Игры для детей дошкольного возраста на развитие моторики
методическая разработка
Игры для детей дошкольного возраста на развитие моторики.
Младшая
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motorika.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для детей дошкольного возраста на развитие моторики.
Младшая группа
Дидактическая игра "Угадай-ка"
Задачи:
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- формировать умение обследовать предметы на ощупь;
- развивать мышление, фантазию.
Дети закрывают глаза. Воспитатель кладёт на ладонь каждого ребёнка один предмет (фасоль, горох, жёлудь и т. д.) . Дети обследуют предмет на ощупь с закрытыми глазами и называют ответ.
Дидактическая игра "Мозаика"
Задачи:
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать мышление, фантазию;
- воспитывать аккуратность, усидчивость.
Воспитатель даёт детям несколько предметов одного вида (ракушки, горох, фасоль, рис и т. д.) и предлагает выложить из них, например, снежинку, цветок, грибок, квадрат, круг. Дети выполняют задание. Можно играть в виде соревнования: кто быстрее соберёт фигуру или кто лучше (красивее).
Игра «Нарядная куколка»
Дидактические задачи. Упражнять детей в назывании предмета, его цвета, развитие речи и упражнение в применении слов в разных грамматических формах. Развивать моторику, мыслительные процессы. Воспитывать желание выглядеть аккуратно, следить за своим внешним видом.
Игровая задача. Одеть куколку, чтобы она была нарядной.
Игровые действия. Подбирать одежду, одевать куколку, застегивать пуговицы, завязывать шнурочки.
Правила игры. Внимательно слушать воспитателя, отвечать на его вопросы, последовательно выполнять предложенные им действия.
Оборудование. Куклы, одежда для них.
Ход игры:
Перед детьми на столике или на ковре куклы.
Обращаясь ко всем детям, воспитатель спрашивает: «Какого цвета платье выберем для куклы Оли?» После общего вопроса задается вопрос отдельным детям. «Наташа, ты какого цвета платье хочешь выбрать для куклы? А ты, Нина?» и т.д. При активном участии детей выбирается платье для каждой куклы.
Воспитатель сравнивает платья кукол и обращает внимание на то, какие они красивые.
Платья надеваются на кукол детьми, дети застегивают пуговички, завязывают поясочки. Целесообразно на некоторых платьях сделать вместо пуговиц шнуровки. Потом так же подбираются переднички, косыночки, тапочки.
Всю одежду на куколок надевают сами дети; воспитатель следит за процессом.
Таким образом, в данной игре у детей происходит не только развитие мелкой моторики, но и формирование нравственных качеств и культурно-гигиенических навыков.
Средняя группа
Игра «Бусы»
Дидактические задачи укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей; обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.
Игровая задача изготовить бусы
Игровые действия. Захватывание предметов, собирание мелких предметов с помощью пальцев, нанизывание их на нить.
Правила игры. По заданию воспитателя по очереди выполнять разнообразные действия.
Оборудование. пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка (ирис, ножницы, шкатулки для хранения инвентаря.
Ход игры
Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. Предварительно преподаватель показывает ребятам образцы изделий. Можно предложить различные схемы чередования бусинок, пуговиц в зависимости от цвета, формы и величины. Воспитатель показывает способы закрепления бус, расчета нужной длины лески для создания определенного изделия.
"Прищепки в корзинке"
Цель игры: развитие мелкой моторики трёх основных пальцев руки (большого, указательного и среднего).
Необходимые материалы: корзинка с деревянными бельевыми прищепками, края которой не должны быть слишком толстыми. Корзинку можно заменить плоской фигуркой из толстого картона.
Ход игры: Ребенок ставит на стол корзинку с прищепками. Ведущий берёт прищепку тремя пальцами, прищепляет её на край корзины и предлагает ребенку повторить. После этого ребенку предлагают все прищепки вокруг корзинки.
Многократное повторение сжимания и разжимания с усилием даёт отличную тренировку кончиками пальцев рук.
«Золушки».
Эта игра очень хорошо развивает мелкую моторику. Нужно смешать на столе два виды крупы, например горох и рис. И далее нужно отобрать горох от риса. Чтобы было увлекательней, ребенку можно предложить посоревноваться в этой игре.
Старшая группа
Игра «Бирюльки».
Правила игры. По заданию воспитателя по очереди выполняют разнообразные действия.
Оборудование. Набор предметов для действия правой и левой рукой. Игра «Бирюльки».
Организация детей. Дети сидят вокруг сдвинутых столов. Вещи расположены на столе, мелкие вещи - на подносиках.
Ход игры
Воспитатель, чтобы возбудить интерес детей, говорит о том, что человек делает много необходимых вещей, придумывает умные машины, приборы. Работая, он использует своих помощников. Воспитатель предлагает подумать, каких помощников для труда имеет человек. При затруднении можно поставить наводящие вопросы: «Чем берут вещи, держат инструменты, переставляют с одного места на другое?»
Воспитатель раскрывает роль каждой руки: правая – работница, левая – помощница. Просит подать что-либо и спрашивает: что же помогло подать вещь? Предлагает взять детям по карандашу и поставить их в стаканчик, узнать из какого материала сделаны шар и мячик. Пояснить, почему узнали (с помощью кистью руки).
Дети с помощью кисти руки по предложению воспитателя пробуют собрать очень мелкие предметы (пуговицы, маленькие бусинки и т.д.) и все приходят к выводу, что мелкие вещи можно собрать только пальцами, а при нанизывании бусин, надевании колец на шнур убеждаются в том, что правая рука работает, а левая помогает, поддерживает.
Игра на всем протяжении строится на разнообразных действиях детей руками, пальцами рук.
В заключении дети играют в игру «Бирюльки». Игра требует внимания, сообразительности, ловких движений, их координации. Дети делятся на две команды. Выигрывает та, которая раньше другой растащит бирюльки или заменяющие их мелкие вещи (пуговицы, желуди, бусинки).
«Кто скорее свернет ленту? »
Цель: развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений.
Оборудование: две ленты, закрепленные одним концом на палочках (длина 50 см, одинаковой ширины и одного цвета.
Ход игры:Педагог вызывает к себе двух детей, демонстрирует ленты и говорит: «Будем играть. Это лента. Надо свернуть ленту. Кто свернет быстрее, тому подарок». «Раз, два, три - крути». Вначале педагог показывает, как надо крутить палочку, чтобы свернуть ленту.
Затем педагог предлагает двум детям выполнить показанное действие. Двое других детей помогают - они держат свободные концы лент, стоя на одной линии, отмеченной педагогом, стараясь с нее не сходить. Выигрывает тот, кто первым свернет ленту, крутя палочку и наматывая на нее ленту.
Можно также устроить соревнования команд. Детям дается большее число лент. По команде педагога сразу несколько человек одной команды и другой начинают скручивать ленты. Победителям призы - значок, наклейка или что-нибудь подобное.
Усложнением может быть задание свернуть ленту за определенное время. Например, педагог говорит: «Я буду считать (хлопать) ». Педагог вместе с детьми начинает хлопать, ребенок скручивает ленту. Если успел - получает приз, не успел -лента переходит к другому ребенку и все начинается сначала.
«Составь узор или картинку из резинок»
Цель: Учить детей составлять узор из банковских резинок, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза, учить работать по схеме.
Оборудование: пластина, которая выпилена из фанеры, по всей плоскости на ней закреплены пластмассовые стерженьки со шляпками 22 штуки, расстояние между ними 3-4см; разноцветные банковские резинки в коробке; схемы с изображением картинок или фигур - 6 штук.
Ход игры:детям предлагают в этой игре составить узор из банковских резинок, натягивая их на столбики, которые закреплены на фанере. Было объяснено, что из этих резинок можно сделать различные фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник.
Вначале учили детей, как правильно выполнять данную работу: чтобы выполнить фигуру, нужно взять резинку и закрепить её за столбик, а дальше пальцами правой и левой рукой растягивать резинку на нужную длину, и закреплять за столбики. Затем предлагается детям выполнить любую фигуру, следить за действиями их рук.
