Развитие зрительной памяти
консультация (старшая группа)

Караблинова Тамара Анатольевна

В публикации можно познакомиться с играми, развивающими зрительную память

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_zritelnoy_pamyati.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие зрительной памяти

.

                       

Около 90% всей информации человек воспринимает через органы зрения – глаза, поэтому самая развитая память у большинства людей – это зрительная.Люди  полагаются на своё зрительное восприятие. Не зря в народе бытует пословица: «Не увижу – не поверю».                                              Зрительная память неспроста превалирует у человека. Учёные – психологи посредством научных экспериментов доказали существование некоторой формы непосредственной зрительной памяти,следы в которой отличаются высокой точностью, но, к сожалению, очень быстро угасают. Роль такого факта в социуме неимоверно велика, так как даёт нам в руки мощный рычаг по увеличению оперативной памяти. Ведь в течении короткого времени сохраняется зрительная информация в её первоначальной форме .Наш мозг делает исключительно точный и яркий «фотографический снимок», и уже в нашей власти решать, что с ним делать. Даже беглый взгляд на  что-либо, позволяет человеку  достаточно хорошо запомнить, а потом подробно перечислить характерные особенности, положение, цветовую гамму. Чем больше таких взлядов будет  «брошено», тем больше мы сможем рассказать об увиденном. Большинство людей  не способны даже отметить такие снимки. А это ведь  совсем не сложно. Стоит только немного потренироваться.        Вся проблема состоит в том, что через органы чувств, в частности зрения, поступает ( и затем стирается) большое количество информации. Человек с ненатренированной памятью просто не успевает обработать всю поступающую в его мозг информацию, поэтому упускает много интересных и занимательных явлений . Умение управлять своей зрительной памятью как раз и заключается в выработке навыка улавливать и анализировать большую часть таких «фотографических снимков.                                                       Жизнь постоянно требует от ребенка использования имеющегося у него опыта. Ежедневно в практической, игровой, бытовой деятельности ребенок  опирается  на усвоенные им способы действия с предметами, использует приобретенные знания, умения и навыки. Без этого невозможна деятельность по самообслуживанию, выполнение заданий воспитателя на занятии, речевое общение со взрослыми и сверстниками, осуществление игровой и любой другой деятельности. Все чаще возникает необходимость преднамеренно запомнить и затем вспомнить. Важной предпосылкой развития произвольных процессов памяти является относительно высокий уровень развития зрительной памяти, так как чем богаче опыт и знания детей, запечатленные ими непроизвольно, тем легче осуществляется использование продуктов непроизвольной памяти в практической и умственной деятельности дошкольников.

Память играет важнейшую роль в жизни человека. Наша психика не только получает непосредственную информацию об окружающем мире при помощи органов чувств и благодаря мышлению, но и хранит, накаливает ее. В течение жизни мы узнаем что-то новое и сохраняем информацию благодаря памяти. С.Л. Рубинштейн указывал, что без памяти человек представлял бы собой существо мгновения, а по словам И.М. Сеченова он постоянно находился бы в положении новорожденного. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшим познавательным процессом.

Для того чтобы дети постепенно овладели техникой зрительной памяти, необ -ходимо использовать игры и упражнения, построенные на реальных предметахЛишь тогда, когда детям будет доступно лёгкое узнавание и запоминание,мож-но использовать цветные и чёрно- белые  изображения, схематические изображения и чертежи.

Воспитание и развитие наблюдательности у детей к тому, что мы видим, опять же происходит через игры, разработанные специально для тренировки зрительной памяти.

Игра «Предметы»

В эту игру можно играть с совсем маленькими детками.Перед ребёнком раскладываются различные предметы: карандаш, кукла, машинка, книга, телефон. Он внимательно рассматривает предметы несколько секунд и закрывает глаза. Взрослый убирает один предмет и предлагает ребёнку определить, какой из предметов исчез.                                                             Когда ребёнок  усвоит правила этой игры, и научится быстро называть пропавший предмет, можно усложнить игру. После закрытия глаз, поменять местами игрушки и предложить  вернуть их на прежнее место.

Игра «Вспомни картинку»

Детям показывают несколько картинок, на которых изображены различные предметы. Картинки показывают с интервалом в 2-3 секунды. После того,как показаны все картинки, ребёнок называет то,что смог запомнить.

