«Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста"
консультация (старшая группа)
Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно - деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Основной задачей работы педагогов дошкольного учреждения является развитие личности дошкольника, готовности его к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста" | 21.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»
г.Воронеж
Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно - деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве. Основной задачей работы педагогов дошкольного учреждения является развитие личности дошкольника, готовности его к школьному обучению.
Проблема развития ребенка, подготовки его к школе, сложна и актуальна, ее развитие неразрывно связано с процессом формирования познавательного интереса у дошкольников.
Что же мы вкладываем в понятие «познавательный интерес»?
Познавательный интерес – это отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности.
Исследования педагогов и психологов показывают, что при наличии интереса познавательная деятельность у детей дошкольного возраста, протекает более интенсивно, плодотворно. Дети меньше утомляются, познание становится увлекательной деятельностью. Развитие познавательного интереса является первостепенной задачей умственного воспитания дошкольников. Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях, в процессе взаимодействия с окружающим миром и не является изначально присущим человеку от рождения. Также можно сказать, что познавательный интерес – избирательная направленность человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека и его познавательные возможности. Развитие познавательного интереса – сложный процесс. Он имеет свои направления, закономерности и особенности, которые необходимо знать и учитывать педагогу в работе с дошкольниками.
Назначение «занимательности обучения» состоит в следующем:
первоначальный толчок к познавательному интересу;
опора для эмоциональной памяти, средство для запоминания;
своеобразная «разрядка» напряженности на занятии, средство переключения эмоций, внимания, мыслей;
средство повышения эмоционального тонуса для пассивных детей.
Познавательный интерес выступает и как мотив учебной деятельности. Для образования мотива в старшем дошкольном возрасте уже недостаточно внешних воздействий (занимательности). Мотивы должны опираться на потребности самой личности: лишь то, что для самой личности представляет необходимость, ценность, занимательность, закрепляется в мотиве. Мотив заставляет ребенка интересоваться тем или иным не только в рамках учебной деятельности, но и за их пределами.
В работе над развитием познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать следующие факторы:
создание благоприятного психологического климата в детском саду, группе;
обеспечение эмоционального комфорта, педагогической защищенности каждому ребенку;
стимулирование включение ребенка в деятельность (игровую, познавательную, личностную, практическую);
включение в познавательную деятельность различные виды восприятия (зрительные, тактильные, слуховые, вкусовые).
Развитие познавательного интереса у дошкольников возможно при наличии в дошкольном учреждении (группе) развивающей среды. Нельзя говорить о полноценном развитии ребенка – дошкольника, если его окружающая обстановка примитивна и хаотична, и он не получает от взаимодействия с ней позитивную информацию. С помощью развивающей среды можно изменить активность детей, влиять на их эмоциональное состояние, а можно мешать проявлению фантазии, развитию индивидуальности, отрицательно влиять на взаимоотношения детей друг с другом, на процесс обучения. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы каждый предмет в группе являлся органичной частью развивающего пространства, стимулировал активность детей (игрушки, в том числе полифункциональные, карандаши, бумага…находились в доступных для детей местах). В группе должны быть созданы условия, позволяющие каждому ребенку самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями окружающее пространство; должны быть выделены зоны для познавательных, сюжетно – ролевых и театрализованных игр, зоны для чтения и наблюдения за живой природой и др.
Предметная среда способствует развитию познавательного интереса ребенка только в том случае, если он:
увлечен изучаемым материалом;
стремится выполнить разнообразные, особенно сложные задания;
проявляет самостоятельность в подборе средств, способов действий в достижении результатов;
обращается к воспитателю с вопросами, характеризующими их познавательный интерес.
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в большой мере зависит от воспитателя, поэтому к нему предъявляются особые требования: воспитатель должен быть не только профессионалом, но и развитой личностью. Так, например, К.Д. Ушинский, в свое время отмечал: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».
Таким образом, показателем познавательного интереса будет, если дети:
думают (анализируют, обобщают, доказывают);
удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне;
внимательны, целеустремленны, настойчивы, проявляют волю;
фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).
Сильнейшим побудителем развития познавательного интереса дошкольников является внешняя привлекательность наглядного материала, использование игровых приемов в образовательном процессе:
внесение дидактической игрушки, сказочного персонажа, игровых атрибутов;
коллективных форм выполнения заданий, путешествий, КВН, конкурсов смекалистых, игр – соревнований, головоломок.
Поддерживают у детей интерес к деятельности:
художественное слово (сказки, рассказы, стихи, прибаутки, загадки, пословицы),
выражения («Следите за моей мыслью!», «Продолжи мою мысль», «Обратитесь к своей – копилке – памяти», «Завяжите узелок на память»).
В этом случае задача воспитателя не просто познакомить с художественным произведением, но и обратить внимание, для чего нужны эти знания, где их можно применить. Действенным приемом развития познавательного интереса у дошкольников является умело поставленный вопрос, заставляющий думать, размышлять, находить. Вопросы можно сгруппировать по цели взаимодействия.
Для развития познания приемлемы следующие вопросы: соотнесите, перечислите, сформулируйте, назовите, вспомните, опишите;
понимания – расскажите своими словами, опишите, что вы чувствуете, объясните смысл.
Для развития мыслительных процессов: объясните причину, сравните, расположите по порядку, объясните, как и почему, что произойдет, если, а есть ли другая причина.
Для анализа деятельности: приятно ли тебе было работать, интересно ли тебе было работать, а вы хотите узнать, понравилось ли (мне, герою, персонажу) с вами заниматься, что вы думаете о…
Для осуществления полноценного развития познавательного интереса у дошкольников необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи.
Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому принцип сотрудничества с семьей необходимо рассматривать в двух направлениях:
1. Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс дошкольного учреждения.
Для решения задач данного направления в детском саду используются следующие формы работы:
организация выставок, конкурсов совместного творчества детей и родителей;
семейные праздники и развлечения, проводимые в группе за самоваром и домашней выпечкой;
оформление уголков для родителей, где родители могут получить информацию об особенностях развития ребенка;
совместный труд родителей, детей, воспитателей.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
С этой целью в детском саду проводятся:
родительские собрания, на которых воспитатели подбирают темы интересные и полезные для родителей;
консультации, семинары – практикумы, игровые тренинги.
Комплексная работа по развитию познавательного интереса у дошкольников способствует качественной подготовке их к школе, формированию умения использовать свои знания в жизни. Такие дети способны к нестандартному, творческому решению поставленных задач, они востребованы в обществе.
Список используемой литературы
- А.Б. Орлов - Личность и сущность: внешнее и внутреннее я человека
- Толковый словарь русского языка Ушакова
- И.М. Сеченов - Физиология процессов роста в животном теле. Публичные лекции
- Бабанский, Ю.К. О дидактических основах повышения эффективности обучения / Ю.К. Бабанский // Народное образование. 1986. №11.
- Берлайн, Д.Е. Любознательность и поиск информации / Д.Е. Берлайн // Вопросы психологии. 2006. №3. С. 54-60.
- Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна / Л.И. Божович. М.: Академия, 2005. 280 с.
- Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. М.: Рипол Классик, 2006. 256 с.
- Запорожец, А.В. Эмоциональное развитие дошкольника / А.В. Запорожец. - М.: КноРус, 2011. - 178 с.
- Люблинская, А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. - СПб.: Питер, 2001. - 328 с.
- Попова, Е.В. Предметно-развивающая среда в ДОУ как пространство для социального развития дошкольников / Е.В. Попова.
- Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. М.: Академия, 2004. 384 с.
- Юркевич, В.С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у детей / В.С. Юркевич. // Вопросы психологии. 2008. №2. С. 83-92.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Статья на тему развития познавательного интереса у старших дошкольников. В статье предлагается материал для работы с детьми по подготовке к школе и привитию таких качеств как самостоятельность, любозн...
Развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Содержание, будучи определенной стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций…...
Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста».
- Тема мастер-класса “Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста ”.- Как максимально и...
Мастер-класс "Применение на практике воспитателями ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой"
Мастер класс с педагогами ДОУ...
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с русскими обрядовыми праздниками
Актуальность темы обусловлена тем, что все больше развивается интерес к русской народной культуре, в которой в целом, видна сращенность эстетического и нравственного, красоты и добра, совести и чести,...
Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой"
· передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;·...
Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это период, когда ребенок стремиться познать окружающий мир и с удовольствием включается в деятельность с взрослым. Именно этот возраст является наиболее благоприятным...