Картотека опытов и экспериментов для младшего дошкольного возраста
картотека (младшая группа)
Картотека элементарных опытов для малышей по темам: вода, песок, воздух, ткань, бумага, солнце, тень, снег, зеркало и мыльные пузыри.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyty_mladshaya_gruppa.docx | 22.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
ТЕМЫ:
ВОДА
ПЕСОК
ВОЗДУХ
БУМАГА
СНЕГ
МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ
СОЛНЦЕ
ТКАНЬ
ВЕТЕР
КАМНИ
ЗЕРКАЛО
ТЕНЬ
ВОДА
1. Тема и цель: "Кораблики" - познакомить детей со свойствами плавающих предметов.
Содержание и оборудование: воспитатель делает детям бумажные кораблики, а потом запускают их в лужи. Если это происходит в группе, то в таз с водой пускают плавающие и металлические игрушки, потом наблюдают, что с ними происходит.
2. Тема и цель: "Нырки" - познакомить детей со свойствами "ныряющих" игрушек.
Содержание и оборудование: детям раздают теннисные шарики и показывают, что с ними происходит, если их бросать в воду.
3.Тема и цель: "Буруны"
Содержание и оборудование: каждый ребенок получает пластиковый стакан и трубочку для коктейля. Воспитатель показывает, как получить буруны в стакане.
4.Тема и цель: "Пена" - научить детей делать пену из шампуня.
Содержание и оборудование: в таз наливают теплую воду, потом добавляют шампунь. Взбивая руками воду, получают пену. В такой воде можно купать куклу.
5.Тема и цель: "Соберем водичку" - научить детей пользоваться губкой для сбора воды.
Содержание и оборудование: каждому ребенку дается разноцветная губка. Воспитатель закрепляет знания детей о цвете на губках, потом показывает, как можно собирать воду со стола в таз при помощи губки.
6.Цель: познакомить детей со свойствами воды.
Содержание и оборудование: воспитатель приносит в группу большую чашку, наливает в неё воду и предлагает детям потрогать ее. Затем он говорит, что в воде хорошо плавают рыбки, уточки, и предлагает детям опустить эти игрушки в воду, подуть, чтобы появились волны, и уточки с рыбками поплыли.
7.Цель: научить детей пользоваться сачком для вылавливания игрушек из воды.
Содержание и оборудование: воспитатель раздает детям рыбок и предлагает опустить их в чашку, чтобы рыбки поплавали. Затем показывает детям, как надо ловить рыбок сачком, приговаривая: "Ловись, рыбка, большая и маленькая". Повторяет 4 - 5 раз, затем раздает детям сачки и предлагает им самостоятельно ловить рыбок.
8.Цель: уточнить представления детей, что в помещении вода льется из крана струей вниз.
Содержание и оборудование: это наблюдение делается тогда, когда дети моют руки. Каждый раз воспитатель уточняет, что вода чистая, прозрачная и льется из крана для того, чтобы дети могли чисто помыть руки. При этом воспитатель проговаривает потешки про воду
9.Цель: научить детей пользоваться черпаком для доставания шариков из воды.
Содержание и оборудование: воспитатель бросает в чашку, наполненную наполовину водой, шарик и показывает, как его выловить черпаком. Повторяет свои действия несколько раз. Потом раздает детям чашки с водой, предлагает бросить в них шарики и самостоятельно выловить их черпачком. Детям надо напомнить, что делать это нужно аккуратно, чтобы не разбрызгать воду.
10.Цель: научить детей мыть посуду для кукол.
Содержание и оборудование: воспитатель с детьми наблюдает, как помощник воспитателя моет посуду, потом спрашивает, какая вода у неё в раковине. Помощник рассказывает, как теплая вода ей помогает делать посуду чистой. Затем воспитатель наливает в чашку теплой воды и показывает, как надо мыть посуду для кукол. Потом поручает это детям. напоминает, что делать это надо аккуратно.
11.Цель: знакомство детей с разноцветной водой.
Содержание и оборудование: у воспитателя несколько баночек с прозрачной водой и крышечек с разноцветной гуашью. при помощи пипетки в баночки по очереди капается разведенная гуашь, и дети наблюдают как вода меняет окраску - превращается из прозрачной в разноцветную. Воспитатель бросает в окрашенную воду маленький предмет и его не видно. Делается вывод, что окрашенная вода не прозрачна.
12.Цель: научить детей из цветной воды получать разноцветные льдинки.
Содержание и оборудование: полученную разноцветную воду берут на прогулку и выливают в формочки. В конце прогулки воспитатель показывает детям, какие разноцветные льдинки получились из воды.
ПЕСОК
1.Тема и цель: "Я пеку, пеку, пеку деткам всем по колобку" - экспериментируем с мокрым песком.
Содержание и оборудование: у детей разнообразные формочки, ведерки и совочки. Воспитатель предлагает слепить пирожки разной формы.
2.Тема и цель: "Сыпучий песок" - экспериментируем с сухим песком
Содержание и оборудование: воспитатель предлагает испечь пирожки из сухого песка. Что происходит? Предлагает взять песок в руки и просыпать его струйкой. Потом раздает детям кулечки с дыркой и предлагает сыпать из них песок, можно рисовать струйкой песка.
3.Тема и цель: научить детей получать разноцветный песок.
Содержание и оборудование: приготовить гуашь, разведенную водой, и светлый песок. Показать детям, что можно красить не только бумагу, но и песок.
4.Цель: знакомство со свойствами песка.
Содержание и оборудование: Воспитатель ставит мельницу в пустую миску, совочком сыплет песок на лопасти.
5.Цель: научить детей пользоваться игрушками для получения практического опыта.
Содержание и оборудование: воспитатель показывает детям, как насыпать совочком увлажненный песок в ведерко. Песок тут же можно высыпать. Можно носить песок по участку, потом высыпать в песочницу или предложить детям перенести на соседний участок.
6.Цель: научить детей пользоваться игрушками для получения практического опыта.
Содержание и оборудование: воспитатель берет совочек и копает им увлажненный песок. Затем дает детям по совочку и предлагает копать песок, насыпать его в кучки, рыть канавки, разглаживать неровности на песке. Все это происходит под непосредственным руководством воспитателя.
7.Цель: продолжить обучение детей практическим действиям в песке с новыми игрушками.
Содержание и оборудование: воспитатель берет деревянную палочку и ставит ее в увлажненный песок, затем деревянным молоточком вбивает ее в песок. Потом дает каждому ребенку палочки и предлагает построить заборчик.
8.Цель: научить детей пользоваться игрушками для получения практического опыта.
Содержание и оборудование: воспитатель раздает детям совочки и предлагает копать песок. Затем раздает детям формочки и предлагает испечь пирожки для куклы. показывает детям, как это сделать: зачерпывает влажный песок совком и накладывает его в формочку, кладет на доску или бордюр песочницы, придерживая формочку рукой, стучит по формочке совочком, потом снимает форму. пирожок готов. Показывает детям это действие 4- 5 раз, затем предлагает сделать пирожок самостоятельно.
9.Цель: знакомство детей со свойствами сухого песка.
Содержание и оборудование: воспитатель ставит мельницу в пустую мисочку, совочком сыплет сухой песок на лопасти мельницы и наблюдает с детьми, что происходит с песком. Затем предлагает взять сухой песок в руку и слепить лепешку. Что происходит? Потом предлагает сделать из сухого песка пирожок для куклы - он рассыпается.
ВОЗДУХ
1.Цель: познакомить детей с движением воздуха.
Содержание и оборудование: взять лист бумаги и помахать у детей перед лицом. Вы почувствовали холодок — это ветер. Есть такая игрушка - бумажная мельница, которую ветер приведет в движение, когда вы будете бежать. Раздать детям эти игрушки и понаблюдать, как мельницы закрутились.
2.Цель: игры с султанчиками.
Содержание и оборудование: в ветреную погоду дать детям поиграть с султанчиками, а можно помахать ими и появится ветерок.
3.Тема и цель: "Игрушка - вертушка" - познакомить детей со свойством ветра - приводить в движение легкие предметы.
Содержание и оборудование: сделать с детьми игрушки - вертушки и показать, как их приводить в движение при помощи ветра.
4.Тема и цель: "Ветер по морю гуляет"
Содержание и оборудование: научить детей делать кораблики и з скорлупы грецкого ореха и отправлять их в плавание при помощи ветра.
5.Тема и цель: "Ветер и семена"
Содержание и оборудование: на участке рассмотреть с детьми крылатки клена и ясеня. Почему семена имеют такую форму? Предложить положить семена на ладонь и подуть на них. Что с ними происходит?
6.Тема и цель: "Ветряные мельницы"
Содержание и оборудование: показать детям картину ветряной мельницы, расспросить, знают ли они, для чего нужны мельницы? Рассказать, как люди используют ветер для своих нужд. Изготовить совместно с детьми макет ветряной мельницы.
7.Тема и цель: "Пугало"
Содержание и оборудование: воспитатель рассказывает, как он увидел у соседей на даче пугало, на котором висели легкие банки и ленточки. Как вы думаете, для чего висят на пугале эти предметы? Потом предлагает поэкспериментировать с такими предметами на улице, когда дует ветер.
ТКАНЬ
1.Цель: объяснить детям, что ткань состоит из ниточек.
Содержание и оборудование: детям розданы кусочки ткани, и воспитатель на своей салфетке показывает, что ткань состоит из ниточек, вытягивает несколько, потом предлагает детям сделать то же самое.
2.Цель: показать детям, что ткань можно красить.
Содержание и оборудование: у воспитателя и детей белые или однотонные не яркие салфетки. А кукле нужно сделать красивую салфетку в горошек. Горошинки им можно нарисовать краской, и воспитатель показывает, как это сделать.
БУМАГА
1.Тема и цель: "Рвем бумагу"
Содержание и оборудование: дети рвут на мелкие кусочки разноцветную бумагу и делают из нее аппликацию.
2.Тема и цель: "Бумажные комочки" - познакомить детей с новым свойством бумаги - скатыванием.
Содержание и оборудование: воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию.
3.Тема и цель: "Бумажные полоски"
Содержание и оборудование: детям раздают ножницы и половинку альбомного листа, потом показывают, как получить полоску при помощи ножниц. Вырезанные полоски можно использовать, чтобы узнать, есть ли на улице ветер.
КАМНИ
1.Цель: познакомить детей с камешками.
Содержание и оборудование: рассмотреть, какого они цвета, какие на ощупь. Постучать о камешек, слушать издаваемый звук. Определить на ощупь твердый он или мягкий. Из камешков можно построить заборчик.
2.Цель: плавают или тонут?
Содержание и оборудование: налить в таз воду и опустить несколько предметов среди них и камешки. Плавают ли камешки? А какой цвет у сухих и мокрых камешков?
3.Цель: шумелки.
Содержание и оборудование: положить камешки в деревянную коробку и потрясти ее, потом в банку от кофе и тоже потрясти. Послушать, какой звук издают камешки.
СНЕГ
1.Тема и цель: "Разные ножки топают по снежной дорожке" - научить детей получать четкие следы на снегу.
Содержание и оборудование: воспитатель учит детей, как получить четкие следы на снегу. Взяв ребенка за руки, делает отпечаток его фигуры на ровном снегу. Показывает, как получить из снега различные фигуры.
2.Тема и цель: "Ледяная горка" - показать детям, как делать горку для куклы.
Содержание и оборудование: при помощи детских лопаток воспитатель и дети делают горку из снега для куклы, потом поливают ее водой и наблюдают до конца прогулки, что происходит с горкой. Затем катают куклу с ледяной горки.
3.Тема и цель: "Снежный городок" - научить детей делать из снега колобки и большой дом.
Содержание и оборудование: воспитатель лепит из снега колобок и предлагает детям слепить такой же. Потом показывает, как из маленьких колобков можно построить большой дом, который называется снежной крепостью.
4.Цель: показать детям, как образуются следы на снегу.
Содержание и оборудование: рассмотреть на прогулке следы детей и воспитателя, птиц и животных.
5.Тема и цель: "Разноцветные фигуры" - научить детей раскрашивать снежные фигуры.
Содержание и оборудование: на прогулке воспитатель делает вместе с детьми фигурки из снега: снеговики, черепашки, колобки, снежный городок из маленьких комков снега. Помощник воспитателя выносит теплую подкрашенную воду в брызгалках, и дети раскрашивают водой фигурки из снега.
6.Цель: познакомить детей со свойствами снега, он лепится и состоит из снежинок.
Содержание и оборудование: рассмотреть с детьми, как падает снег. Он состоит из белоснежных красивых снежинок. Если снежинку взять в теплые руки, она превратится в капельку воды. Снег лепится, из него можно при помощи лопатки построить горку, и потом с горки на саночках покатать куклу.
7.Цель: познакомить с таянием снега.
Содержание и оборудование: на прогулке набрать с детьми чашку или тазик снега и принести в группу. Потом понаблюдать, что происходит со снегом. Опустить в воду белую бумагу и рассмотреть, что талая вода мутная, поэтому снег есть нельзя, он грязный. Но талую воду любят комнатные растения. Полить этой водой растения.
МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ
1.Цель: научить детей выполнять дыхательное упражнение для выдувания мыльных пузырей.
Содержание и оборудование: воспитатель берет баночку с мыльным раствором и палочку для выдувания мыльных пузырей. Показывает детям, как нужно дуть, чтобы получились пузыри. Потом, выдувает пузыри, а дети их ловят.
СОЛНЦЕ
1.Тема и цель: "Солнечные зайчики" - научить детей играть с солнечными зайчиками.
Содержание и оборудование: вынести в солнечный день на участок зеркало и научить детей, как пускать солнечного зайчика. Организовать игры с солнечным зайчиком.
2.Тема и цель: "Тень" - познакомить детей со свойством солнечного света.
Содержание и оборудование: рассказать детям, как возникает тень, понаблюдать за движением тени.
3.Тема и цель: "Разноцветные стекляшки" - познакомить детей со свойствами прозрачного стекла.
Содержание и оборудование: раздать детям разноцветные стеклышки и понаблюдать через них, как меняется окружающий мир.
ЗЕРКАЛО
1.Тема и цель: "Солнечные зайчики"
Содержание и оборудование: каждому ребенку дать зеркальце и помочь получить солнечного зайчика.
2.Тема и цель: "Что находится в зеркале"
Содержание и оборудование: ребенок смотрит в зеркало, а воспитатель спрашивает у него, что находится в зеркале справа, слева, вверху и что он видит внизу зеркала?
ТЕНЬ
1.Тема и цель: игра "Угадай, что это?"
Содержание и оборудование: воспитатель показывает детям, как при помощи рук можно получить различные фигуры. Дети угадывают, что изображает воспитатель, и повторяют его фигуры, потом придумывают свои.
2. Тема и цель: "Театр теней"
Содержание и оборудование: воспитатель показывает детям персонажей сказки, а дети озвучивают героев.
3. Тема и цель: "Угадай, какой предмет?"
Содержание и оборудование: воспитатель показывает предмет, а дети по тени узнают, что это.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста.
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно даёт детям реальные предст...
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, ...
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...
Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста "Опыты с водой"
Через игры и опыты научить детей исследовать воду в разных состояниях....
Всемирный День детских изобретений- 17 января.Картотека опытов и экспериментов для младшего дошкольного возраста.
В этот увлекательный и необычный день предлагаем вам вместе с детьми пусть не изобрести, но поэкспериментировать! Ведь каждое новое интересное изобретение рождается путём проб и ошибок, опытов и экспе...
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»...
Картотека «Опыты и эксперименты в младшем дошкольном возрасте»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30176071","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...