Как вариант этой игры – раскладывают несколько картинок, дают рассмотреть их в течении минуты и убирают. Дети должны назвать как можно больше картинок.

Третий вариант – после рассматривания разложенных на столе картинок, убирают одну или две из них и предлагают назвать, изображение какого предмета отсутствует.

Игра «Найди – ка»

Ребёнку предоставляется изображени предмета, например – ваза с геометрическим узором, он её внимательно рассматривает в течении нескольких секунд, затем появляется карточка, на которой нарисованы ещё несколько ваз, отличающихся небольшими деталями ( среди них есть и та, которую ребёнок рассматривал раньше ). Задача ребёнка – найти ту, которую он видел в первый раз.                                                                                                              У этой игры может существовать множество вариантов – от самых простых до  более сложных (усложнение рисунка, количества предметов,изменения требований к ответам).

Игра «Порисуем»

Ребёнку предлагается для рассматривания несколько рисунков, состоящих из пересекающихся геометрических фигур  (сначала одинаковых (например –прямоугольники), но различающихся по величине и положению по отношению друг к другу. На изучение одного рисунка даётся не более пяти секунд. После чего он должен самостоятельно нарисовать то, что запомнил. К игре существует небольшое замечание: рисунки должны быть просты для зарисовки и желательно цветные – тогда ребёнку нужно будет воспроизвести и цвет. Когда этот этап игры будет усвоен, можно в рисунках использовать несколько геметрических фигур, но не более трёх.

Игра «Утром на работу»

Ребёнку предоставляется картина, на которой нарисовано несколько человек – это могут быть мужчины, женщины, дети. На обратной стороне рисунка нарисована просто одежда этих людей. Ребёнку необходимо вспомнить, кому принадлежала какая одежда  и что было, если было, в руках у каждого человека.

Игра «Запомни и назови»

Для проведения этой игры понадобится сюжетная картинка.Ребёнок рассматривает картинку в течении минуты. Потом картинку надо закрыть и задать ему вопросы по рисунку. Например:

Сколько окон было в доме?

Сколько яблок росло на дереве?

Кто сидел на заборе?                                                                                                  Были ли облака на небе? Сколько их было?

Что ещё было во дворе?

Игра «Скажи сколько?

На первой картинке , состоящей из шести рядов, вперемешку , изображены шесть животных, количество их разное.На второй картинке в ряд, сверху вниз, нарисовано каждое животное в единственном числе.                                     Ребёнку необходимо пересчитать все предметы и запомнить количество каждого предмета, и вписать их количество во второй картинке, напротив изображённого  животного.

Игра «Нарисуй правильно»

Ещё одна игра на внимательность. На карточке нарисовано четыре ряда геометрических фигур.( круг, треугольник, квадрат, прямоугольник). В каждом ряду место геометрической фигуры не повторяется.  Внутри четырех верхних фигур нарисованы картинки. Ребёнку даётся возможность из запомнить в течение некоторого времени (какой предмет в какой фигуре).                               А затем в каждой  из фигур нарисовать необходимую картинку.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию зрительной памяти у детей 5-7 лет

Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, игра и игровые упражнения становятся наиболее эффективным методом развития психических процессов у дошкольников. В данном мат...

Презентация на тему "Развитие зрительной памяти у дошкольников"

Профилактика школьно-значимых функций "Развитие зрительной памяти у дошкольников"...

Развитие зрительной памяти у дошкольников

Материал для работы с детьми по развитию зрительной памяти и её коррекция...

Развитие зрительной памяти и воображения детей с задержкой психического развития.

В данной статье содержится информация о развитии зрительной  памяти и воображения детей с задержкой психического развития, а также примеры игр, которые я использую в своей практике....

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОНСКОГО;Картотека игр на развитие памяти у детей старшего дош.возрас

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОН...

Развитие памяти у детей дошкольного возраста. Рекомендации родителям дошкольника по развитию зрительной памяти.

В дошкольном возрасте важное значение имеет развитие памяти ребенка. С ее помощью ребенок овладевает наиболее совершенными способами общения с окружающими, у него развиваются функции мышления. Развити...

Развитие зрительной памяти у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Данная  консультация  раскроет несколько действенных способов развития памяти для детей с ЗПР дома в игровой форме. Представлена картотека игр по развитию памяти у детей дошкольног...