Дидактические игры для детей младшей группы
статья (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дидактические игры для детей младшей группы | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры для детей младшей группы
Дети раннего и младшего дошкольного возраста легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность. Внимание детей следует сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой, так как в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут долго сосредотачиваться на чем-то одном в течение продолжительного времени - им необходимы постоянная смена действий.
Основным видом детской деятельности является игра. Именно она позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Организовывая игру с детьми раннего возраста, следует учитывать их психологические особенности. Ведущая деятельность у этих малышей вначале предметная, но многие ребятишки ближе к трём годам всё увереннее чувствуют себя в играх, где требуется не только манипулировать с предметами, но и общаться, проявлять фантазию и смекалку.
После трёх лет на первый план выходит игровая деятельность. Ребёнок может взять на себя определённую роль в игре, придерживаться сюжета, придумывать игровые реплики в диалогах со сверстниками. Особый интерес вызывают игры по имитированию тех действий взрослых, которые дети наблюдают в семье, принимая посильное участие в общественной жизни (поход в магазин, аптеку; семейные обеды; праздники) и т. д.
Игровая деятельность становится необходимостью для ребёнка, он живёт в ней почти постоянно, превращая в элементы игры даже умывание, переодевание и укладывание спать. Самостоятельность в играх у детей развивается не сразу, поэтому так важно на первых этапах её становления давать детям темы для игр, а также воспитывать в участниках игры такие качества, как доброжелательность, умение договариваться, уступать и уважать чужое мнение.
Соревновательные игры, ролевые игры, имитационные игры, предметные игры, настольно – печатные игры, словесные игры. Все эти виды игр можно назвать одним словом -дидактические.
В дидактических играх дошкольники, опираясь на представления о природных объектах, бытовых ситуациях, людях, животных углубляют свои знания о них. Дети самостоятельно решают разнообразные познавательные задачи: описывают объекты и ситуации, выделяют их характерные признаки, отгадывают по описанию, объединяют по разным свойствам и признакам. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы.
Дидактическая игра одновременно выполняет несколько функций:
Образовательная (обучающая) функция изначально заложена в дидактической игре (в зависимости от цели).
Воспитательное воздействие дидактической игры на ребёнка заключается в необходимости следовать правилам, подчиняться общим интересам. Таким образом формируются важные моральные качества: терпение, умение контролировать себя, свои чувства, уважать интересы товарищей (например, брать картинки или предметы из мешочка нужно по очереди, делить материалы для игры нужно поровну).
Развивающее сенсорное воздействие обусловлено тем, что для игр используется разнообразный, зачастую новый для малышей материал (печатный, природный, предметный), дети знакомятся с предметами разных размеров, качеств, фактуры, совершенствуя способность обследовать их с помощью различных анализаторов (слуха, осязания, зрения).
Развитие речи стимулируется в каждой игре, поскольку дидактические игры требуют от игроков общения (как минимум — с педагогом), а также пояснения собственных действий и ожидаемого результата.
Физическое развитие осуществляется благодаря наличию в каждой игре необходимости совершать манипуляции с предметами, что служит тренировке мелкой моторики рук и навыка координации действий.
При подготовке дидактической игры необходимо:
1.Поставить дидактическую задачу (цель игры). Педагог должен чётко представлять, выработке каких умений и навыков, воспитанию каких чувств или качеств служит игра.
2.Подобрать материалы и наглядность в соответствии с методическими требованиями.
3.Продумать, как доступно и кратко объяснить детям правила. В младших группах ознакомление с правилами игры сопровождают показом действий.
4.Предусмотреть возможные трудности, вопросы детей и ответы на них.
5.Продумать подведение итогов. Для детей младшего возраста важен не столько результат, сколько сам процесс игры, но итоговое слово воспитателя должно служить средством поощрения малышей, стимулировать дальнейшее участие в подобных играх, а также обобщить полученные знания.
Дидактическая игра состоит из следующих компонентов:
Сообщение игровой задачи. Нередко её содержит само название игры: «Найди детёнышей», «Посадим огород», «Сварим компот». Игровая задача — это краткое описание последующих игровых действий и их результата.
Сообщение правил игры. Даже самым маленьким необходимо чётко сообщать правила, чтобы они учились слушать их и следовать им. На сообщение игровой задачи и правил в целом уходит около 1 минуты.
Основная часть игры. Состоит из ряда последовательных действий, необходимых для достижения результата. Длится от 5 до 7 минут.
Итоговая часть, обсуждение результата. Воспитателю следует подчеркнуть, что задача игры выполнена, похвалить малышей и подчеркнуть важность достигнутого. Длится недолго, до полуминуты, но играет важную роль: дети учатся доводить начатое до конца и видеть результат своих действий.
Используя дидактические игры, воспитатель должен учитывать следующие дидактические принципы:
- Доступность
- Повторяемость
- Постепенность выполнения заданий
- Учет возрастных особенностей детей.
Дидактические игры в первой младшей группе длятся 5–6 минут, во второй младшей можно увеличить до 8–10, но не стоит затягивать игру, даже если дети хотят продолжать. Лучше отвлечь внимание детей другим видом деятельности, а к игре вернуться во второй половине дня или спустя день-два.
Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если в группе детей раннего возраста знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «Назови, кто это?», «Изобрази животного», «Узнай по голосу», и других, то в младшей группе – в играх типа «Угадай, кто где живет?», «Помоги животному», «Большие и маленькие» и т.д.
В ходе проведения дидактических игр целесообразно применять наглядный художественно оформленный материал, придумывать интересные игровые моменты, действия, занять всех детей решением единой задачи. Игру можно оформить и музыкальным сопровождением. Детям очень нравятся игры, участвуя в которых они могут выиграть, опираясь на свои знания.
В заключении хотелось бы отметить, что одним из методов работы с детьми является проведение дидактических игр. Результатом такой работы должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, желание активно участвовать в жизни и деятельности семьи и группы в саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры для детей младшей группы по математике
Дидактические игры для детей младшей группы по математике...
Дидактические игры для детей младшей группы
Игровой макет озера Байкал и дидактические игры к нему...
Дидактические игры для детей младшей группы
Каталог дидактических игр...
Дидактические игры для детей младшей группы
Дидактические игры для для детей младшей группы...
Дидактические игры для детей младшей группы
Цели: развивать мышление, память, речь....
Интерактивная дидактическая игра для детей младшей группы "Что растет в огороде"
Интерактивная дидактическая игра для детей младшей группы "Что растет в огороде"...
Дидактические игры для детей младшей группы (2 - 3 года)
В помощь воспитателям...