Изучение системы контроля за повышением квалификации педагогов ДОУ
учебно-методический материал
В современных условиях, когда увеличивается количество детей, имеющих проблемы в психическом развитии, когда сам образовательный процесс нередко становится фактором риска, способствуя нарушению психического здоровья детей, когда целью воспитания является формирование человека, способного принимать ответственные решения, творчески ставить цели и их достигать, особые требования предъявляются к личности воспитателя, его профессиональной компетентности и уровню профессионального мастерства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_sistemy_kontrolya_za_povysheniem_kvalifikatsii_pedagogov_dou_.docx | 23.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа № 10
Система повышения квалификации педагогов дошкольного образовательного учреждения
Концепция модернизации Российского образования, направленная на повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов, в частности, требует обновления содержания и методов образовательной деятельности, повышения квалификации педагогов.
«Обновление содержания во всех ветвях образования требует и обновления профессиональной компетентности»
Возросла потребность в педагоге, способном реализовывать педагогическую деятельность посредством творческого её освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. Современные проблемы потребовали от педагога новых профессиональных и личностных качеств, таких, как системное творческое мышление, информационная, коммуникативная культура, конкурентоспособность, лидерские качества, жизненный оптимизм, умение создавать свой положительный имидж, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, наличие навыков сохранения и укрепления здоровья, выживаемость, стрессоустойчивость.
Создание образовательных учреждений нового типа, необходимость обновления содержания дошкольного образования, выдвижение на передний план управленческих аспектов профессиональной деятельности, определяет необходимость повышения профессионально- педагогической квалификации педагогов ДОУ.
Качество педагогических кадров – самый важный компонент образовательной системы потому, что реализация всех остальных компонентов напрямую зависит от тех человеческих ресурсов, которыми обеспечена та или иная образовательная система.
Именно на педагогов возложена функция реализации образовательных программ нового поколения на основе передовых педагогических технологий, им определена миссия подготовки подрастающего поколения к жизни в будущем и воспитания человека с современным мышлением, способного успешно самореализовать себя в жизни.
Внимание к проблеме повышения квалификации объясняется многими факторами:
-нарастающим объемом научной информации;
-прогрессом в области техники и технологии;
-интеграцией образования, наук и производства;
-углубляющимися глобальными (демографическими, экономическими, энергетическими и экономическими) проблемами.
На сегодняшний день проблема повышения квалификации педагогических работников в дошкольном образовательном учреждении является одной из самых актуальных в дошкольном образовании.
Теоретическое обоснование проблемы повышения квалификации педагогических работников довольно широко освещено в публикациях таких ученых – управленцев, как Т.Шамова, К.А.Нефедова, Г.Н.Сериков, И.О.Котлерова, Н.Горчарова, А.Дарвинский, А.Пескунова, В.Турчинка и другие.
Целесообразность и возможность применения программно-целевого принципа в управлении повышением квалификации педагогических работников обосновываются в работах С.Г.Молчанова, Д.Ф.Ильясова, В.П. Ворошиловой, В.А.Худякова, В.В.Давиденко и др.
Управленческое содействие в повышении квалификации педагогов сводится к созданию в образовательной системе комплекса условий: - ---- Социально-правовых
- Перспективно-целевых
- Потребностно-стимулирующих
- Коммуникативно- информационных
«Повышение квалификации имеет объектом своего воздействия профессиональную компетентность работника сферы образования и состоит из пяти основных компонентов:
-специально- профессиональные знания;
-научно-познавательные потребности;
-коммуникативные способности, умения и навыки;
-организаторские способности и навыки управленческой деятельности;
личностно-гуманные качества.
Для повышения собственного уровня рефлексии педагог должен научиться постоянно спрашивать себя, имея ввиду педагогическую деятельность: Зачем? Что именно? Почему так? Что требуется? Как это делают другие? Какие есть рекомендации?
В исследованиях П.Хани и Э.Мамфорда выделяются три стиля обучения, которые можно использовать при организации повышения квалификации педагогов. «Деятели» ценят возможность играть активную роль в образовательном процессе, им нравятся действия, связанные с ролью руководителя, и интересно всё новое. «Теоретики» любят разбираться в концепциях, лежащих в основе того, что они изучают, исследовать вытекающие из них выводы, предложения. «Мыслители» получают удовольствие от исследования и изучения проблем, используют системный подход к проблеме. «Прагматики» стремятся связать содержание теоретического материала с практикой.
В настоящее время можно использовать следующие формы и методы в обучении взрослых: лекции в форме диалога, проблемные лекции, семинарские занятия по типу «малых групп», семинар-интервью, творческие семинары, семинар – пресс - конференция, игровое моделирование (деловая и ролевая игра), решение проблемных ситуаций, групповая дискуссия («мозговая атака», тренинги, научно - практические конференции, самообразование.
По нашему мнению, основные задачи профессионального совершенствования (повышения квалификации) должны решатся на базе детского сада, несмотря на различные формы повышения квалификации в других структурах (МО города, ЧИДПОПР, базовая территория и т.п.). Так как успех любой деятельности, в частности управленческой, находится в адекватной зависимости от своевременности и качества повышения квалификации кадров.
В результате аттестации педагогов и детского сада мы узнаем «какой уровень требований к компетентности педагога отсутствуют или слабо выражен», а это позволяет определить содержание методической и научно-методической работы. Кроме того, мы выносим рекомендации «по поводу отсутствия или слабой выраженности определенного уровня требований к профессиональной деятельности», т.е. мы управляем качеством профессиональной компетентности.
. Методическая работа в детском саду – составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации.
Методическую работу внутри детского сада нельзя назвать новым направлением деятельности. Однако сегодня приходится говорить о серьезной модификации её задач, содержания, методов, всей её системы, преодолевать ограниченные подходы к самому пониманию её сущности.
Под методической работой в детском саду мы понимаем «целостную, основанную на достижениях науки, передового опыта и конкретном анализе затруднений» педагогов «систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение профессионального мастерства» каждого воспитателя, на обогащение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива детского сада в целом, в конечном счёте – на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития конкретных детей.
Методическая работа в области повышения квалификации должна обеспечивать с одной стороны, личностно-ориентированную стратегию, индивидуально-дифференцированный подход к каждому педагогу в зависимости от уровня его профессиональной компетентности, с другой - выявление, систематизацию и распространение передового педагогического опыта.
Результативность методической работы в повышении квалификации педагогов просматривается, с одной стороны через аттестацию педагогов, с другой - через продуктивность методической деятельности (описание обобщенного опыта работы, методические разработки и рекомендации, пособия и оборудование педагогического процесса и др.)
Имея чёткое представление о сущности методической работы в детском саду и конкретные результаты анализа деятельности методической службы детского сада, можно осуществить дальнейшее проектирование деятельности по развитию профессионального мастерства педагогов, обеспечивая эффективное влияние на успешность модернизации образовательного процесса и на достижение высокого качества развития воспитанников.
Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении как система может быть спроектирована, построена в следующей структуре: прогнозирование, программирование, планирование, организация, регулирование, контроль, стимулирование, коррекция и анализ.
С.Г.Молчанов определяет содержание управления методической работой как: поддержание традиционной нормы; внедрение инновационной позитивной нормы; предохранение образовательной системы от инновационной негативной нормы.
Приоритет в методической работе сегодня должен быть отдан формам ориентированным:
-на активизацию самостоятельной профессионально- гностической деятельности педагогического работника, обеспечивающей его профессиональное самовыражение, анализ достоинств и недостатков собственной профессиональной деятельности, а также и коллег;
-на создание, разработку и (или) внедрение научно-методической продукции (учебные программы, учебные пособия, учебные материалы, разработки учебных занятий и воспитательных мероприятий, различных социально-образовательных проектов и т.п.) и организацию освоения педагогами и руководящими работниками.
В основу работы по повышению квалификации педагогов через методическую работу образовательного учреждения целесообразно положить диагностику профессиональной деятельности педагогов. Диагностика поможет руководителю не только оценить фактический уровень профессиональной подготовки каждого воспитателя, но и выявит их профессиональные запросы и потребности, а значит, четко определит цель формирования системы работы с педагогическими кадрами дошкольного образовательного учреждения.
Развертываемая в детском саду методическая работа направлена:
-информирование педагогов о новых требованиях, достижениях педагогической науки и практики;
- выявление, изучение и распространение наиболее ценного педагогического опыта;
-подготовку методического обеспечения, для осуществления образовательного процесса.
Освоение этого содержания происходит в различных формах:
Повышение квалификации педагогов в нашем ДОУ осуществляется через:
- учеба в вузах, колледжах;
- КПК в ИДППО
- МР в городе
- МР в ДОУ
- самообразование
Отбор содержания повышения квалификации педагогов, форм и методов его осуществления определяется в планах работы ДОУ: в Программе развития, годовом плане и месячных планах работы.
