Консультация для воспитателей "Система патриотического воспитания в ДОУ"
консультация (подготовительная группа)

Ольховская Валентина Александровна

Дошкольникам старшего возраста доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для воспитателей79 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

для воспитателей

«Система патриотического воспитания в ДОУ».

Консультацию   подготовила                                                                       воспитатель МДОУ «Детский сад                                                  комбинированного вида № 172»                                                                   Ленинского района г. Саратова

Ольховская В.А

Заведующий МДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 172»                        _____________/Н.Б. Кузнецова/

   «ПАТРИОТИЗМ» - это «…чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям (современный подход к понятию).

   Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

     Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле. С первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач  нашего дошкольного образовательного учреждения.

    В нашем детском саду изучают историю страны, ее традиции, географическое положение. Необходимо привить детям ответственное отношение и любовь к Родине, дать почувствовать свою причастность к жизни страны, т.е. воспитать гражданскую идентичность.

Гражданская  идентичность является ядром патриотического воспитания.

                     

Планируя беседы, непосредственно образовательную деятельность дети имеют представления детей о своей стране:

  • Символы государственности (флаг, герб, гимн, государственный язык);
  • Политический образ (президент, министры);
  • Географический образ (местоположение, географические размеры,  флора, фауна, населяющие народы);
  • Историко-культурный образ (былины, герои, видные ученые, деятели, традиции, обычаи).

Эмоциональные отношения:

  • Чувство ответственности («Хочу, чтобы во всех городах России было чисто»);
  • Чувство причастности («Россия – это мой дом»);
  • Эмоциональное принятие («В России очень хорошо»).  

Т.О. образ Родины у ребенка строится на основе чувственных переживаний и впечатлений.

Способами развития гражданской идентичности являются:

1.Личный опыт, полученный и осмысленный с помощью взрослого;

2.Включение ребенка в различного рода активную деятельность.

    Содержание работы МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 172» в данном направлении основывается  на приобщении детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики, с требованиями и рекомендациями программ:

1.Основной общеобразовательной программы дошкольного образования  под редакцией Е. Вераксы «От рождения до школы» - формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

2. Программы О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Цель работы: формирование у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.

Задачи:

1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры на специально организованных занятиях.

 2. Привлечь родителей в образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями.

 3. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

 

4. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.

 5. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

 6. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.

Ожидаемый результат:

1. Ребенок приобрел знания и представления об истории своего родного города, достопримечательностях и людях, прославивших его.

2. У  ребенка сформировано  уважения к родному городу, дому, семье, детскому саду, людям, живущим рядом и созидательного отношения у детей к окружающему миру, к культурным ценностям и традициям своего края.

3. Ребенок сознательно, бережно относится  к природе родного края, животному и растительному миру, к культурному наследию своего народа.

4. Ребенок в процессе игры и другой совместной деятельности взаимодействует с окружающими людьми.

Примерное планирование  работы по патриотическому воспитанию:

Возраст

Блоки

Цель

Формы работы

Младший возраст

«Здравствуйте, это Я!»

- Помочь осознать собственную индивидуальность. - Понять собственную значимость

- Составление рассказа «Мое имя» (маленький рассказ родителей о своем ребенке) с использованием фото, рисунков ребенка.

- Д/игра: «Как тебя зовут», «Позови друга»;

- Коллаж: «Это я» (от рождения до настоящего дня)

Средний возраст

«Вместе дружная семья»

-Помочь ребенку понять историю своей семьи, познакомить с понятием семья.

- Уголок уединения, который оформляется в спальной комнате, где ребенок может на некоторое время уединиться с фото своих родителей, близких и отгородится от активной деятельности.

