план по самообразованию
методическая разработка

Плеханова Марина Сергеевна

"Сенсрная интеграция, как условие полноценного развития ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samobrazovanie_novaya_na_2020-24.docx28.79 КБ

Предварительный просмотр:

План повышения квалификации воспитателя МБДОУ

«Детский сад комбинированного вида № 68» НМР РТ на 2020 – 2024г.г.

Ф.И.О. Плеханова Марина Сергеевна

Должность: воспитатель

Образование: Высшее, ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова (ИЭУП)», педагогическое образование, бакалавр диплом № 131605 0583078 от 30 июня 2017 г.

Повышение квалификации: «Новые подходы к организации педагогического процесса ДОУ в рамках ФГОС дошкольного образования», 72 часа, в ГАОУ СПО Нижнекамский педагогический колледж, удостоверение         № 1055-к от 01 февраля  2014 года. 

Квалификационная категория: первая

Стаж:16 лет

Тема самообразования: «Сенсорная интеграция, как условие полноценного развития ребенка»

Цель: Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:      

1. расширить знания о сенсорном воспитании детей ОВЗ.

2. обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию 

3. образование родителей по данной теме, проведение бесед, родительского собрания.

Участники:

Дети

Родители

Педагоги

Перечень вопросов по самообразованию:

изучение психолого-педагогической литературы;

разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

проектная и исследовательская деятельность;

анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;

продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;

планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.

Актуальность:

Проблемы с сенсорной интеграцией в той или иной степени встречаются сегодня довольно часто. Однако, зачастую родители не всегда могут понять, что же на самом деле происходит с их ребенком и как ему помочь. В основе теории сенсорной интеграции лежит системный подход к функционированию мозга.

Сенсорная интеграция – это метод, направленный на психическую активизацию афферентных структур. Цель данного метода коррекции – научить одновременно обрабатывать информацию, получаемую головным мозгом от разных анализаторов.

Сенсорная интеграция ориентирована на работу с базовыми сенсорными системами: вестибулярной, тактильной, перцептивной с дополнительным включением слуха, зрения и обоняния, вкуса.

Сенсорная интеграция- основа для работы сенсорных систем нашего организма. Интегрировать - означает собрать воедино разные части, заставить их работать более слаженно как единая система. Знание о данном подходе помогает увидеть связь процессов обработки сенсорной информации с поведением и обучением ребенка, увидеть, что многие поведенческие трудности, проблемы в обучении и многое другое - в большинстве случаев не результат плохого воспитания или лени ребенка, а реальные проблемы, требующие пристального внимания специалистов: нейропсихологов, педагогов-психологов, дефектологов, а также родителей.

Предполагаемый результат:

1. Расширение знаний детей по сенсорному развитию.

2. Умение анализировать работу.

3. Активизация  познавательной деятельности воспитанников, посредством вовлечения их в самостоятельные поиски решения тематических задач. 

4. Формирование положительного отношения к труду.

5. Повышение уровня самообразования посредством изучения литературы, информационных интернет ресурсов и опыта коллег.

6. Активизация родителей в совместную творческую деятельность.

7.Развитие творчества, инициативы, самостоятельности в процессе продуктивных видов деятельности.

8.Формирование способности к самообучению, саморазвитию, самовыражению.

Форма отчета по проделанной работе: Презентация о проделанной работе и фотоотчёт, открытые мероприятия совместно с родителями.

Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная) 

План работы

П№

Блоки

Мероприятия

Сроки проведения

Отметка о выполнении, качественная характеристика выполнения

2020 год

I

Изучение психолого-педагогической литературы

Нормативная база современного дошкольного образования: санитарные правила и нормы. ФГОС 2017 г.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155. Вступил в силу с 1 января 2014 года.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах. Информационно-методическое сопровождение специалистов дошкольного образования. ФГОС ДО

Кудрявцева Е.А., Гулидова Т.В. 2016 г.

  • Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2014
  • Метод проектов в образовательной работе детского сада. Пособие для педагогов ДОО.ФГОС
    Михайлова-Свирская Л.В.   2015 г.
  • Работа с родителями. Пособие для педагогов

ДОО. ФГОС Михайлова-Свирская Л.В 2017 г.

  • Внедрение ФГОС ДОв практику работы дошкольных образовательных организаций. ФГОС Нищева Н.В. 2015 г

В течение учебного года

2020-2021 учебный год

II

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

  1. Составление перспективно-тематического планирования по образовательной области «Познание. (Сенсорное развитие)» в соответствии с ФГОС.
  2. Составление плана работы по самообразованию.
  3. Посетить занятия других педагогов, занимающихся данной проблемой.
  4. Изучение работы педагогов региона: (через публикации в периодической печати, сайты).
  5. Собрать банк данных по теме «Сенсорная интеграция»: презентации, статьи.
  6. Систематизировать накопленные и последующие материалы по теме «Сенсорная интеграция»
  7. Разработать игровые занятия с учетом ФГОС
  8. Ведение персонального сайта
  9.  Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне детского сада
  10. Провести итоговое занятие для родителей

В течение учебного года

Апрель, 2021

2021-2022 учебный год

Сентябрь

III

Практический:

работа с детьми

Проведение диагностического обследования

Октябрь

познакомить по показу с отдельными приемами тренировки ощущений, выявить уровень восприятия, специфику и степень сложности в обучении детей с нарушением зрения.

Провести дид. игры: «Какой колокольчик звенит?» (учить детей различать звуки различной высоты); «Заколдованные фрукты» (учить детей определять вкус, активизировать представления детей о значении языка в ощущении вкуса); «Подбери пару» (учить детей различать запахи, развивать обоняние); «Собери хоровод друзей» (учить детей различать геометрические фигуры по форме, группировать их). Загадки. Стих-е «Ребятишкам про глаза» Н.С. Орловой. СБО тема: «Части тела человека» цели: закрепить название, расположение основных частей тела человека.

 

Ноябрь

проведение диагностического обследования по динамометрии и пробе на динамический праксис.

«Что я делаю?»

Дидактическая задача: учить детей различать звуки, производимые различными предметами.

«Волшебный мешочек»

Дидактическая задача: учить детей различать форму геометрических фигур путем ощупывания.

«Тепловые таблички»

Дидактическая задача: развивать тепловое ощущение.

«Найди место треугольнику»

Дидактическая задача: учить детей различать различные виды треугольников.

Дидактическая игра « Части тела»

Материал: изображение человека, где разным цветом обозначены части тела (голова, тело, руки, кисти рук, ноги, ступня). Загадки.

Декабрь

«Мир вокруг нас в звуках»

Дидактическая задача: учить детей различать звуки города, деревни, моря, леса.

«Волшебный сундучок»

Дидактическая задача: учить детей обследовать предмет и узнавать его путем ощупывания.

«В посудном магазине»

Дидактическая задача: учить детей на ощупь различать материал, из которого сделана посуда.

«Отгадай предмет»

Дидактическая задача: научить ребенка выделять в предмете отдельные признаки и части.

Тема: Нос

Цели: Уточнить знания детей о назначении носа. Помочь детям осознать сенсорные возможности носа, как органа обоняния.

Загадки.

Январь

С детьми разучить игровые упражнения: «Братцы», «Мельница», «Тяни-толкай», «Цветок».  

«Чье имя я назвала»

Дидактическая задача: учить детей воспринимать шепотную речь.

«Маленькая хозяйка»

Дидактическая задача: учить детей различать крупу на ощупь.

«Платочек для куклы»

Дидактическая задача: учить детей узнавать и различать предметы на ощупь, опираясь на один признак - фактуру материала.

«Найди похожие коврики»

Дидактическая задача: Учить детей выделять пространственное расположение предметов в различных условиях. Загадки.

Февраль

«Испорченный телефон»

Дидактическая задача: учить детей воспринимать шепотную речь.