Продумывая систему профессионального совершенствования педагогов и свою роль в качестве наставника в образовательном процессе, учитываются основные андрогогические принципы:
- равенство позиций в образовательном процессе,
- стремление к использованию диалогических форм,
- опору на личный опыт и индивидуальные потребности специалиста,
- побуждение к развитию творческих потенций личности взрослого человека.
В условиях модернизации и развития образования методические структуры считают основными направлениями деятельности следующее:
-Ознакомление педагогического коллектива с новыми программами, технологиями, учебно-методическими пособиями.
-Изучение уровня профессиональной подготовки педагогов.
-Анализ результативности работы дошкольного образовательного учреждения и разработки рекомендаций по совершенствованию качества образовательной деятельности в детском саду, городе.
-Оказание помощи руководителям и педагогам по реализации Госстандарта дошкольного образования.
-Организация помощи образовательному учреждению в проведении опытно-эксперементальной работы.
-Диагностика профессиональных потребностей педагога.
-участие методических служб в аттестационных, экспертных, конкурсных комиссиях.
Повышение квалификации педагогов – комплексный творческий процесс, предполагающий ознакомление воспитателей с технологиями обучения и воспитания детей дошкольного возраста, работы с родителями, а также с нетрадиционными подходами к разработке и оформлению педагогической документации.
Чтобы педагогически целесообразно организовать повышение квалификации, необходим научно-методический центр (в детском саду – это методический кабинет), в котором педагоги могут познакомиться с новыми методиками, технологиями и программами дошкольного обучения и воспитания и т.п. В детском саду существуют различные формы методической работы для повышения квалификации педагогов, каждая из которых имеет свои специфические особенности:
- Педагогические Советы
- Обучающие семинары и деловые игры
- Индивидуальные и групповые консультации
- Открытые просмотры
- Психологические тренинги
- ППО
- Научная среда
- Педагогические часы и др.
В управленческой деятельности мы придерживаемся дидактического правила: учить учиться – актуально.
Мы считаем, что педагоги активно познают неизвестное, каким бы ни был их индивидуальный стиль познания, и обучение взрослых эффективно в том случае, когда:
-оно отвечает их текущим нуждам и глубоко мотивировано;
-связано с их прошлым и настоящим опытом;
-участники активно вовлечены в процесс обучения, и сами им управляют;
-создана атмосфера взаимного уважения;
-есть возможность сразу применить полученные знания в реальной жизни и добиться успеха.
«Поработать над самим собой» это актуально в наши дни и педагог должен развивать своё самосознание, т.к. он работает над развитием личности каждого ребёнка.
Мы придерживаемся мнения, что значительная роль в расширении профессиональной компетентности педагогов отводится самообразованию, которое рассматривается нами как:
-форма, в которой осуществляется познавательная деятельность;
-компонент системы непрерывного образования;
-индивидуально-личностный процесс целенаправленного совершенствования;
-объективно-необходимый процесс, связанный с развитием творческого потенциала личности.
В качестве основных условий повышения информированности педагогов мы рассматриваем следующее:
-формирование в детском саду библиотеки;
-обеспечение оперативного доступа к периодическим научно-педагогическим и научно-методическим изданиям;
-оборудование читального зала, что повышает охват количества пользователей информацией;
-организация участия педагогов в семинарах, конференциях, педагогических чтениях и т.д., с целью взаимообмена опытом осуществления профессионально-педагогической деятельности;
-наличие технических систем.
В современных условиях, когда увеличивается количество детей, имеющих проблемы в психическом развитии, когда сам образовательный процесс нередко становится фактором риска, способствуя нарушению психического здоровья детей, когда целью воспитания является формирование человека, способного принимать ответственные решения, творчески ставить цели и их достигать, особые требования предъявляются к личности воспитателя, его профессиональной компетентности и уровню профессионального мастерства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ системы контроля за повышением квалификации педагогов
Анализ системы контроля за повышением квалификации педагогов...
Самостоятельная работа №10 по учебной дисциплине: «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» На тему: «Изучение системы контроля за повышением квалификации педагогов детского сада».
Концепция модернизации Российского образования, направленная на повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов, в частности, требует обновления содержания и методов об...
«Изучение системы контроля за повышением квалификации педагогов детского сада»
методическая работа в ДОУ...
Самостоятельная работа 10 «Изучение системы контроля за повышением квалификации педагогов детского сада»
Количество человек: 25Результат: Численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работн...
Изучение системы контроля за повышением квалификации педагогов детского сада
Изучение системы контроля за повышением квалификации педагогов детского сада...
Самостоятельная работа 10 «Изучение системы контроля за повышением квалификации педагогов детского сада»
laquo;Изучение системы контроля за повышением квалификации педагогов детского сада»...