«Сенсорное воспитание детей раннего возраста»
проект

Тихонова Вера Николаевна
  1. Актуальность темы.

Сразу после рождения ребенок начинает познавать окружающий его мир, сталкиваясь с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветьем, запахами, шумами. Даже без какой-либо помощи ребенок способен познать мир таким, какой он есть. Однако эти познания, без правильного сенсорного развития, могут оказаться ложными или неполными.

Важно не пропустить это время, помочь ребенку освоиться в окружающем мире и подтолкнуть его к самосовершенствованию.

На раннем этапе своего развития, ребенок ощущает и воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств (например: зрительное восприятие позволяет воспринимать различия формы, цвета, размера и других видимых особенностей, а тактильные ощущения - различия предметов по качеству их поверхности, а также на осязание, распознавание температуры и весовых параметров предмета). Органы чувств позволяют малышу понять свойства окружающих его предметов и сформировать о них полноценное мнение, различать их на фоне остальных.

Задача педагога дошкольного образования - своевременно и правильно развить в ребенке эти качества, используя сенсорику. Важно исключить так называемый «сенсорный голод», когда ребенок, испытавший в свое время дефицит ощущений одного из органов чувств, отставал в умственном, физическом или речевом развитии.

Сенсорное развитие (сенсорика) - это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д.

Научно доказано, что раннее сенсорное воспитание положительно влияет на уровень интеллекта и качество умственного развития ребенка в целом. Сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом для общего умственного развития малыша, а с другой стороны, имеет совершенно самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений, восприятий и представлений.

Именно ранний возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации представлений об окружающем мире и совершенствовании деятельности органов чувств ребенка (идеальный вариант с годовалого возраста, когда малыш наиболее любознателен, и пытается все рассмотреть, потрогать, попробовать на ощупь).

Сенсорное развитие ребенка при правильном подходе не только формирует его сознание и способности к оценке происходящих событий. В процессе приобщения ребенка к сенсорной культуре, перед ним открываются неограниченные возможности для проявления потенциальных талантов, а также самореализации на этапе взрослой жизни.

Не стоит забывать о роли мелкой моторики в жизни детей младенческого и младшего дошкольного возраста. Объединение игр на сенсорику и мелкую моторику даст оптимальный результат в развитии не только речи, но и мышления. Недаром говорят, что чем подвижнее детская рука, тем умнее ребенок!

Проблема исследования: развитая сенсорика является основой для совершенствования практической деятельности современного человека, а развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Поэтому на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания детей раннего возраста, как одного из важнейших направлений всестороннего развития личности ребёнка.

Объект исследования: сенсорное развитие детей раннего возраста.

Предмет исследования: условия сенсорного развития у детей раннего возраста при проведении дидактических игр.

Целью данной работы является выявление, обоснование условий, опытная проверка условий сенсорного развития у детей раннего возраста.

Задачи исследования:

  1. Дать психолого-педагогическую характеристику сенсорному развитию детей раннего возраста.
  2. Изучить педагогическую и методическую литературу о сенсорном развитии детей раннего возраста.
  3. Организовать занятия по сенсорному развитию с детьми ясельной группы МБДОУ №2 (г. Богородск Нижегородской области) с использованием дидактических игр.
  4. Проанализировать собственный опыт работы по данной теме.

Базой моей опытно-практической работы является Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» г. Богородска Нижегородской области, ясельная группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx39.87 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного профессионального образования

«Нижегородский институт развития образования»

Реферат

на тему: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста»

Выполнил:

Тихонова Вера Николаевна,

воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №2» (Нижегородская область,

г. Богородск ул. Котельникова, д. 42а).

г. Нижний Новгород

2019 г.


С О Д Е Р Ж А Н И Е

стр.

1.

Актуальность темы………………………………………..........

3

2.

Отражение темы в нормативных документах…………….........

5

3.

Анализ психолого-педагогической литературы по теме……...

6

4.

Анализ собственного опыта работы по теме…………………...

9

5.

Вывод……………………………………………………………..

17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...…...

19

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………..……….

20


  1. Актуальность темы.

Сразу после рождения ребенок начинает познавать окружающий его мир, сталкиваясь с многообразием форм, красок и других свойств объектов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Малыша окружает природа со всеми её сенсорными признаками - многоцветьем, запахами, шумами. Даже без какой-либо помощи ребенок способен познать мир таким, какой он есть. Однако эти познания, без правильного сенсорного развития, могут оказаться ложными или неполными.

Важно не пропустить это время, помочь ребенку освоиться в окружающем мире и подтолкнуть его к самосовершенствованию.

На раннем этапе своего развития, ребенок ощущает и воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств (например: зрительное восприятие позволяет воспринимать различия формы, цвета, размера и других видимых особенностей, а тактильные ощущения - различия предметов по качеству их поверхности, а также на осязание, распознавание температуры и весовых параметров предмета). Органы чувств позволяют малышу понять свойства окружающих его предметов и сформировать о них полноценное мнение, различать их на фоне остальных. 

Задача педагога дошкольного образования - своевременно и правильно развить в ребенке эти качества, используя сенсорику. Важно исключить так называемый «сенсорный голод», когда ребенок, испытавший в свое время дефицит ощущений одного из органов чувств, отставал в умственном, физическом или речевом развитии.

Сенсорное развитие (сенсорика) - это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д.

Научно доказано, что раннее сенсорное воспитание положительно влияет на уровень интеллекта и качество умственного развития ребенка в целом. Сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом для общего умственного развития малыша, а с другой стороны, имеет совершенно самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений, восприятий и представлений.

Именно ранний возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации представлений об окружающем мире и совершенствовании деятельности органов чувств ребенка (идеальный вариант с годовалого возраста, когда малыш наиболее любознателен, и пытается все рассмотреть, потрогать, попробовать на ощупь).

Сенсорное развитие ребенка при правильном подходе не только формирует его сознание и способности к оценке происходящих событий. В процессе приобщения ребенка к сенсорной культуре, перед ним открываются неограниченные возможности для проявления потенциальных талантов, а также самореализации на этапе взрослой жизни.

Не стоит забывать о роли мелкой моторики в жизни детей младенческого и младшего дошкольного возраста. Объединение игр на сенсорику и мелкую моторику даст оптимальный результат в развитии не только речи, но и мышления. Недаром говорят, что чем подвижнее детская рука, тем умнее ребенок!

Проблема исследования: развитая сенсорика является основой для совершенствования практической деятельности современного человека, а развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Поэтому на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания детей раннего возраста, как одного из важнейших направлений всестороннего развития личности ребёнка.

Объект исследования: сенсорное развитие детей раннего возраста.

Предмет исследования: условия сенсорного развития у детей раннего возраста при проведении дидактических игр.

Целью данной работы является выявление, обоснование условий, опытная проверка условий сенсорного развития у детей раннего возраста.

Задачи исследования:

  1. Дать психолого-педагогическую характеристику сенсорному развитию детей раннего возраста.
  2. Изучить педагогическую и методическую литературу о сенсорном развитии детей раннего возраста.
  3. Организовать занятия по сенсорному развитию с детьми ясельной группы МБДОУ №2 (г. Богородск Нижегородской области) с использованием дидактических игр.
  4. Проанализировать собственный опыт работы по данной теме.

Базой моей опытно-практической работы является Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2» г. Богородска Нижегородской области, ясельная группа.

  1. Отражение темы в нормативных документах.

Впервые в российской истории в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в РФ» был разработан Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС), который вступил в силу с 1 января 2014 года. В п.2.6. ФГОС дошкольного образования прямо указывается, что содержание программ детских дошкольных образовательных учреждений «…должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области): а) социально-коммуникативное развитие; б) познавательное развитие; в) речевое развитие; г) художественно-эстетическое развитие; д) физическое развитие». В ФГОС выделены направления развития детей дошкольного возраста. В таком направлении как познавательное развитие предполагается формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, материале, пространстве и времени. Большое значение приобретает проблема умственного воспитания детей дошкольного возраста, основой, которого является сенсорное воспитание.

Решение данной задачи осуществляется педагогами ДОУ в рамках сенсорного развития. Сенсорное развитие – это развитие процессов восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов.

  1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме.

В истории педагогики сложились разные системы сенсорного воспитания (М. Монтессори, Ф. Фребель, О. Декроли, Е.И. Тихеева, современная отечественная система). Они отличаются друг от друга психологическими подходами к пониманию природы восприятия, его взаимосвязи с мышлением. В зависимости от этого по-разному строятся содержание сенсорного воспитания, его методика. Так, основатель всемирно известной системы сенсорного воспитания Мария Монтессори сводит развитие ребенка исключительно к развитию сил и способностей организма: развитию мускулов, зрения, слуха, обоняния и т. п. Разработанные ею дидактические материалы, подобранные соответствующим образом, дают детям дошкольного возраста сенсорные стимулы, упражняющие органы чувств.

Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л.С. Выготским, Б.Г. Ананьевым, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л.А. Венгером и др. Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.

Во второй половине ХХ столетия основными темами исследований в области сенсорного воспитания становятся проблемы умственного развития, развития других сторон личности и совершенствования практической деятельности ребенка. Этим вопросам посвящены труды таких ученых, как Ш.А. Абдуллаева, О.Ю. Бетехина, М.Ю. Кистяковская, Н.С. Карпинская, С.Л. Новоселова, Э.Г. Пилюгина, Э.Л. Фрухт и др.

В научной литературе существуют различные определения понятия «сенсорное воспитание». Педагогический энциклопедический словарь определяет сенсорное воспитание как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Сенсорное воспитание, по мнению С.А. Козловой и Т.А. Куликовой, представляет целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

Н.Н. Поддъяков в своих работах рассматривает сенсорное воспитание как целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений).

А.В. Запорожец отмечает, что сенсорное воспитание направлено на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления и т.д.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, так утверждает ряд отечественных ученых, среди которых А.П. Усова, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, Д.Б. Эльконин и др. На этапе перехода от чувственного к рациональному познанию (от восприятия к мышлению), в период, когда закладываются основы последующей интеллектуальной деятельности, сенсорное воспитание является важным и неотъемлемым процессом.

Л.А. Венгер понимает под сенсорным воспитанием последовательное планомерное знакомство ребенка с сенсорной культурой человека. Он указывает, что ознакомление с сенсорной культурой человека реализуется в определенной системе, благодаря которой ребенок постепенно усваивает накопленный человечеством потенциал в форме сенсорных эталонов.

К концу ХХ века в отечественной педагогике выделился ряд направлений, занимающихся вопросами сенсорного воспитания детей раннего возраста:

  • определение актуальных проблем сенсорного воспитания и обучения детей раннего возраста, нашедшее отражение в работах Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, М.Ю. Кистяковской, А.П. Усовой;
  • особенности формирования у детей в процессе сенсорного воспитания как простейших представлений о качествах предметов, так и сложных обобщенных, чему посвящены исследования Ш.А. Абдуллаевой, C.JI. Новоселовой, Э.Г. Пилюгиной;
  • особенности развития сенсорных способностей с помощью дидактических игр. Разработкой этого направления занимались А.П. Усова, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина;
  • развитие сенсорных способностей детей в процессе предметной и продуктивной деятельности: изобразительной (Т.Г. Казакова, Т.И. Сайганова); конструктивной (А.Р. Лурия, Э.Л. Фрухт); в ходе музыкального воспитания (Н.А. Ветлугина); в процессе речевого развития (Н.С. Карпинская, Д.Б. Эльконин).

Сенсорное воспитание тесно связано с таким понятием, как «сенсорное развитие», которое, по определению Л.А. Венгера, представляет собой работу по развитию восприятия ребенка с целью сформировать представления о предметах и их внешних свойствах, таких как величина, нахождение и положение в пространстве, запах и вкус, цвет, форма и т.д.

Главной целью сенсорного воспитания является овладение ребенком сенсорной культурой. Благодаря работам М. Монтессори, понятие «сенсорная культура» прочно вошло в дошкольную педагогику.

  1. Анализ собственного опыта работы по теме.

