Воспитание дошкольников в духе патриотизма (из опыта работы)
методическая разработка
Меняются времена, эпохи, люди.
Воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена, но особенно сегодня, в современных условиях введения ФГОС. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_doshkolnikov_v_duhe_patriotizma_bondareva.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание дошкольников в духе патриотизма
(из опыта работы)
«Любовь к родному краю, родной культуре,
родной речи начинается с малого – с любви к своей семье,
к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине,
её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д.С. Лихачёв
Меняются времена, эпохи, люди.
Воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена, но особенно сегодня, в современных условиях введения ФГОС. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.
Главной целью детского сада в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Работая с детьми по проблеме нравственно — патриотического воспитания я сделала вывод о том, что у детей недостаточный уровень знании в этом направлении.
Я поставила перед собой следующие задачи:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаю через все виды детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как это воспитывает в ребенке не только патриотические чувства, но и формирует его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Работу по патриотическому воспитанию осуществляю по следующим разделам, с целью выполнения поставленных задач.
- Семья;
- Детский сад;
- Родная улица;
- Родной город;
Формы и методы патриотического воспитания:
Речевое и познавательное развитие
1. ООД
- «Моя семья. Профессии моих родителей»;
- Знакомство с гербом, гимном города;
- Борисоглебск – в творчестве поэтов и художников»;
- Показ презентации «Современный Борисоглебск»;
- Беседы «Наш детский сад», «Мой город родной».
Музыкальное развитие
- Прослушивание песен о семье, родном городе.
- Музыкальные игры: «Во поле берёза стояла», «Карусель»
2. Рассказы из личного опыта:
- «Места нашего города, где я люблю бывать»;
- «Дом, в котором я живу»;
3. Чтение и заучивание пословиц, поговорок, народных примет,
отгадывание загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.
Игровая деятельность
1. Дидактические и настольные игры:
- Найди животных нашего края;
- «Знакомство с улицами города»;
- «Мы ищем наш город на карте»;
- «Узнай, что растёт в нашем крае».
2. Сюжетно – ролевые игры:
• Моя семья;
• Экскурсия по городу на автомобиле;
- «Детский сад».
Изобразительная и конструктивная деятельность.
Рисование, аппликация:
- «Нарисуй герб семьи»;
- «Дома нашего города»;
- Изготовление праздничных открыток и подарков ко Дню Матери, 23 февраля, 8 Марта, к благотворительной акции «Пасхальная открытка»;
Конструктивная деятельность:
- «Построим улицу нашего города»;
Наблюдения – одно из проявлений патриотизма – любовь к природе.
Работа с родителями. Очень приятно, что нашими единомышленниками стали родители наших воспитанников, ведь вся воспитательно-образовательная работа происходит в тесной связи с семьёй. Именно родители на ярких примерах, доступных примерах жизни своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды, не только родители, но и всё общество и вся страна.
Использовали следующие формы работы:
Открытые мероприятия с приглашением родителей:
«День матери»;
«День защитников Отечества»;
«8 Марта»
Мир ребёнка начинается с его семьи. В детях воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления о родственных связях, именах близких родственников, об их занятиях, семейных историях и традициях.
Совместный досуг (родители и дети) - целевые прогулки. Мы им предложили погулять вместе с детьми по городу. Цель прогулки - закрепить те знания, которые дети получили в детском саду и с целью получения новых. Во время прогулок дети узнали много интересного о городе Борисоглебске. А именно, они знают, где находится парк, музей, картинная галерея, библиотеки, школа искусств, и т. д. Научились видеть изменения, происходящие вокруг, видели, как люди заботятся о городе – чистые улицы, убираются от снега, мусора.
Творческое задание – совместное творчество родителей и детей. Эти задания вызвали наибольший интерес у родителей. Им предложили нарисовать: «Дом в котором я живу». Найти и принести фотографии «Места нашего города, где мы любим, бывать вместе».
Реализовали совместный проект «Там, где Борисоглебск и я, там Родина моя».
Были даны устные рекомендации. Родителям было рекомендовано рассказать детям о том, в каком доме они живут, как давно, закрепить домашний адрес, почему у улицы, на которой расположен дом, такое название.
Консультации: «Роль семьи в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста», «Нравственное воспитание детей».
Наглядные виды работы: информационные стенды, папки-передвижки.
Постепенно ребёнок понимает, что он — частица большого коллектива — детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Надо постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках, чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.
Литература
1.Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста. /
Сост.: Акинина Т.М., Степанова Г.В. М.:УЦ “Перспектива”,2012.
2. Нравственно-духовное воспитание в детском саду./Под ред. Буре Р..С. М.,2010.
3.Нравственное воспитание в детском саду./ Под ред. Нечаевой В.Г., Марковой П.А.. - М., 2010.
4.Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек у детей. М.,2009.
5.Сухомлинский В.А. О воспитании. М. - 2011.
МБДОУ БГО
Детский сад № 20
комбинированного вида
Проект
по духовно-нравственному воспитанию
детей средней группы
на тему: «Мой родной Борисоглебск»
Воспитатель:
Бондарева И.В.
I КК
Борисоглебск 2017г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: "Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях ФГТ (из опыта работы)
Уважаемые педагоги, хотелось поделиться с Вами работой проводимой в нашем ДОУ по духовно-нравственному воспитанию в условиях ФГТ...
«ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДУХЕ ПАТРИОТИЗМА»
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...
Воспитание дошкольников в духе патриотизма в МДОУ- д/с с.Полековское. Доклад подготовила воспитатель МДОУ д/с с. Полековское - Аушкина И.И.
Воспитание дошкольников в духе патриотизма в МДОУ- д/с с.Полековское.Доклад подготовила воспитатель МДОУ д/с с. Полековское - Аушкина И.И.В программе воспитания дошкольников России основная пози...
Консультация для родителей по патриотическому воспитанию: "Важные моменты воспитания дошкольников в духе патриотизма"
Програмное содержание: Воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города....
Презентация на тему: "Важные моменты воспитания дошкольников в духе патриотизма"
Програмное содержание: Формировать заботливое отношение к родным и близким людям, младшим сверстниками и старшему поколению....
Воспитание дошкольников в духе патриотизма (из опыта работы)
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, о...
Консультация на тему:«Важные моменты воспитания дошкольников в духе патриотизма»
Актуальность программы. Многие события, факты не осознаются детьми в полной мере с глубоким пониманием проблемы. Но, пропуская их через свое детское мышление, восприятие, дошкольники получают ценные о...