Занятие 52. Театрализованная игра «На северном полюсе». Цель: развивать воображение и фантазию; продолжать создавать образы с помощью выразительных движений; выразительно передавать характерные особенности сказочных героев.

Занятие 53. Импровизация «Магазин игрушек». Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

Занятие 54. Последний лепесток остался. Что же пожелать? Цель: беседа о доброте и добрых поступках; развивать умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку.

Занятие 55. Друг всегда придет на помощь. Цель: воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Занятие 56 - 60. Репетиция сказки «Цветик - семицветик». Цель: развивать самостоятельность и умение согласованно действовать; выразительно передавать характерные особенности сказочных героев; формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

Занятие 61. Играем спектакль «Цветик - семицветик». Итоговое.

Занятие 62. Волшебное путешествие по сказкам. Цель: этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций.

Занятие 63. Театрализованная игра «Ярмарка» Цель: тренировать дикцию, расширять диапазон голоса и уровень громкости, совершенствовать элементы актерского мастерства.

Занятие 64. Игровая программа «Это вы можете!» Цель: закрепление пройденного материала; дать детям возможность проявить инициативу и самостоятельность в выборе и показе отрывков из поставленных ранее спектаклей

Ступенька третья (64 часа)

Занятия с детьми 6-7 лет.

Занятие 1. Наш любимый зал опять очень рад ребят встречать! Цель; беседа о роли театральной деятельности в жизни человека; знакомство с новыми детьми.

Занятие 2. Изменю себя, друзья. Догадайтесь кто же я? Цель: развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.

Занятие 3. Пойми меня. Цель: развивать внимание, память, образное мышление детей.

Занятие 4. Волшебная шкатулка. Цель: развитие речи, отгадывание загадок, имитационные упражнения.

Занятие 5. Игры с бабушкой Забавой. Цель: развивать правильное речевое дыхание; совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность.

Занятие 6. Вот так яблоко! Цель: чтение сказки В. Сутеева «Яблоко»; беседа по содержанию, мимические этюды; имитационные упражнения.

Занятие 7. Импровизация сказки «Яблоко». Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

Занятие 8-9. Репетиция сказки «Яблоко». Цель: формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

Занятие 10. Как нам яблоко делить! Цель: беседа о дружбе и доброте; этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций.

Занятие 11. Драматизация сказки «Яблоко». -

Занятие 12. Земляничка возле пня, всем сказала: нет меня! Цель; развивать воображение и фантазию; тренировать пластическую выразительность; продолжать создавать образы с помощью выразительных движений.

Занятие 13. Театрализованная игра «Волшебные предметы», Цель: развивать у детей творческое воображение; учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета, совершенствовать навыки групповой работы.

Занятие 14. В лес по ягоды пойдем, с верхом кружки наберем! Цель: чтение сказки В. Катаева «Дудочка и кувшинчик»; беседа по содержанию.

Занятие 15. Импровизация сказки «Дудочка и кувшинчик». Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

Занятие 16 - 19. Репетиция сказки «Дудочка и кувшинчик». Цель: формировать четкую» грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

Занятие 20. Драматизация сказки «Дудочка и кувшинчик»

Занятие 21. Игровая программа «Волшебный лес» Цель: закрепление пройденного материала; дать детям возможность проявить инициативу и самостоятельность в выборе и показе отрывков из поставленных ранее спектаклей.

Занятие 22. Эмоции. Цель: учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике.

Занятие 23. Язык жестов. Цель: развивать выразительность движений умение владеть своим телом; учиться передавать эмоциональное состояние с помощью жестов, поз, мимики.

Занятие 24. В гости прилетели первые снежинки. Цель: развивать воображение и фантазию; тренировать пластическую выразительность; продолжать создавать образы с помощью выразительных движений.

Занятие 25. Чтение пьесы «Волшебный посох Деда Мороза». Цель: развивать речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Волшебный посох Деда Мороза».

