ПРОЕКТ "НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ"
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)
Дошкольный возраст – время воспитания души, а не образования ребенка.: воспитания уважения к родителям и старшим, любовь к ближнему и Родине, бескорыстность, жертвенность, скромность, честность, готовность признавать свои ошибки, терпеть, уступать, прощать и т. п.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников – это, прежде всего воспитание чувств по отношению к самым близким людям: родителям, братьям, сестрам, воспитателям детского сада, детям группы, своей малой Родине. И здесь педагогу нужно подавать малышу пример. Сердцем принимать эти нравственные нормы и следовать им в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvenno-patrioticheskoe_vospitanie.docx | 750.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Больше-Оёшинский детский сад «Теремок»
Педагогический проект с дошкольниками
2014 – 2017 год
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
Воспитатель Чикличеева Г.Ш.
1. Проблема.
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Известный русский религиозный философ В. В. Зеньковский писал: - «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны прикоснуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие».
2. Актуальность.
Дошкольный возраст – время воспитания души, а не образования ребенка.: Воспитания уважения к родителям и старшим, любовь к ближнему и Родине, бескорыстность, жертвенность, скромность, честность, готовность признавать свои ошибки, терпеть, уступать, прощать и т. п.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников – это, прежде всего воспитание чувств по отношению к самым близким людям: родителям, братьям, сестрам, воспитателям детского сада, детям группы, своей малой Родине. И здесь педагогу нужно подавать малышу пример. Сердцем принимать эти нравственные нормы и следовать им в повседневной жизни. Слово не должно расходиться с делом. Дети это замечают, считывают и впитывают внутреннюю позицию взрослого, копируют его поведение. Духовно-нравственное воспитание осуществляется ежесекундно, на занятиях, праздниках, прогулках, в быту, в играх. При этом нравственные ценности должны не навязчиво передаваться детям и выстраиваться в их сознании в определенную ценностную шкалу. Работа должна идти через сердце, беседы о морали не помогут. Ребенок должен сам понять, что хорошо, а что плохо, как поступать можно и нужно, а как нельзя. Педагог должен помочь ему в этом разобраться.
3. Цель нашей работы: - развитие нравственных качеств ребенка.
Задачи:
- формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию;
- уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей;
- формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, соседям, и другим людям) .
4. Условия.
Для решения поставленных задач и успешной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе этнокультурного развития необходимо выполнение нескольких принципиально важных условий:
- непосредственное участие в названном процессе и взрослых и детей (взрослые и дети играют в народные игры, исполняют старинные обряды, о которых мы хотим помнить, как о прошлом опыте наших предков, например гадание перед Рождеством) ;
- продвижение от опыта к знанию (например, мы объясняли детям, как раньше колядовали, дети понимают это, участвуя в ритме культурной жизни всего детского сада) ;
- использование народного опыта непосредственно в жизни детей (например, на занятиях знакомились с лекарственными травами, как эти травы издавна использовались человеком (подорожник – от порезов, ромашка от горла и др., дети участвуют в колядках и т. п.)
- усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, всеми сотрудниками детского сада.
Формы работы с детьми:
Для успешной работы по духовно-нравственному воспитанию детей на основе этнокультурного развития в детском саду мы проводили:
- занятия познавательного характера,
- занятия продуктивного характера,
- занятия по ознакомлению с художественной литературой,
- праздники и развлечения,
- различные виды игр: дидактические, подвижные, игры-драматизации,
сюжетно-ролевые;
- экскурсии,
- тематические выставки,
- наблюдения,
- познавательные беседы, целевые прогулки,
- трудовая деятельность;
- мастер-классы.
5. Содержание воспитания.
Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общими переживаниями.
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение праздников, например: осенью – «Капустная вечеринка», зимой – «Колядки», «Разудалая Масленица», а также спортивно-музыкальный праздник «Честный поединок», который был посвящен защитникам Отечества и папы в нем принимали непосредственное участие; весной – «Пасха», «Праздник Весны», «Никто не забыт, ничто не забыто», летом – «Именины березки» (Троица) .
Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с важными датами, событиями в общественной жизни.
6.