« Угадай на вкус»

Дидактическая задача: учить детей угадывать пищу на вкус (не глядя на нее)

«Оживи картинку»

Дидактическая задача: научить детей передавать пространственное расположение предметов, «читать» схему. Выделять форму предметов. Загадки.

Береги свои глаза

Н.С. Орлова

Тема: Рука человека

Цели: Уточнить знания детей о сенсорных возможностях руки человека.

Март

«Откуда слышится звук?»

Дидактическая задача: учить детей определять направление звука

«Найди геометрической фигуре дом»

Дидактическая задача: учить детей различать форму геометрических фигур путем ощупывания.

Про шило.

Н. С. Орлова

 «Узнай по запаху»

Дидактическая задача: учить детей различать запахи, развивать обоняние.

«Самая непохожая»

Дидактическая задача: научить группировать предметы по различным признакам, выделять предмет по трем признакам одновременно. Загадки.

Апрель

«Где звенит колокольчик?»

Дидактическая задача: учить детей на слух определять направление звука.

«Кто тебя коснулся?»

Дидактическая задача: учить детей тактильно различать температуру.

«Где я взяла воду?»

Дидактическая задача: учить детей тактильно различать температуру, учить соотносить качества предметов. Загадки.

Май

«Холодно-тепло-горячо»

Дидактическая задача: учить детей тактильно различать температуру.

«Башни»

Дидактическая задача: научить ребенка различать геометрические фигуры по форме и цвету. Загадки.

 Диагностика уровня сформированности

математических представлений.

Работа с родителями

Консультация для родителей «Развиваем сенсорику тренируем память, мышление, речь»

Сентябрь

Проведение открытого физкультурного досуга совместно с родителями: «Дары осени»

Октябрь

Буклет «Сказочные игры»

Ноябрь

Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

Декабрь

Памятка для родителей: «Развитие сенсорных способностей у детей с ОВЗ через дидактические игры»

Январь

Выставка дидактических игр для родителей

Февраль

Родительское собрание «Путешествие в страну Сенсорики» (в помощь родителям для домашних игр)

Показ итогового занятия для родителей.

Родительское собрание: «Вот и стали мы год взрослее» - акцентировать внимание родителей на значимости их помощи; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми.

Март

Апрель

Май  

Работа с педагогами

1. Посещение ОД по проблеме

2. Участие в семинарах – практикумах

3. проведение семинара-практикума: «Активизация зрительного восприятия, мышления и мелкой моторики рук средствами оздоровительных гимнастик».

В течение учебного года

Диагности-

ческий блок

Выявление уровня освоения программного материала начало учебного года и на конец учебного года

Октябрь

Апрель

Аналитический блок

Обоснованность уровня освоения программы

Октябрь

Апрель

2022-2023 учебный год

IY

Обобщение, распространение опыта

Работа с педагогами

Изготовление пособия, игры по теме самообразования.

Подготовить консультацию для педагогов с выступлением на педагогическом совете

Принять участие в региональных семинарах – практикумах.

Публикации в сборниках, журналах, интернет ресурсах и т.д.

Открытый просмотр  и показ организованной образовательной деятельности.

участие  в семинарах, конкурсах

В течение учебного года

Работа с родителями

Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр по сенсорному развитию

Индивидуальные беседы и консультации

В течение учебного года

2023-2024 учебный год

Y

Подведение итогов самообразования

Подготовка к прохождению аттестации.

1.Изучение нормативных документов по аттестации

2.Подготовка заявления на педагогическую аттестацию.

3.Подготовка к проведению и видеосъемке открытого мероприятия для педагогической аттестации.

4.Подготовка к прохождению профессионального тестирования для педагогических работников

5. Работа на сайте nsportal.ru.

6. Продолжить работу над выбранной методической темой. Формулирование темы творческого отчёта.

7. Оформление педагогического опыта в форме портфолио.

8.Обобщение и распространение опыта работы в ходе дальнейшей педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...