Занятие 26. На дворе царя Гороха. Цель: тренировать дикцию, расширять диапазон голоса и уровень громкости, совершенствовать элементы актерского мастерства.

Занятие 27. В царстве Снежной королевы. Цель: развивать у детей творческое воображение; учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета, совершенствовать навыки групповой работы.

Занятие 28-31. Репетиция новогодней сказки «Волшебный посох Деда Мороза». Цель: формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

Занятие 32. Играем новогодний спектакль «Волшебный посох Деда Мороза».

Занятие 33. Игровой урок. Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнение словарного запаса детей, разучивание новых скороговорок и пальчиковой гимнастики.

Занятие 34 - 35. Воображаемое путешествие. Цель: развивать воображение, фантазию, память; умение общаться в предполагаемых обстоятельствах.

Занятие 36. Раз, два, три, четыре, пять - стихи мы будем сочинять. Цель: развитие дикции; разучивание новых скороговорок; введение понятия «рифма», упражнять в придумывании рифмы к словам.

Занятие 37. Веселые стихи читаем и слово - рифму добавляем. Цель: создание положительного эмоционального настроя; упражнять детей в подборе рифм к словам.

Занятие 38. Театрализованная игра «Как Зима с Весною встретилась». Цель: развивать у детей творческое воображение; совершенствовать навыки групповой работы.

Занятие 39. Плакала Снегурочка, зиму провожая. Цель: развивать воображение и фантазию; тренировать пластическую выразительность; продолжать создавать образы с помощью выразительных движений.

Занятие 40. Чтение пьесы «Снегурочка». Цель: развивать речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Снегурочка» по мотивам пьесы Н. Островского.

Занятие 41. В царстве царя Берендея. Цель: развивать воображение и фантазию; тренировать пластическую выразительность; продолжать создавать образы с помощью выразительных движений.

Занятие 42. Весна идет! Весна поет! И с ней ликует весь народ. Цель: тренировать дикцию, расширять диапазон голоса и уровень громкости, совершенствовать элементы актерского мастерства.

Занятие 43. Репетиция весенней сказки «Снегурочка». Цель: формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

Занятие 44. Играем спектакль «Снегурочка»

Занятие 45. Игровой урок. Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнение словарного запаса детей, разучивание новых скороговорок и пальчиковой гимнастики.

Занятие 46. Волшебная шкатулка. Цель: развитие речи, отгадывание загадок, имитационные упражнения.

Занятие 47. Игры с бабушкой Забавой. Цель: развивать правильное речевое дыхание; совершенствовать двигательные способности, пластическую выразительность.

Занятие 48.Шел солдат к себе домой. Цель: Чтение сказки Г. - X. Андерсена «Огниво»; беседа по содержанию.

Занятие 49. Чтение пьесы «Огниво». Цель: развивать речь детей; познакомить со стихотворным текстом сказки «Огниво» по мотивам сказки Г, - X. Андерсена.

Занятие 50. Слушайся, ты, нас солдат, если хочешь быть богат! Цель: этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций; формировать четкую, грамотную речь.

Занятие 51. Я здесь на сундуке сижу. Цель: этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций; формировать четкую, грамотную речь.

Занятие 52. Театрализованная игра «Город Мастеров». Цель: развивать воображение и фантазию; продолжать создавать образы с помощью выразительных движений; выразительно передавать характерные особенности сказочных героев.

Занятие 53 -57. Импровизация «Волшебные сны». Цель: развивать воображение и фантазию; продолжать создавать образы с помощью выразительных движений; выразительно передавать характерные особенности сказочных героев.

Занятие 58.Импровизация «До чего же, мы, несчастные царевны». Цель: развивать действия с воображаемыми предметами, умения действовать согласовано.

Занятие 59. Репетиция сказки «Огниво». Цель: развивать самостоятельность и умение согласованно действовать; выразительно передавать характерные особенности сказочных героев; формировать четкую, грамотную речь, совершенствовать умение создавать образы с помощью мимики и жестов.