Поскольку русская культура в большей степени это православная культура, дети знакомятся с основами христианской религии. Сначала у нас появились такие праздники – Рождество и Пасха. Воспитание дошкольников идет в основном через духовно- нравственное воспитание малышей, усвоение ими традиционных нравственных ценностей, знакомство с историей, лучшими образцами отечественного искусства. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций – дело трудное и деликатное. Начали мы свою работу в этом направлении с виртуальной экскурсии в Храм, где дети могли увидеть его внутреннее убранство, красоту икон и настенной живописи. Затем у нас прошли занятия на темы:
«Рождество Христово». На пасхальной неделе у нас проходят мастер-классы «Пасхальное яйцо», «Пасхальные открытки». Все занятия проводятся как увлекательные путешествия по истории страны, мира.
Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Мы вместе с родителями, помогаем детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.
Мы с детьми нашей группы ходили на экскурсию в краеведческий музей нашего посёлка, там посетили уголок «Русская избы», в котором собрана коллекция старинных предметов быта, крестьянская утварь.
В своей работе используем «Театр сказок», ведь сказка вводит ребенка в мир родной культуры, благодаря ней дети понимают законы мироустройства, вырабатывают систему нравственного поведения.
Мы вовлекаем детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе, которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи. Дети не просто воспроизводят, но и в доступных формах и доступными средствами творят живую культуру, конечно не претендуя на общественную значимость получаемого продукта.
С нашими дошкольниками мы изготовили подарки папам – «Богатыри», а мамам – «Поздравительные открытки».
7. Итог:
Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложили в сознании детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.
Консультация для родителей на тему: «нравственное воспитание дошкольников»
Как известно, любовь к Родине начинается с любви к своей семье, дому, городу, в котором мы живём. Воспитывая в детях патриотические чувства, педагоги ДОУ развивают у малышей познавательный интерес, любовь к родному краю, её историко-культурному наследию. Уже в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к стране, городу, семье, к природе родного края. Воспитание патриотизма – процесс сложный и длительный. Работа должна проводиться регулярно и систематично. Большая роль отводится разнообразию методов и приёмов, созданию определённых условий. Одна из главных задач – подбор наглядного материала, фотографии из прошлых лет, репродукции картин, рисунки с изображением достопримечательностей. Дети начинают понимать, что их город частичка Родины. Чтобы малышам было интересно, необходимо преподнести материал понятно, доходчиво, эмоционально, начиная с того, что нас окружает, за кем, или за чем они могут наблюдать, постепенно расширяя кругозор.
Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь к Родине, не являются пустым звуком, а имеют гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности.
Перед дошкольными учреждениями всегда стоит задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности подрастающего поколения.
Трудность заключается в том, что представления детей формируются на основе разнообразных, часто противоречивых влияний детского сада, семьи, улицы. Поэтому, этические представления, которые уже известны одним детям, для других могут быть новыми. Только целенаправленная систематическая работа по развитию у детей этических представлений и нравственности даст хорошие результаты.
На сегодняшний день мы с уверенностью можем сказать, что работа по ознакомлению с родным краем способствует систематизации и обогащению знаний детей о культурных ценностях посёлка и города, его истории, природных богатствах. Эти знания и есть чувства гордости за свою малую Родину, за свой народ.
«Я вернусь, чтобы спасти вас». Духовно-нравственное воспитание дошкольников
В дошкольном возрасте приобщение к русским традициям идёт, в основном, через духовно – нравственное воспитание малышей, усвоение ими традиционных нравственных ценностей, знакомство с историей страны, лучшими образцами отечественного искусства и осознание ими духовно – нравственного потенциала.
Первое, с чего нужно начать – это с организации развивающей среды. Необходимо убрать из групп всё чужеродное по отношению к отечественной культуре: игрушки, книги, видеокассеты и т. д. Проводить разъяснительную работу с детьми и родителями, просить малышей не приносить в детский сад монстров, диснеевские книжки и журналы, убедить родителей в необходимости контролировать, что смотрит их кроха по телевизору, быть более осторожными при покупке игрушек, книг, дисков и т. п. Постараться не допускать в детский сад и жизнь наших детей вещей, которые могут навредить их формирующейся душе.
Дошкольное детство – пора воспитания человека и его души. Наверстать упущенное практически невозможно, поэтому нужно сосредоточить наше внимание именно на этом.
Духовно – нравственное воспитание дошкольников – это, прежде всего, воспитание чувств по отношению к самым близким им людям: родителям, братьям, сёстрам, воспитателям детского сада, детям группы, Родине. И здесь педагогу необходимо не столько декламировать нормы поведения в социуме, сколько подавать малышам личный пример. Сердцем принимать эти нравственные нормы и следовать им в повседневной жизни. Слово не должно расходиться с делом. Дети это подмечают, считывают и впитывают внутреннюю позицию взрослого, копируют его поведение.
Духовно – нравственное воспитание должно осуществляться ежесекундно, на занятиях, праздниках, прогулках, в игре и быту. При этом нравственные ценности ненавязчиво передают детям. Работа должна идти через сердце, недопустимы моралистические беседы. Ребёнок должен сам понять, что хорошо, а что плохо, как поступать можно и нужно, а как нельзя. Наша задача – помочь ему в этом разобраться.
Нам нужно воспитывать в детях национальное самосознание. Это можно сделать через знакомство с русской культурой и народными игрушками, промыслами, праздниками, приобщение малышей к фольклору и т. п.
Поскольку русская культура – культура православная, мы можем познакомить детей с основами христианской религии, т. е. дать им элементарные представления о православной культуре.
Родная русская культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка. Процесс приобщения детей к культуре своего народа мы начинаем с самого раннего возраста: через колыбельные песни, частушки, потешки, пословицы, поговорки, сказки. Наибольший отклик в душе ребёнка, дающий духовные ростки, вызывают православные праздники. Мы видим, сколько положительных эмоций наши дети получают на праздниках Пасха. Троица, Рождество.
Воспитание духовно – нравственной личности показывает, что самую важную роль в этом направлении играет семья. Многим родителям просто не известно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей
Приложение 2.
Проект с дошкольниками подготовительной группы 2016-2017г.г.
«Духовно-нравственное развитие дошкольников на основе семейных ценностей»
Цель: Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам
Задачи:
• Формировать у детей представление о семье.
• Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
• Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
• Установление партнёрских отношений с семьёй каждого ребёнка.
Актуальность темы
В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление каждого ребенка с понятием «семья» невозможна без поддержки самой семьи.
Мой проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско-родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Ожидаемые конечные результаты:
• Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях.
• Проявление уважение и заботы ко всем членам семьи
• Гармонизация детско-родительских отношений.
• Развитие творческих способностей детей в ходе продуктивной деятельности
• Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
• Понимание значимости семьи в жизни каждого человека
Вид проекта:
Долгосрочный (с 01.09.2016-31.05.2017)
Практическая значимость проекта:
- оформление фотоальбома «Моя семья»
- оформление коллективной поздравительной открытки «Наши любимые мамочки! »
- оформление выставки «Мое родословное дерево»
- консультации для родителей «Ребенок – душа семьи! »
- итоговое мероприятие «Моя дружная семья»
В процессе реализации проекта проводятся тематические занятия. В помощь родителям даются консультации, домашние задания для детей и родителей по определённой тематике: сбор материала для выпуска семейных газет и групповой, фотоальбомов, составление рассказов о семье. Общение с детьми в свободное от занятий время (беседы)
Старая поговорка гласит: «Все новое-хорошо забытое старое». В настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истиной истории нашего государства и общества в целом.
У педагогов появилась возможность дать ребенку почувствовать себя частью великого целого-своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем.
В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации в связи с «Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования».
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая его мерилом человеческих ценностей.
Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно - педагогической деятельности.
Именно поэтому мы в своей работе уделяем большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников.
В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.
Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве"
В своей работе мы приобщаем детей к культурным традициям своего народа посредством бесед, организаций экскурсий в музей детского сада, где мы проводим тематические интегрированные занятия.
Таким образом, художественно-эстетическое воспитание - это формирование в человеке художественно-эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты.
Художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, умение правильно понимать и оценивать его.
На занятиях формирования целостной картины мира мы знакомим детей с разными видами художественной росписи - это имеет деятельную и созидательную направленность, которая не должна ограничиваться только созерцательной задачей, она должна формировать способность создавать прекрасное не только в искусстве, но и жизни.
Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается.
Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.
Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно – творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства,
отрабатывает исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.
Так дети нашей группы участвуют в постановках русских- народных танцев, театральных постановках, рисуют и расписывают свои работы в разных техниках и видах росписи.
Но именно художественная деятельность, ярко - эмоционально окрашенная от полученного удовлетворения занятиями любимыми видами художественной деятельности, помогает, добиваться к семи годам тех же результатов, что и интеллектуальные программы. И, кроме того, как результат художественно-эстетического воспитания – духовно богатую, всесторонне развитую личность.
Именно поэтому необходимо уделять большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников.
