сенсорное воспитание младших дошкольников
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Сенсорное воспитание младших дошкольников.
Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. С воспитания предметов и явлений окружающего мира, начинается познание .Наши дети играют с куклами, машинами, кубиками, мебелью, водой, песком, играют с взрослыми и во взрослых. Играют со всем, что их окружает. Мир для них- игра, которую они подчиняют своим правилам, а игра -их мир. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослого ,оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Вот здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание -последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Речь идет о воспитании сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины, цвета. Именно они( цвет, форма, величина)имеют определенное значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях в действительности. В каждом возрасте формируется определенное звено сенсорной культуры. На первом году жизни, основная задача состоит в представлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних представлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малышей начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна –необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положении в пространств е.Эти свойства будут для малыша иметь определенное значение( маленькое, это то, что можно схватить одной рукой, а большое –двумя руками.)На втором и третьем году жизни задачи сенсорного восприятия усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете ,форме, величине и других свойствах предметов. Очень важно, чтобы эти представления были разнообразными. Э то значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств –шестью цветами спектра (голубой следует исключить, так как он плохо отличается от синего) Нельзя знакомить детей раннего возраста с двумя , тремя цветами , формами и требовать запоминания и правильного употребления их названий. Это мало способствует сенсорному развитию ребенка, резко ограничивает круг получаемых им представлений о свойствах предметов. Сенсорное воспитание –процесс сложный. И только системное использование игр и упражнений , подобранных и усложненных заданий даст успешный результат. Наиболее подходящей формой обучения «сенсорике» для маленького ребенка является дидактическая игра. Во время игры у детей развиваются умения производить определенные действия с предметами, а в процессе действий с предметами развивается сообразительность. Посредством осязания , зрения ребенок начинает различать форму, величину предметов, зрительно воспринимает цвета, на ощупь различает поверхность предметов: гладкая, шершавая, пушистая. Во время игры с предметами –орудиями развивается культура мышления, формируется ряд полезных навыков, воспитывается настойчивость ,стимулируется общение друг с другом и со взрослыми .Во время игры ребенка желательно заинтересовать (кто- то приходит в гости) какой либо сказочный персонаж ,который приносит детям сюрпризы. Во время игры надо приучать детей не мешать друг другу и соблюдать элементарные правила поведения в коллективе(делиться игрушками, играть в общую игру с распределением действий).Наблюдая за детьми во время игр по сенсорному воспитанию я пришла к выводу, что легче всего дети овладевают выбором по форме(при усвоении простых форм), с трудом –по величине, а наибольшие трудности для них составляет выбор по цвету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/10/12/picture-3294.jpg)
Опыт работы "СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"
Опыт работы будет интересен воспитателям младших и средних групп ДОУ. Большое внимание уделяется созданию сенсомоторного уголка в группе.сенсомоторного уголка в ...
Роль дидактических игр в сенсорном воспитании младших дошкольников
Роль дидактических игр в сенсорном воспитании младших дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/28/picture-184952-1601296004.jpg)
Сенсорное воспитание младших дошкольников.Презентация.
Роль сенсорного воспитания во всестороннем развитии малышей. Презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/29/picture-316081-1383024454.jpg)
Этапы работы по сенсорному воспитанию младших дошкольников
Разработала долгосрочный проект по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста. В данную работу включены этапы работы по сенсорному воспитанию младших дошкольников, сенсорное воспитан...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/06/picture-493101-1412617742.jpg)
Сенсорное воспитание младших дошкольников.
Жизнь ребенка наполнена многообразием игрушек, форм, красок, разных предметов. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент у...
Сенсорное воспитание младших дошкольников в домашних условиях.
В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной ...
Статья:"Сенсорное воспитание младших дошкольников"
Мир, который окружает ребенка, огромен и интересен. Предметы и явления его удивительны и неповторимы. Они обладают массой свойств и признаков, о которых ребенку-дошкольнику предстоит узнать.Каждое зна...