Проект «Права детей дошкольного возраста»
проект (старшая группа)

Сысоева Надежда Петровна

 

Знают все, как дважды два,
У ребенка есть права:
Руки мыть и уши,
Много каши кушать,
Утром заправлять кровать,
По хозяйству помогать,
Хорошо учиться,
Рано спать ложиться,
Слово данное держать,
Никого не обижать,
Не грубить, не драться,
Спортом заниматься,
Вежливым и добрым быть,
Маму с папою любить!
И скажу вам по секрету:
Лучше прав на свете нету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_pravam.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Права детей дошкольного возраста»

 

Тип проекта: индивидуальный,  практико-ориентированный.

Направление деятельности: нравственно-социальное. 

 Сроки проведения проекта: октябрь - ноябрь 2019г

Участники проекта: дети старшей группы №2 , воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Форма проведения: в рамках организации педагогического процесса на занятиях играх, повседневной  жизни.

 Актуальность проекта

Человеческое достоинство-это источник прав и свобод, признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок-личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями. В настоящее время все чаще в нашей жизни возникают ситуации жестокого обращения с детьми. Исчезает культура семейного воспитания, в 90-е годы была прервана связь между поколениями в вопросах воспитания подрастающего поколения. Родители больше озабочены материальным благополучием семьи: купить компьютер, машину, иметь квартиру, поехать за границу и т.д., подменяя заботу, эмоциональный комфорт в семье материальными благами. 
Иногда происходит «перекос» в воспитании своих собственных детей – либо полное безразличие к ребенку, его переживаниям, либо в семье существует гиперопека по отношению к ребенку. Родители не всегда могут справиться с собственными «чадами», бывают растеряны, не знают, что делать, как вести себя в той или иной ситуации, от бессилия применяют «рукоприкладство». Возникает удобная позиция: «отдавать» своих детей в руки специалистов, считая, что их детей будут и развивать и воспитывать вместо них. Иногда можно услышать от родителей такие слова: «Мы вам его привели, вот и воспитывайте!», «Я хочу, чтоб вы его сделали послушным, приветливым, активным и т.д.» 
Существует и такая сторона (если можно так сказать) воспитания – пренебрежительное отношение к нуждам собственного ребенка. Часто дети не получают того внимания, какое бы хотели получать от родителей, они бессильны изменить что-либо в этой ситуации. У детей появляется тревожность, агрессивность, неврозы, стремление к власти – любым способом привлечь к себе внимание взрослых. Знание прав — это щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность само реализоваться, раскрыться как личность. Особое место в понимании прав человека занимают права ребенка. Огромную важность приобретают вопросы формирования у детей знаний и представлений об основных демократических ценностях, воспитание их в духе гуманизма. Особое значение приобретает вопрос осознания ценности человека, как личности, воспитания толерантности, терпимости к интересам других людей. Самоуважение и уважение к другим – вот, на мой взгляд, то, чего так остро не хватает как взрослым, так и детям.

Социальная значимость темы определена тем, что нашим детям предстоит стать гражданами демократической России. Воспитывая предпосылки определенной гражданской позиции, мы строим свое будущее, будущее своей страны.

Цель проекта

Формирование у детей основ социально- правового сознания.

 Задачи

1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав ребенка.

2. Познакомить детей с правами и обязанностями человека, воспитывать уважение к правам другого человека, формировать эмоционально-положительное отношение к важнейшим нравственным качествам (доброта, милосердие, сострадание, сочувствие) и умение проявлять их при взаимодействии с окружающими людьми.

3. Формирование доброжелательности и чуткости к окружающим, уважительного отношения к ним, привлечение внимания ребенка к своим правам и обязанностям, формирование нравственных норм и правил поведения (в детском саду, семье, обществе).

4. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.

5. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.

6. Закрепление полученных знаний в повседневной жизни и постепенное накопление опыта соблюдения прав и обязанностей.

 

Краткое описание проекта

Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно-игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.

Работа по развитию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Например, я предлагала детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира, взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло, воссоздавать зрительные образы. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

 Научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира позволяет прием визуализации. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи.

Прием драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ "театральный инстинкт" - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Размышления детей от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку.