Я работаю дошкольным педагогом в ясельной группе с детьми возрастом от 1,5 до 2 лет. И именно в этом возрасте у детей формируются понятия о формах, цвете, размерах, вкусах и запахах.

Прежде, чем перейти к отображению своей практической деятельности, необходимо наиболее полно раскрыть понятие – сенсорное развитие.

Как уже было упомянуто выше, сенсорное развитие ребенка – это развитие его чувств и восприятия, формирование представлений об особенностях предмета. Окружающий мир ребенок воспринимает за счет своих ощущений.

Сенсорные ощущения классифицируются на:

  • визуальные (зрительные);
  • осязательные;
  • обонятельные;
  • слуховые;
  • вкусовые.

Именно в соответствии с ними у ребенка формируются понятия о:

  • размере;
  • форме;
  • цвете;
  • звуках;
  • вкусе;
  • запахе.

Основными задачами сенсорного развития детей являются:

  • формирование правильных сенсорных эталонов;
  • формирование правильных перцептивных реакций (чувственных восприятий);
  • приобретение навыков самостоятельно применения системы эталонов и верного реагирования на перцептивные процессы.

Перцепция (восприятие) — это процессы отражения предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В зависимости от того, какой именно орган играет ведущую роль в восприятии, выделяют его различные виды: зрительные, обонятельные, слуховые и др.

Восприятие позволяет познавать окружающую действительность и способствует формированию индивидуального её понимания.

Сенсорное воспитание ребенка должно учитывать его возрастные особенности.

Для детей возрастом от 1,5 до 2 лет требования сенсорного воспитания предполагают следующие знания и умения:

  • понимание и способность назвать 3-4 цвета, а также правильно подбирать их по образцу;
  • ориентирование в размерах (величинах) предметов, способность разобрать и собрать трехразмерную матрешку;
  • умение правильно собрать цветную пирамидку из 4-6 колец разного размера;
  • способность правильно соотносить конфигурацию объемных фигур с плоскими;
  • иметь начальные навыки рисования (проводить горизонтальные, вертикальные, короткие и длинные линии, а также внятно объяснять, что он нарисовал).

Для детей от 1,5 до 2 лет возможны следующие виды игровых упражнений:

  • разложив перед малышом разноцветные кубики, шары и элементы пирамидки, просим его выбрать и отсортировать предметы по цвету или форме;
  • разобрав пирамидку, и показав, как она собирается, просим ребенка повторить ваши действия;
  • прикасайтесь к руке ребенка предметами с разной текстурой (варежка, перышко, мочалка, игрушка и т.д.), описывая свойства предмета и ощущения от его прикосновения. Затем попросите ребенка закрыть глаза, повторите прикосновения, и предложите малышу угадать предмет, опираясь на ощущения от его прикосновения;
  • продемонстрируйте ребенку свою улыбку, прокомментировав ее словом "добрый". Сделайте гримасу злого человека, назвав ее "злой". Попросите малыша повторить вашу мимику;
  • если ребенок знает, как выглядят овощи и фрукты, соберите набор из них и положите в непрозрачный пакет. Дайте его малышу, пусть он попробует, не глядя и не доставая, на ощупь определить и назвать осязаемый им овощ или фрукт, а также описать его форму, цвет и вкус. То же можно проделать с другими знакомыми малышу предметами.

Насильно заставлять ребенка развиваться и самосовершенствоваться в таком возрасте, естественно, нельзя. Все занятия необходимо проводить в единственно доступной для его понимания форме – форме игры.

Но игра не должна утомлять малыша, иначе он быстро утратит к ней интерес. Достаточно 10-15, а в некоторых случаях и 5-7 минут для того, чтобы ребенок вынес из занятия что-то полезное для себя.

Сенсорное развитие детей должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира путем использования "жизненной обстановки" в целом – помещений детского сада и его территории.

Дошкольная образовательная деятельность в МБДОУ «Детский сад №2» (г. Богородск) строится в соответствии с разработанным и утвержденным планом на учебный год. За основу берется образовательная программа "От рождения до школы" (авторы: Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева).

В группе создан уголок сенсомоторного развития детей.

Сенсомоторный уголок предназначен для:

  • стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.);
  • развития мелкой моторики, повышения двигательной активности;
  • снятия мышечного и эмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
  • создания положительного эмоционального фона;
  • активизации познавательных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).

Сенсомоторный уголок используется в педагогическом процессе, как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.

Для проведения занятий с использованием дидактических игр мной и другими педагогами нашего детского сада изготовлены необходимые методические пособия: красочные картонные карточки с дырочками и шнурком; цветы красного, синего, желтого, зеленого цветов с вырезанной серединой и кружочками к ним; разрезанные предметные картинки; муляжи помидора, яблока, апельсина; панно с отверстиями, вкладыши фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник; карточка с изображением животных, ширма и др.

В своей практической деятельности при проведении занятий с детьми мы используем рекомендованные дидактические игры для детей от 1,5 до 2 лет:

  1. Дидактическая игра «Шнуровка».

Цель: развитие координации мелких движений руки и зрительного контроля.

Материал: картонная карточка (можно в форме ботинка, баночки и т.д.) с дырочками и шнурок.

Ход игры:

Воспитатель показывает шаблон. Посмотрите, дети, здесь по краям есть дырочки и привязан шнурок. Мы будем сегодня вышивать. Я шнурок вдеваю в каждую дырочку: то с одной стороны, то с другой. Посмотрите, какая получилась ровная дорожка. А теперь, вы ребята попробуйте.

  1. Дидактическая игра «Собери цветок».

Цель: закрепить знания основных цветов, совершенствовать навык находить среди кружков разного цвета нужный и вставлять его в середину цветка; развивать мелкую моторику пальцев.

Материал: цветы красного, синего, желтого, зеленого цветов с вырезанной серединой и кружочками к ним.

Ход игры:

Дети, давайте соберём на этом столе красивые цветы. У вас рядом лежат кружочки разного цвета. Нужно отыскать кружочек нужного цвета и вставить в цветок. Когда каждый из вас соберёт свой цветок, мы сделаем букет и покажем его куколке. (Воспитатель спрашивает у детей, какого цвета у них цветы, серединка).

  1. Дидактическая игра «Прищепки в корзине»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев; развивать умение снимать и надевать прищепки.

Материал: маленькие прищепки, корзинка (с тонкой ручкой).

Ход игры:

Входит зайчик. Детки, посмотрите к нам зайчик пришел и что-то с собой принёс. Дети рассматривают корзину с прищепками. Воспитатель говорит: зайчик хочет с вами поиграть. И показывает действия с прищепками. Дети пробуют надевать и снимать прищепки на корзинку. После этого происходит обыгрывание. Одну прищепку надевает ребёнок, другую воспитатель (в роли зайчика). И так же снимают.

  1. Дидактическая игра «Соберем пирамидку»

Цель: упражнять детей в умении собирать пирамидку: снимать и нанизывать кольца. Учить детей находить одинаковые по величине предметы путем накладывания одного предмета на другой.

Материал: пирамидки из пяти колец

Ход игры:

Воспитатель показывает детям пирамидку, они рассматривают её. Затем воспитатель снимает с пирамидки кольца, сопровождая свои действия словами: «Была пирамидка, кольца сняли – будем кольца на стержень надевать! Далее снова разбирает и собирает пирамидку. После этого предлагает всё самостоятельно проделать детям.

  1. Дидактическая игра «Составь картинку»

Цель: учить детей составлять картинку целого предмета из двух-четырёх частей.

Материал: разрезанные предметные картинки.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, малыши называют, что на них изображено. Затем воспитатель показывает часть картинки и спрашивает: - Как вы думаете, от какой картинки этот кусочек? – От яблока. Воспитатель накладывает часть картинки на целую. – А теперь найдем другую часть яблока. Когда половинки найдены и положены с целой картинкой, воспитатель говорит: - Вот и получилось целое яблоко и т.п.

  1. Дидактическая игра «Разложи-ка кубики»

Цель: учить детей группировать объекты по величине: большие, маленькие, закреплять цвет.

Материал: большие и маленькие кубики красного цвета.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям пять больших и пять маленьких кубиков. Выбрав из общего материала один большой кубик, показывает его детям: «Вот какая игрушка». Затем берет маленький кубик и, показав его, поясняет, что есть ещё и такие кубики. Акцентирует внимание малышей на том, что оба кубика разные: такие и вот такие. Затем воспитатель показывает детям, как можно группировать предметы.

  1. Дидактическая игра «Подбери по цвету»

Цель: закреплять у детей умение подбирать предметы по цвету.

Материал: у каждого ребенка карточка, разделенная на четыре клетки красного, синего, зелёного, жёлтого цветов, мелкие кубики тех же цветов.

Ход игры:

Воспитатель раздает детям карточки и кубики. Показывает и рассказывает детям: -Вот у меня красный кубик нарисован, я на него положу красный кубик, на синий кубик – синий, на зелёный кубик – зелёный, а на жёлтый кубик – желтый. После этого предлагает всё самостоятельно проделать детям. Воспитатель спрашивает у детей какого цвета у них кубики.

  1. Дидактическая игра «Подбери блюдца к чашкам»

Цель: продолжать учить детей соотносить предметы по цвету: желтое блюдце к желтой чашке и т.п.

Материал: чашки и блюдца красного, синего, желтого, зеленого цветов.

Ход игры:

Воспитатель говорит детям, что сегодня к ним придут в гости куклы. Нужно угостить их чаем. И показывает, что на столе стоят только блюдца. – Ребята, а из чего же наши куколки будут пить чай? Воспитатель, показывая блюдце, называет его цвет, и просит детей достать с полочки такую же по цвету чашку.

  1. Дидактическая игра «Поможем кукле Кате одеться на прогулку»

Цель: учить детей запоминать название одежды, обуви; последовательность одевания на прогулку.

Материал: кукла с комплектом одежды.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям пойти погулять вместе с куклой Катей. И просит их помочь одеть ей одежду. (Одежда куклы по сезону). Рассказывает, какая погода на улице и подводит детей к самостоятельному подбору предметов одежды для прогулки. Дети достают одежду куклы из шкафчика.

  1. Дидактическая игра «Узнай и назови»

Цель: знакомить детей с круглой формой предмета.

Материал: помидор, яблоко, апельсин.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям муляжи помидора, яблока, апельсина. И спрашивает у детей, что у меня в руке? Дети должны узнать и назвать. Воспитатель помогает детям описать предмет, находящийся у него в руке. Помидор красный, круглый как шарик, вкусный. Аналогично описываются другие предметы.

  1. Дидактическая игра «Найди детёныша»

Цель: учить находить детенышей домашних животных.

Материал: два вида картинок: мамы и их детеныши.

Ход игры:

Дети с воспитателем рассматривают картинки домашних животных. Воспитатель просит назвать животных, спрашивает, как они кричат (корова мууу, кошечка мяу и т.п.). Потом раскладывает картинки с детёнышами. И спрашивает, а это кто? Если дети затрудняются ответить, то воспитатель поясняет детям, например: это мама корова, а это её детеныш, теленок. Аналогично рассматривают другие картинки.

  1. Дидактическая игра «Найди свой домик»

Цель: учить детей ощупывать контур и отверстия фигур.

Материал: игра-панно с отверстиями, вкладыши фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям панно с отверстиями и вкладыши фигур. Пальчиком проводит по контуру отверстий панно и вкладышам фигур. Затем берет фигурку вкладыш, находит такое же отверстие на панно и вставляет его. Аналогично проводит действия со всеми фигурами вкладышами.

  1. Дидактическая игра «Грибочки по местам»

Цель: побуждать детей вкладывать грибочки в отверстия и различать основные цвета.

Материал: небольшая дощечка, разделенная на четыре квадрата красного, зеленого, желтого и синего цветов и двадцать грибочков (по пять каждого цвета).

Ход игры:

Воспитатель показывает детям дощечку с грибами. Затем называет цвет квадратов и грибов. Освобождает дощечку от грибов и говорит, а теперь я поставлю грибочки по местам. И показывает, как это нужно сделать, поясняя свой рассказ. После этого раздает детям по пять грибов (одного цвета) и предлагает самим расположить грибы по местам и назвать их цвет.