Занятие 60. Играем спектакль «Огниво». Итоговое.

Занятие 61-62. Волшебное путешествие по сказкам. Цель: этюды на выразительность движений; этюды на выражение основных эмоций.

Занятие 63. Театрализованная игра «Ярмарка» Цель: тренировать дикцию, расширять диапазон голоса и уровень громкости, совершенствовать элементы актерского мастерства.

Занятие 64. Игровая программа «Это вы можете!» Цель: закрепление пройденного материала; дать детям возможность проявить инициативу и самостоятельность в выборе и показе отрывков из поставленных ранее спектаклей.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПО ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"СОЛНЫШКО"

(1 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

п/п

Наименование образовательных модулей, тематических разделов

Количество

занятий

Общее количество часов

Количество часов-теория

Количество часов-практика

1

Педагогический мониторинг

1

20

5

15

2

«Изменю себя, друзья. Догадайтесь кто же я?»

1

20

4

16

3

«Пойми меня»

1

20

5

15

4

«Волшебная шкатулка»

1

20

4

16

5

Чтение пьесы «Репка»

1

20

7

13

6

Импровизация русской народной сказки «Репка»

1

20

6

14

7

Репетиция пьесы «Репка»

5

100

25

75

8

Спектакль « Репка»

1

20

3

17

9

Мешок с сюрпризом

1

20

4

16

10

Воображаемое путешествие

2

40

7

33

11

Потеряли котятки по дороге перчатки

2

40

9

33

12

Без друзей на не прожить ни за что на свете.

2

40

8

32

13

Волшебная шкатулка

1

20

3

17

14

Игровой урок

1

20

4

16

15

Чтение пьесы «Теремок»

1

20

7

13

16

Импровизация русской народной сказки «Теремок »

1

20

6

14

17

Репетиция пьесы « Теремок»

6

120

30

90

18

Играем спектакль «Теремок»

1

20

5

15

19

Театральная игра» Ходим кругом»

1

20

3

17

20

Вышла курочка -хохлатка ,с нею желтые цыплятки

1

20

4

16

21

Желтый маленький комочек, любопытный очень-очень

2

40

8

32

22

«Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять»

1

20

5

15

23

Воображаемое путешествие

2

40

14

26

24

Игровой урок

1

20

3

17

25

Эмоции

2

40

16

24

26

Театрализованная игра « Колобок»

1

20

4

16

27

Импровизация русской народной сказки « Колобок»

1

20

5

15

28

Репетиция пьесы «Колобок»

4

80

16

64

29

Колобок наш удалой

1

20

3

17

30

Волшебная шкатулка

1

20

4

16

31

Игра с бабушкой Забавой

2

40

8

32

32

Театрализованная игра « Полет на Луну»

1

20

3

17

33

Язык жестов

2

40

12

28

34

Игровой урок

1

20

4

16

35

Чтение сказки « Кто сказал «мяу»?»

1

20

7

13

36

Импровизация сказки «Кто сказал «мяу»?»

1

20

5

15

37

Репетиция сказки  «Кто сказал «мяу»?»

4

80

16

64

38

Играем спектакль « Кто сказал « мяу»?»

1

20

6

14

39

Волшебное путешествие по сказкам

1

20

5

15

40

Театрализованная игра « Ярмарка»

1

20

3

17

41

Игровая программа « Это вы можете?»

1

20

5

15

ИТОГО:

64

1280

301

979

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПО ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"СОЛНЫШКО"

(2 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

п/п

Наименование образовательных модулей, тематических разделов

Количество

занятий

Общее количество часов

Количество часов-теория

Количество часов-практика

1

Педагогический мониторинг

1

25

5

20

2

«Изменю себя, друзья. Догадайтесь кто же я?»

