Конференция ДОУ
статья (младшая группа)
Моделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конференция | 17.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Лепилова Л.М.,воспитатель
ГБДОУ детский сад №38 Калининского района
СанктПетербурга
Конференция ДОУ
Моделирование игрового пространства в младшей группе ДОО с учетом ФГОС
На развитие ребенка любого возраста огромное влияние оказывает предметная среда, окружающая его. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда обладает большим потенциалом для творческого развития ребенка и его способностей. В связи с введением ФГОС ДОО к предметной среде, включающей в себя также игровое пространство, предъявляются особые требования.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает:
• возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
• наличие в ДОО или группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре)
4) Вариативность среды предполагает:
• наличие в ДОО или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
• периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
• доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
• свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
• исправность и сохранность материалов и оборудования
6) Безопасность развивающей предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Основными пространствами детского сада являются:
- игровое пространство;
- пространство физической культуры;
- пространство познания окружающего мира;
- пространство личностно-социального развития.
Так как игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, игровое пространство является самым приоритетным и наиболее интегрированным во все остальные пространства.
Поскольку именно в игре ребенок осваивает окружающий мир и накапливает представления о самом себе, в детском саду необходимо создавать условия для разворачивания игровой деятельности самых разных видов: свободной игры, ролевых игр, игр с разной степенью жесткости заданных правил и различной предметностью (например, математических).
Модульные игровые зоны в группах целесообразно устраивать таким образом, чтобы в них была возможность творческого приспособления пространства к задачам игры, разворачиваемой ребенком (или несколькими детьми) в данный момент.
Предметно-игровая среда в современных ДОО должна отвечать определенным требованиям: это, прежде всего, свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. Педагог должен обеспечить свободу действий в условиях групповой комнаты, предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования. Управление игрой при помощи игрового материала может оказать существенное влияние на развитие в игре детей. Использованная литература:
- Абузярова Л.А. Предметно развивающая среда ДОУ Л.А.Абузярова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 6.
- Венгер, Л. А.; Запорожец, А. В. : Гуманизация дошкольного воспитания. Л. А.Венгер, А. В. Запорожец Дошкольное воспитание. - 2008. - № 8. – С.5-7
- Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка Л. С. Выготский Вопросы психологии. – 2006. - №6.
- Захарова, Т.Н. . Расширение образовательного пространства детского сада как условие формирования социальной компетентности ребенка. [Электронный ресурс]/ Т.Н.Захарова. – Электронные данные. – Научная библиотека диссертаций и авторефератов Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/rasshirenie-obrazovatelnogo-prostranstva-detskogo-sada-kak-uslovie-formirovaniya-sotsialnoi-#ixzz3U5tqb1Ug
- Предметно-пространственная среда детского сада: пособие для воспитателей/Под ред. Н.А.Коротковой. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2010. – 96 с.
- Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. / Сост. Н. В. Нищева.- СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2007. - 128 с., ил.
- Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. С.Л.Новоселова. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. – 64 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
5-я Международная конференция "Воспитание и обучение детей младшего возраста" Тезисы к конференции
5-я Медународная конференция "Воспитание и обучение детей младшего возраста" проодила в МГУ имени М.В.Ломоносова 12-14 мая 2016 года.Тема доклада: "Русское народное творчество в формировании раз...
Актуальные проблемы воспитания и обучения одаренных детей и детей с ОВЗ в период детства Материалы Всероссийской научно-практической конференции (интернет-конференция), 30 марта 2016 г. Бирск
Актуальные проблемывоспитания и обученияодаренных детей и детей с ОВЗв период детстваМатериалы Всероссийской научно-практической конференции (интернет-конференция), 30 марта 2016 г. Бирск...
«Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности «Вестник научных конференций. 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам международной научно-практической конференции 31 октября 2019
quot;Активизация речевого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельности" Вестник научных конференций 2019. № 10-2(50). Актуальные вопросы образования и науки: по материалам...
«О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями» Вестник научных конференций. 2019. № 11-2(51). Наука и образование в XXI веке: по материалам международной научно-практической конференции 29 ноября 2019 г. Часть 2. 124 с
laquo;О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями» Вестник научных конференций. 2019. № 11-2(51). Наука и образование в XXI веке: по материалам международн...
«Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций» Вестник научных конференций. 2020. № 2-2(54). Современное общество, образование и наука: по материалам международной научно-практической конференции
laquo;Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций»Вестник научных конференций. 2020. № 2-2(54). Современное общество, образование и наука:...
«Использование инновационных технологий в процессе экологического воспитания дошкольников» Вестник научных конференций. 2020. № 11-5(63). Наука, образование, общество: по материалам международной научно-практической конференции 30 ноября 2020 г. Часть 5.
laquo;Использование инновационных технологий в процессе экологического воспитания дошкольников» Вестник научных конференций. 2020. № 11-5(63). Наука, образование, общество: по материалам междун...
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность. Вестник научных конференций Наука и образование в XXI веке По материалам международной научно-практической конференции 29 января 2021 г. часть 3
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность...