РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.odt | 27.41 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ
У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)
Воспитатель первой младшей группы
ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД№20
Сопельцева Юлия Александровна
Всем известен тот факт, что здоровье человека закладывается в детстве.
Детстве организм ребенка очень пластичен,он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия – благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье. Исходя из вышесказанного, именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности,порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-
гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и
правильно выполнять. Образовательная область здоровья требует от нас
формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда
стоят на первом месте. Отсюда, одной из важнейших задача является
формирование простейших навыков опрятности и самообслуживания,которые и закладывают фундамент гигиенической культуры.
Следует также отметить, что самообслуживание играет важную роль в
развитии ребёнка, так как способно резко поднять его самооценку и тем
самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости.
Вряд ли найдётся хоть одна мама, которая захочет в будущем видеть своего
ребёнка беспомощным, неуверенным в себе, не способным самостоятельно
решать проблемы. Именно с раннего возраста начинают формироваться
такие черты характера как воля, уверенность в себе, желание добиться
успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении, а
происходит это именно с привития навыков самообслуживания.
Прежде чем говорить о том, какими навыками должен владеть ребенок
в раннем возрасте следует, ответь на вопрос: «Что включает в себя понятие
«самообслуживание» для детей раннего возраста?». Для ребёнка второго-
третьего года жизни самообслуживание включает в себя освоение следующих навыков:
- приёма пищи (есть ложкой, пить из чашки);
- раздевания и одевания (снимать, одевать обувь, трусики, колготки,
шорты, брюки или юбку, шапку, варежки);
- гигиены тела (мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем,
пользоваться носовым платком и салфеткой);
- опрятности (пользоваться горшком).
Эти навыки формируются под воздействием воспитания при
определённом уровне развития у ребёнка некоторых психо-физических
возможностей. К ним относятся:
- общая моторика (умение садиться, вставать, ходить, подниматься и
спускаться по ступенькам);
- мелкая моторика (умение толкать, тянуть, переворачивать предмет,
держать его и выпускать из рук, играть с водой, опускать предметы в
отверстие в коробке, брать мелкие предметы двумя пальцами, выполнять
несложные пальчиковые игры);
- зрительно-слуховое внимание (умение смотреть и приходить, когда
зовут, слушать сказки, отвечать на вопросы доступным способом);
- мышление (уметь узнавать предметы; выполнять простые указания,
поручения; уметь имитировать, т.е. подражать действиям взрослых).
Для успешного формирования навыков самообслуживания необходима
косвенная подготовка рук и развитие их мелкой моторики. Этим можно
заниматься на специально организованных занятиях, в играх или просто в
бытовых ситуациях.
Вот несколько вариантов игр и занятий для детей, которые можно
организовать дома для развития ручек малыша.
1 Позвольте ему отвинчивать и завинчивать крышки на пластиковых
бутылочках, банках.
2 Давайте ему проталкивать предметы в отверстия (например, монеты
в копилку), нанизывать предметы на шнурок (например, бусы из крупных
макарон с отверстиями для мамы или бабушки), переливать воду пипеткой
или спринцовкой (например, игрушка заболела, надо накапать ей лекарство),
пускать кораблик в тазике с водой, или в ванной, создавать руками волну,
прибивая кораблик то к одному краю, то к другому, ловить мыло в воде.
3 Поиграйте с малышом в сюжетные игры «Кукла Маша идёт в
магазин» (используйте кошельки и сумки с различными типами застёжек: на
липучке, на молнии, на кнопке, на пуговице, на завязках), «Постираем кукле
платье» (развешиваем кукольную одежду и закрепляем прищепками),
«Зайчик просыпается, зайчик умывается» (одеваем кукольную одежду,
имитируем процесс умывания).
Обучение конкретным навыкам самообслуживания включает в себя
следующий алгоритм:
1 развитие навыков самообслуживания следует начинать с показа на
любимых игрушках ребёнка, постепенно переходя к прямому обучению на
самом малыше;
2 в процессе прямого обучения сообщите ему кратко и чётко, что вы от
него хотите. Указание произносите, когда ребёнок смотрит на вас. При
необходимости покажите это действие сами .Показ должен неторопливым, чётким и последовательным;
3 после объяснения и показа возьмите своими руками руки ребёнка и
проделайте вместе с ним нужное действие;
4 во время самостоятельного выполнения действия ребёнком поправляйте его корректно, в позитивном тоне, не указывая на то, что нельзя делать, или что надо перестать делать, а говоря прямо, что необходимо делать именно сейчас. Например, нужно сказать: «Давай есть медленно», «Говори тихо», «Возьми одну» вместо: «Не торопись во время еды», «Не
кричи громко», «Не бери много» и т. д.
Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания
зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, типа нервной системы
(холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик), от скорости запоминания, от
семейного отношения к чистоте и опрятности, т. к. именно пример родителей
и близких людей является главным для малыша.
Не забывайте давать положительную оценку действиям ребёнка!
Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. Использование детского фольклора в развитии навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (2-3 года).
Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой форм...
Доклад на родительском собрании тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)»
В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимание обучению детей чтению, математики и языкам чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее н...
Методическая разработка (младшая группа) на тему: Доклад на родительском собрании тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)» Янпольская Есения Валерьевна
Методическая разработка (младшая группа) на тему: Доклад на родительском собрании тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)» Я...
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО- ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО- ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)...
Выступление на родительском собрании тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)»
Выступление на родительском собрании тему: «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)»...
Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)» Воспитатель: Титус Л. И. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин
Консультация для родителей«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)»Воспитатель: Титус Л. И.МАДОУ ЦРР –д/с №14 г....