РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)
статья

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА) Воспитатель первой младшей группы ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД№20 Сопельцева Юлия Александровна Всем известен тот факт, что здоровье человека закладывается в детстве. Детстве организм ребенка очень пластичен,он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия – благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье. Исходя из вышесказанного, именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности,порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно- гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Образовательная область здоровья требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте. Отсюда, одной из важнейших задача является формирование простейших навыков опрятности и самообслуживания,которые и закладывают фундамент гигиенической культуры. Следует также отметить, что самообслуживание играет важную роль в развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости. Вряд ли найдётся хоть одна мама, которая захочет в будущем видеть своего ребёнка беспомощным, неуверенным в себе, не способным самостоятельно решать проблемы. Именно с раннего возраста начинают формироваться такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении, а происходит это именно с привития навыков самообслуживания. Прежде чем говорить о том, какими навыками должен владеть ребенок в раннем возрасте следует, ответь на вопрос: «Что включает в себя понятие «самообслуживание» для детей раннего возраста?». Для ребёнка второго- третьего года жизни самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков: - приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки); - раздевания и одевания (снимать, одевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки); - гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем, пользоваться носовым платком и салфеткой); - опрятности (пользоваться горшком). Эти навыки формируются под воздействием воспитания при определённом уровне развития у ребёнка некоторых психо-физических возможностей. К ним относятся: - общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и спускаться по ступенькам); - мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет, держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять несложные пальчиковые игры); - зрительно-слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом); - мышление (уметь узнавать предметы; выполнять простые указания, поручения; уметь имитировать, т.е. подражать действиям взрослых). Для успешного формирования навыков самообслуживания необходима косвенная подготовка рук и развитие их мелкой моторики. Этим можно заниматься на специально организованных занятиях, в играх или просто в бытовых ситуациях. Вот несколько вариантов игр и занятий для детей, которые можно организовать дома для развития ручек малыша. 1 Позвольте ему отвинчивать и завинчивать крышки на пластиковых бутылочках, банках. 2 Давайте ему проталкивать предметы в отверстия (например, монеты в копилку), нанизывать предметы на шнурок (например, бусы из крупных макарон с отверстиями для мамы или бабушки), переливать воду пипеткой или спринцовкой (например, игрушка заболела, надо накапать ей лекарство), пускать кораблик в тазике с водой, или в ванной, создавать руками волну, прибивая кораблик то к одному краю, то к другому, ловить мыло в воде. 3 Поиграйте с малышом в сюжетные игры «Кукла Маша идёт в магазин» (используйте кошельки и сумки с различными типами застёжек: на липучке, на молнии, на кнопке, на пуговице, на завязках), «Постираем кукле платье» (развешиваем кукольную одежду и закрепляем прищепками), «Зайчик просыпается, зайчик умывается» (одеваем кукольную одежду, имитируем процесс умывания). Обучение конкретным навыкам самообслуживания включает в себя следующий алгоритм: 1 развитие навыков самообслуживания следует начинать с показа на любимых игрушках ребёнка, постепенно переходя к прямому обучению на самом малыше; 2 в процессе прямого обучения сообщите ему кратко и чётко, что вы от него хотите. Указание произносите, когда ребёнок смотрит на вас. При необходимости покажите это действие сами .Показ должен неторопливым, чётким и последовательным; 3 после объяснения и показа возьмите своими руками руки ребёнка и проделайте вместе с ним нужное действие; 4 во время самостоятельного выполнения действия ребёнком поправляйте его корректно, в позитивном тоне, не указывая на то, что нельзя делать, или что надо перестать делать, а говоря прямо, что необходимо делать именно сейчас. Например, нужно сказать: «Давай есть медленно», «Говори тихо», «Возьми одну» вместо: «Не торопись во время еды», «Не кричи громко», «Не бери много» и т. д. Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, типа нервной системы (холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик), от скорости запоминания, от семейного отношения к чистоте и опрятности, т. к. именно пример родителей и близких людей является главным для малыша. Не забывайте давать положительную оценку действиям ребёнка! Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.odt27.41 КБ

Предварительный просмотр:

                  РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

                        У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)

                                                                               Воспитатель первой младшей группы

                                                                               ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД№20

                                                                               Сопельцева Юлия Александровна

Всем известен тот факт, что здоровье человека закладывается в детстве.

Детстве организм ребенка очень пластичен,он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия – благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье. Исходя из вышесказанного, именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности,порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-

гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и

правильно выполнять. Образовательная область здоровья требует от нас

формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда

стоят на первом месте. Отсюда, одной из важнейших задача является

формирование простейших навыков опрятности и самообслуживания,которые и закладывают фундамент гигиенической культуры.

Следует также отметить, что самообслуживание играет важную роль в

развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем

самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости.

Вряд ли найдётся хоть одна мама, которая захочет в будущем видеть своего

ребёнка беспомощным, неуверенным в себе, не способным самостоятельно

решать проблемы. Именно с раннего возраста начинают формироваться

такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться

успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении, а

происходит это именно с привития навыков самообслуживания.

Прежде чем говорить о том, какими навыками должен владеть ребенок

в раннем возрасте следует, ответь на вопрос: «Что включает в себя понятие

«самообслуживание» для детей раннего возраста?». Для ребёнка второго-

третьего года жизни самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков:

- приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки);

- раздевания и одевания (снимать, одевать обувь, трусики, колготки,

шорты, брюки или юбку, шапку, варежки);

- гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем,

пользоваться носовым платком и салфеткой);

- опрятности (пользоваться горшком).

Эти навыки формируются под воздействием воспитания при

определённом уровне развития у ребёнка некоторых психо-физических

возможностей. К ним относятся:

- общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и

спускаться по ступенькам);

- мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет,

держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в

отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять

несложные пальчиковые игры);

- зрительно-слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда

зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом);

- мышление (уметь узнавать предметы; выполнять простые указания,

поручения; уметь имитировать, т.е. подражать действиям взрослых).

Для успешного формирования навыков самообслуживания необходима

косвенная подготовка рук и развитие их мелкой моторики. Этим можно

заниматься на специально организованных занятиях, в играх или просто в

бытовых ситуациях.

Вот несколько вариантов игр и занятий для детей, которые можно

организовать дома для развития ручек малыша.

1 Позвольте ему отвинчивать и завинчивать крышки на пластиковых

бутылочках, банках.

2 Давайте ему проталкивать предметы в отверстия (например, монеты

в копилку), нанизывать предметы на шнурок (например, бусы из крупных

макарон с отверстиями для мамы или бабушки), переливать воду пипеткой

или спринцовкой (например, игрушка заболела, надо накапать ей лекарство),

пускать кораблик в тазике с водой, или в ванной, создавать руками волну,

прибивая кораблик то к одному краю, то к другому, ловить мыло в воде.

3 Поиграйте с малышом в сюжетные игры «Кукла Маша идёт в

магазин» (используйте кошельки и сумки с различными типами застёжек: на

липучке, на молнии, на кнопке, на пуговице, на завязках), «Постираем кукле

платье» (развешиваем кукольную одежду и закрепляем прищепками),

«Зайчик просыпается, зайчик умывается» (одеваем кукольную одежду,

имитируем процесс умывания).

Обучение конкретным навыкам самообслуживания включает в себя

следующий алгоритм:

1 развитие навыков самообслуживания следует начинать с показа на

любимых игрушках ребёнка, постепенно переходя к прямому обучению на

самом малыше;

2 в процессе прямого обучения сообщите ему кратко и чётко, что вы от

него хотите. Указание произносите, когда ребёнок смотрит на вас. При

необходимости покажите это действие сами .Показ должен неторопливым, чётким и последовательным;

3 после объяснения и показа возьмите своими руками руки ребёнка и

проделайте вместе с ним нужное действие;

4 во время самостоятельного выполнения действия ребёнком поправляйте его корректно, в позитивном тоне, не указывая на то, что нельзя делать, или что надо перестать делать, а говоря прямо, что необходимо делать именно сейчас. Например, нужно сказать: «Давай есть медленно», «Говори тихо», «Возьми одну» вместо: «Не торопись во время еды», «Не

кричи громко», «Не бери много» и т. д.

Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания

зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, типа нервной системы

(холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик), от скорости запоминания, от

семейного отношения к чистоте и опрятности, т. к. именно пример родителей

и близких людей является главным для малыша.

Не забывайте давать положительную оценку действиям ребёнка!

Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (2-3 года).

Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой форм...

Доклад на родительском собрании тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)»

В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимание обучению детей чтению, математики и языкам чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее н...

Методическая разработка (младшая группа) на тему: Доклад на родительском собрании тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)» Янпольская Есения Валерьевна

Методическая разработка (младшая группа) на тему: Доклад на родительском собрании тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)» Я...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО- ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО- ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)...

Выступление на родительском собрании тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)»

Выступление  на родительском собрании тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)»...

Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)» Воспитатель: Титус Л. И. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителей«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)»Воспитатель: Титус Л. И.МАДОУ ЦРР –д/с №14 г....