- В групповых комнатах уголок «Моя семья», где размещаются альбомы с фотографиями;

- Макет « Мой детский сад» (детский сад с прилегающими улицами)

Старший возраст

(старшая группа)

«Моя малая родина»

- Ознакомление с родным краем, воспитание чувства любви, гордости, уважения к родному краю, городу; продолжать начатую работу о знакомстве с семьей

- Беседа о природе, профессиях родителей;

- Альбомы с изображением экскурсий по интересным местам города Саратова;

- Макет: «Природа родного края»

Старший возраст

(подготов. к  школе группа)

«Широка страна моя родная»

- Дать знания о том, что мы живем в России,  познакомить детей с государственной символикой

- Генеалогическое дерево – совместная работа детей и родителей по изображению родословной семьи;

- Карта России. На карте воспитатель вместе с детьми указывает кружочками места, где живут их родственники;

- Экскурсия к памятникам, возложение цветов: «Зои Космодемьянской», «Панфиловцам».

Создание предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию:

          Особое место в ознакомление детей с Родиной отводится организации предметно-развивающей среды.

Требования:

1.Необходимо оформить зону так, чтобы дети имели  ежедневно свободный доступ для пополнения знаний о городе, стране.

2.Предлагаемый детям материал должен постоянно меняться в зависимости от изученных тематических блоков.

Взаимодействие с родителями:

    Важная  роль в патриотическом воспитании отводится  двум институтам: семье и дошкольному учреждению. Семья является первым социальным институтом формирования у ребенка патриотизма.   В законе «Об образовании» указано: «… родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». Позднее к влиянию семьи добавляется целенаправленное взаимодействие детского сада и разностороннее развитие ребенка продолжается в сообществе: «семья – педагог – ребенок». Детский сад оказывает свое воздействие на ребенка в самый важный  период его жизни.

 Только вместе педагоги и родители могут лучше узнать ребенка, а узнав, направить общие усилия на его воспитание.

    Взаимодействие с родителями педагоги строится на основе структурно – функциональной модели, которая состоит из трех блоков:

I – Информационно – аналитический блок.

    Обзор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их личностно – ориентированное общение  на основе общего дела.

II – практический блок.

Решение конкретных задач, связанных с патриотическим воспитанием детей.

      1.  Пропаганда педагогических  знаний;

 2.  Консультации для родителей;

 3.  Родительские собрания;

 4.Оформление информационных листов с практическими рекомендациями;

 5.  Мероприятия вместе с детьми;

 6.  Анкетирование.

Формы сотрудничества с родителями:

  • «Познавательное» сотрудничество (консультации, собрания, экскурсии).
  • Сотрудничество в рамках проведения досугов, экскурсий, трудовой деятельности;

III – контрольно – оценочный.

    Анализ эффективности мероприятий, которые проводятся в детском саду (презентация проектов, анкетирование, участие родителей в мероприятиях детского сада).

    Методы включения родителей в совместную деятельность:

- личный пример педагога и его  умение «заразить» интересами детей и родителей;

- опора на наиболее активных родителей, которые способны подать пример другим;

- умение увидеть, услышать, почувствовать, что интересно детям, куда они хотят «отправиться».

Памятка педагогу:

  • Сопровождайте рассказ наглядным материалом – фотографиями, репродукциями, слайдами;

  • Обращайтесь к детям с вопросами о процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому;
  • Не называйте дат, они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: «Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими как вы»;

  • Используйте доступную детям лексику, объясняйте значение незнакомых слов;

  • Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку, труженику, защитнику, достойному гражданину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Создавшиеся в обществе условия благоприятны для формирования гражданско-патриотической позиции, и начинать надо уже с детского сада. Именно педагоги организуют процесс формирования гражданских и патри...

Консультация для родителей "Патриотическое воспитание - залог успешной социализации ребенка"

Для эффективной работы с родителями, в целях повышения их компетентности в различных вопросах, касающихся воспитания детей, я использую консультации составленные мной для родителей....

Консультация для родителей:" Патриотическое воспитание дошкольников".

В этой консультации говориться о важности воспитания в ребенке патриота....

Консультация для педагогов "Патриотическое воспитание. Что это такое?"

«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя ,--писал К.Ушинский ,--потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности…»...

Консультация для воспитателей: "Патриотическое воспитание через приобщение к народной культуре"

Консультация посвящена патриотическому воспитанию и одном у из направлений работы по решению этой задачи с использованием  материалов народной культуры....