Проектная жеятельность - как средство повышения качества образовательного процесс в ДОО
статья
Возможность реализации содержания образования в проектной деятельности может использоваться в целях повышения качества дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
druzhininaa.g._proektnaya.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дружинина Алтынай Георгиевна
заведующий
Черепанова Евгения Васильевна
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №163»
г. Барнаул, Алтайский край
Проектная деятельность– как средство повышения качества образовательного процесса в ДОО
Общество на сегодняшний день переживает серьезные социально-экономические, правовые, нравственные, духовные изменения, которые затрагивают различные сферы деятельности человека, в том числе и систему образования. В жизни людей возникают кризисные ситуации, которые все чаще остаются неразрешенными. Результатом этого становятся нарушения эмоциональной составляющей поведения.
Большую роль в повышении качества дошкольного образования играет организация и внедрение в педагогическую практику инновационных проектов, направленных на обновление стратегии управления ДОО, организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами.
Для эффективного управления инновациями различного характера, руководителю ДОО необходимы знания в области специальных управленческих, психолого-педагогических технологий, компетенции для их организации и реализации.
В дошкольной организации реализуется инновационный региональный проект «Формирование навыков жизнестойкости у воспитанников дошкольных образовательных организаций». Актуальность инновационного проекта определяет социальная ситуация развития общества и семьи, основные направления Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, направленные на:
- уважение и поддержку ребенка, в том числе и в трудных жизненных ситуациях;
- обогащение социального опыта общения со сверстниками и взрослыми; умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
Инновационная направленность деятельности педагогического коллектива при реализации проекта, заключается в разработке нового образовательного содержания, проектировании развивающей предметно-пространственной среды, подборе или самостоятельной разработке эффективных техник, направленных на формирование жизнестойкости как способности ребенка справиться со сложной (стрессовой) ситуацией.
Жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром, включающая в себя три компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Чем более развита жизнестойкость, тем человек более адекватно воспринимает трудности, не избегая и отрицания их, а превращая в собственный полезный ему, жизненный опыт.
В проекте по формированию жизнестойкости имеются скрытые ресурсы, позволяющие индивидуализировать образовательный процесс, наполнить его содержанием в соответствии с возрастными потребностями и интересами детей старшего дошкольного возраста, создать, организовать развивающую предметно-пространственную среду.
Реализация проекта осуществляется посредством использования специфических видов детской деятельности: коллективных игр (подвижных, сюжетно-ролевых), решения проблемных ситуаций, обсуждения поступков героев детских художественных произведений, реальных ситуаций, возникающих в детском коллективе, творческого рисования, игр с песком, чтения сказок, просмотра мультфильмов, детско-взрослого проектирования.
Специфика организации проектной деятельности ставит особые задачи перед коллективом в части:
- организации целостного педагогического процесса;
- создания развивающей предметно-пространственной среды;
- проектирования педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов;
- овладения технологиями исследования, педагогического мониторинга.
Для решения этих задач, необходима интеграция профессиональных возможностей и высокая мобильность всех участников проектной группы, умение работать в команде, планировать деятельность, ориентироваться в информационном пространстве, принимать общее решение. Любой проект завершается реальным результатом, который можно увидеть, осмыслить, применить в практической жизни. Например, результатом проекта «Наша дружная группа», стала, созданная детьми «Книга дружбы», где правила и традиции дружбы отражены в коллективных рисунках, коллажах, детских постерах.
Одной из эффективных форм образовательного сотрудничества с родителями, по их мнению, является постерное консультирование. Данный вид сотрудничества и взаимодействия используется как средство повышения уровня родительской компетентности в вопросах воспитания адаптивной личности ребенка, коррекции родительских установок, ведущих к формированию тревожности, страхов, детской агрессии и др. Постер внешне напоминает плакат, афишу, на котором броское, крупноформатное изображение, сопровождается кратким текстом, используется в информационных или обучающих целях. Задача, решаемая при помощи постера - привлечение внимания родителей к определенной теме, которую важно обсудить. Замечательно, когда материал, представленный в постере, вызывает интерес родителей и приводит к содержательному диалогу.
В ходе реализации проекта, были подготовлены постеры «Чему учит сказка», «Как совершаем с ребенком открытия», «Как научить ребенка преодолевать трудности».
Еще одним средством успешной реализации проекта мы считаем сказки.
Сказка идеальна для развития и обогащения практики социального опыта поведения ребенка в трудных для него ситуациях. Целенаправленно предлагая те или иные сказки, педагог дает возможность ребенку получить необходимые навыки, для того чтобы справляться с трудной ситуацией.
В работе со сказкой мы используем книги, мультфильмы, лепку, кукольный театр, пальчиковый театр, игры-драматизации, рисование, музыку, песок, игру с тенями. Детям предлагается изменить, продолжить знакомую сказку, придумать свою, сыграть в нее, нарисовать, построить.
Подобранные нами сказки помогают ребенку усвоить главный жизненный принцип: «ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, если постараться, ты обязательно справишься и победишь трудности». Сказочные истории показывают, что выход есть всегда, надо только его поискать; в любой жизненной ситуации найдутся те, кто сможет тебе помочь.
Дети старшего возраста разыгрывают сказочные представления для малышей, дарят книжки-малышки со сказками, которые они придумали сами. Для родителей педагоги подготовили рекомендации, буклеты по работе со сказкой, рекомендации по выбору сказок, а также рекомендации воспитателям.
Благодаря выстроенной системе работы, сказка помогает воспитанникам расширить мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми, обрести уверенность в себе. Данное направление деятельности находит отражение и в организации развивающей предметно-пространственной среды. Образовательные векторы жизнестойкости детей мы проецируем на центры ознакомления с книгой, театрализованной деятельности, художественно – эстетического развития
Итак, мы убеждены в том, что навыки жизнестойкости необходимо формировать целенаправленно уже в дошкольном возрасте, опираться на совместную деятельность педагогов и родителей. В конечном итоге, ребенок будет развиваться в обществе, будет искать и займет свое место в социуме, добьется всего того, что необходимо для жизненного успеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение качества образовательного процесса через использование проектного метода в работе с детьми и родителями.
В статье представлен опыт работы воспитателей ДОУ по теме "Проектный метод в работе с детьми и родителями"...
"Повышение качества образовательного процесса через использование проектного метода в работе с детьми и родителями"
Важнейшими средствами развития детей дошкольного возраста выступают содержание и технологии обучения. Одна из эффективных педагогических технологий - метод проектов - направлен на развитие творческого...
Методическая работа в ДОУ – как средство повышения качества образовательного процесса.
Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами деятельности педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. В тож...
«Медиакомпетентность воспитателя ДОУ как средство повышения качества образовательного процесса»
Медиакомпетентность педагога ДОУ подразумевает не только знания и умения работы на компьютере, умение работать с периферийными электронными устройствами: мультимедийным проектором, сканером, интеракти...
Консультация для педагогов: "Проектная деятельность как средство повышения уровня образовательного процесса в ДОУ".
Консультация для педагогов: "Проектная деятельность как средство повышения уровня образовательного процесса в ДОУ"....
"Инновационные технологии использования театрализованной деятельности как средство повышения качества образовательного процесса в ДОУ"
Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученных творческими усилиями педагога....
Традиционные подходы к управлению педагогическим коллективом как средство повышения качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
Традиционные подходы к управлению педагогическим коллективом как средство повышения качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации...