Долгосрочный проект "Традиции русского народа"
проект (старшая группа)

Тимербулатова Зульфия Хайдеровна

Проект  по духовно-нравственному  воспитанию  для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx.docx32.62 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта

«Традиции русского народа»

Тип проекта

исследовательский, личностно-ориентированный.

Участники проекта

Старшая группа 5-6 лет, воспитатели.

Срок реализации проекта

 сентябрь – май 2019 г

Актуальность

 

 Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была  актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

          Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.

       Вопросы  духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.

         В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное  построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.

Цель

 

разработать и апробировать модель  воспитания дошкольников через приобщение  детей к русской народной  культуре, направленную на  развитие  духовно-нравственной личности дошкольников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.

Задачи

Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность  детей;

- Формирование  духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;

- Обогащение  словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;

- Воспитание  духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- Воспитание  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм;

- Формирование   у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других  национальностей;

- Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.


 Ожидаемые результаты  реализации проекта.

для детей:

-       обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего  личностного развития;

-       пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;

-        формирование чувств национального достоинства;

-       развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

для педагогов:

-       совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного  учреждения в вопросах  духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;

-       объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.

-       разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.

для родителей:

-       реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

-       объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного  развития и воспитания детей;

-       создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного  воспитания детей;

Методы реализации проекта.

1.Наглядно-действенный метод:

- показ сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание  книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;

- наблюдение;

- чтение педагогом художественной литературы;

- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
-  экскурсии, целевые прогулки.

2. Словесно-образный метод: 

- чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;

- загадывание и отгадывание загадок;

- рассматривание наглядного материала;

- рассказы детей о своих впечатлениях;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
- чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение  разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;

-  рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбор  житейских ситуаций;
-  проведение  викторин, конкурсов, тематических вечеров.

3.Практический метод :

- организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация.

-  проведение  игр: со строительным материалом («Ступеньки к  Храму»), дидактических («Хорошие и плохие поступки»), подвижных («Помоги дедушке»), малоподвижных («Мирилка»), и др.;
- изготовление кукол к сказкам;
- организация  постановки пьес, сказок, литературных произведений;
- проведение  экскурсий различной направленности;
- организация  вечеров с родителями, для родителей;
- изготовление с детьми наглядных пособий;
- организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после праздника), ручной труд (Вифлеемская звезда, Ангел, Пасхальный сувенир.)

Этапы реализации проекта.

1 этап – подготовительный:

  1. Обеспечение материально-технических условий (оформление уголка);
  2. Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);
  3. Подготовка материала для продуктивной деятельности;

Подборка подвижных, дидактических игр. Использование  мультимедийного комплекса и презентаций  к   занятиям

2- этап – основной (практический)

Комплексно-тематическое планирование

Сентябрь 
1. Диагностика знаний детей о духовно-нравственных ценностях.
2.Организовать
экскурсию в библиотеку

3.  Изготовление папок.подбор альбомов: «Народные праздники»,картотека «Русские народные игры», «Малый фольклор», «Персонажи русских сказок», «Русская народная одежда», «Русский головной убор», «Народная игрушка», «Любимая сказка», «Гжель», «Хохлома».»Мордовский орнамент»                                                                                                                сентябрь-январь                                                                         

4 Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Чтение заклички «Восенушка - осень».

5. Учимся быть вежливыми. Этические беседы: «Всё начинается со слова «здравствуй», «Вежливая просьба», «Ещё один секрет вежливости»

 Октябрь

1. Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове. «Октябрь - грязник – ни колеса, ни полоза не любит».

2. Конкурс совместное творчество родителей и детей «Чудесные превращения»

3.Беседа «Откуда хлеб берётся»

4.Подвижные игры «Ловушки», «Салки», «Горелки»,«Встречные перебежки» в теч. года 

Хороводная игра «Плетень» ; «Кто дальше прокатит яичко»

5.«Доброта и забота»Дидактическое упражнение «Добрые слова дедушке и бабушке».Продуктивная деятельность «Подарки пожилым людям»

Ноябрь

1.Проведение комплексно-тематического занятия  «Посуда вчера и сегодня»;

2. «Синичкин день». Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки.

3. «День единения - день богатырской славы».Чтение отрывка из былины о богатыре. Рассматривание иллюстраций и обсуждение содержания.

4. Знакомство с пословицами «Сей добро, посыпай добром, жни добро, оделяй добром»«Добро созидает, а зло разрушает»«Всё, что мы делаем, возвращается к нам и к близким людям»«Правда любит свет, а ложь тьму».

Декабрь

1.Папка- передвижка о русских календарных обрядовых праздниках.

Беседа «Русские народных игры – забавы» рассматривание иллюстраций

2. «Золотая хохлома». Знакомство детей с хохломской росписью.

Рассказ воспитателя о традициях золотой росписи («кудрина», «травка» и т.п.).

3. Беседа «Как я поздравлю свою семью с праздником».

4.Организация конкурса творческих работ «Новогодние игрушки».

5.Изобразительная деятельность на тему: «Нарисуй Новогоднюю сказку».

6.В теч.года чтение. Эстонская народная сказка «Каждый своё получил», К. Паустовский «Тёплый хлеб». С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»«Добрые истории для маленьких детей».

Чтение Катаева В. «Цветик-семицветик»

Поляков П. «О трудолюбии». Чтение сказки К. Одоевского «Мороз Иванович», Ш. Перро «Фея». Чтение рассказов: Л. Толстой «Лгун», В. Носов «Карасик», В. Осеева «Что легче».Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок», рассказ И. Туричин «Человек заболел».

Январь

1. Беседа о приметах января(приметы ,пословицы, поговорки).

2. Чтение и обсуждение литературных произведений о Рождестве, разучивание стихов.»  Беседа «Что такое коляда?»

3. Развлечение «Праздник Рождества».

4. Занятие по ручному труду на тему: «Ангел», «Рождественские открытки».
5. Выставка детских работ «Рождественская открытка».


Февраль

1 Беседы и рассматривание иллюстраций о защитниках нашей Родины.

Чтение и обсуждение В.А. Сухомлинского «Это Родина», «Отцовское завещание», Заповедь дедушки».

Изготовление открыток

для пап и дедушек «Самолет» и «Корабль».

2.Чтение с последующим обсуждением литературных произведений о зиме, весне.

3. Консультация для родителей: «Развитие речевой деятельности дошкольников посредством устного народного творчества».

4. «Государственные символы России: флаг, герб, гимн» Рассматривание российской символики. Слушание гимна РФ.Рассказ воспитателя.

Март

1.Проведение комплексно-тематических занятий:  «При солнышке – тепло, при матушке – добро»

2. Составление рассказа из опыта «Здравствуй, мамочка моя».

— Дидактические игры: «Подбери словечко» (Мама, она какая? прилагательные).

Сюжетно-ролевые игры: «Мама — парикмахер», «Мама – врач», «Семья».

Изготовление поздравительной открытки «Подарки для мам и бабушек»

Беседа «Что за праздник, Масленица?»

Заучивание потешек, закличек, поговорок про масленицу

Просмотр презентации «Проводы масленицы»

3. Развлечение «Масленица».
4.Изобразительная деятельность на тему: «Масленица к нам пришла». Рисование «Блины»,»Масленица», Конструирование «Чучело масленицы»


Апрель

1. «Что такое Пасха? »- занятие по ознакомлению с окружающим миром. (Беседа об истории возникновения, традициях и обычаях праздника. Рассматривание и обсуждение иллюстраций).
2.Экскурсия в храм в п.Комсомольский.

3.Конкурс для родителей «Пасхальная открытка. Пасхальный сувенир».
4.Занятие по ручному труду на тему: «Писанка», «Пасхальная открытка».Аппликация «Пасхальные яички» рисование «Украшаем пасхальное яйцо».
5. Чтение литературных произведений, разучивание стихов,игр о Пасхе, весне.

