Консультация для педагогов «Как помочь непопулярному ребёнку найти друзей»
консультация

Консультация для педагогов ДОУ всех возрастов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pomoch_nepopulyarnomu_rebenku_nayti_druzey.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов  «Как помочь непопулярному ребёнку найти друзей»

Нередко педагог в образовательном учреждении сталкивается с очень сложной в своих проявлениях проблемой – это невозможность отдельных детей наладить конструктивные взаимоотношения со сверстниками и педагогами. Очень часто данная категория детей попадает в так называемые «Отверженные», «изгои», которым приходится каждый день чувствовать неприязненное отношение к себе. Они не любят посещать детский сад, живут в постоянном психологическом дискомфорте. Каждый справляется с этим по-своему. Кто-то замыкается, терпеливо перенося насмешки сверстников и “нелюбовь” педагогов. Кто-то расстраивается, плачет, обижается. Если попытаться нарисовать портрет ребёнка, который не пользуется авторитетом у сверстников, то этот портрет будет очень противоречив. Специальные исследования показывают, что самые различные дошкольники могут не пользоваться популярностью у сверстников. Во-первых, это агрессивные, конфликтные, враждебно настроенные дети, т. е. дошкольники, которые стремятся к лидерству, используя формы отрицательного доминирования (заставляют, приказывают, нападают, ругают.) Во-вторых, сюда можно отнести пассивных, необщительных, замкнутых, неуверенных детей, т.е. тех, у кого преобладает отрицательное подчинение (уступают, подчиняются, переживают, терпят). В-третьих, это дошкольники, у которых отсутствуют элементарные навыки общения или сами мотивы общения (стремление к одиночеству, тяга к уединению и т.п.). В-четвертых, дети с ярко выраженными эгоистическими наклонностями, желая быть постоянно в центре внимания, подчинить всех и все своим интересам, тем самым отталкивают сверстников, и вместо высокого статуса, к которому они стремятся, начинают занимать достаточно низкое положение.

Отдельную группу составляют дети с физическими отклонениями и недостатками в развитии, дети-инвалиды с видимыми физическими дефектами, врожденными аномалиями, умственной отсталостью или хроническими психическими заболеваниями. Новенькие дети, входящие в уже сформировавшийся коллектив или часто болеющие дошкольники - всегда в группе риска. Если ребёнок с самого начала не смог завоевать доверие сверстников, вызвать их интерес к себе, не стал авторитетен в чём-то, то его начинают отвергать, показывать, что он лишний. К такому ребёнку никто не бросится радостно при встрече после выходных или летнего отдыха, никто не заметит, что его нет в группе. Это ранит не меньше, чем травля. Немаловажную роль играет и внешняя аккуратность, а также оценки взрослых, воспитателей. Тех, кого воспитатель постоянно ругает, низко оценивает, начинают аналогичным образом оценивать и дети, что сразу же отражается и на их положении в группе и на их ответном поведении. Отверженному ребенку очень трудно реализовать себя в группе сверстников, стать одним из её членов. Вырастая, он имеет массу комплексов, затруднение в общении со сверстниками, не адаптирован к жизни в обществе. Поэтому детям данной категории надо помочь переступить через ту грань, которая отделяет их от других детей, выявить причины и устранить их, помочь реализовать себя в жизни, чтобы в будущем он чувствовал себя полноценным человеком. Наша основная задача – помочь социально неблагополучным (непопулярным, отвергнутым) детям завоевать расположение сверстников, стать и в эмоциональном плане более благополучными, помочь увидеть в сверстниках не противников и конкурентов, а близких людей. Прежде чем перейти к рассмотрению конкретных рекомендаций, хотелось бы отметить, что никакие методы, игры и упражнения не помогут, если у воспитателя не будет искреннего, заинтересованного, доброжелательного отношения к воспитанникам. Очень многое зависит от личностных качеств взрослого и от стиля общения с детьми.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

по повышению социального статуса ребёнка в группе

Можно выделить некоторые общие и специальные пути изменения неблагополучного положения ребёнка в группе сверстников:

