Главные вкладки
План по самообразованию
учебно-методический материал
План по самообразованию Расулевой Ф.Ф.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_2025-2029_rasulevoyf_f_novyy_1.doc | 182 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования
на 2025 – 2029г.г.
Расулева Фидалия Фаизовна, воспитателя муниципального автономного образовательного учреждения
«Детский сад присмотра и оздоровления для тубинфицированных детей № 60» НМР РТ
Работа по теме самообразования начата: 01.01.2025 г.
Предполагается завершение: 30.12. 2029г.
Тема самообразования:План по самообразованию
«Развитие речи в познавательной деятельности у детей дошкольного возраста »
«Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности»
Актуальность темы:
Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Цель:
Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии.
Задачи:
1. Изучение методической литературы по данной теме
2. Развитие активного словаря
3. Подготовка консультаций для родителей по данной теме
4. Изготовление папок-передвижек
5. Составление картотек дидактических игр по развитию речи
6. Создание «Педагогической копилки» (картотека дидактических игр, пальчиковых физминуток, сборник консультаций)
7. Обобщение и распространение передового педагогического опыта по теме самообразования.
Методы работы
Словесные
Наглядные
Практические
Игровые
Принципы
• Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса
• Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса
• Принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями
• Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса
• Принцип дифференцированного подхода к дошкольникам в процессе воспитания у них правильной речи
Заповеди:
• Знания, которые не пополняются, убывают с каждым днем
• Приобретайте знания систематически, не стыдясь, обращайтесь за советом к товарищам
• Умеешь сам – научи других
• Любите детей, ежедневно вносите в их жизнь что-то новое, интересное
• Оставляйте в порядке своё рабочее место: уголки, документацию
• Уважайте труд своих сотрудниц, поддерживайте их авторитет перед детьми, коллегами, родителями
• После рабочего дня подготовьтесь к следующему рабочему дню
• Никогда не оставляйте на завтра то, что можно сделать сегодня
• Никогда не предпринимайте воспитательских воздействий в плохом настроении
Методический раздел:
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей.
Воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.
Приведем примеры обучающих задач по развитию речи детей дошкольного возраста в процессе дидактической игры: обеспечивают количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса; помогают в понимании значений слов и их правильного употребления с другими словами; позволяют освоить обобщающие значения слов, основанные на выделении общих характерных признаков предметов, действий или явлений; улучшают образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений; по мере развития познавательных возможностей дидактические игры по развитию речи помогают расширять объективное понятийное содержание слов; некоторые игры сзадачами этического содержания, наряду с совершенствованием словарного запаса, обучают задаткам социальной этики и морали; стимулируют работу воображения, активируя и обогащая словарь дошкольника в занимательной игровой форме; развивают логическое и образное мышление, необходимое для решения поставленных игровых задач; способствуют не только пополнению словарного запаса, но и активно вводят новые слова в повседневное общение.
Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.
Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.
Игра является эффективным средством развития речи детей. Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, - так называемые игры-драматизации. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.
Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Главное место в игре надо отводить работе со звуком, буквой, предложением. Необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практическиеобобщения о звуковом составе слова.
Ребёнок начинает осознанно относиться к воспринимаемой речи взрослых и сверстников в повседневном общении, самостоятельно оценивать те или иные особенности художественной речи, языка произведений художественной литературы и фольклора. Невозможно себе представить, что ребёнок, «глухой» к звучащему слову, будет эстетически полноценно воспринимать и чувствовать поэтическую речь. Развитие речи ребёнка в дошкольном возрасте способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе.
Задача педагога заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.
Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому, что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры.
1. Изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС, темой самообразования.
Вопросы, по которым изучается тема (вопросы введения ФГОС, изучение темы самообразования) | Литература, нормативные правовые документы | Задачи использования литературных источников | Сроки | Форма отчетности | Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы |
ФГОС в образовательный процесс ДОУ | 1. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17 октября № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» | 1. Расширение знаний об организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС. 2. Ознакомиться с системой развития литературной речи детей в ДОУ и характеристиками нововведений на примере реализации образовательной области «Чтение художественной литературы», содержанием мониторинга воспитанников ДОУ. | Октябрь 2025 г. – май 2029 г. | Индивидуальный план повышения профессионального уровня. Перспективный план взаимодействия с родителями. | Итоговый педсовет |
Аттестация педагогических работников образования | 1. Приказ МО и Н РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». 2. Приказ МО и Н РТ от 18.02.2015 г. № 988/15 «О проведении аттестации педагогических работников образовательных организаций Республики Татарстан в 2015 году». 3. Указание МО и Н РТ «О приеме аттестационных заявлений в октябре 2015 г.» 4. Информационный бюллетень № 8 «Аттестация педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». | Повышение компетенции в вопросах аттестации педагогических работников. | Сентябрь 2024 г. – декабрь 2029г. | Карта результативности, заявление, тестирование. | куратор |
Современные технологии познавательно – речевого развития дошкольников (метода проектов, игровых технологий, технологии проблемного обучения) | 1. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. — 3-е изд. испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. 2.Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников - М,; "Академия", 1998 3.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду - М., "Просвещение", 1991 4.Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии. – М., 1966. – 541с 5.Калинченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников - М., АЙРИС ПРЕСС, 2004 6.Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте - Екатеринбург, деловая книга, 1999 7.Электронный сайт: maam.ru. 8.Электронный сайт: dohcolonok.ru. | 1. Изучить содержание психолого-педагогической работы с детьми 5-7 лет по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». 2. Ознакомиться с игровыми технологиями ознакомления дошкольников с предметным миром. 3.Расширять представления о методе проектов. Изучить технологии проблемного обучения. 4. Систематизировать теоретические основы умственного воспитания дошкольников с позиции познавательного и речевого развития. 5. Систематизировать знания о психологических аспектах развития каждого познавательного процесса, практических приемах диагностики, коррекции и развития познавательной сферы ребенка. | 2025 – 2029 г. Май 2025 2026 г. 2027 г. 2028 г. 2029г. | Выступление с обобщением опыта | Итоговый педсовет |
2. Разработка методических материалов, обеспечивающих введение ФГОС и реализацию обновленного учебно-воспитательного процесса (Перспективно-тематическое планирование в детском саду)
Задачи или содержание деятельности | Сроки | Форма представления результатов работы | Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы |
Дидактические пособия по познавательному развитию | 2025-2029 | Презентаций,публикаци | Открытые показы для педагогов ДОУ, педагогов ДОУ г. Нижнекамска и других городов РТ, выступления на семинарах |
Разработка плана мероприятий по развитию нетрадиционных методов | Сентябрь 2024 г. | План мероприятий | Педсовет №1 от 27.08.2024г |
Разработка картотеки дидактических игр по познавательному развитию развитию для детей 5-7 лет | Январь 2025г. | Семинар - практикум | Принято на педсовете |
Создание методических разработок экскурсий по городу | Сентябрь 2024 г. – май 2025 г. | Компьютерная презентация | Педсовет, ММО |
Консультации для родителей, воспитателей. Семинар-практикум «Развитие речи – значимая образовательная область ФГОС ДО» | Сентябрь 2024 г. – май 2025 г. | План мероприятий | |
Разработка ОД по теме самообразования (для детей 5-6 лет) (для детей 6-7 лет) Опыт работы опубликовать. | 2025 г. 2026 г. 2027 г. 2028 г. 2029г. | Методические разработки | Открытые просмотры для педагогов ДОУ и родителей. Публикация статей в материалах региональных, федеральных, международных конференций, семинаров, на сайтах. |
Мастер-класс по применению инновационных технологий по познавательному развитию. | Март-апрель 2025 г., октябрь – ноябрь 2029 г. | Методические разработки | Семинар Освещение на сайте ДОУ |
Разработка цикла конспектов интегрированных занятий | 2025 г. 2026 г. 2027 г. 2028 г. 2029г. | Отчет | Открытые просмотры для педагогов ДОУ |
Разработка сценариев праздников и развлечений с элементами ЭКС, УМК. | 2025 – 2029 г. – в течение года | Отчет | Открытые просмотры праздничных мероприятий для педагогов и родителей |
Разработка индивидуального образовательного маршрутов для детей с низким уровнем освоения программы | Октябрь 2025 – май 2029 г. Ежегодно | Индивидуальные образовательные маршруты | Педсовет |
Создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей реализацию темы самообразования, инновационной деятельности (пополнение уголков многофункциональных игр познавательно-развивающего направления, здоровья, физического развития). | Сентябрь 2025 г. – 2029г. | Оформленные уголки | Конкурсы – выставки уголков |
3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
Задачи или содержание деятельности | Сроки | Форма представления результатов работы | Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы |
Обобщение опыта по теме «Развитие речи детей в познавательной деятельности детей дошкольного возраста» | Октябрь 2025 г. | Выступление на заседании ММО, на семинаре, статья в сборнике, презентация | ДОУ № 60 |
Проектная деятельность в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС (из опыта работы) | Февраль 2025г. | Выступление на заседании ММО | ДОУ № 60 |
Инновационные технологии в образовательном процессе ДОУ | Май 2026 г. | Статья из опыта работы | Республиканский, региональный семинары |
4. Участие в системе методической работы ДОО
Мероприятие ДОУ | Сроки | Выполняемые виды работ (решаемые задачи) | Форма представления результатов работы |
Открытые занятия (ОД) | 2025 – 2029 г.г. | Показ ОД по теме самообразования | Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста, открытые просмотры |
Посещение занятий (ОД), образовательной деятельности педагогов ДОУ | В течение 2025 – 2029 г.г. | Анализ занятий | Анализ занятий |
5. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне детского сада
Темы курсов | Место прохождения курсов | Форма прохождения курсов ПК | Сроки | Форма отчета о результатах подготовки |
Курсы повышения квалификации для воспитателей | 2025г., 2029 г. | Тестирование, конспект ОД по ФГОС |
6. Проведение индивидуальной исследовательской экспериментальной работы.
Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность, формы представления результатов работы |
Проведение индивидуальной исследовательской экспериментальной работы. | 2025-2029 г.г. | Проведение экспериментальной работы по развитию речи в познавательной деятельности у детей дошкольного возраста |
Оценка результатов подготовленности воспитателя к реализации ФГОС ________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...