Дети чувствуют экологическую значимость милосердного отношения к миру растений и животных, отмечая черствость тех людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей. Приласкать, погладить, утешить, отвлечь, сказать теплые слова - это доступные формы объективно и субъективно направленного содействия нуждающимся в этом. Включение музыки помогает формировать осознанное отношение к душевным настроениям разных героев.

Все разделы работы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель. Предварительная работа и работа на закрепление материала ведется только в повседневной совместной и самостоятельной деятельности детей, что позволяет избежать излишней заорганизованности детей. Занятия, игры, труд в повседневной деятельности организуются небольшими подгруппами детей, что способствует взаимообучению и взаимопроверке, стимулирует познавательное общение и взаимодействие детей.

Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Несмотря на всю сложность темы, при обучении детей были использованы разнообразные методы и приемы:

использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации); 
решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком..., если бы я поймал золотую рыбку..., если бы я вдруг превратился в ...; 
дидактические игры: "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право", "Кто больше?", "Назови - не ошибись!", "Я начну, а ты продолжи", "Спасите Чипполино", "Как исправить Бармалея?", "Помогите Буратино", "Найди ошибку и исправь", "Выбери нужный ответ", "Подбери пословицы к картинкам", "Какими правами пользовались персонажи?"

Форма занятий подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.

Непосредственно организованная мной деятельность на тему "Я и моя семья" включал цикл мероприятий: «Мое право на имя», «Мое право на имя, отчество и фамилию», «Я имею право жить и воспитываться в семье», «Моя семья», направленные на элементарное ознакомление с правом ребенка, как общечеловеческой ценностью, условием жизнедеятельности и регулятором общественных отношений. Цикл включал непосредственно организованную деятельность, беседы-размышления, игры-путешествия, проблемно-поисковую деятельность, индивидуальные образовательные мероприятия с детьми. Воспитательно-образовательный процесс проходил в форме игровых и познавательных ситуаций, способствующих осмыслению детьми прав ребенка, развитию у них чувства собственного достоинства, терпимости и уважения ко всем людям. Учитывая возрастные особенности детей,  ознакомление с правами ребенка были  на примере хорошо знакомых литературных произведений,  знакомые детям сказки, в которых сюжет отражает определенные социальные явления. Этим требованиям отвечают многие произведения, например, «Три поросенка» - право на жильё, «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят» - право на жизнь, «Буратино» - право на образование, «Заюшкина избушка» - право на неприкосновенность жилища, «Золушка» - право на отдых, «Доктор Айболит» - право на медицинскую помощь и т.д.

Большую часть времени было посвящено практике: сюжетно-ролевым и другим творческим играм, практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие.

Создание условий для проведения проекта

Проведена мотивация родителей на сотрудничество в проекте - консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы

Создание игровой мотивации, доступно для понимания детей дошкольного возраста, с опорой на детский личный опыт. Заинтересовать каждого ребенка.

Цикл занятий с детьми по развитию речи и ознакомление с художественной литературой

 «Право на имя»

«Право на жизнь»

«Я имею право жить и воспитываться в семье»,

«Моя семья»,

«Право знать своих родителей и право на их заботу»

- К. Чуковский «Доктор Айболит»

- К. Чуковский «Федорино горе»

- Г. Х. Андерсен «Снежная королева»

- Ш. Перро «Красная Шапочка», «Золушка»

- А. Толстой «Золотой ключик»

 

 Сюжетно – ролевые игры

Игра «Спасатели»

Цели:

  • Ознакомление с профессией спасателя и правилами поведения в экстремальных ситуациях.
  • Расширение тематического словаря, совершенствование диалогической формы речи; развитие слухового восприятия и логического мышления.
  • Воспитание чувства товарищества и взаимовыручки

Игра «Дружная семья»

Цель: Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства.

Беседы

«Я люблю свою мамочку».

«Беседы об ответственности и правах ребенка».

«Ознакомление дошкольников с конвенцией о правах ребенка».

«Беседы о правах ребенка».

«Дети и взрослые. Что такое «право».

«Правила поведения, по которым живем».

 Совместная деятельность воспитателя и родителей

Оформление уголка для родителей «Я человек и я имею право!»

Побуждение к созданию благополучной атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимопонимания.

Беседы, «Ребенок и его права», «Семь правил для всех», «Права ребенка — соблюдение их в семье».

Анкетирование «Какой вы родитель?

Сотворчество детей и родителей подбор стихов, открыток, фотографий, пополнение и оформление коллажей по данной теме: выставки рисунков «Моя семья», «Дом, в котором я живу».

Сюжетно-дидактические игры

 Цель: Побуждать детей проявлять интерес к действиям детей, оказывать друг другу посильную помощь, проявлять доброжелательное отношение к сверстникам

«Подбери пуговицы для костюма, платья, кофты, блузок.

«Дружная семейка», «Семейный праздник», «Назови по имени», «Поликлиника», «Спасите Чипполино», «Как исправить Бармалея?», «Помогите Буратино», «Найди ошибку и исправь».

 Словесные игры

Играя, ребята учатся устанавливать новые связи и отношения с людьми, организовывать взаимодействие для достижения цели.

«Назови меня ласково», «Назови меня полным именем», «Можно – нельзя»

«Приветствие», «Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся», «Покажи», «Моих родителей зовут…»

 Проблемные ситуации

Сказка «Репка»

У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?

Средства связи

У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.

Дети рисуют

У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место.

Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?

Таня любила убираться у себя в кукольном уголке. Она смачивала тряпочку водой, отжимала ее и протирала мебель. Нечаянно девочка наступила на тазик. Вода разлилась на ковер. Девочка в растерянности смотрит на лужицу. К ней подходит мама. Что было дальше? Опишите ситуацию с разных позиций.

 Коммуникация

Беседы о правовых праздниках: «День прав человека», «День защиты детей», «День народного единства».

Оформление фотоальбома «Мои самые любимые» с рисунками и рассказами детей о своей семье.

Разучивание стихотворения О. Бундура «Большая семья».

 Физическая культура

Подвижные игры: «Поводырь», «Разноцветный букет». Хороводные: «Друг, дружочек, становись в кружочек», «Угадай по голосу», «Я знаю много имен девочек мальчиков».

Музыка

Организация совместного с родителями праздника, посвященного Дню Матери. Слушание и обсуждение песни «Мамонтенок».

 Экологические игры

Цель: Формировать целостный взгляд на взаимоотношения человека с окружающей средой, подводить к осмыслению взаимосвязей явлений в природе, бережному отношению к ней.

«Что было бы, если из леса исчезли…».

«Береги природу».

Ожидаемые результаты проекта

1. Повышение уровня правового воспитания

2. Формирование навыков нравственно- патриотического поведения

3. Усвоение правовых понятий: закон, право, правонарушение, национальные отношения.

4. Повышение социальной компетентности дошкольников.

5. Формирование гражданских навыков: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность, умение решать возникающие вопросы в повседневной жизни конфликты правовыми способами.

6. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

7. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект для детей дошкольного возраста «Дети-герои» Великой Отечественной воины

Педагогический проектдля детей дошкольного  возраста«Дети-герои»Великой Отечественной воины...

Проект «Привитие детям дошкольного возраста основ здорового образа жизни в разных видах деятельности» (средний возраст)

Проект «Привитие детям дошкольного возраста основ здорового образа  жизни в разных видах деятельности» средний возраст...

Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята - дошколята» (долгосрочный проект для детей дошкольного возраст 2-3лет)

План работы организации «Эколята – дошколята» на 2019-2020 уч.гпервой младшей группы «Ладушки»Взаимодействие с родителямиВсероссийская акция«Россия – тер...

Проект «Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и быту народной культуры»

=Актуальность проекта.В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национ...

Реализация права детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов на участие в культурной жизни, проведение досуга, отдыха через взаимодействие с социумом

Проблема сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее- ОВЗ) и детей-инвалидов требует деликатного и гибкого подхода. Возможность реализовать свой потенциал у категории данных дете...

Образовательный проект "Приобщение детей дошкольного возраста к детской художественной литературе как средство развития речи в условиях социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и городской библиотеки"

Ознакомление с художественной литературой влияет на все стороны личности ребенка. Наше общество, еще в недавнем прошлом «читающее», превратилось в «смотрящее». Угасание интерес...