Подготовительная группа
«Дружные ребята».
Движения пальцев иллюстрируют стихотворные строки.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики ( пальцы соединяются в «замок» и разъединяются).
Мы с тобой подружим маленькие пальчики ( одновременно дотрагиваемся подушечками пальцев одной руки до пальцев другой руки).
Раз, два, три, четыре, пять (поочередно соединяем одноименные пальцы: большой с большим и т.д.).
Начинай считать опять ( одновременное касание подушечками пальцев двух рук).
Раз, два, три, четыре, пять ( поочередное касание).
Мы закончили считать ( кисти опустить вниз и встряхнуть.
« Бойцы – молодцы».
Пальцы эти – все бойцы, Растопырить пальцы на обеих руках.
Удалые молодцы. Сжать пальцы в кулак.
Положить обе руки на стол ладонями вниз.
По мере чтения стихотворения над столом
Приподнимать соответствующие пальцы на обеих
руках одновременно, а остальные пальцы крепко.
прижимать к столу.
Два больших и крепких малых Приподнять два больших пальца.
И солдат в боях бывалых.
Два гвардейца – храбреца, Приподнять указательные пальцы.
Два - сметливых молодца. Приподнять средние пальцы.
Два – героя безымянных, Приподнять безымянные пальцы.
Но в работе очень рьяных!
Два мизинца – коротышки - Приподнять мизинцы.
Очень славные мальчишки! Хлопнуть ладонями по столу.
«Забавные гимнасты»
ЦЕЛЬ: развитие внимания, пространственного восприятия, умения читать символы,общей моторики, координации движений, активизация на занятиях двигательной активности детей, повышение
работоспособности.
ХОД ИГРЫ
Детям поочередно представляются карточки с символичным изображением человечков в разных позах и предлагается выполнить то же движение, что и на карточке.
«Найди и раскрась все буквы»
ЦЕЛЬ: развивать память, зрительное внимание,быстроту реакции, умение анализировать сложные зашумленные изображения, мелкую моторику пальцев рук, закреплять образы букв, навыки счета, цветовосприятие
ХОД ИГРЫ
Дети получают карточки с изображением зашумленных (т.е.заштрихованных ) букв и цифр. Ребенка просят найти буквы,назвать и посчитать их количество. На начальном этапе освоения игры детям сначала предлагаются карточки, на которых изображено по 3-4 буквы.Далее детям представляются карточки, на которых схематично изображено до 10 букв в старшей группе и до 15 букв в подготовительной к школе группе. На II этапе игры дети должны не только назвать найденную букву, обвести ее по схематичному контуру пальчиком, но и закрасить каждую букву определенным цветом, например:букву «А» - желтым, «В» - оранжевым и т.д.
Детям подготовительной к школе группы можно дать такое задание, как «напиши» на столе слово, состоящее из тех букв,которые ты увидел и закрасил на карточке. При выполнении этого задания можно пользоваться счетными палочками или цветными счетными палочками Кюизенера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для детей дошкольного возраста на развитие словарного запаса
Игры на расширение словарного запаса, логики и кругозора у детей дошкольного возраста (5-7 лет)...
Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ технологии.
Образование на современном этапе развития невозможно представить без использования современных технологий активного обучения, которые позволяют традиционный способ обучения перевести в активно-д...
Музыкальные игры для детей дошкольного возраста для развития танцевальных навыков.
Музыкальные игры для детей дошкольного возраста. для развития танцевальных навыков....
Игры для детей дошкольного возраста на развитие слухового внимания и восприятия
Предложены для родителей и педагогов игры на формирование у дошкольников слухового внимани я и восприятия в доступной игровой форме....
Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ технологии.
Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, в...
Консультация для родителей «Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи, моторики и внимания в летний период»
Консультация для родителей «Игры для детей дошкольного возраста по развитию речи, моторики и внимания в летний период»Лето – прекрасная пора не только для отдыха. Часто родители &laq...
"Спортивные игры для детей дошкольного возраста. Здоровое развитие через активную игру"
Роль спортивных игр для развития физических качеств у детей....