Консультация для родителей «Сказка в развитии дошкольника»
консультация (подготовительная группа)
Консультация для родителей «Сказка в развитии дошкольника»
Дошкольный возраст – возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Язык сказки прост и поэтому доступен. Сюжет прозрачен, но и загадочен. Стоит только начать: «В некотором царстве, в некотором государстве» - как дети, затаив дыхание, уносятся в мир фантазии. Сказочный сюжет способствует развитию воображения
Для развития фантазии, как нам представляется, важна не сама по себе среда, которую создает сказка, а её восприятие ребенком, то, как она ему преподноситься. В этом большую роль играют взрослые: педагоги, родители
Сказку можно нарисовать
Мы стремимся прожить сказку вместе с ребенком, задействовав все органы его чувств (опираясь на опыт сенсорного развития детей, представленный в практике работы М. Монтесори). Когда мы начали заниматься с детьми сказкотерапией, то поняли, что просто рассказанные сказки не оставляют глубокого следа в душе ребенка. Так, например, они «не видят» ни леса, через который пробивается Иван – Царевич, ни места, где растёт могучий волшебный дуб. В этом случае помогают иллюстрации, но они есть не в каждой книге, да и не каждый сказочный сюжет привлекает внимание художников. Поэтому мы с детьми после чтения сказки стали рисовать, восстанавливая в памяти различные её эпизоды. И увидели, что каждый ребёнок воспринимает сказку по – своему, а рисование помогает понять нравственные коллизии, облегчает процесс пересказывания самой сказки, её сюжет.
Сказку можно сложить из ткани
Затем мы стали на полу изображать место, где происходит действие сказки с помощью отрезков тканей, различающих по форме, фактуре, размеру. Например, вышел Иван – Царевич в широкое поле – на полу расстилаются лоскуты с ромашками и васильками. Идет по лесу Красная Шапочка – появляются ткани разных оттенков зеленого цвета, длинная, голубая лента из шифона (речек, ткань с ягодами (земляничная поляна).
А ещё сказки звучат
Чтобы помочь детям лучше почувствовать особенность той или иной сказки, мы используем звуки, которые издают колокольчики, бубны, трещётки, а также пластмассовые баночки с разными предметами внутри, которые при встряхивании «шумят» (горох, пшено, гречка, манка, ломанная яичная скорлупа, сухие апельсиновые корки, металлическая стружка и т. д.). Создавать звуки можно и с помощью голоса. Изображая шум леса, одни дети машут лоскутами, другие переливают воду из стакана в стакан, третьи кукуют, а кто то медленно трясёт баночку с гречкой. К придуманному детьми звуковому сопровождению мы добавляем записи шума леса, воды и др. Используем и другой приём: одни дети создают шум, другие слушают, закрыв глаза. Затем все рисуют то, что при этом представили.
В героев сказки можно переодеться и потанцевать
Творчество и воображение развиваются также в процессе придумывания и составления костюма сказочного героя. Обратите внимание: мы их не шьем, а именно составляем из имеющейся у нас коллекции тканей. Дети любят наряжаться. Девочки занимаются этим чаще и более увлеченно, чем мальчики, но и те, представляя себя героями, с удовольствием наматывают (надевают) на себя полотна ткани, выбирая то, что им особенно нравиться, или то, что, по их мнению, подходит персонажу.
Когда дети «оденутся» как сказочные герои, налюбуются собой и друг на друга, мы придумываем танцы для каждого персонажа, подбираем музыку. Ребенок в образе своего героя танцует, потом предлагает всем остальным присоединиться к нему и повторить все элементы его танца. Это позволяет всем детям «протанцевать» не только своего героя, но и всех персонажей сказки.
Подводя предварительные итоги
Вот таким образом, через разные действия, рисунки, составление декораций и костюмов, подбор запахов, звуков и музыки, ребёнок активно, творчески познаёт мир конкретной сказки и сказочный мир вообще. Ему становятся понятнее сказочные персонажи (их чувства и поступки) и своеобразие сказочной страны.
В результате естественным образом мы подходим к театрализованному представлению. При этом зрители видят не обычные декорации, как правило сделанные взрослыми, а причудливый ландшафт, составленный самими детьми. Его можно быстро изменить, что очень удобно при постановке. И костюмы дети придумывают сами, и сделать их не составляет труда, поэтому играть в сказку снова и снова легко и интересно: можно по ходу свободно меняться ролями, ведь костюм не предназначен для конкретного ребенка, и его можно придумать даже в момент постановки.
Естественно, что придумывание сказочных сюжетов сначала происходит под ненавязчивым руководством взрослых. Дети с большим удовольствием продолжают сюжет известной сказки в своей интерпретации. Их особенно привлекает возможность побывать в роли волшебника.
Каждый мечтает стать волшебником
Сочиняя продолжения сказки, они обычно проговаривают волшебные слова, «превращающие» их в волшебников. Мы объясняем, что эта роль даётся им на время, которое истечёт при звуке колокольчика, и играющие вновь превратятся в обыкновенных детей. Вместо колокольчика можно незаметно поставить таймер. Когда отведённое время подходит, он звенит, и его звук дети воспринимают как волшебный звонок.
Есть у нас и кресло волшебника (обыкновенный стул, накрытый красивыми тканями, и плащ волшебника (его «придумывают» сами дети). По очереди, устанавливаемой по жребию, или желанию (что для детей дошкольного возраста сложно) они садятся в волшебное кресло и, войдя в образ, начинают свою историю. Она продолжается до тех пор, пока воображение ребенка не иссякает. Тогда его сменяет другой. Все это записывается на диктофон, а затем педагог обрабатывает текст и читает его детям, которые слышат придуманное ими со стороны.
Нравится детям и такой прием: каждый рисует трёх персонажей из разных сказок, а затем сочиняет историю, связанную с ними. Чаще всего у дошкольника получаются достаточно короткие истории, но они многое позволяют узнать о ребёнке, который, размышляя о сказочном герое, придумывая его речь, отождествляет себя с ним. Затем дети со своими нарисованными героями садятся вокруг волшебного цветка и загадывают от их имени одно желание. Это позволяет оценить уровень эмпатии, мотивы и желания ребенка, особенности его эмоциональной сферы. Ведь желания героев – это по существу тайные желания ребенка. Всё это помогает проникнуть во внутренний мир детей не насильственно, а органично, во время игры.
В заключении отметим: несмотря на технический прогресс, до предела рационализировавший нашу жизнь, и дети, и взрослые тянутся к таинственному миру сказки, сохраняющей богатый народный опыт. Это не удивительно, ведь сказка не только будит наше воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей разных поколений и народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
. | 33.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Осенний утренник « Как Осень кисть потеряла»
в подготовительной и старшей спец. группах. 2017г
Ведущая: Как звонко музыка звучала
Нас чудный праздник нынче ждет,
И по секрету я узнала,
Что осень в гости к нам придет.
Уж ей давно быть здесь пора
Давайте с вами, детвора
Стихами будем славить осень,
Прийти сюда скорей попросим.
Реб1. Вот и осень к нам в окна стучится
Хмурой тучей, холодным дождем.
И назад уже не возвратится
Лето солнечным теплым лучом.
Реб2. Тихо с летом прощаются птицы,
Не взлетают, резвясь, в небеса.
Лишь снуют воробьи да синицы,
Еле слышатся их голоса
Реб3. Осень птичек в стаи собирает
И летят на юг они, летят
Хороша ты осень золотая
Как красив твой прощальный наряд
Реб4. А где же Осень, не поймем
Что ж к нам она не приходит?
Наверное с дождем вдвоем
Всё красоту наводит.
Реб 5. Хотелось ей позолотить
Березы, липы, клены.
Чтоб ничего не пропустить,
Закрасить цвет зеленый
Песня: « Осень красавица»
(Входит Осень — грустная, унылая, печальная)
Осень: Как красиво в этом зале!
Мир уюта и тепла
Вы меня стихами звали?
Наконец я к вам пришла.
Ведущая: Как, ты — Осень? Не пойму
Ты такая почему?
Не яркая, унылая и никому не милая?
Золотой, где твой наряд?
Что рябины не горят?
Почему грустят березы? На глазах у клена слезы?
Осень: В этом вся-то и беда, а что делать я не знаю.
У меня невесть куда кисть пропала золотая.
Кисть волшебная, которой перекрашиваю я всю осеннюю природу
И деревья, и поля.
Потому-то все уныло, и деревья увядают
О своей красе забытой только вот и вспоминают.
Ведущая: Какая у нас Осень грустная. Ребята, а давайте, Осень развеселим.
Под музыку «Камаринская» выбегают Горох, Свекла, Капуста, редиска, Морковь, Помидор, Лук, Картошка, Баклажан.
Горошек: Хоть я маленький совсем,
Но полезен людям всем
Сладенький мальчишка.
Свекла: Вот так хвастунишка.
Я полезнее тебя,
Нужна свекла для борща
И для винегрета.
Слаще свеклы нету
Капуста: Ты, свекла, помолчи,
Из капусты варят щи.
А какие вкусные
Пироги капустные!
Огурец: Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный!
На зубах хрустит, хрустит,
Я могу вас угостить.
Редиска: Румяная редиска я,
Меня все люди знают.
Зачем вы хвалите себя,
Ведь скромность украшает.
Морковь: Если часто есть морковку,
Будешь сильным, будешь ловким,
Витамином «А» известна,
Людям многим я полезна.
Помидор: Ты, Морковка, несешь бред.
Помидору равных нет.
Ты попробуй сок томатный,
Витаминный он, приятный.
Лук:
Вы встретите меня везде,
В салате, соусе, борще
Я блюду каждому дружок,
Простой зелененький лучок!
Баклажан: Синебокий баклажан
Хорошо известен вам.
Из меня вкусна икра…
Картошка: Возражаю я тебе,
Каждый день я на столе.
Очень людям я нужна,
Хоть и с виду так скромна.
Про меня и песня есть.
Хоровод « Осенние дары».
Ведущая: Тише, тише, не шумите,
Лучше нам вы помогите.
Осень где-то потеряла
Кисточку волшебную
Вы не видели ее?
Овощи: Нет.
Осень: Какую хорошую и веселую песенку вы спели, развеселили меня, а теперь можно и поиграть!
Игра: «Собери урожай»
(входит Непогодушка)
Непогодушка: АПЧХИ!
Растекайтесь, лужи!
Будь, погода хуже!
Раз уж Осень золотая не идет,
Непогодушки, видать, настал черед!
А я — тетушка Непогодушка,
И не в радость мне даже солнышко.
Нагоняю я облака и дождь
И беда тому, кто не взял галош.
Непогодушка я дождливая,
То холодная, то сопливая (Апчхи)
Ну, держитесь теперь, коли я пришла,
За свои примусь вредные дела. (пакостит — брызгает детей водой, дует)
Осень: Что ты, что ты! Непогодушка, постой! Еще осень не стояла золотой.
Непогодушка: Вот и здрасьте! И где же ты была?
Знать свое ты время проспала!
Так, что уходи скорей с пути!
Осень: Непогодушка, послушай, подожди!
У меня случилась страшная беда
Кисть волшебная пропала без следа.
Чем же красить в золото леса?
Как творить без кисти чудеса?
Непогодушка: Кисть пропала? Что же зря страдать?
Надо срочно меры принимать.
Ладно, помогу вам, так и быть
Надо цвет зеленый с листьев смыть.
Ну ка, капельки, спускайтесь — ка из тучи,
Да отмойте листики получше!
Танец с зонтиками
Игра «Перейди лужу в калошах»
Осень: Нет, напрасно мы старались
Листики зеленые остались.
Непогодушка: Ладно, ладно,
Осень не печалься
Вон еще там кто-то показался
Ну, а мы пока пойдем, может кисть твою найдем.
(Осень и Непогодушка уходят. Выходит ребенок старичок-лесовичок)
Старичок-лесовичок: Со зверями я дружу,
Лес и поле сторожу.
В чаще леса я живу.
Не во сне, а наяву.
Здравствуйте, Друзья! Что у вас случилось?
Ведущая: Осень кисть волшебную потеряла. Помоги ее найти.
Старичок-лесовичок: Ладно, ладно помогу
И зверям я расскажу.
Еж: Я качусь своей дорогой,
Листья желтые ищу.
Утеплить на зиму норку
Я листочками хочу.
Только я не вижу их,
Нет листочков золотых.
Что же осень не пришла?
Позабыла про дела? (подходит к ребенку в костюме грибочка)
Ой, а кто здесь?
Гриб: Здравствуй, ежик!
Не найдешь ты желтый лист.
Потеряла осень кисть.
Еж: Надо ей помочь скорей!
Позовем своих друзей.
Гриб: Эй, ребята, вы случайно не встречали
Кисть волшебную, что Осень потеряла!