Май «Никто не забыт и ничто ни забыто»

1.Чтение рассказов о мужестве, отваге, героизме всего народа, вставшего на защиту своей Родины, рассматривание иллюстраций, экспозиции, беседы.

2.Беседа: «История георгиевской ленточки».

Занятие «Родина наша — Русь православная»

3.Семейный творческий конкурс (рисунки, поделки, коллажи и др.) «Этих дней не смолкнет слава!»

4.Экскурсия к памятнику «Вечная слава героям» и торжественное возложение цветов

5.Конкурс чтецов «О доблестях, о подвиге, о славе»

Изготовление подарков для ветеранов Аппликация «Цветы»

Акция «Красная гвоздика»

Июнь

1.Проведение комплексно-тематического  занятия  «Какую одежду носили на Руси». 
2. Развлечение «Троица – праздник русской березки».

3. Занятие по изобразительной деятельности на тему «Русская березка».

Июль
1.Посиделки - чаепитие совместно с родителями «Наши именинники».

2. «Люблю берёзку русскую» - занятие по ознакомлению с окружающим миром (формирование интереса детей к родной природе; обобщение знания о берёзке; расширение представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства);

 3. Беседы: «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?»; «Целебное лукошко».

3 этап Заключительный.

1.Презентация проекта. Обработка результатов по реализации проекта

2. Организация выставки детских работ «Праздники». («Масленица», «Рождество», «Пасха» и др)Совместно с родителями изготовить  папки, альбомы «Народные праздники», «Русские народные игры»,«Игры в русской избе», «Малый фольклор», «Персонажи русских сказок», «Русская народная одежда», «Русский головной убор», «Народная игрушка», «Любимая сказка», «Гжель», «Хохлома».

Используемая методическая литература:

-А. М. Счастная «По ступенькам нравственности»

- Н. А. Ветлугина «Нравственно- эстетическое воспитание ребенка в детском саду»

-В. Г. Нечаева «Нравственное воспитание в детском саду»

-В. М. Петров «Праздники, игры и забавы»

- А. М. Виноградова «Воспитание нравственных чувств»

-Т. А. Данилина «В мире детских эмоций»

-Л. М. Шипицына «Азбука общения»

-Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.

Нечаева В. Г., Макарова Т. А. Нравственное воспитание в детском саду [текст]: для педагогов дошкольных учреждений/ В. Г. Нечаева, Т. А. Макрова – М.: Просвещение, 1984. – 272 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект по духовно-нравственному воспитанию "Праздники русского народа"

Тип проекта: практико – ориентированный.Продолжительность проекта: долгосрочный.По количеству участников: групповой.Цель проекта: развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к рус...

Долгосрочный проект "Традиции русского народа"

Долгосрочный проект "Традиции русского народа"...

Долгосрочный проект для старших групп "История и традиции русского народа"

Долгосрочный проект по духовно-нравственному для старших групп "История и традиции русского народа"...

Отчет о долгосрочном проекте "Традиции Русского народа"

Отчет о долгосрочном проекте «традиции русского народа» в старшей группе. Во время нашей работы мы познакомили детей с народными традициями. Мы расширили идеи об искусстве, традициях и тра...

Духовно-нравственный, практико-ориентированный долгосрочный проект "Традиции народов России" (русские) для детей 5-7 лет.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П.Зеньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит о...

Духовно-нравственный, практико-ориентированный долгосрочный проект "Традиции народов России" (народы Севера) для детей 5-7 лет.

Север – удивительный край с удивительными народами. Воззрения его складывались на основе культа природы и гармоничного взаимодействия с окружающей средой, непосредственно общаясь с которой он на...

Духовно-нравственный, практико-ориентированный долгосрочный проект "Традиции народов России" (народы Северного Кавказа) для детей 5-7 лет.

Проект предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами Северного Кавказа и включает в себя знакомство с обычаями, традициями, народными играми и творчеством....