  1. Дидактическая игра «Что звучит?»

Цель: совершенствовать навык дифференциации звучания различных предметов (барабан, колокольчик, молоток, бубен, дудочка), называть предмет и действие с ним.

Материал: ширма, молоток и два комплекта звучащих инструментов.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям предметы, лежащие у него на столе (второй комплект лежит на столе у детей), и спрашивает, что это и как оно звучит. Если дети затрудняются, воспитатель поясняет. Прячет за ширму инструменты, играет на них поочередно. Дети слушают (угадывают) и приносят такой же инструмент воспитателю.

  1. Дидактическая игра «Кто пришёл?»

Цель: формировать умственную активность ребенка в процессе игровой деятельности.

Материал: карточка с изображением животных, ширма.

Ход игры:

Дети сидят полукругом, в центре ширма, за ней стол с картинками с изображением животных. Воспитатель предлагает пойти ребенку за ширму и выбрать себе картинку. Ребенок выбирает картинку и изображает животное. Собачка (гав-гав), петушок (ку-ка-ре-ку) и т.п. Эту игру можно провести иначе. Сначала изобразить животных, а потом найти их на картинке.

  1. Вывод.

Умение рассматривать, воспринимать явления и предметы формируется успешно лишь тогда, когда дети ясно понимают, зачем нужно рассматривать тот или иной предмет, слушать те или иные звуки. Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо чётко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл особенно становится понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей становится более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.

Применяя на практике рекомендованные дидактические игры или их вариации, мы достигли своей цели. Сенсорное воспитание детей в целом соответствует предъявляемым требованиям: дети научились понимать и способны назвать (кто говорит) 3-4 цвета, а также правильно подбирать их по образцу, ориентироваться в размерах (величинах) предметов, способны правильно соотносить конфигурацию объемных фигур с плоскими, имеют начальные навыки рисования.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] – Электронные текстовые данные - Режим доступа: http:/www.rg.ru/ 2013/11/25/doshk-standart-dok.html, свободный. Дата обращения 18.11.2019 года.
  2. Веракса, Н.Е. От рождения до школы [Текст]: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования - Москва: Мозаика–Синтез, 2015 – 368 с.
  3. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада - Москва: Просвещение, 1988 - 144 с.
  4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - Москва: Педагогика, 1991 - 480 с.
  5. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада. - Москва, 2008 - 259с.
  6. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на развитие цвета, формы, величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей - Москва: «Учебная литература», 2007 - 243с.
  7. Сорокина М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2009 - 365с.
  8. http://nsportal.ru/.
  9. https://www.maam.ru/.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное воспитание детей раннего возраста

Материал для консультации брала из разных источников. Меня очень увлекает сенсорика, надеюсь будет вам интересно....

Рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию детей раннего возраста

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей....

Из опыта работы "Сенсорное воспитание детей раннего возраста через восприятие цвета"

Цель:- развитие восприятия детей, обогащение их сенсорного опыта, путём активного использования органов чувств (зрения, слуха);- обогащение чувственного опыта детей в разных видах деятельности....

Методическая разработка раздела образовательной программы ТЕМА: «Сенсорное воспитание детей раннего возраста. Ознакомление с цветом».

Методическая разработка раздела прграммы создана на базе программы воспитания и обучения под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.В. Васильевой, которая используется мной  в работе....

Дидактические игры как одно из средств сенсорного воспитания детей раннего возраста

Каждый вид дидактических материалов располагает разными образовательными и воспитательными возможностями и используется преимущественно для детей определенного возраста. Обучающая задача, поставленная...

"Сотрудничество ДОУ с семьёй в рамках сенсорного воспитания детей раннего возраста"

Деятельность педагога, для успешного развития личности ребёнка посредством навыков сенсорного воспитания....

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С (1,5-2 ЛЕТ) СЕНСОРНАЯ ЮБКА« Матрешка»

Программные задачи: Образовательные:1этап- учить детей различать предметы по величине (большой – маленький);2этап- учить детей различать основные цвета (желтый, красный, синий, зеленый);- з...