"Ёжик в саду"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
В данном материале содержится конспект занятия по развитию речи методом цепной структуры с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленоости
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasskaz_ezhik_v_lesu.docx | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Ежик в саду» Составление текста цепной структуры
Цель: продолжать знакомить с правилами построения рассказа цепной структуры
Задачи:
учить анализировать текст помощью вопросов и ответов;
передавать содержание текста связно, последовательно, без помощи вопросов педагога;
расширять и уточнять словарь детей по теме Осень;
развивать внимание, усидчивость, умение слушать ответы других детей, воспитывать интерес к занятиям.
Оборудование:
Предметные картинки – лес, еж, сад, иголки, яблоки, норка, зима; стрелки; пазлы.
Ход деятельности.
Дети стоят в кругу. Воспитатель передаёт детям «Хорошее настроение» по кругу (пожимают друг друга за руки по цепочке). Воспитатель читает стихотворение:
Осень скверы украшает
Разноцветною листвой.
Осень кормит урожаем
Птиц, зверей и нас с тобой.
И в садах, и в огороде,
И в лесу, и у воды.
Приготовила природа
Всевозможные плоды.
На полях идёт уборка -
Собирают люди хлеб.
Тащит мышка зёрна в норку,
Чтобы был зимой обед.
Сушат белочки коренья,
запасают пчёлы мёд.
Варит бабушка варенье,
В погреб яблоки кладёт.
Уродился урожай -
Собирай дары природы!
В холод, в стужу, в непогоду
Пригодится урожай! (Татьяна Бокова)
Воспитатель: О каком времени года говорится в этом стихотворении?
Дети: В этом стихотворении говорится об осени.
Воспитатель: Правильно! А давайте с вами вспомним, о чем там говорилось?
Ответы детей.
Воспитатель: А что происходит с животными в лесу осенью?
Дети: Животные делают запасы на зиму.
Воспитатель: Правильно, Молодцы! Отгадайте мою загадку:
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки - ни одной.
Дети: Это ёжик!
Воспитатель: Ребята, я и сама не знаю ответ. Чтобы узнать правильный ответ – давайте соберем пазлы, которые лежат у вас на столах. Дети подходят к столу и собирают пазлы.
Воспитатель: Молодцы! У нас получился ёжик! Именно он и будет героем рассказа который я для вас подготовила! Слушайте внимательно. Воспитатель читает рассказ.
«В лесу жил ежик. Еж однажды пришёл в сад. В саду ёж нашёл яблоки. Яблоки ежик наколол на иголки. На иголках отнёс в свою норку. В норке запасливый ежик подготовился к зиме».
Воспитатель: Ребята, где жил герой нашего рассказа?
Дети: Ёжик жил в лесу.
Воспитатель: Куда ёжик пришел ?
Дети: Ежик пришел в сад.
Воспитатель: В саду ежик нашел что?
Дети: В саду ежик нашел яблоки!
Воспитатель: Что ежик сделал с яблоками ?
Дети: Ежик наколол яблоки на иголки.
Воспитатель: Куда на иголках ёжик понес яблоки?
Дети: Ёжик понес яблоки в нору.
Воспитатель: В норе запасливый ежик подготовился к чему?
Дети: В норе запасливый ежик подготовился к зиме.
Воспитатель: Физическая минутка:(2 раза)
Ежик раньше всех проснулся,
Улыбнулся, потянулся, (Руки подняли вверх).
По грибы еж спозаранку
Торопился на полянку. (Ходьба на месте).
Еж запасливый дружок,
С ним всегда был кузовок,
Яблоки, грибы в корзину (Собирает яблоки).
Ежик собирал на зиму.
Воспитатель вывешивает на панно картинки.
Воспитатель: Ребята, давайте расположим картинки так, как говориться в нашем рассказе. Одинаковые картинки помогут нам понять, чем заканчивается предложение, и с какого слова начинается новое. Картинки связывают отдельные предложения в единое целое рассказ.
Воспитатель вместе с детьми вешает картинки в соответствии с последовательностью рассказа, проговаривая каждое получившееся предложение вместе с детьми.
Воспитатель: А теперь попробуйте сами составить рассказ. Картинки на ковре вам помогут.
Дети составляют рассказы.
Воспитатель. Ребята, давайте придумаем нашему рассказу название!
Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, а вам понравился герой нашего рассказа? Ответы детей. Воспитатель: Предлагаю вам картинки с нашим ёжиком и раскрасьте их в группе!
1). Анализ логопедического занятия.
1. Тема занятия «Составление текста цепной структуры «Ежик в саду»
2. Цели занятия.
- образовательная: знакомить с правилами построения рассказа цепной структуры;
- коррекционная: учить передавать содержание текста связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов педагога;
- расширять и уточнять предметный и глагольный словарь учащихся;
- упражнять в умении громко и четко произносить слова, отвечать на вопросы полным предложением;
- воспитательная: развивать интерес к речевым занятиям.
3. Соответствие речевого материала целям и теме занятия.
Прослеживается четкое соответствие материала теме и целям занятия, которое построено логично и последовательно.
4. Активизация мыслительной деятельности детей.
Активизация умственной деятельности детей способствовал выбранный логопедом удачный игровой приём, который пронизывает все моменты занятия и делает его единым целым, захватывает чувства детей, пораждает желание справиться с препятствиями. Логопед постоянно заставлял детей мыслить, сравнивать, помогая при этом картинкой, вопросами.
5. Деятельность педагога в случае неправильных ответов.
Логопед, в случае неправильных ответов, очень аккуратно и тактично привлекает внимание всех детей к ошибке, не торопится исправить сама, а подводит детей к правильному ответу.
6. Соответствие речевого материала возрасту детей и программе.
Речевой материал подобран и преподнесён детям в доступной форме, хотя были взяты достаточно трудные слова и сложные задания, что в свою очередь указывает на реализацию принципа развития.
7. Использование наглядного материала.
Использовались необходимые и достаточные наглядные средства, которые способствовали усвоению материала и не вызывали излишнего переутомления у детей (предметные картинки, таблицы).
8. Использование методических приёмов и видов работы.
На занятие было показано разнообразие видов работ и методических приемов (дидактическая игра, загадки, различные виды работ над словарём и связной речью).
9. Методика работы над ошибками.
В ходе занятия логопед особенно следит за четким проговариванием детей, в случае ошибок тактично и доходчиво поправляет, причем, не перебивая мысли ребенка, давая ему досказать, а затем просит повторить правильно не только того, кто ошибся, но и других детей.
10. Деятельность детей на занятии.
Дети в процессе занятия проявляют заинтересованность, активны, но каждый по-своему: одни хотят обратить на себя внимание, стараются быть на виду, другим нравится сам процесс, но отвечать не спешат и не всегда могли дать правильный ответ.
11. Результативность занятия.
Занятие было очень насыщенное, проделан большой объем работы, последние задания показали, что цели занятия достигнуты.
2). Игровые приемы, которые стимулируют и активизируют речь:
Игры на развитие звуковой культуры речи.
В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком. Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умение подобрать слова с заданным количеством слогов.
Игры на формирование грамматического строя речи.
В этом блоке мною собраны разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи, т.е. на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола.
Игры на обогащение словарного запаса.
В эту группу включены лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь,
развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в данных играх и упражнениях происходит знакомство со словами – предметами, словами – признаками, словами – действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.
Игры на развитие связной речи.
Работа по развитию связной речи является как бы синтезом всех предыдущих упражнений. Она неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. Обучение рассказыванию может проводиться в разной форме. Я чаще всего использую: составление рассказов – описаний по теме, по картинке, по серии картинок, упражнения типа «Закончи сказку по-своему», «Закончи предложение» и т.д. Некоторые из таких игр и игровых предложений я привожу ниже.
3). Средства занятий, которые можно использовать для занятия:
Наглядно-игровые средства представляют, с одной стороны, наглядное пособие, с другой – дидактическую игру со своим содержанием, организацией и методикой проведения. С их помощью создаётся игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. С использованием игровых моментов усвоение даже сложного материала происходит без особого нервного напряжения: ребёнок с усердием постарается овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту или иную задачу. Играть в логопедические игры весело и интересно. Дети соревнуются друг с другом. Учатся «работать» сообща. В результате возникшего интереса к играм поставленные логопедом задачи быстрее решаются, речь детей становится грамматически правильной. Использование игр в системе логопедической работы позволяет снизить утомляемость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровое упражнение для детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду «В гости к Ёжику»
Цель: снятие психоэмоционального напряжение, установление доброжелательных отношений со взрослыми и детьми в период адаптации детей к детскому саду.Оборудование: корзинка или что-то похожее, подручные...
Занятие в средней группе детского сада "Чудо-ёжик"
Детям сложно научиться быть добрыми,опираясь только на слова, на слова родителей, воспитателей. им нужен пример, пример понимания добра, обыгрывание понимание добра, обучение доброжелательности, толер...
Конспект занятия по лепке "Ёжик " в средней группе детского сада.
Осень благодатная пора для изготовления поделок из природного материала....
Творческая работа воспитанницы 4 группы детей со сложными дефектами ГБДОУ детского сада №44 компенсирующего вида г.Санкт-Петербурга Колпинского района Лукашенко Анастасии (7лет) "Осенние ёжики"
Творческая работа воспитанницы 4 группы детей со сложными дефектами ГБДОУ детского сада №44 компенсирующего вида г.Санкт-Петрбурга Колпинского района Лукашенко Анастасии (7лет)"Осенние ёжики". Поделка...
Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Тема. «Ёжик»
Тема. «Ёжик»...
Конспект занятия по ФЭМП в детском саду во второй младшей группе на тему «В гости к ёжику»
Обобщение и систематизация знаний детей о геометрических фигурах. цвете,форме.Формирование приобретенных знаний, умений и навыков посредством практических заданий разной направленности....
Инсценировка ко «Дню матери» в детском саду. «Добрый ёжик»
Инсценировка ко «Дню матери» в детском саду. «Добрый ёжик»(На Полянке стоят девочки одетые в деревья Яблоньки и Рябинки у одной на руках гнёздышко птиц, звучат звуки леса, пень...