  • Одной из эффективных стратегий повышения статуса дошкольника является последовательное раскрытие взрослым позитивных сторон личности отвергаемого или пренебрегаемого другими дошкольниками. Здесь важно найти то, что более или менее хорошо умеет ребёнок, например, дошкольник хорошо рисует, следовательно, можно устроить выставку его рисунков, он что-то имеет (кошку, собаку), попросить его при всех рассказать о своем увлечении.
  • Хорошие результаты даёт и такой приём, когда воспитатель «подговаривает» одного из лидеров, с кем у него сложились хорошие отношения, вовлечь отвергаемого ребёнка в игру, занятие и т.п. при условии,
  • что непопулярный дошкольник «симпатизирует» данному лидеру.                           Другие дети, видя, что отвергаемый ребёнок играет с лидером и его окружением, будут по-иному смотреть на него, то есть статус последнего может повыситься.
  • В ролевой игре периодически нужно привлекать ребёнка с низким статусом на главные роли, не допуская при этом «ревности» детей, которые привыкли к ведущим ролям. Приобретая навыки руководства, непопулярный дошкольник будет постепенно чувствовать себя более уверенно, что незамедлительно отразится и на его статусе.
  • Важно обеспечить реальный успех непопулярному ребёнку, например, воспитатель, организуя групповое взаимодействие детей (коллективная постройка по образцу), заранее обучает необщительного, непопулярного дошкольника, который, включаясь затем в совместную деятельность, справляется с ней наряду с другими детьми.
  • Можно использовать и такой приём, когда педагог организует игру драматизацию (инсценировку этического содержания) и берет на себя роль отрицательного персонажа: ведёт себя, как не надо, разговаривает, как не надо, задача непопулярного ребенка - показать, как надо, говорить, как не надо.
  • К специфическим приёмам можно отнести и мини-тренинг, например упражнение «Скажи хорошее о друге!», когда всех детей группы поочередно воспитатель просит найти положительное у каждого члена группы: «Что хорошо умеет делать сидящий справа (или слева), в том числе и у ребёнка с низким статусом. Кроме того, полезно использовать упражнения на установление контакта, инициативное общение (подойди к другому и попроси игрушку (задай вопрос, пригласи поиграть, похвали за что-нибудь).  А также упражнения на развитие способности выхода из конфликтных ситуаций (Диме и Вите понравилась машинка, Витя забрал машинку себе и не дает Диме. Ты, Дима, что будешь делать?; Вова плохо себя вел, воспитательница на него обиделась, что ты будешь делать, Вова? и др.)
  • Использование игр, предназначенных для повышения самооценки: «Конкурс хвастунов» (дети поочередно рассказывают, что они умеют делать лучше всего), «Делай как я!» (дети поочередно показывают любое движение со словами «Делай как я!, а остальные дети повторяют движение.)  
  • Нельзя слишком хвалить одних и ставить их в пример остальным. Такое оценивание и приведение положительных образцов, разделение детей на «хороших» и «плохих» может только разъединить детей и вызвать отчуждение.
  • Нельзя фиксировать внимание ребёнка на самом себе – на его недостатках или на его достоинствах. Гораздо важнее, чтобы ребёнок думал не о себе (своей успешности, своей оценке) а о результате самой деятельности (будь то игра, рисунок или постройка из кубиков). Тогда ему гораздо легче будет делать что-то вместе с другими, и завоевывать симпатию сверстников.
  • Предоставить непопулярному, обособленному ребёнку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в затруднительных игровых обстоятельствах: спасти от «салочки», помочь в игре беспомощной кукле, или «старенькой бабушке» или уступить дорогу на узком мостике. Все эти действия дети совершают сами, без инструкций и призывов взрослого. Такая поддержка и помощь другим позволяет ребёнку получить удовлетворение от своего доброго поступка. Эта забота не требует от ребёнка особых жертв, поскольку заключается в несложных игровых действиях.
  • Важно помочь непопулярным детям выявить их значимость для детского коллектива. Так, один ребёнок незаменим в дежурстве, второй, оказывается, отлично поет, третий занимается гимнастикой, четвертый умеет лепить интересные фигурки и т.д.  
  • Избежать появления дразнилок в детском коллективе почти невозможно, но бороться с ними необходимо. Родители и педагоги не должны оставлять без внимания ситуации обзывания детьми друг друга. Задача воспитателя - пресечь появление и использование обидных прозвищ в группе. Можно поговорить отдельно с зачинщиками, можно устроить беседу на эту тему.

 

Подводя итог вышесказанного, можно порекомендовать при проведении игровых занятий в группе активно вовлекать отвергаемых детей в процесс занятий, поощрять их активность. Следует обратить внимание и на вовлечение ребёнка во внегрупповую деятельность, давать ему посильные поручения, которые бы имели важное значение для группы. Непопулярные дети должны почувствовать успех и свою значимость для коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Как помочь своему ребёнку найти друзей"

Материал полезен для родителей дошкольников с целью развития доброжелательных отношений в среде сверстников...

Психологический инструктаж «Как помочь непопулярному ребёнку?»

Среди наиболее частых проблем, с которыми сталкивается педагог в дошкольном образовательном учреждении, есть одна очень сложная в своих проявлениях – это невозможность отдельных детей наладить констру...

Консультация для педагогов " Как помочь гиперактивному ребёнку"

Гиперактивные дети - активные, часто "непослушные", срывающие дисцеплину дети. Как с ними работать? Как направить их энергию в нужное русло? Ответы на эти вопросы я озвучила в данной консультации....

Консультация для педагогов: "Как помочь ребёнку в период адаптации к детскому саду."

Период адаптации ребёнка к детскому саду - это сложная жизненная ступенька для ребёнка, родителей и педагога....

Консультация для педагогов «Как помочь ребёнку в период адаптации»

При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, таящую в себе много неизвестного. Четкий режим дня, от...

Консультация для педагогов "Как помочь сохранить ребёнку зрение"

quot;Как помочь ребёнку сохранить зрение" - рекомендации по профилактике нарушений зрения....

Рекомендации для родителей: "Как ребёнку найти друзей?"

Даються рекомендации родителям как ребёнку влиться в социум и найти товарищей....