"Сохранение психологического благополучия ребенка в семье"
методическая разработка (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 г. Вязьмы Смоленской области
КОНСПЕКТ
ЗАСЕДАНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА
«СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ»
Составила и провела: Леонова Елена Александровна
2017
ТЕМА: «Сохранение психологического благополучия ребенка в семье»
Цель: изучение факторов , влияющих на психического здоровье ребенка; побуждение родителей проявить заботу о психическом здоровье ребенка.
Задачи: выявить факторы , влияющие на психическое здоровье ребенка; практически освоить способы налаживания «оздоровления взаимоотношений ребенок-взрослый»; научить способам эффективной коммуникации для разрешения проблем.
Форма проведения: родительский клуб
Участники: воспитатели, родители, психолог.
План проведения:
1Вступительная часть.
2.Слово о психологическом здоровье.
3.Практическое задание для родителей.
4.Мини-лекия «Как воспитывать ребенка с разными группами крови»
5.Рекомендации : «Методы общения с ребенком».
6.Заключительная часть.
Плакат: «Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью , какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно , укрепляет или отравляет дух человеческий , как воздух , которым мы живы» (А.Н.Острогорский»
1.Вступительная часть :
Сообщение темы и цели заседания работы.
2.Разминка.Упражнения «Улыбайтесь»!
-Всем нам ,взрослым , крайне необходимо приучить себя к тому, чтобы наше лицо всегда украшала доброжелательная улыбка. Если ее нет , должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда. С этой целью утром нужно подольше задерживать свой взгляд на своем отражении в зеркале. Полюбоваться собой , покривляться, показать свой язык: это вас рассмешит , и вы улыбнетесь. И у вас должно быть хорошее настроение в течение всего дня.
А сейчас поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите улыбки соседу справа и слева.
Учены относят дошкольников , в том числе к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. При неблагоприятных условиях у детей возникают эмоциональные напряжения и как результат –появление неврозов.
3.Слово о психологическом здоровье(воспитатель).
-Здоровье-это полноценное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Нервно- психическое здоровье ребенка -это один из критериев здоровья в целом. На современном этапе развития общества жизненный уровень населения понизился, ускорился темп жизни . В связи с этим повысилась агрессивность людей, их занятость , и от этого страдают дети. Из-за постоянной загруженности родителей , дефицита внимания базовые потребности ребенка в любви , ласке не удовлетворяются. В результате этого нарастает агрессивность , напряженность, озлобленность у детей, что говорит об отсутствии психологической безопасности в семье.
Психолог предлагает поиграть в игру в мяч. Участники бросают мяч друг другу и говорят ласковые слова воображаемому ребенку.
4.Рекомендации «Методы общения с ребенком».
-В воспитании ребенка огромную роль играют психологический климат в семье, общение с ребенком. Зачастую в общении с ребенком у родителей возникают проблемы. Что может сделать родитель?
-Попытаться непосредственно повлиять на ребенка
-Повлиять на самого себя
-Попытаться повлиять на обстоятельства .
Существуют две формы сообщения в общении с ребенком:
Я-сообщение и Ты- сообщение.
Ты- сообщение
Родитель устал –ты меня утомил- реакция ребенка: «Я плохая»!.
Я-сообщение
Родитель устал- Ты меня утомил- реакция ребенка «Папа устал».
Суть «Я-сообщение» –не заставить кого-то что-то сделать , а сообщить свое мнение , чувство, потребность. В такой форме ребенок услышит и поймет гораздо быстрее. Ты- сообщение- часто становится родительским посланием , прогнозом, которым ребенок руководствуется всю жизнь.
-Упражнение «Переделай « Ты –сообщение».
Дается задание на карточках по группам.
Переделать такую фразу:
-Ты постоянно не можешь завязать шнурки .( Я так устаю каждый раз завязывать тебе шнурки, как бы мне хотелось , чтобы ты сделал это самостоятельно).
-С тобой бесполезно что-либо обсуждать, ты никогда не слушаешь!(Когда я хочу поделиться с тобой чем-то важным , мне хотелось бы что бы ты был внимательным).
-Ты жадина , ты не делишься конфеткой с сестрой (Я очень расстроена, что ты не поделился с сестрой конфеткой).
Мини-лекция «Как воспитывать детей с разными группами крови».
Группа крови, как и разные наследственные признаки , передается от родителей детям на генетическом уровне. Комбинации генов отца и матери образуют несколько пар. На сегодняшний день официально регистрируются четыре группы крови, которые принято обозначать так: первая (О), вторая (А), третья(В) и четвертая ( АВ).
Первая группа крови:
Большинство детей этой группы крови ласковы и послушны. Исключительно чувствительные натуры. С раннего детства испытывают потребность в ласке и переживают недостаток родительской любви и внимания. Будучи отвергнутыми , теряют уверенность в себе и могут вырасти с чувство враждебности к обществу. Наделены склонностью к подражанию взрослым. Воспитание с самом нежном возрасте может сыграть определяющую роль в жизни. С одной стороны , для детей этой группы характерны романтичность , идеализм, с другой- ранний практицизм, умение оценить выгоды и потери. Следует поощрять у них мечтательность и страсть к сочинительству. Самое опасное у детей первой группы- это проявление эгоизма.
Необходимо с раннего возраста прививать им чувство коллективизма, объяснять необходимость думать о других. Воздействовать на эмоциональную сферу ребенка с первой группой крови гораздо эффективнее, нежели взывать к его логике.
Вторая группа крови:
Многие дети упрямы и непоседливы., но по мере взросления становятся послушными . Их характерная особенность -повышение внимания как к окружению , так и к отношению к ним со стороны окружающих.Они чрезвычайно чувствительны к тому , что думают о них окружающие , поэтому внешне сдержанны и умеют себя контролировать. Обладают достаточной силой воли и твердостью, отстаивают свое «я».
Большинство детей впервые пришедших в детский сад , застенчивы и пассивны. Постепенно у них вырабатывается потребность всем и во всем уступать и угождать. Главное в воспитании таких детей- помочь им обрести уверенность в себе. Не следует ругать ребенка , заостряя внимание на его недостатках , это может подорвать его веру в себя. Ласковое слово и похвала оказываются часто незаменимыми помощниками в коррекции поведения таких детей.
Третья группа крови:
Дети жизнерадостны, игривы и интересны своей непредсказуемостью в словах и поступках. С ними не соскучишься, но они доставляют много хлопот, дети из разряда «неподдающихся». Все стандартные приемы- шлепки, крики-наказания- бесполезны, либо приводят к обратному результату. Ругать их надо строго и внушительно по нескольку раз за одно и тоже, чтобы дошло до сознания. Дети с ранних лет способны оценивать происходящее. Им безразлично, как к ним относятся окружающие. Они редко заводят друзей, заняты только собой, без энтузиазма относятся к общественно полезному труду. Таким детям необходимо уделять особое внимание формированию коммуникативных навыков, объяснять правила поведения в обществе. При воспитании таких детей потребуется выдержка и терпение.
Четвертая группа крови:
Дети этой группы толковы и покладисты. Но в детстве многие из них застенчивы и даже трусоваты, испытывают страх перед людьми. Они также редко настаивают на чем-то , чего-то требуют, они робки и пугливы. Таким детям надо уделять особое внимание, соблюдать предосторожность, принуждая к чему-либо, не угрожать наказаниями. Вместо того, чтобы отругать ребенка, поговорите с ним мягко и задушевно, взывая к его разуму.
Практическое задание для родителей:
-Каждый человек появляется на свет как нечто еще никогда не существующее до сих пор .Каждый человек по-своему видит , слышит, чувствует, думает , имеет возможности, способности , черты характера.
Каждый человек проходит свой путь развития. Можно выделить следующие этапы развития
0-3 года, 3-5 лет, 6-10 лет, 11-14 лет, 15-17 лет. Вспомните себя в эти годы. Напишите, чему вы научились , кто оказал на вас влияние.
Итого: на разных этапах на вас влияли разные люди( члены семьи) , социум (педагоги, друзья ) . И от того , насколько удовлетворены наши потребности в общении и признании на каждом возрастном этапе , зависит психоэмоциональное благополучие , психологическое здоровье.
Динамическая пауза:
Присутствующие должны выйти в круг и пожать друг другу руки тем родителям , которые а)любят поспать , б)любят сладкое в) любят работать на даче и делать заготовки на зиму
-выходят в круг и танцуют те родители, которые а)любят тратить деньги, б)любят путешествовать
Тест: Какой вы родитель?
-Не секрет, что характер взаимоотношений с ребенком оказывает существенное влияние на его развитие. Оценка особенностей вашего общения .Часто ли вы употребляете следующие выражения?
1.Какой ты у меня молодец.
2.Ты способный, у тебя все получится.
3.Ты невыносимый.
4.У всех дети как дети , а у меня..
5.Ты мой помощник.
6.Вечно у тебя все не так…
7.Сколько раз тебе говорить..
8.Какой ты сообразительный.
9.Чтобы я больше не видела твоих друзей…
10.Как ты считаешь?
11.Ты полностью распустился.
12.Познакомь меня со своими друзьями.
13.Я тебе обязательно помогу.
14.Меня не интересует, что ты хочешь.
Обработка результатов:
Если вы употребляете выражения 1,2,5,8,1,12,13 , то засчитываете 1 балл, если вы употребляете выражения 3,4,6,7,9,11,14 , то засчитываете себе 2 балла. Общая сумма 7-8 баллов – между вами и вашим ребенком царит полное взаимопонимание.
Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.
9-10 баллов- ваше настроение в общении с ребенком носит непоследовательный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.
11-12 баллов- вы недостаточно внимательны к ребенку , возможно часто подавляете его свободу.
13-14-вы слишком авторитарны. Между вами и ребенком часто возникает раздражение. Будьте более гибкими в воспитании ребенка.
Оценивают результаты теста.
Слово-эстафета:
Родители должны по очереди продолжать начатое ведущим предложение:
Мой ребенок будет счастлив, если я…
Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы.
1.Помните: от того, как родителя разбудят ребенка , зависит его психологический настрой на весь день.
2.Ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, как вставать.
3.Если у вас есть возможность погулять с ребенком , не упускайте ее.
4.Научитесь встречать ребенка из детского сада .Не стоит первым задавать вопросы 5.Что ты сегодня кушал?, лучше задавать нейтральные вопросы :Что было интересного в садике? Чем занимался? Как твои успехи?
6.Порадуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач .Терпеливо выслушивайте его рассказы о жизни в детском саду.
7.Ребенок должен чувствовать , что он любим.
8.Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.
Коллаж: «счастливое детство» (родители рисуют, затем ведущий оценивает рисунки).
В заключение ведущие дарят памятки каждому родителю, благодарят за встречу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье
В настоящее время все большую актуальность в современном мире приобретает термин «социальное сиротство». Социальный сирота – это ребенок, имеющий биологических родителей, которые, однако, не зан...
Из опыта работы:"Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье"
Если в семье присутствуют: улыбка, любовь,радость, взаимопонимание, душевное тепло,забота и ласка,отзывчивость,доброжилательность,то такую семью можно сравнить с цветущим садом....
Консультация для родителей "Сохранение психологического благополучия ребёнка в семье"
В данном материале рассмотрены основные аспекты начального воспитания детей в семье....
Родительское собрание на тему «Сохранение эмоционального благополучия ребенка в семье»
ЗАДАЧИ: Создать условия для осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи для сохранения и укрепления психологического здоровья детей. Помочь родителям понять своих детей,...
Информация для родителей: «Сохранение психологического благополучия ребенка в семье»
Наиболее важные психологические аспекты благополучия детей в семье связаны с характером взаимоотношений в системе «родители – дети». ...
Конспект родительского собрания "Сохранения психологического благополучия ребенка в семье"
Конспект родительского собранияСохранения психологического благополучия ребенка в семье.Цели: изучения факторов, влияющих на психологическое здоровья ребенка: побуждения родителей проявлять заботу о п...
Родительское собрание "СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ"
На собрании разбираются факторы влияющие на благополучие ребенка в семье....
- Мне нравится (1)