1

25

4

21

3

«Пойми меня»

1

25

5

20

4

«Волшебная шкатулка»

1

25

4

21

5

Игры с бабушкой Забавой

1

25

7

18

6

«Колобок наш удалой, колобок не тот – другой»

1

25

6

19

7

Импровизация сказки «Пых»

4

100

16

84

8

Репетиция сказки «Пых»

1

25

3

22

9

«Этот колобок – хитрый маленький зверек»

1

25

4

21

10

«Колобок – колючий бок»

1

25

4

21

11

 Играем спектакль «Пых»

1

25

5

20

12

 «Раз, два, три четыре, пять – вы хотите поиграть?»

1

25

4

21

13

Игровой урок

1

25

3

22

14

«Играем пальчиками»

1

25

4

21

15

«Вот так гриб – великан, всем хватило места там!»

1

25

7

18

16

Импровизация сказки «Под грибом»

5

125

25

100

17

Репетиция сказки «Под грибом»

1

25

5

20

18

«Сильный дождик припустил, всех зверят он намочил»

1

25

5

20

19

«Каждый хочет спрятаться под маленьким грибком»

1

25

3

22

20

Играем спектакль «Под грибом».

2

50

8

42

21

«Воображаемое путешествие»

1

25

4

21

22

«Раз, два, три, четыре, пять – стихи мы будем сочинять»

1

25

5

20

23

«Веселые стихи читаем и слово – рифму добавляем»

1

25

8

17

24

«Кто в сыре сделал столько дыр?»

1

25

3

22

25

Импровизация стихотворения «Дырки в сыре»

4

100

16

84

26

Репетиция сказки «Дырки в сыре»

1

25

4

21

27

«Ну, кто решит простой вопрос?»

1

25

5

20

28

«Вместе все собрались и чуть не поругались»

1

25

4

21

29

Играем спектакль «Дырки в сыре»

1

25

3

22

30

«Эмоции»

2

50

8

42

31

«Сочиняем новую сказку»

1

25

6

19

32

«Сказку сами сочиняем, а потом в нее играем»

1

25

3

22

33

«Учимся говорить по -  разному»

1

25

6

19

34

«Учимся четко говорить»

1

25

4

21

35

«Лети, лети лепесток»

1

25

7

18

36

«Цветик – семицветик, сказочный цветок»

1

25

5

20

37

«Все слова запомню, желание исполню»

1

25

4

21

38

Театрализованная игра «В саду волшебницы»

1

25

6

19

39

«Всех ворон пересчитала и баранки потеряла»

1

25

5

20

40

Театрализованная игра «На северном полюсе»

1

25

3

22

41

Импровизация «Магазин игрушек»

1

25

5

20

42

«Последний лепесток остался. Что же пожелать?»

1

25

5

20

43

«Друг всегда придет на помощь»

5

125

25

100

44

Репетиция сказки «Цветик - семицветик».

1

25

6

19

45

Играем спектакль «Цветик - семицветик».

1

25

4

21

46

«Волшебное путешествие по сказкам»

1

25

7

18

47

Театрализованная игра «Ярмарка»

1

25

6

19

48

Игровая программа «Это вы можете!»

1

25

4

21

ИТОГО:

64

1600

298

1302

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПО ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"СОЛНЫШКО"

(3 ГОД ОБУЧЕНИЯ)

 №

Наименование образовательных модулей, тематических разделов

Количество занятий

Общее количество часов

Количество часов -теория

Количество часов -практика

1

Беседа о роли театральной деятельности

1

30

15

15

2

Изменю себя друзья

1

30

7

23

3

Пойми меня

1

30

5

25

4

Волшебная шкатулка

1

30

4

26

5

Игры с бабушкой Забавой

1

30

6

24

6

Работа над сказкой  В.Сутеева « Яблоко»

6

180

30

150

7

Земляничка возле пня

1

30

5

25

8

Театрализованная игра          « Волшебные предметы»

