"Сохранение психологического благополучия ребенка в семье"
методическая разработка (старшая группа)

Леонова Елена Александровна

Родительский клуб

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_raboty_s_roditelyami.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1  г. Вязьмы Смоленской области

КОНСПЕКТ
          ЗАСЕДАНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО  КЛУБА

«СОХРАНЕНИЕ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО

БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ»

        Составила и провела: Леонова Елена Александровна

2017

ТЕМА: «Сохранение  психологического благополучия ребенка в семье»

Цель: изучение факторов , влияющих на  психического здоровье ребенка;  побуждение родителей проявить заботу  о  психическом здоровье  ребенка.

Задачи:  выявить факторы , влияющие на психическое здоровье ребенка;  практически освоить  способы  налаживания  «оздоровления взаимоотношений ребенок-взрослый»; научить способам  эффективной коммуникации  для  разрешения проблем.

Форма проведения: родительский клуб

Участники: воспитатели, родители, психолог.

План проведения:

1Вступительная часть.

2.Слово о  психологическом здоровье.

3.Практическое задание для родителей.

4.Мини-лекия «Как  воспитывать ребенка с разными группами крови»

5.Рекомендации :  «Методы общения с ребенком».

6.Заключительная часть.

Плакат:  «Родители воспитывают, а дети  воспитываются той  семейной жизнью , какая складывается  намеренно или  ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна,  что ее  впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно , укрепляет  или отравляет дух  человеческий , как воздух , которым мы живы» (А.Н.Острогорский»

1.Вступительная часть :

Сообщение темы и  цели заседания  работы.

2.Разминка.Упражнения «Улыбайтесь»!

-Всем нам ,взрослым , крайне необходимо  приучить себя  к тому, чтобы наше лицо  всегда  украшала  доброжелательная улыбка. Если ее нет , должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка  должна быть  всегда. С этой целью  утром  нужно подольше  задерживать свой взгляд  на своем отражении в зеркале. Полюбоваться собой , покривляться, показать свой язык: это вас рассмешит , и вы  улыбнетесь. И у вас  должно  быть хорошее настроение в течение всего дня.

А сейчас поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите улыбки соседу справа и слева.

Учены  относят  дошкольников , в том числе  к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. При неблагоприятных  условиях  у детей возникают  эмоциональные напряжения и как результат –появление неврозов.

3.Слово о психологическом  здоровье(воспитатель).

-Здоровье-это полноценное  физическое,  психическое и  социальное  благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Нервно- психическое здоровье  ребенка  -это один из критериев  здоровья в целом.  На современном этапе  развития  общества  жизненный уровень населения  понизился, ускорился темп жизни  . В связи с этим  повысилась  агрессивность людей,  их занятость ,  и от этого страдают дети. Из-за постоянной загруженности родителей  , дефицита внимания  базовые потребности ребенка  в любви , ласке  не удовлетворяются.  В результате этого нарастает агрессивность , напряженность,  озлобленность у детей, что говорит об отсутствии  психологической  безопасности в семье.

Психолог предлагает поиграть в игру  в мяч. Участники бросают мяч друг другу  и говорят ласковые слова воображаемому ребенку.

4.Рекомендации  «Методы общения с ребенком».

-В воспитании ребенка  огромную роль играют   психологический климат  в семье, общение  с ребенком. Зачастую  в общении с ребенком  у родителей возникают  проблемы.  Что может сделать родитель?

-Попытаться непосредственно  повлиять на  ребенка

-Повлиять на самого себя

-Попытаться повлиять на обстоятельства .

Существуют две формы  сообщения  в общении с ребенком:

Я-сообщение и Ты- сообщение.

                                                Ты- сообщение

Родитель устал –ты меня утомил- реакция ребенка:  «Я плохая»!.

                                                Я-сообщение

Родитель устал- Ты меня утомил- реакция  ребенка «Папа устал».

Суть «Я-сообщение» –не заставить кого-то  что-то сделать , а  сообщить свое мнение , чувство, потребность. В такой форме ребенок  услышит  и поймет гораздо  быстрее. Ты- сообщение- часто становится  родительским посланием , прогнозом, которым ребенок  руководствуется  всю жизнь.

-Упражнение «Переделай « Ты –сообщение».

Дается задание на карточках  по группам.

Переделать такую фразу:  

-Ты постоянно не можешь завязать шнурки .( Я так устаю каждый раз завязывать тебе  шнурки, как бы мне хотелось  , чтобы ты сделал это самостоятельно).

-С тобой бесполезно  что-либо обсуждать, ты никогда  не слушаешь!(Когда  я хочу поделиться с тобой  чем-то важным , мне хотелось бы что бы ты был внимательным).

-Ты жадина , ты не делишься   конфеткой с сестрой (Я очень расстроена, что ты не поделился  с сестрой конфеткой).

Мини-лекция «Как воспитывать детей с разными  группами крови».

Группа крови, как и разные наследственные   признаки ,  передается от родителей  детям на генетическом уровне. Комбинации  генов отца и матери  образуют  несколько пар.  На сегодняшний день  официально регистрируются  четыре группы крови, которые  принято  обозначать  так: первая (О), вторая (А), третья(В) и четвертая ( АВ).

Первая группа крови:

Большинство детей этой группы крови  ласковы и послушны. Исключительно  чувствительные натуры. С раннего детства  испытывают потребность в  ласке и переживают  недостаток родительской любви и внимания. Будучи отвергнутыми , теряют уверенность в себе  и могут вырасти  с чувство  враждебности к обществу. Наделены склонностью  к подражанию взрослым.   Воспитание с самом нежном возрасте   может сыграть  определяющую роль  в жизни. С одной стороны , для детей этой группы  характерны романтичность , идеализм,  с другой-  ранний  практицизм, умение оценить выгоды и потери. Следует поощрять у них мечтательность и  страсть к сочинительству. Самое опасное  у детей  первой группы- это  проявление  эгоизма.

 Необходимо с раннего возраста   прививать  им чувство коллективизма, объяснять  необходимость думать о других. Воздействовать на  эмоциональную сферу ребенка  с первой группой крови гораздо  эффективнее, нежели взывать к его логике.

Вторая группа крови:

Многие дети упрямы и  непоседливы., но по мере взросления становятся послушными . Их  характерная особенность  -повышение внимания как к  окружению , так и к отношению  к ним со стороны окружающих.Они чрезвычайно чувствительны к тому , что думают о них окружающие , поэтому внешне сдержанны и   умеют себя контролировать. Обладают  достаточной   силой воли и  твердостью, отстаивают свое «я».

Большинство детей   впервые  пришедших в детский сад , застенчивы  и пассивны. Постепенно у них вырабатывается   потребность всем  и во всем  уступать  и угождать. Главное  в воспитании  таких детей- помочь им обрести уверенность в себе. Не следует ругать ребенка , заостряя  внимание на его недостатках , это может подорвать  его веру в себя. Ласковое слово и похвала  оказываются часто  незаменимыми  помощниками   в коррекции поведения таких детей.

Третья группа  крови:

Дети жизнерадостны, игривы и интересны своей непредсказуемостью в словах и поступках. С ними не соскучишься, но они  доставляют   много хлопот, дети  из разряда «неподдающихся». Все стандартные приемы- шлепки,  крики-наказания- бесполезны, либо приводят к обратному  результату. Ругать их надо строго и внушительно по нескольку  раз за одно и тоже, чтобы дошло до сознания. Дети с ранних лет способны оценивать  происходящее. Им безразлично, как к ним относятся  окружающие. Они редко заводят друзей, заняты только собой, без энтузиазма относятся к общественно  полезному труду. Таким детям необходимо  уделять особое внимание формированию коммуникативных навыков, объяснять  правила поведения в обществе. При воспитании таких детей потребуется выдержка и  терпение.

Четвертая группа крови:

Дети этой группы толковы и покладисты.  Но в детстве многие из них застенчивы  и даже трусоваты, испытывают страх перед людьми. Они также редко настаивают на  чем-то , чего-то требуют, они  робки и пугливы. Таким детям надо уделять особое внимание, соблюдать предосторожность, принуждая к чему-либо, не угрожать наказаниями. Вместо того, чтобы отругать ребенка, поговорите с ним мягко и задушевно, взывая к  его разуму.

Практическое задание для родителей:

-Каждый человек появляется  на свет как нечто  еще никогда  не существующее до сих пор .Каждый человек  по-своему видит , слышит,  чувствует, думает , имеет возможности, способности , черты характера.

Каждый человек проходит свой путь развития. Можно выделить  следующие этапы развития

0-3 года, 3-5 лет, 6-10 лет, 11-14 лет, 15-17 лет. Вспомните себя в эти годы. Напишите, чему  вы научились , кто оказал на вас влияние.

Итого: на разных этапах на вас влияли разные люди( члены семьи) , социум (педагоги, друзья ) . И от того , насколько  удовлетворены   наши потребности  в общении и признании на каждом возрастном  этапе , зависит психоэмоциональное  благополучие , психологическое здоровье.

Динамическая пауза:

Присутствующие должны выйти в круг и пожать друг другу руки   тем родителям , которые   а)любят поспать , б)любят сладкое в) любят работать на даче  и делать заготовки на зиму

-выходят  в круг  и танцуют те родители, которые   а)любят тратить деньги, б)любят путешествовать

Тест: Какой вы родитель?

-Не секрет, что характер взаимоотношений  с ребенком  оказывает  существенное  влияние на  его развитие.  Оценка  особенностей  вашего общения .Часто  ли  вы употребляете   следующие выражения?

1.Какой ты у меня молодец.

2.Ты способный, у тебя все получится.

3.Ты невыносимый.

4.У всех дети как дети , а у меня..

5.Ты мой помощник.

6.Вечно у тебя все не так…

7.Сколько раз тебе говорить..

8.Какой ты сообразительный.

9.Чтобы я больше не видела твоих друзей…

10.Как ты считаешь?

11.Ты полностью распустился.

12.Познакомь меня со своими друзьями.

13.Я тебе обязательно помогу.

14.Меня не интересует, что ты хочешь.

Обработка результатов:

Если вы  употребляете   выражения 1,2,5,8,1,12,13 , то  засчитываете 1 балл, если вы употребляете  выражения 3,4,6,7,9,11,14 , то засчитываете  себе 2 балла. Общая сумма 7-8 баллов – между вами и вашим ребенком  царит  полное взаимопонимание.

Вы не злоупотребляете  чрезмерной строгостью.

9-10 баллов- ваше настроение  в общении с ребенком  носит  непоследовательный  характер и  больше зависит  от случайных  обстоятельств.

11-12 баллов-  вы недостаточно внимательны  к ребенку , возможно часто  подавляете его свободу.

13-14-вы слишком  авторитарны. Между вами и ребенком  часто возникает  раздражение. Будьте более  гибкими в воспитании ребенка.

Оценивают  результаты теста.

Слово-эстафета:

Родители должны по очереди продолжать начатое ведущим  предложение:

Мой ребенок будет счастлив, если я…

Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы.

1.Помните: от того,  как родителя разбудят ребенка , зависит его  психологический настрой на весь день.

2.Ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, как вставать.

3.Если у вас есть возможность погулять с ребенком , не упускайте ее.

4.Научитесь встречать ребенка из детского сада .Не стоит первым задавать вопросы 5.Что ты сегодня кушал?, лучше задавать нейтральные вопросы :Что было интересного в садике? Чем  занимался? Как твои успехи?

6.Порадуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач .Терпеливо выслушивайте его рассказы о жизни в детском саду.

7.Ребенок должен чувствовать , что он любим.

8.Создайте в семье атмосферу радости,  любви и уважения.

Коллаж: «счастливое детство» (родители рисуют, затем ведущий оценивает рисунки).

В заключение ведущие  дарят памятки каждому родителю, благодарят за встречу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье

В настоящее время все большую актуальность в современном мире приобретает термин «социальное сиротство». Социальный сирота – это ребенок, имеющий биологических родителей, которые, однако, не зан...

Из опыта работы:"Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье"

Если в семье присутствуют: улыбка, любовь,радость, взаимопонимание, душевное тепло,забота и ласка,отзывчивость,доброжилательность,то такую семью можно сравнить с цветущим садом....

Консультация для родителей "Сохранение психологического благополучия ребёнка в семье"

В данном материале рассмотрены основные аспекты начального воспитания детей в семье....

Родительское собрание на тему «Сохранение эмоционального благополучия ребенка в семье»

ЗАДАЧИ: Создать условия для осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи для сохранения и укрепления психологического здоровья детей. Помочь родителям понять своих детей,...

Информация для родителей: «Сохранение психологического благополучия ребенка в семье»

Наиболее важные психологические аспекты благополучия детей в семье связаны с характером взаимоотношений в системе «родители – дети».     ...

Конспект родительского собрания "Сохранения психологического благополучия ребенка в семье"

Конспект родительского собранияСохранения психологического благополучия ребенка в семье.Цели: изучения факторов, влияющих на психологическое здоровья ребенка: побуждения родителей проявлять заботу о п...

Родительское собрание "СОХРАНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ"

На собрании разбираются факторы влияющие на благополучие ребенка в семье....