Одной из основных целей педагогического коллектива должно быть развитие творческого потенциала ребёнка, создание условий для его самореализации.
Так в нашей группе совместно с родителями воспитанников мы организовали мини-музей «Ложкари», «Чудеса женского рукоделия» и «Бабушкин сундук», где дети знакомятся с предметами русского быта, их предназначением. Это помогает развитию у детей представлений о человеке в истории и культуре.
В нашей группе ведутся беседы, главной целью которых является помощь детям в усвоении духовно-нравственных категорий добро-зло, трудолюбие-лень, развитие способностей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, познакомить детей с традициями празднования религиозных праздников - Крещение, Рождество, Пасха.
В этом году мы занялись тестопластикой, закрепляем основы знаний о Матрешке, росписи дымковской игрушки, в зимнее время года будем изучать обряды старины «Колядки», о мастерах и видах росписи «Гжель», «Хохлома», «Городецкая роспись», продолжение знакомства с народными православными праздниками. Ведется активная работа с родителями, где нашей задачей является помощь в осознании, что в первую очередь- в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные, художественно-эстетические ценности, обычаи и что именно родители ответственны за воспитание детей. Обращаясь к истории отцов и дедов- мы включаем себя и своих детей в неистребимую цепь жизни. А думая о прошлом мы берем на себя ответственность перед будущим.
В нашей группе был организован конкурс для родителей «Оберег семьи». А мама Саликовой Насти и Чубаровой Василисы создали своими руками и подарила нам коллекцию вязаной одежды для кукол. Одной из форм работы с родителями, конечно же является родительское собрание. Так, на втором организационном собрании была проведена психологическая игра «Колобок». В перспективе для решения художественно-эстетических задач мы планируем провести родительское собрание по теме: «». Целью которого является показать родителям значимость художественно-эстетического воспитания в семье, для дальнейшего становления личности собственных детей.
Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства (глина, дерево, природные материалы) . В детском саду ребята посещают свой мини-музей «русская изба». Совместно с родителями создан свой мини-музей в группе, «Музей ракушки», «Музей старины».
Мы с детьми и родителями нашей группы ходили на экскурсию в краеведческий музей нашего посёлка, там посетили уголок «Русская изба», в котором собрана коллекция старинных предметов быта, крестьянская утварь.
Проводили театрализованное представление «Приключения в сказочном королевстве с царевной Веселиной» с участием родителей Бумагиной Алены, Симоновой Светланы, Кобзевой Анны, семьей Подчепаевых Евгении и Алексея, целью которого было совместное творчество детей и их родителей, развитие тесного общения, творческих способностей и главное создание эмоционального - радостного чувства от этой работы. Проводилось мероприятие «Семейная гостиная», где родители вместе с детьми беседовали о проделанной совместной работе, говорили о пословицах, поговорках, загадывали загадки, пили чай, обсуждая о дальнейшем участии в постановках русских-народных сказок.
В нашей группе было организовано Чтение художественной литературы с участием родителей.
Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.
Программа «Духовно-нравственное воспитание» в ДОУ включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание, культурно- досуговую деятельность. синтез искусств; вокал; хореографию, театрально - игровую деятельность; все виды продуктивной деятельности, краеведение.
Таким образом, правильно организованная система работы – создание условий для эстетического воспитания, организация учебно – воспитательного процесса – позволит создать благоприятные условия для развития духовно-нравственных, художественно – эстетических способностей детей, творческого воображения и, как результат воспитания, – духовно богатую, всесторонне развитую личность.
Консультация для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания, целенаправленной комплексной молодежной, семейной государственной политики, государственной политики в интересах детей; резкие, не продуманные изменения в образовательной системе, вымывающие многолетний положительный опыт отечественной педагогики, ориентированной на формирование нравственной, всесторонне развитой личности.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Сравнительно легко в детстве происходит усвоение нравственных и социальных норм. Обратиться к душе ребенка, должны мы, педагоги. Воспитание души – для будущего взрослого человека – это создание основы духовно-нравственных ценностей. Основой духовно-нравственного воспитания является культура семьи, общества и образовательного учреждения – той среды, в которой происходит развитие и становление, в которой живет ребенок. Культура – это система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для поиска высших ценностей и для удовлетворения духовных потребностей. Обряды и праздники загадочное и удивительное явление народной культуры. Целью духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.
Особенные черты русского характера сохранились в устном народном творчестве. В доступной для детей форме в течение длительного времени воспитатель раскрывает значение слова Родина, расширяя и углубляя на конкретных примерах общественные представления детей, которые становятся основой духовного, нравственного, патриотического воспитания дошкольников.
Нравственное воспитание дошкольников включает в себя целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
-формирование бережного отношения к природе и всему живому;
-воспитание уважения к труду
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
-формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
-знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была и будет актуальной. Задача вырастить молодое поколение добрым, честным, трудолюбивым стояла не только перед нашими отцами и дедами, но и во все прежние века и тысячелетия.
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Консультация для родителей
«Духовно - нравственное воспитание актуально в наше время»
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Продолжается разрушение института семьи: через т. н. «половое просвещение» у детей формируются несупружеские, антиродительские и антисемейные установки.
Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Дошкольный возраст – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных. Время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Общеизвестно, что человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Музыкой или спортом нужно начать заниматься до какого-то возраста, иначе высоких результатов не будет. Но есть ведь еще очень чувствительная сфера человеческой личности – его душевная жизнь, и эта сфера часто остается без внимания. Не вызывает сомнения, что упущения здесь еще более значимы, так как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до 8 лет – это сензитивный период для формирования сенсорной, эмоциональной и нравственной сфер. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
Семья является первичным лоном человеческой культуры, именно она диктует ребенку формы и нормы поведения, интересы и ценности. Она образец жизни, который усваивает малыш и будет копировать в своей семье, став взрослым. Семейные взаимоотношения становятся для него «моделью,» по которой формируется его характер, отношение к себе, миру, другим людям. Насколько дружелюбны, добры, открыты и наполнены любовью члены семьи, настолько добрым и светлым будет казаться мир ребенку, в который он вошел. Ибо первые 3-5 лет весь мир человека – это, прежде всего его семья, которая удовлетворяет его потребности: в еде, общении, защищенности и в главной человеческой потребности – быть любимым, быть нужным в этом мире. Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души; здесь ребенок научается любить, верить, жертвовать – именно родители и первые воспитатели, они закладывают основу духовно-нравственного развития маленького человека. Но сегодняшняя ситуация говорит об утрате культуры семейных взаимоотношений. Частый диагноз, который врачи ставят детям – «синдром дефицита внимания», неудовлетворенная потребность в родительской любви лишает ребенка главного – способности любить, строить собственную семью, радоваться жизни.
Сегодня решению всех этих проблем уделяется огромное внимание. Разрабатываются и апробируются различные программы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. Цель программы – целостное духовно-нравственное и социальное развитие личности ребенка - дошкольника, посредством его приобщения к ценностям православной культуры, и освоения духовно-нравственных традиций русского народа. Развитие его духовного, психического и телесного здоровья.
Особенность этой программы заключается в том, что формирование отношения к своим родителям, близким, родному краю, родной природе, к своему Отечеству происходит на ценностях православной культуры, через воспроизведение годового цикла праздников, труда, игр, использование народных сказок и малых фольклорных форм, через знакомство с музыкальными и живописными произведениями.
Организация жизни детей в соответствии с календарными вехами наполняет детский год значимыми событиями-праздниками. При подготовке к ним дети в естественной форме усваивают сведения о традициях русского народа, о том какие православные отмечаются праздники, знакомятся со значением праздничных действий, обрядов, символов.
Самым же любимым стал праздник именин, который проводится раз в два – три месяца, в зависимости от количества именинников. Дети и родители через разные виды деятельности были познакомлены с этой традицией.
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки. Музыки, фантазии, творчества. Без этого он – «засушенный цветок». /Василий Александрович Сухомлинский/.
Конечно же в духовно-нравственном воспитании дошкольников особое значение имеет художественная литература, устное народное творчество, музыка, живопись, все это способствует тому, что воспитательно-образовательный процесс становится более интересным, увлекательным, а значит и легко воспринимаемым детьми.
Игра же основа жизнедеятельность дошкольника: с одной стороны ведущая линия развития в дошкольном возрасте - это школа познания жизни, школа приобретения жизненного опыта, школа общения; с другой стороны это удовольствие, отдых. Поэтому игровые формы в работе имеют приоритетное место.
Неоценимым национальным богатством являются народные игры. К сожалению, они почти исчезли из детства. А хотелось бы их сделать достоянием наших детей
Православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, а обогащает и дополняет воспитательный процесс уникальными традициями русской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
презентация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.
Практический материал по воспитанию культуры поведения дошкольников. Представлен в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)
Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическом...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...
«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...