1

30

7

23

9

 Сказка В.Катаева « Дудочка и кувшинчик»

7

210

30

180

10

Игровая программа                 « Волшебный лес»

1

30

4

26

11

 Эмоции

1

30

7

23

12

Язык  жестов

1

30

7

23

13

В гости прилетели первые снежинки

1

30

10

20

14

Чтение пьесы « Волшебный посох Деда Мороза»

6

180

25

155

15

На дворе Царя Гороха

1

30

7

23

16

 В царстве Снежной Королевы

1

30

8

22

17

Воображаемое путешествие

2

60

14

46

18

Игровой урок

1

30

4

26

19

Раз, два , три, четыре, пять-стихи будем сочинять

2

60

16

44

20

Театрализованная игра « Как зима с весною встретилась»

1

30

6

24

21

Плакала Снегурочка , зиму провожая.

1

30

7

23

22

Работа над пьесой                    « Снегурочка»

4

120

20

100

23

Весна идет! Весна поет!

1

30

8

22

24

 Игровой урок

1

30

6

24

25

Волшебная шкатулка

1

30

7

23

26

 Игры с бабушкой Забавой

1

30

6

24

27

Работа над сказкой Г.Х.Андерсена « Огниво»

5

150

30

120

28

Я здесь на сундуке сижу

1

30

7

23

29

Театрализованная игра          « Город мастеров»

1

30

8

22

30

Импровизация  « Волшебные сны»

5

150

20

130

31

«До чего же, мы, несчастные царевны»

1

30

4

26

32

Волшебное путешествие по сказкам

2

60

16

44

33

 Театрализованная игра  «Ярмарка»

1

30

4

26

34

 Игровая программа « Это вы можете»

1

30

4

26

 Итого:

64

1920

364

1556

Содержание и методическое обеспечение программы

  1. Настольный театр игрушек.
  2. Настольный театр картинок.
  3. Стенд-книжка.
  4. Фланелеграф.
  5. Теневой театр.
  6. Пальчиковый театр.
  7. Театр Би-ба-бо.
  8. Театр Петрушки.
  9. Детские костюмы для спектаклей.
  10. Взрослые костюмы для спектаклей.
  1. Элементы костюмов для детей и взрослых.
  2. Атрибуты для занятий и для спектаклей.
  3. Ширма для кукольного театра.
  4. Музыкальный центр, видеоаппаратура.
  1. Медиотека (аудио и СД диски)
  2. Декорации к спектаклям.
  3. Методическая литература.
  4. Интернет-ресурсы.

Список литературы:

  1. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активного, творческого. М.,2013.

  1. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2015.
  2. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М 2014.

  1. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 2016.

  1. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2015.

  1. Хрестоматия по детской литературе. М., 2014.

  1. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2016.

  1. Эмоциональное развитие дошкольника. М.,2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа театрального кружка

Рабочая программа театрального куружка для детей 5-6 лет...

Рабочая программа театрального кружка "Теремок" для детей 5-7 лет

Рабочая программа театрального кружка "Теремок" для детей 5-7 лет...

Рабочая программа театрального кружка для дошкольных образовательных учреждений «Смешарики» для работы с детьми 6-7 лет

Театр – искусство прекрасное.Оно облагораживает, воспитывает человека.Тот, кто любит театр по -настоящему,всегда уносит из него запас мудрости и доброты К. С. СтаниславскийПояснительная запискаВ ...

Рабочая программа театрального кружка

Рабочая программа театрального кружка "Теремок" для старших дошкольников...

Рабочая программа театрального кружка "Сказка"

Занятия театральной деятельностью направлены на развитие интересов и способностей ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой инфор...

Рабочая программа театрального кружка «Театральный калейдоскоп»

Рабочая программа театрального кружка«Театральный калейдоскоп»...

Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6 лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год

Рабочая программа театрального кружка «Звездочка» для детей 5 -6  лет, старшая группа Срок реализации программы 2018-2019 учебный год...