Ведущая: У нас волшебной кисти нет.
Но послушай наш совет.
Спроси у белочки быстрее, ей сверху все таки виднее. (Выбегает белочка)
Белка: Ей, еж! Иди скорей сюда!
Еж: Ах, белочка, у нас беда. Ты кисть случайно не видала?
Белка: А потанцуйте- ка сначала
Танец «Улыбнись»
Белка: Вот так история вышла, ребята.
Кисть, в самом деле, исчезла куда-то.
Осень там где — то печальная ходит,
Кисть золотую нигде не находит.
(Выходит Баба Яга с золотой кистью, красит свою избушку)
Баба Яга: У леса на опушке живет Яга в избушке
Совсем перекосилась от древности домушка.
И очень кстати даже я кисточку нашла,
Избушку перекрашу, чтоб теремом была.
Ведущая: Так вот она где, волшебная кисть.
А ну — ка, Баба Яга, отдавай ее сюда!
Баба Яга: Ну уж нет! Что ко мне попало, то пропало!
Ведущая: Но ведь эту кисть Осень потеряла.
Она знаешь, какую красоту наведет.
Деревьям золотые наряды подарит, землю разноцветным ковром устелет.
Баба Яга: Ах вы, хитренькие какие!
Сами красоту наведут,
А мне что прикажете
В такой перекошенной, облезлой избе весь век доживать?
Нет уж, теперь я у себя красоту наведу, и буду жить припеваючи. И никого к себе не пущу.
Ведущая: Что же делать? Как нам у Бабы Яги волшебную кисть выманить?.
Придумала! Мы пойдем к Бабе Яге в гости. (стучит в избушку)
Баба Яга: Кто там?
Ведущая: Это мы, гости.
Баба Яга: Какие гости? Не пущу!
Ведущая: А в работники возьмешь?
Баба Яга: В работники? А скажите на милость, делать то что умеете, работники!
Ведущая: А мы и петь, и танцевать умеем, а можем тебе и огород убрать, и обед сварить.
Баба Яга: Ну-ка покажите мне, на что вы способны.
Песня: «Что такое осень»
Игра с бубном
(Баба Яга помогает играть в игру, а кисть кладет на пол, ведущая кисть забирает)
Баба Яга: Ну что-то я с вами заигралась,
Некогда мне, пошла свою избу докрашивать
(берет метлу, начинает красить)
Баба Яга: Что такое, не поняла?
Ведущая: Это же твоя метла!
Баба Яга: Как метла? А где кисть?
Ведущая: Поищи, не поленись! (бегает по залу)
Баба Яга: Обманули, подвели! Из-под носа увели. (Баба Яга уходит. Входит Осень)
Ведущая: А вот и Осень золотая.
Мы тебя волшебной кистью награждаем!
Осень: Как вас благодарить — не знаю
Я столько совершу чудес!
Пойду, озолочу весь лес
Дам бусы красные рябинкам,
Березкам — желтые косынки.
А ветер, как он будет рад,
Когда наступит листопад!
И вам от осени привет —
Осенний праздничный букет.
А сейчас я всех ребят приглашаю на танец!
Танец: « Весельчак»
Осень: За этот праздник светлый, яркий
Я детям принесла подарки
Вот здесь лежать для детворы
Мои осенние дары
(Дарит детям корзину с яблоками или грушами)
Осень: А теперь пора прощаться,
В лес осенний возвращаться!
До свидания, ребята! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Сказка в развитии речи детей"
Консультация «Сказка в развитии речи детей»Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Сказка проникает во все виды деятельности реб...
Консультация для родителей «Сказка в развитии речи детей"
КОНСУЛЬТАЦИЯдля родителей «Сказка в развитии речи детей"...
Консультация для родителей "Сказка в развитии речи у детей"
Консультация для родителей "Сказка в развитии речи у детей"...
Консультация для родителей "Сказка в развитии речи детей".
Консультация для родителей "Сказка в развитии речи детей"...
Консультация для родителей «Сказка и развитие эмоциональной отзывчивости детей»
Целью данной консультации является раскрытие влияния сказки на эмоциональную отзывчивость ребенка....
Консультация для родителей:"Сказка в жизни дошкольников"
Консультация для родителей имеющих детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей "Сказка в развитии речи детей"
Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Сказка проникает во все виды деятельности ребенка - дошкольника. Она лежит в основе изоб...