сенсорное воспитание младших дошкольников
консультация (младшая группа)

Чурилова Надежда Ивановна

Обучение детей цвету, форме и величине

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_vospitanie.docx14.21 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание младших дошкольников.

Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. С воспитания предметов и явлений окружающего мира, начинается  познание .Наши дети играют с куклами, машинами, кубиками, мебелью, водой, песком, играют с взрослыми и во взрослых. Играют со всем, что их окружает. Мир для них- игра, которую они подчиняют своим правилам, а игра -их мир. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других  свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического  руководства взрослого ,оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Вот здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание -последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Речь идет о воспитании сенсорной культуры детей в области восприятия формы, величины, цвета. Именно они( цвет, форма, величина)имеют определенное значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях в действительности. В каждом возрасте формируется определенное звено сенсорной культуры. На первом году жизни, основная задача состоит в представлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних представлений, развитии  внимания к свойствам предметов. Когда у малышей начинают формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна –необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положении в пространств е.Эти  свойства будут для малыша иметь определенное значение( маленькое, это то, что можно схватить одной рукой, а большое –двумя руками.)На втором и третьем году жизни задачи сенсорного восприятия усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете ,форме, величине и других свойствах предметов. Очень важно, чтобы эти представления были разнообразными. Э то значит, что ребенка  следует знакомить со всеми  основными  разновидностями свойств –шестью цветами спектра (голубой следует исключить, так как он  плохо отличается от синего) Нельзя знакомить детей раннего  возраста с двумя , тремя цветами , формами и требовать запоминания и правильного употребления их названий. Это мало способствует сенсорному развитию ребенка, резко ограничивает круг получаемых им представлений о свойствах предметов. Сенсорное воспитание –процесс сложный. И только системное использование игр и упражнений , подобранных и усложненных заданий даст успешный результат. Наиболее подходящей формой обучения  «сенсорике»  для маленького ребенка является дидактическая игра. Во время игры у детей развиваются умения производить определенные действия с предметами, а в процессе действий с предметами  развивается сообразительность. Посредством осязания , зрения ребенок начинает различать форму, величину предметов, зрительно воспринимает цвета, на ощупь различает поверхность предметов: гладкая, шершавая, пушистая. Во время игры с предметами –орудиями развивается культура мышления, формируется ряд полезных навыков, воспитывается настойчивость ,стимулируется общение друг с другом  и со взрослыми .Во время игры ребенка желательно заинтересовать (кто- то приходит в гости) какой либо сказочный персонаж ,который приносит детям сюрпризы. Во время игры надо приучать детей не мешать друг другу и соблюдать элементарные правила поведения в коллективе(делиться игрушками, играть в общую игру с распределением действий).Наблюдая за детьми во время игр по сенсорному воспитанию я пришла к выводу, что легче всего дети овладевают выбором по форме(при усвоении простых форм), с трудом –по величине, а наибольшие трудности для них составляет выбор по цвету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Опыт работы будет интересен воспитателям младших и средних групп ДОУ. Большое внимание уделяется созданию сенсомоторного уголка в группе.сенсомоторного уголка в ...

Роль дидактических игр в сенсорном воспитании младших дошкольников

Роль дидактических игр в сенсорном воспитании младших дошкольников...

Сенсорное воспитание младших дошкольников.Презентация.

Роль сенсорного воспитания во всестороннем развитии малышей. Презентация...

Этапы работы по сенсорному воспитанию младших дошкольников

Разработала долгосрочный проект по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста. В данную работу включены этапы работы по сенсорному воспитанию младших дошкольников, сенсорное воспитан...

Сенсорное воспитание младших дошкольников.

Жизнь ребенка наполнена многообразием игрушек, форм, красок, разных предметов. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент у...

Сенсорное воспитание младших дошкольников в домашних условиях.

В младенческом возрасте посредством игры развиваются органы чувств малыша, происходит накопление зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых ощущений. В этот период закладывается основа познавательной ...

Статья:"Сенсорное воспитание младших дошкольников"

Мир, который окружает ребенка, огромен и интересен. Предметы и явления его удивительны и неповторимы. Они обладают массой свойств и признаков, о которых ребенку-дошкольнику предстоит узнать.Каждое зна...